Использование дидактической игры в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на индивидуальных занятиях
консультация по логопедии (старшая группа)

Мельникова Юлия Александровна

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи). Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.Варианты игр и консультаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение,консультации

«Использование дидактической игры в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на индивидуальных занятиях»

Выполнила: учитель-логопед

Мельникова Юлия Александровна

Использование дидактической игры в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на индивидуальных занятиях

       Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи). Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.

     Дидактические игры разнообразны по форме, содержанию, целям и характеру игровых действий. Существует огромное количество сборников всевозможных игр и упражнений.

      В методической копилке каждого педагога имеются интересные сюжеты занятий. Но необходимость проведения огромного количества индивидуальных занятий с детьми разного возраста, обладающих различным запасом знаний и представлений об окружающей среде, требует постоянного поиска новых дидактических игр.

     Стараясь решить эту задачу, я пришла к выводу о том, что проведение занятий в игровой форме или с использованием различных игровых приемов позволит активизировать учебный процесс, будет способствовать развитию сенсорной (чувственной) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предмета в пространстве и т.д.), внимания, памяти, мышления, формированию представлений об окружающем мире. Кроме того, играя с детьми, можно решать и задачи нравственного воспитания детей, так как развивается целеустремленность, выдержка, самостоятельность.

     Игры для работы я не только приобретала, но и специально изготавливала. При работе по автоматизации звуков я часто использую коррекционно-развивающие игры. Их цель  должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных речевых процессов или способностей ребенка. Данные игры способствуют автоматизации исправленных звуков, коррекции фонематического слуха, развитию чувства ритма и рифмы, реабилитации нарушенной слоговой структуры, активизации и развитию высших психических функций. Вот несколько примеров изготовленных игр.

1. Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры. Логопед кладет в мешочек карточки-символы артикуляционных упражнений. Дети достают карточку, говорят название упражнения и выполняют его.

2. Игра «Найди пару»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры. Логопед подбирает парные картинки со словами паронимами (вагон – батон, корона – ворона и др.) Перед игрой каждый ребенок получает по карточке. Дети стоят в круге. Один из играющих произносит свое слово и ждет, пока другой ребенок назовет свою картинку, но так, чтобы они оказались похожими по звучанию. Дети, у которых оказались картинки с похожими словами встают рядом и берутся за руки. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не найдет свою пару.

3. Игра «Логокуб»

Цель: развитие артикуляционной моторики

Ход игры. Ребенок бросает кубик и выполняет то упражнение, символ которого выпал.


4.Игра «Помоги зайчику».

Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки, развивать фонематический слух, память.

Ход игры. Логопед предлагает ребенку помочь герою ,например собрать морковь для зайчика, но для того чтобы положить морковь в корзину необходимо, правильно назвать предмет изображенный на ней и т.д.

5.Игра «Лабиринты»

Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки, развивать фонематический слух, внимание, счет в пределах 6.

Ход игры. Ребенок бросает кубик ,после чего делает фишкой свои ходы, при каждом шаге он называет предмет изображенный на картинке. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не дойдет до финиша. Также в игре может участвовать и несколько детей, в таком случае ходы будут делаться поочередно.

     Немало времени нужно потратить на изготовление дидактических игр и наглядного материала, что так необходимо в работе с детьми дошкольного возраста. Но, имея такой багаж  пособий можно без труда спланировать столько индивидуальных занятий, сколько требуется.

На основании проделанной работы были сделаны следующие выводы и разработаны некоторые рекомендации:

1.В работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо уделять внимание различным видам игр (сюжетно-ролевым, подвижным, дидактическим).

2.Следует тщательно отбирать игры (особенно дидактические) на предмет качества предлагаемого материала.

3.При изготовлении игр отдавать предпочтение многофункциональным, позволяющим решать разнообразные задачи.

4.Оказывать помощь родителям и педагогам в организации игровой деятельности детей дома и в дошкольном учреждении (приложение 1).

