Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

                 Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста предусматривает расширение границ воздействия коррекционных логопедических методов за рамки логопедических групп. Эффективной профилактикой нарушений звукопроизношения у детей массовых групп дошкольного образовательного учреждения  считаю  использование в рамках организованной детской деятельности комплексов массажных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon логопедический самомассаж 27 КБ

Предварительный просмотр:

               Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в  котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие правильной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

                Современный ребенок к 4 – 5 годам в норме овладевает всей системой родного языка: правильно произносит все звуки, свободно воспроизводит многосложные слова, полно излагает свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, говорит связно. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

          Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного  звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы. У ребенка с дефектным произношением  зачастую  нарушено полноценное  общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности.

Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

  1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.
  2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).
  3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия)
  4. Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.
  5. В будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений - главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

             В настоящее время в логопедические группы зачисляются дети, имеющие тяжёлые речевые нарушения. Так, сравнительно недавно в логопедические группы зачислялись исключительно дети с диагнозом ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи). В текущем 2010-2011 учебном году на коррекционное обучение зачислены дети со следующими диагнозами:

- общее недоразвитие речи 3 уровня – 4 человека

- общее недоразвитие речи 3 уровня на фоне специфического системного расстройства - 3 человека

- общее недоразвитие речи 3 уровня, осложнённое дизартрией – 3 человека

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи, осложнённое дизартрией – 4  человека.

              Тщательно проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что дети массовых групп, имеющие дислалию, остаются неохваченными логопедической  помощью. В массовых группах старшего дошкольного возраста около 50 % детей требуют коррекции звукопроизношения. В настоящее время недостаточно изучены  механизмы применения логопедического массажа для улучшения качества  звукопроизношения  детей-логопатов, и детей массовых групп  старшего дошкольного возраста.

    Наше исследование было направлено на выработку и применение эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия  при тяжёлых нарушениях звукопроизношения у детей-логопатов и детей массовых групп старшего дошкольного возраста. Одним из таких методов мы считаем применение приёмов логопедического массажа и самомассажа в сочетании с гимнастикой органов артикуляции.

     

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Инновационные методы и приёмы в работе над совершенствованием физического развития детей старшего возраста"

Задачи дошкольного воспитания очень много: это и образовательные, и воспитательные задачи, но главная, которая стоит перед нами, работниками дошкольных учреждений, - сохранение, а по возможности...

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционныеупражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозг...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Аннотация: Целью статьи является рассказать, об эффективности включения логопедического массажа в комплекс медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающи...

"Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"

Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствамиУ большинства детей дошкольного возраста из &nda...