Главные вкладки

    Консультация "Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники"
    консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

    Салахова Светлана Алексеевна

    Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Но развитие ребенка не всегда осуществляется в соответствии с правилами и нормами анатомии и физиологии. И в этом случае происходит изменения, затрагивающие различные системы (например, нервную систему) маленького организма, в результате возникает сбой в функционировании этих систем. Чаще всего эти нарушения касаются речевого развития ребенка, а конкретнее это нарушение произношения звуков.

    Мои воспитанники – дети 6 -7 лет, посещающие логопункт при МДОУ № 6 «Ягодка», имеющие различные нарушения речи, при которых на первом месте стоят дефекты звукопроизношения.

    Правильная организация коррекции произносительной стороны речи – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

    Основной целью коррекционной работы над произношением звуков в условиях логопункта является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке в сравнительно сжатые сроки. Поэтому необходим экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков.

    Одним из таких способов является метод мнемотехники.

    Метод мнемотехники позволяет добиться значительных результатов в системе  коррекционной работы с детьми дошкольного возраста .

    • создание благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка;
    • разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка;
    • интеграция образовательных областей;
    • использование игровых и проектных методов;
    • внедрение интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволяющих вовлекать родителей в педагогическую деятельность, делать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей и способствует их дальнейшему успешному обучению в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekst_k_prezentatsii.docx31.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида №6 «Ягодка»

    Консультация для учителей – логопедов в рамках деятельности районных методических объединений: «Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники»

    Учитель – логопед

    I квалификационной категории

    Салахова

    Светлана  Алексеевна

    2014 год

    Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Но развитие ребенка не всегда осуществляется в соответствии с правилами и нормами анатомии и физиологии. И в этом случае происходит изменения, затрагивающие различные системы (например, нервную систему) маленького организма, в результате возникает сбой в функционировании этих систем. Чаще всего эти нарушения касаются речевого развития ребенка, а конкретнее это нарушение произношения звуков. 

    Мои воспитанники – дети 6 -7 лет, посещающие логопункт при МДОУ № 6 «Ягодка», имеющие различные нарушения речи, при которых на первом месте стоят дефекты звукопроизношения.

    Правильная организация коррекции произносительной стороны речи – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

    Основной целью коррекционной работы над произношением звуков в условиях логопункта является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке в сравнительно сжатые сроки. Поэтому необходим экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков.

    Одним из таких способов является метод мнемотехники.

    Слайд 2

    Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в логопедической работе по постановке и  автоматизации звуков дает значительную положительную динамику. Положительный эффект достигается взаимодействием психических функций и систем детского организма, созданием обходного пути, ассоциативного воспроизведение ранее полученных знаний, умений и навыков.

    Слайд 3

    При формировании правильного произношения с применение мнемотехники происходит развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. У ребенка формируется умение управлять закодированной графической информацией и производить ее перекодировку, в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание, ребенок учится читать рисунки. При формировании правильного звукопроизношения путем мнемотехники происходит целенаправленное воспитание словесной памяти путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, формирующих нацеленность на последующее воспроизведение, развивающих мотивацию, строящихся на смысловом способе воспроизведения.

     В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребенок может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти. 

    Слайд 4

    Этапы логопедической работы

    Слайд 5

    Использование мнемосхем позволяет ребенку четко представить работу артикуляционного аппарата и быстро выучить комплекс артикуляционной гимнастики. Веселая гимнастика,  выполняемая  при помощи наглядной модели, улучшает качество запоминания  и воспроизведения движений органов артикуляции.

    Слайд 6

    Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

    – знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;

    – знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

    – знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

    – замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

    Слайд 7

    Предпочтительно одноцветные картинки-символы, предложенные Марьей Федоровной Фомичевой, вызывают у детей запоминающийся зрительный образ, который концентрирует и уточняет восприятие соответствующего согласного звука.

    Слайд 8

    При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна. На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука.

    Слайд 9

    При необходимости (например, при работе с дизартриками) используется и жестовый символ, который подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору для его восприятия и расширяя звуковую рецепцию.

    Слайд 10

    Для постановки основных звуков к  каждому  занятию разработаны мнемотаблицы. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.

    Слайд 11,12,13 Представление мнемотаблиц

    По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.