Обобщив имеющийся опыт по использованию игр и игровых приемов в работе с детьми с нарушениями звукопроизношения, были решены поставленные задачи. Все описанные игры и приемы приведены с учетом этапов коррекционной работы. Таким образом, выстраивается система работы, затрагивающая различные направления работы логопеда в дошкольном учреждении: организационно-методическое, диагностическое, коррекционно-педагогическое, консультационное, профилактическое.

Приложение 1.

Консультация для родителей

«Играем, речь развиваем»

    Важным моментом в работе с ребенком дошкольного возраста становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод - использование обучающей игры как одной из форм коррекционного воздействия взрослого на ребенка и в то же время - основного вида деятельности дошкольника. Особенность данной подборки игр в том, что для своего проведения они не требуют большой подготовки, могут носить устный характер.

   Хотелось бы обратить внимание на то, что:

- использование данных игр позволит родителям в ходе игры обнаружить характерные грамматические ошибки, вскроет пробелы в словарном запасе и многое другое;

- в большинстве случаев игры можно проводить устно, при этом для передачи хода используется мяч. Будет интересно для вашего малыша, если вы будите использовать иллюстрационный материал, игрушки, « волшебный мешочек»;

- проведение игр может проходить в виде соревнования, что позволит мотивировать ребенка на дальнейшую деятельность;

- после освоения ребенком какой-либо из игр, предложите ребенку побыть в роли ведущего – это может быть интересно;

- проявляйте свою фантазию в создании новых условий в проведении игр;

- оценка деятельности ребенка должна быть положительной.

   Вот несколько вариантов игр :

1.« Сигнальчики». Взрослый договаривается с ребенком, какой звук он будет « ловить ». При этом ребенок должен подать условный сигнал (можно использовать флажок, молоток, хлопок).

2. «Цепочка слов». Взрослый с ребенком по очереди называют слова, начинающиеся на последний звук названного предшествующего слова.

3. «Посчитаем, поиграем». Согласование существительных с числительными.

4. « Назови ласково». Образование уменьшительно – ласкательной формы существительного.

5. « Один - много». Образование единственного и множественного числа существительного.

6. « Кто больше назовет слов на звук [ . ] ». Взрослый и ребенок по очереди называют слова, начинающиеся с одного и того же звука.

Так же готовые настольно - печатные игры можно приобрести в магазинах.

   Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Проводя занятия с дошкольником в такой форме вы достигните поставленных целей и обеспечите благоприятные условия для усвоение норм родного языка.

Консультация для воспитателей

«Дидактическая игра как средство развития речи»

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Так как основной деятельностью ребенка является игра, то игровые методы в коррекции логопедических нарушений дошкольников зарекомендовали себя  с положительной стороны. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в работе с детьми игровых приемов способствует предупреждению или вытеснению фиксирования ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. 

Игра дошкольников:

·побуждает детей к общению друг с другом;

·способствует совершенствованию разговорной речи;

·способствует обогащению словаря;

·оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Поэтому  необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов воспитателя в его работе  через игру очевидна.           

          А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

 Можно  выделить  следующие виды дидактических игр:

 Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.  

Игры – поручения  по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
           
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
           Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
           
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей.     Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
           В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом  специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия воспитателя  с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.         

Таким образом, использование дидактических  игр в работе педагога, способствуют и развитию  речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.  Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - это обучение детей радостно и без принуждения родному языку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои  мысли, тем шире его возможности в познании о...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

Презентация к Консультации "Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники"

Мои воспитанники – дети 6 -7 лет, посещающие логопункт при МДОУ № 6 «Ягодка», имеющие различные нарушения речи.Правильная организация коррекции произносительной стороны речи – ...

Консультация "Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники"

Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения (постановка звука [Ш]), рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста....

"Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"

Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствамиУ большинства детей дошкольного возраста из &nda...