"Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"
статья по логопедии (старшая группа)

Коньякова Дарья Александровна

Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

У большинства детей дошкольного возраста из – за плохой экологии, наблюдается тенденция к ухудшению здоровья, что выражается в общей соматической ослабленности- это оказывает отрицательное влияние на формирование высших психических функций ребёнка.

Наличия органической симптоматики и сочетанности разных дефектов развития наблюдаются те или иные дефекты речи- называемые минимальными дизартрическими расстройствами или стёртая дизартрия, при котором ведущим в структуре речевого дефекта является стойкое нарушение фонетической стороны речи.

Минимальные дизартрические расстройства или стёртая дизартрия – это расстройство речи, причиной которого является нарушение иннервации органов артикуляционного аппарата вследствие минимальных органических повреждений центральной нервной системы, поэтому для успешной коррекции нарушенного звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах необходимо включать комплексы логопедического массажа.

Логопедический массаж – уникальная технология, позволяющая преодолеть не только дефекты звукопроизношения, но и скорректировать моторные функции речевого аппарата, что позволит ребёнку свободно владеть своим речевым аппаратом, пользоваться полным объёмом артикуляционных движений и т.д.

Логопедический массаж на сегодняшний день является эффективным методом в работе с детьми с нарушением звукопроизношения. В результате механического воздействия улучшается состояние речевого аппарата, что позволяет ребёнку с минимальными дизартрическими расстройствами почувствовать правильное кинестетическое положение органов артикуляционного аппарата при произношении звуков. Логопедический массаж корректирует произношение звуков, поддерживает тонус мышц речевого аппарата и главное, помогает специалисту (логопеду) сократить время для формирования правильной речи.

Звукопроизношение – это процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы [4].

Понимание   различительных    артикуляционных    и   акустических

признаков звуков речи – это необходимое условие для успешного овладения звуками речи, а также необходимо для построения работы по выработке правильного навыка в произношении звуков [5].

 

Для детей с минимальными дизартрическими расстройствами характерна скудность мимики, отсутствие тонуса губ, языка, асимметрия носогубных складок, уголков рта.

Детям с данной категорией речевого нарушения сложно удерживать органы речи в одной позиции, вызывает трудность в переключении с одного артикуляционного положения на другое, снижен объём движений губ и языка. Движения губ выполняются не в полном объёме, носят приблизительный характер, наблюдается затруднение в растягивании губ. При выполнении артикуляционных упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъёма и удержания языка наверху, тремор кончика языка.

У многих детей отмечается быстрое утомление, повышенная саливация, наличие гиперкинезов мышц лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях девиация.

Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей данной категории свидетельствуют о неврологической микросимптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. Мозаичность симптомов лицевого, языкоглоточного и подъязычного нервов определяет особенности и разнообразие фонетических нарушений у детей.

Фонетические и просодические нарушения при минимальных дизартрических расстройствах обусловлены паретичностью и спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата. Вариативность и мозаичность этих нарушений обуславливает разнообразие фонетических и просодических нарушений:

- межзубное произношение переднеязычных в сочетании с горловым

[р];

  • боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат;
  • дефект смягчения, в результате спастичности кончика языка и его

 

стремления к более передней артикуляции;

  • свистящие сигматизмы, в результате спастичности кончика языка шипящие образуются в нижней позиции языка;
  • шипящие сигматизмы появляются из – за спастичности языка, когда язык утолщён и напряжён;
  • дефекты     озвончения,    как    частичное    нарушение    голоса, фонационные расстройства и фонетические нарушения.

Все перечисленные нарушения звукопроизношения сочетаются с различными фонационными, просодическими и дыхательными нарушениями.

У данной категории детей отмечается негрубая неврологическая симптоматика в виде стёртых парезов, гиперкинезов, нарушений мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры. Наблюдаются нарушения нервнопсихических функций, а именно внимания, мышления и памяти.

Общее развитие детей с минимальными дизартрическими расстройствами отличается от нормы. У них (детей) изменён неврологический статус. Наблюдаются стойкий дермографизм, потливость рук и ног. Дети легко возбудимы, непоседливы, совершают много лишних движений или наоборот слишком медлительны, заторможены.

 

Логопедический массаж – это метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата [2].

 

Логопедический массаж – это уникальный нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, так как способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние ребёнка, страдающего нарушениями речи, в том числе минимальными дизартрическими расстройствами [1].