    Слайд 14 

    Закрепление звука в слогах

    (уточняется  положение артикуляционных органов при произношении гласных звуков и каждый звук изображается с помощью символа (артикулемы)

    С детьми заучивается стихотворение о гласных звуках с помощью мнемосхемы.

    «Гласные звуки петь мы рады, нет во рту для них преграды. А, О, У, И, Э, Ы – их запомним мы».

    Слайд 15

    Параллельно с работой над постановкой нарушенного согласного звука идет работа над гласными звуками. Это необходимо для соединения неречевых символов гласных звуков и согласных. В процессе коррекции звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии закрепление большинства вновь сформированных звуков, предлагается начинать со структуры слогов типа СГ, а затем переходить к структуре «гласный-согласный» (ГС). В ряде случаев (например, при формировании звуков [с], [с'], [р], [р']), допускается введение звука прежде в слог структуры ГС.

    Слайд 16

    Введение нового звука в активное пользование в слогах и словах очень эфффективно осуществлять, используя  логопедические  чистоговорки.

    Слайд 17

    Работа по автоматизации звука на третьем этапе  строится таким образом:

    1. Рассматривание таблицы и того, что на ней изображено.
    2. Перекодирование информации , т. е. преобразование из символов в образы.
    3. После перекодирования осуществляется проговаривание текста  с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания

    Слайд 22

    Ежик и жук

    Жук жужжит,
    Над ежом кружит,
    А ежик лежит,
    На жука глядит.
    Ты, жук, жужжи,
    Ты, жук, кружи,
    А я полежу,
    На тебя погляжу!

    Слайд 23

    Для автоматизации звуков в текстах, насыщенных данными звуками, мной используются Логопедические тетради авторов И. В. Баскакина, М. И. Лынская.

       Цыпленок Цып

    У Цоколочки были курица и цыпленок. Цыпленок рос очень самостоятельным, послушай об этом историю и, опираясь на картинки и стрелочки, перескажи.

    Курица снесла яйцо.

    Из яйца вылупился цыпленок Цып.

    Цып любит гулять под акациями.

    Под акациями цветут цветы.

    На цветах — аппетитные гусеницы.

    Гусеницы нравятся Цыпу.

    Слайд 24

    Таким образом, приемы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно возрастает их эффективность

    Слайд 25

    Метод мнемотехники позволяет добиться значительных результатов в системе  коррекционной работы с детьми дошкольного возраста .

    • создание благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка;
    • разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка;
    • интеграция образовательных областей;
    • использование игровых и проектных методов;
    • внедрение интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволяющих вовлекать родителей в педагогическую деятельность, делать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей и способствует их дальнейшему успешному обучению в школе.

    Литература:

    1. Волкова Л.С. Логопедия, Москва, 1998 г.
    2. Олейник Н.А. Технология «Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008 г.
    3. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (5 лет). – М.: Издательство «Книголюб».
    4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
    5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, Москва, 1997 г.
    6. «Учебник мнемотехники»  Козаренко В.А., Тренировка памяти.
    7. Цоколочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Ц / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2009

    ССЫЛКИ на полезные сайты:

    http://www.7ya.ru/article/Mnemotehnika/

    http://logoped18.ru/logopedist/mnemotablitsy-avtomatizatsiya-r-l.php

    http://logopsi.ucoz.com/

    http://logopedia.by/

    http://www.logoped.ru/

     http://www.boltun-spb.ru/mnemo.html#mtable (Болтунишка)

    http://logomag.ru(Логопед-волшебник)

    http://logoburg.com/(Логобург)

    http://mersibo.ru/( развивающие логопедические игры для детей)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии:мнемотехника, коллажи "Путешествие в страну здоровья"

    Конспект на тему: "Путешествие в страну здоровья".  Приобщает детей к здоровому образу жизни, закрепляет и обобщает представления детей о витаминах, какую роль они играют в жизни человека. Воспит...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)

    Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа

    Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...

    Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

    Развитие связной речи с использованием метода мнемотехники у детей младшего дошкольного возраста....

    Презентация к Консультации "Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники"

    Мои воспитанники – дети 6 -7 лет, посещающие логопункт при МДОУ № 6 «Ягодка», имеющие различные нарушения речи.Правильная организация коррекции произносительной стороны речи – ...

    Закрепление навыков правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием игрового комплекса "Кладоискатели"

    quot;Кладоискатели" представляет собой игровой комплекс, включающий в себя различные варианты игр на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста....