Развитие лексики и словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
статья по логопедии (старшая группа)

Денефнер Галина Александровна

В данной статье рассматриваются аспекты работы учителя – логопеда по развитию лексики и словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие лексики и словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

Речь является основным  средством человеческого общения, инструментом мышления, основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт структурируется в единое смысловое пространство.  Именно поэтому  многие исследователи в качестве особо значимых  для готовности ребенка к школьному обучению характеристик речевого развития   выделяют, помимо  произвольности овладения речью и способности к грамматически правильному построению предложений, уровень  развития словарного запаса.

Одним из наиболее распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи является  стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР – минимальные дизартрические расстройства): по данным Е.Ф. Архиповой, в группах для детей с ОНР до 50% детей, а в группах с ФФН – до 35% детей имеют стертую дизартрию

Многие авторы отмечают, что у детей со стертой формой дизартрии наряду с ведущими расстройствами произносительной стороны речи, часто наблюдается и недоразвитие лексико-грамматического строя речи, морфологического и семантического компонентов языковой системы (Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова и др.

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексической стороны речи при различных речевых нарушениях и о методике ее развития является одним из актуальных вопросов.

Актуальность темы  обусловлена тенденцией к постоянному росту случаев ОНР II ур., ОНР IIIур., с МДР у дошкольников, потребностями практики: с одной стороны – необходимостью разработки эффективных методов коррекции ОНР II ур., ОНР IIIур., стертой формы дизартрии, систематизации лингвистического материала в соответствии с характером и структурой дефекта; с другой стороны – необходимостью повышения эффективности подготовки детей к школьному обучению.

Дидактические игры и игровые задания.

1. С целью развития смысловых и вербальных ассоциаций детям предлагались следующие задания.

1. Назвать слово как можно быстрее.

2. Формирование структуры значения слова, организация семантических полей на основе парадигматических связей слова

С целью объединения и группировки слов на основе различных семантических признаков предлагаются следующие задания.

1. Классификация предметов по картинкам. Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется).

2. «Разложи картинки по сходству».

3. Игра «Назови лишнее слово».

Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.

а)  лишнее слово среди имен существительных:

б) Лишнее слово среди прилагательных:

в). Лишнее слово среди глаголов.

4. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков). Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары.

5. Дополнение смыслового ряда.

6. Выделить из серии слов:

а. Только названия домашних животных:

б. Только названия транспорта

7. Выбрать правильный ответ.

У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).

Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

8. Игра «Назови части».

Возможны два варианта проведения данной игры: а) по картинке, б) по представлению.

9. Отгадывание предмета по названию его частей.

10. Объяснить, что общего у предметов.

а. У двух предметов: огурец, помидор (овощи).).

У трех предметов: мяч, солнце, шар (...).

11. Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом.

12. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков. Например: Овощ, круглый, красный, вкусный. Что это?

13. Отгадывание по картинкам загадок-описаний (предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную).

14. Уточнение значения слов-существительных.

Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику.

15. Объяснение значения слов-глаголов.

Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:

Б. Развитие антонимии

С целью развития антонимии рекомендуются следующие задания, игры и упражнения.

1. Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля».

Предлагаются слова — существительные, глаголы, прилагательные.

2. Выбрать из 3—4 слов одно, противоположное по смыслу исходному слову.

Спички — (свечка, сковорода, огнетушитель, плита ).

3. Закончить предложение и назвать слова-«неприятели».

4. Сравнить:

по вкусу; по цвету; по высоте; по ширине; по возрасту; по весу; по размеру.

5. К данным словам придумать слова-«неприятели». Предлагается следующий речевой материал:

а) имена существительные; б) имена прилагательные;

в) глаголы; г) наречия:

6. Игра «Скажи наоборот».

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

7. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

В. Развитие синонимии

С целью развития синонимии предлагаются следующие задания.

1. Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»:

а) среди имен существительных;

б) среди имен прилагательных;

в) среди глаголов;

2. Придумать слова-«приятели» к данным словам:

а) к именам существительным;

б) к глаголам;

в) к прилагательным.

3. Придумать предложение с каждым из слов-«приятелей».

4. Игра «На что похоже?»

Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).

5. Игра «Закончи предложение» (подбери сравнение).

Объяснить, чем отличаются слова. Подобрать картинки к каждому слову. Придумать предложения со словами.

Особое внимание в этом разделе логопедической работы уделялось формированию валентности глагола. Рекомендовались следующие задания.

1.        Добавить одно общее слово к двум словам (с использованием вопросов). Дерево, цветы — что делают? Кошка, собака — что делают?

2.        Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).Растет кто? (ребенок, щенок); что? (дерево, цветок).

Дается задание подобрать картинки, названия которых могут употребляться с данным словом-глаголом.

3.        «Кто как передвигается?»

Логопед показывает картинки, на которых изображены животные. Дети определяют их и называют, как они передвигаются.

4.        «Кто как ест?» (по картинкам).

5.        «Кто как голос подает?» (по картинкам).

6.        Назвать слово-действие. Детям задаются вопросы:

Что делает человек, если он ест утром? (Завтракает)

7. «Кто что умеет делать?»

Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.

7.  Игра в лото «Кто что делает?»

8.    Подобрать как можно больше слов к названиям животных, которые отвечают на вопрос «что делает?»

Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного.

Ответы на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

4. Развитие словообразования

С целью развития словообразования используются следующие приемы работы.

1.        Игра «Назови ласково».

2.        Игра «Что для чего?»

Логопед еще раз предлагает послушать эти слова и определить у них общую часть. При этом логопед акцентирует голосом суффикс НИЦ.

Далее логопед делает вывод: сосуд, в котором что-нибудь хранится, обычно называется словом, в котором есть часть слова НИЦ.

3.        Игра «Кто у кого?»

В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.

Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце всех этих слов. Какая общая часть в этих словах? (ОНОК)

А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака— щенок).

4.        Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

На доске картинка «Лиса и лисята». Дети вспоминают название одного детеныша лисы.

Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много)

Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята)

5.       Игра «Как зовут маму, папу и детеныша (детенышей)? »

На доске картинка по сказке «Три медведя».

Какую сказку напоминает вам эта картинка? (Сказку «Три медведя»)

Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке? (Папа — медведь Михаил Иванович, мама — медведица Настасья Петровна, детеныш — медвежонок Мишутка).

Далее уточняются названия домашних животных и их детенышей.

6.       Игра «Два брата ИК и ИЩ». Логопед говорит:

Делается вывод: если в слове слышится ИК, это значит, что предмет маленький, а если ИЩ — значит предмет большой.

7.     Уточнение значения и закрепление правильного употребления названий профессий с суффиксом ЩИК.

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

Кто чинит часы? — Часовщик.

8.   Уточнение названий профессий женского рода с суффиксами ИХ, НИЦ, ИЦ, К.

Пример: мужчина — портной, а женщина — портниха.

9.    Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже завершено, а где совершается.

10.    Игра «Чем отличаются слова?»

11. Игра «Волшебное дерево».

Демонстрируется макет дерева. На макете дерева вместо листьев изображаются символы различных частей речи: существительных— , прилагательных— глаголов —. Детям предлагается придумать различные слова, которые «растут» на одном дереве с данным словом (т.е. могут употребляться в речи с данным словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творчества и конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста

В методической разработке представлен перспективный план развития творчества и конструктивных умений при ознакомлении с играми на плоскостное моделирование...

статья "Фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклоне­ния в речевом развитии, неуклонн...

Конспект Фронтального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме   " Детский сад. Профессии работников детского сада"  для детей 5- 6 лет....

курсовая работа на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста»

Разработка методов и приемов, направленных на развитие грамматических представлений...

Игры для развития словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста

Вашему вниманию предлагаются дидактические игры и упражнения по формированию родительного падежа единственного числа с предлогами,составлению родственных слов и тд....

"Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"

Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствамиУ большинства детей дошкольного возраста из &nda...