 

Логопедический массаж улучшает не только моторную деятельность отстающих систем головного мозга, но и побуждает к работе близлежащие мозговые системы.

Он входит в комплексную медико – педагогическую систему коррекционной работы детей, страдающих речевыми нарушениями. Массаж применяется в коррекционной работе с детьми, у которых диагностировано большинство речевых расстройств, а также массаж используется в коррекционной работе с детьми, у которых диагностировано такое речевое расстройство, как дизартрия и её минимальные проявления [3].

При коррекции звукопроизношения с помощью логопедического массажа происходит:

-нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

-снижение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; уменьшение дефектных двигательных проявлений мышц речевого аппарата (гиперкинезы, синкенезии, и т.д.);

-увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений;

-активизация групп мышц периферического речевого аппарата, у которых наблюдалась ограниченная сократительная активность;

-выработка произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Из этого следует, что применение массажа при нарушениях речи не только желательно, но и крайне необходимо. Ведь для успешной работы над дефектным звукопроизношением, использование только традиционных педагогических методов будет не столь эффективно.

В логопедической практике разработано множество методик проведения логопедического массажа. Однако методики Е.В. Новиковой (зондовый массаж) и массаж Е.А. Дьяковой являются наиболее популярными. Также известны работы Е.Ф. Архиповой, О.Г. Приходько, О.И. Крупенчук, И.Б. Карелиной и других, в которых освещаются методики логопедического массажа.

 

Основной целью логопедического массажа является нормализация тонуса мышц, задействованных в процессе воспроизведения ребёнком собственной речи, направлен на формирование правильной речи ребёнка с речевыми расстройствами [2].

При проведении логопедического массажа реализуются следующие задачи:

  • коррекция звукопроизношения;
  • нормализация речевого дыхания;
  • устранение   эмоционального  напряжения   у   детей   с   речевой патологией;
  • улучшение состояния голоса;
  • улучшение тонуса мышц ротовой полости и голосового аппарата;
  • проработка и активизация периферического речевого аппарата;

 

  • уменьшение гиперсаливации;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • усиление проприоцептивных ощущений;
  • формирование предпосылок для произвольных координированных движений артикуляционных органов;
  • афферентация в речевые зоны коры головного мозга.

В логопедической практике как правило используется несколько видов массажа.

Дифференцированный массаж является одним из основных видов массажа. Он направлен на укрепление или расслабление органов артикуляционного аппарата, в зависимости от состояния их мышечного тонуса. Этот массаж включает приёмы классического (ручного) массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация и поколачивание, плотное нажатие.

Используется массаж биологически активных точек с применением специальных приспособлений, а именно, логопедических зондов, шпателей, вибромассажёров, вакуумных и других приборов). Точечный массаж заключается в воздействии на активные точки надавливанием и делится на расслабляющий и тонизирующий массаж.

Смешанный массаж включает в себя несколько видов массажа. Вариации смешанного массажа могут быть различны. Например, дифференцированный классический массаж, дополненный приёмами точечного массажа усиливает воздействие на организм в целом, либо дополненный отдельными приёмами инструментального (зондового) массажа усиливает воздействие на отдельные мышечные группы.

В комплекс логопедического массажа нередко включают элементы самомассажа. Элементы самомассажа являются дополнительным средством воздействия, также массаж может быть расслабляющим и активизирующим. Это может быть массаж руками, так и массаж языка при помощи зубов, например, артикуляционное упражнение «Причешем

язычок» или «Накажем язычок» и т.д. Самомассаж проводится самим ребёнком.

Искусственно – локальная контрастодермия (ИЛК) – воздействие на кожные рецепторы то холодом, то теплом.

Сегментарно – рефлекторный массаж – это массаж, который проводят отдельными зонами или частями, например, одну часть лица, а затем другую, или это массаж отдельных частей артикуляционного аппарата. При этом виде массажа используются как приёмы классического массажа, так могут использоваться элементы гимнастики и изотонические упражнения для координации работы мышц губ, языка, щёк и т.д.

Инструментальный массаж проводится с применением логопедических зондов и специальных приспособлений (зондозаменителей, шпателей, зубных щёток, ложек и пр.).

Логопедический массаж проводится индивидуально, после получения от невропатолога и педиатра заключения об отсутствии у ребёнка противопоказаний, после определения логопедом формы и структуры речевого дефекта, а также после проведения логопедом самостоятельной диагностики состояния мышц речевого аппарата. Эти действия помогут логопеду в дальнейшем определить тактику проведения массажа (выбрать приёмы массажа, техники их применения и дозирование воздействия) в каждом конкретном случае.

Массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, и плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата (мышцам языка, губ, щёк, мягкого нёба). Логопед должен достаточно хорошо представлять строение и функции тех мышц, в области которых проводит логопедический массаж и точно соблюдать методические указания к проведению того или иного вида массажа.

Ведь непосредственное воздействие массажа на конкретную область речевого аппарата, способствует ответной реакции этой области

(массируемой мышцы или органа) речевого аппарата на оказываемое на неё воздействие и в результате достижения лучшей её производительности (увеличения объёма и координации движений).

В результате проведения логопедами комплексной коррекционной работы по преодолению нарушенного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами с применением логопедического массажа позволяет достичь значительной и более быстрой положительной динамики. Данный факт позволяет утверждать, что логопедический массаж, является важной составляющей в системе коррекционной работы, благодаря которой процесс коррекции становится более успешным и менее продолжительным.

 

Следовательно, логопедический массаж на сегодняшний день является эффективным методом в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

Включение логопедического массажа в коррекцию нарушенного звукопроизношения будет способствовать достижению более успешного результата в преодолении дефектного звукопроизношения, а также значительно сократит сроки коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

То есть, преодоление дефектов звукопроизношения при помощи логопедического массажа у детей, старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами позволяет добиваться более высокой положительной динамики в более короткие сроки.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2008. – 114 с.
  2. Дьякова, Е.А. Основные принципы применения логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе [Текст] / Е.А. Дьякова. – М. : Академия, 2018. – 156 с.
  3. Приходько, О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О.Г. Приходько. – СПб. : КАРО, 2008. – 158 с.
  4.  Селивёрстова, В.И. Понятийно – терминологический словарь логопеда [Текст] / В.И. Селивёрстова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
  5.  Фомичёва, М.Ф. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. [Текст] / М.Ф. Фомичёва, Е.В. Оганесян. – М. : Московский психолого – социальный институт (МПСИ), 2015. – 88 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

У большинства детей дошкольного возраста из – за плохой экологии, наблюдается тенденция к ухудшению здоровья, что выражается в общей соматической ослабленности- это оказывает отрицательное влияние на формирование высших психических функций ребёнка.

Наличия органической симптоматики и сочетанности разных дефектов развития наблюдаются те или иные дефекты речи- называемые минимальными дизартрическими расстройствами или стёртая дизартрия, при котором ведущим в структуре речевого дефекта является стойкое нарушение фонетической стороны речи.

Минимальные дизартрические расстройства или стёртая дизартрия – это расстройство речи, причиной которого является нарушение иннервации органов артикуляционного аппарата вследствие минимальных органических повреждений центральной нервной системы, поэтому для успешной коррекции нарушенного звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах необходимо включать комплексы логопедического массажа.

Логопедический массаж – уникальная технология, позволяющая преодолеть не только дефекты звукопроизношения, но и скорректировать моторные функции речевого аппарата, что позволит ребёнку свободно владеть своим речевым аппаратом, пользоваться полным объёмом артикуляционных движений и т.д.

Логопедический массаж на сегодняшний день является эффективным методом в работе с детьми с нарушением звукопроизношения. В результате механического воздействия улучшается состояние речевого аппарата, что позволяет ребёнку с минимальными дизартрическими расстройствами почувствовать правильное кинестетическое положение органов артикуляционного аппарата при произношении звуков. Логопедический массаж корректирует произношение звуков, поддерживает тонус мышц речевого аппарата и главное, помогает специалисту (логопеду) сократить время для формирования правильной речи.

Звукопроизношение – это процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы [4].

Понимание   различительных    артикуляционных    и   акустических

признаков звуков речи – это необходимое условие для успешного овладения звуками речи, а также необходимо для построения работы по выработке правильного навыка в произношении звуков [5].

Для детей с минимальными дизартрическими расстройствами характерна скудность мимики, отсутствие тонуса губ, языка, асимметрия носогубных складок, уголков рта.

Детям с данной категорией речевого нарушения сложно удерживать органы речи в одной позиции, вызывает трудность в переключении с одного артикуляционного положения на другое, снижен объём движений губ и языка. Движения губ выполняются не в полном объёме, носят приблизительный характер, наблюдается затруднение в растягивании губ. При выполнении артикуляционных упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъёма и удержания языка наверху, тремор кончика языка.

У многих детей отмечается быстрое утомление, повышенная саливация, наличие гиперкинезов мышц лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях девиация.

Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей данной категории свидетельствуют о неврологической микросимптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. Мозаичность симптомов лицевого, языкоглоточного и подъязычного нервов определяет особенности и разнообразие фонетических нарушений у детей.

Фонетические и просодические нарушения при минимальных дизартрических расстройствах обусловлены паретичностью и спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата. Вариативность и мозаичность этих нарушений обуславливает разнообразие фонетических и просодических нарушений:

- межзубное произношение переднеязычных в сочетании с горловым

[р];

  • боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат;
  • дефект смягчения, в результате спастичности кончика языка и его

стремления к более передней артикуляции;

  • свистящие сигматизмы, в результате спастичности кончика языка шипящие образуются в нижней позиции языка;
  • шипящие сигматизмы появляются из – за спастичности языка, когда язык утолщён и напряжён;
  • дефекты        озвончения,        как        частичное        нарушение        голоса, фонационные расстройства и фонетические нарушения.

Все перечисленные нарушения звукопроизношения сочетаются с различными фонационными, просодическими и дыхательными нарушениями.

У данной категории детей отмечается негрубая неврологическая симптоматика в виде стёртых парезов, гиперкинезов, нарушений мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры. Наблюдаются нарушения нервнопсихических функций, а именно внимания, мышления и памяти.

Общее развитие детей с минимальными дизартрическими расстройствами отличается от нормы. У них (детей) изменён неврологический статус. Наблюдаются стойкий дермографизм, потливость рук и ног. Дети легко возбудимы, непоседливы, совершают много лишних движений или наоборот слишком медлительны, заторможены.

Логопедический массаж – это метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата [2].

Логопедический массаж – это уникальный нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, так как способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние ребёнка, страдающего нарушениями речи, в том числе минимальными дизартрическими расстройствами [1].

Логопедический массаж улучшает не только моторную деятельность отстающих систем головного мозга, но и побуждает к работе близлежащие мозговые системы.

Он входит в комплексную медико – педагогическую систему коррекционной работы детей, страдающих речевыми нарушениями. Массаж применяется в коррекционной работе с детьми, у которых диагностировано большинство речевых расстройств, а также массаж используется в коррекционной работе с детьми, у которых диагностировано такое речевое расстройство, как дизартрия и её минимальные проявления [3].

При коррекции звукопроизношения с помощью логопедического массажа происходит:

-нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

-снижение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; уменьшение дефектных двигательных проявлений мышц речевого аппарата (гиперкинезы, синкенезии, и т.д.);

-увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений;

-активизация групп мышц периферического речевого аппарата, у которых наблюдалась ограниченная сократительная активность;

-выработка произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Из этого следует, что применение массажа при нарушениях речи не только желательно, но и крайне необходимо. Ведь для успешной работы над дефектным звукопроизношением, использование только традиционных педагогических методов будет не столь эффективно.

В логопедической практике разработано множество методик проведения логопедического массажа. Однако методики Е.В. Новиковой (зондовый массаж) и массаж Е.А. Дьяковой являются наиболее популярными. Также известны работы Е.Ф. Архиповой, О.Г. Приходько, О.И. Крупенчук, И.Б. Карелиной и других, в которых освещаются методики логопедического массажа.

Основной целью логопедического массажа является нормализация тонуса мышц, задействованных в процессе воспроизведения ребёнком собственной речи, направлен на формирование правильной речи ребёнка с речевыми расстройствами [2].

При проведении логопедического массажа реализуются следующие задачи:

  • коррекция звукопроизношения;
  • нормализация речевого дыхания;
  • устранение        эмоционального        напряжения        у        детей        с        речевой патологией;
  • улучшение состояния голоса;
  • улучшение тонуса мышц ротовой полости и голосового аппарата;
  • проработка и активизация периферического речевого аппарата;

  • уменьшение гиперсаливации;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • усиление проприоцептивных ощущений;
  • формирование предпосылок для произвольных координированных движений артикуляционных органов;
  • афферентация в речевые зоны коры головного мозга.

В логопедической практике как правило используется несколько видов массажа.

Дифференцированный массаж является одним из основных видов массажа. Он направлен на укрепление или расслабление органов артикуляционного аппарата, в зависимости от состояния их мышечного тонуса. Этот массаж включает приёмы классического (ручного) массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация и поколачивание, плотное нажатие.

Используется массаж биологически активных точек с применением специальных приспособлений, а именно, логопедических зондов, шпателей, вибромассажёров, вакуумных и других приборов). Точечный массаж заключается в воздействии на активные точки надавливанием и делится на расслабляющий и тонизирующий массаж.

Смешанный массаж включает в себя несколько видов массажа. Вариации смешанного массажа могут быть различны. Например, дифференцированный классический массаж, дополненный приёмами точечного массажа усиливает воздействие на организм в целом, либо дополненный отдельными приёмами инструментального (зондового) массажа усиливает воздействие на отдельные мышечные группы.

В комплекс логопедического массажа нередко включают элементы самомассажа. Элементы самомассажа являются дополнительным средством воздействия, также массаж может быть расслабляющим и активизирующим. Это может быть массаж руками, так и массаж языка при помощи зубов, например, артикуляционное упражнение «Причешем

язычок» или «Накажем язычок» и т.д. Самомассаж проводится самим ребёнком.

Искусственно – локальная контрастодермия (ИЛК) – воздействие на кожные рецепторы то холодом, то теплом.

Сегментарно – рефлекторный массаж – это массаж, который проводят отдельными зонами или частями, например, одну часть лица, а затем другую, или это массаж отдельных частей артикуляционного аппарата. При этом виде массажа используются как приёмы классического массажа, так могут использоваться элементы гимнастики и изотонические упражнения для координации работы мышц губ, языка, щёк и т.д.

Инструментальный массаж проводится с применением логопедических зондов и специальных приспособлений (зондозаменителей, шпателей, зубных щёток, ложек и пр.).

Логопедический массаж проводится индивидуально, после получения от невропатолога и педиатра заключения об отсутствии у ребёнка противопоказаний, после определения логопедом формы и структуры речевого дефекта, а также после проведения логопедом самостоятельной диагностики состояния мышц речевого аппарата. Эти действия помогут логопеду в дальнейшем определить тактику проведения массажа (выбрать приёмы массажа, техники их применения и дозирование воздействия) в каждом конкретном случае.

Массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, и плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата (мышцам языка, губ, щёк, мягкого нёба). Логопед должен достаточно хорошо представлять строение и функции тех мышц, в области которых проводит логопедический массаж и точно соблюдать методические указания к проведению того или иного вида массажа.

Ведь непосредственное воздействие массажа на конкретную область речевого аппарата, способствует ответной реакции этой области

(массируемой мышцы или органа) речевого аппарата на оказываемое на неё воздействие и в результате достижения лучшей её производительности (увеличения объёма и координации движений).

В результате проведения логопедами комплексной коррекционной работы по преодолению нарушенного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами с применением логопедического массажа позволяет достичь значительной и более быстрой положительной динамики. Данный факт позволяет утверждать, что логопедический массаж, является важной составляющей в системе коррекционной работы, благодаря которой процесс коррекции становится более успешным и менее продолжительным.

Следовательно, логопедический массаж на сегодняшний день является эффективным методом в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

Включение логопедического массажа в коррекцию нарушенного звукопроизношения будет способствовать достижению более успешного результата в преодолении дефектного звукопроизношения, а также значительно сократит сроки коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

То есть, преодоление дефектов звукопроизношения при помощи логопедического массажа у детей, старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами позволяет добиваться более высокой положительной динамики в более короткие сроки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2008. – 114 с.
  2. Дьякова, Е.А. Основные принципы применения логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе [Текст] / Е.А. Дьякова. – М. : Академия, 2018. – 156 с.
  3. Приходько, О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О.Г. Приходько. – СПб. : КАРО, 2008. – 158 с.
  4.  Селивёрстова, В.И. Понятийно – терминологический словарь логопеда [Текст] / В.И. Селивёрстова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
  5.  Фомичёва, М.Ф. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. [Текст] / М.Ф. Фомичёва, Е.В. Оганесян. – М. : Московский психолого – социальный институт (МПСИ), 2015. – 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклоне­ния в речевом развитии, неуклонн...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

«Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта».

В январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Заложенные в нем требования достаточно серьезные и предполагают проведение огромно...

Развитие лексики и словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

В данной статье рассматриваются аспекты работы учителя – логопеда по развитию лексики и словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения (постановка звука [Ш]), рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста....

Использование дидактической игры в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на индивидуальных занятиях

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры...