Закрепление навыков правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием игрового комплекса "Кладоискатели"
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Наталья Владимировна Макеева

"Кладоискатели" представляет собой игровой комплекс, включающий в себя различные варианты игр на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Закрепление навыков правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием игрового комплекса "Кладоискатели"

Автор : Ольга Голубкина

Проблематика коррекции речи на сегодняшний день приобретает особую актуальность, т. к. количество детей с различными речевыми расстройствами возрастает с каждым годом, а процесс автоматизации поставленных звуков носит затяжной характер. Чтобы повысить эффективность коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, необходима длительная работа и большая вариативность материала.

В процессе своей трудовой деятельности я часто задавалась вопросами: «Как же разнообразить занятия с детьми по автоматизации звуков? Как сделать эти занятия интересными и продуктивными для ребенка?»

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра. Мне пришла идея объединить процесс автоматизации звуков с игрой, которую я назвала "Кладоискатели". "Кладоискатели" представляет собой игровой комплекс, включающий в себя различные варианты игр на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста.

Цель игрового комплекса «Кладоискатели»: с помощью игры упростить и активизировать процесс автоматизации поставленных звуков в речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • активизировать у ребенка самостоятельное желание активно участвовать в процессе автоматизации звука;
  • обучить ребёнка дифференцировать звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам в словах, фразах и в предложениях;
  • уточнить имеющийся словарь ребёнка и его обогатить;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать фонематические процессы (анализ, синтез, фонематические представления);
  • повысить познавательную активность и работоспособность ребёнка;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • регулировать поведенческие трудности детей, способствовать усидчивости;
  • развивать мелкую моторику рук.

     Игровой комплекс "Кладоискатели" разработан для проведения индивидуальных логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

 Оборудование: ёмкость (миска, контейнер), смесь из разных круп (фасоль, горох и др. или кинетический песок), игрушки из-под киндер-сюрпризов.

Описание. Ниже представлены варианты игр на автоматизацию звуков в словах, фразах и предложениях.

Вариант 1. Автоматизация звука в словах.

Цель: автоматизация звука в словах, фразах, предложениях.

Описание. В заранее подготовленную ёмкость (миску, контейнер) насыпать крупы или песок и спрятать среди круп/песка несколько игрушек из-под киндер-сюрпризов на автоматизируемый звук так, чтобы игрушек не было видно. Например, на автоматизацию звука [Ш] можно спрятать такие игрушки, как машина, лягушка, лошадь, мышка, кошка и другие.

Далее логопед предлагает ребёнку отправиться на поиски клада и ставит перед ребёнком подготовленный контейнер со спрятанными игрушками.

Ребёнок опускает кисти рук в контейнер и пытается нащупать и отыскать среди круп/песка игрушку.

Нащупав игрушку, ребёнок извлекает её из круп/песка, и называет, что это: "Это рыба" (автоматизация звука [р]).

Таким же образом ребёнок отыскивает остальные игрушки, называя каждую, чётко произнося автоматизируемый звук.

Вариант 2. Автоматизация звука в словах.
Игра «Назови ласково».

Цель: закрепить произношение автоматизируемого звука в словах,  учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Описание. Ребёнок называет найденные игрушки (см. вариант 1) существительным с уменьшительно-ласкательным суффиксом: корова-коровушка, корабль-кораблик.

Вариант 3. Автоматизация звука в словах.
Игра «Один-все-много».

Цель: автоматизация звука в словах, образование имени существительного в именительном и родительном падежах множественного числа.

Описание. Ребёнок найденные игрушки называет во множественном числе имени существительного именительного и родительного падежей: рак-раки-много раков.

Вариант 4. Автоматизация звука в словах «Лилипуты и великаны»

Цель: автоматизация звука в словах, образование существительных с увеличительным суффиксом –ищ-.

Ребёнок найденные игрушки «превращает» из лилипутов в великанов: мышка-мышишище, машинка-машинище, лошадка-лошадище. 

Вариант 5. Автоматизация звука во фразе. Игра «Чего (кого) не стало?».

Цель: автоматизация звука во фразе, развитие памяти и внимания.

Описание. Логопед из найденных ребёнком игрушек, берёт 4 – 5 (в зависимости от возраста) и выставляет их перед ребёнком, остальные убирает. Просит ребёнка внимательно рассмотреть их и запомнить. Затем просит ребёнка закрыть глаза, а сам прячет одну из игрушек. Ребёнок открывает глаза и называет игрушку, которой не стало: «Не стало коровы».

Вариант 6. Автоматизация звука в словах. Игра «Расставь игрушки правильно».

Цель: автоматизация звука в словах, развитие памяти и внимания.

Описание. Ребёнок по инструкции логопеда расставляет найденные игрушки в предложенной последовательности, называя их, чётко произнося автоматизируемый звук.

Вариант 7. Автоматизация звука в словах, фразах.  Игра «Жадина».

Цель: автоматизация звука в словах и фразах, согласование имени существительного с личным местоимением «мой, моя, моё».

Описание. Найденные игрушки ребёнок согласует с личными местоимениями «мой, моя, мои, моё»:

- Чья эта маШина?

Ребёнок:

- Это моя маШина.

Вариант 8.  Автоматизация звука в словах. Игра «Отгадай загадку - назови отгадку».

Цель: автоматизация звука в словах.

Описание. Для этой игры логопеду нужно за ранее подобрать загадки на слова-игрушки, которые ребёнку предстоит найти. После того, как ребёнок найдёт все игрушки, назовёт их, логопед загадывает загадки, а ребёнок их отгадывает, опираясь на найденные игрушки, чётко произнося автоматизируемый звук в словах.

Вариант 9. Автоматизация и дифференциация звука в словах. Игра «Правильно ли я сказала?»

Цель: автоматизация и дифференциация звука в словах.

Описание. Ребёнок выбирает игрушки на автоматизируемый звук (см. вариант 1), называет их, расставляя на столе. Логопед берёт любую игрушку, и спрашивает:

- Это мыСка? (Это маСына?)

Ребёнок:

- Нет, это мыШка. (Нет, это маШина).

 Вариант 10. 

Цель: Автоматизация звука в словах, развитие фонематических процессов.

Описание. По заданию логопеда ребёнок из найденных игрушек выбирает только те игрушки, в названии которых есть автоматизируемый звук и/или просит ребёнка отобрать и назвать только те игрушки, в названии которых автоматизируемый звук слышится в начале, в середине или в конце слова.

Вариант 11. Игра «Где спрятался звук?»

Цель: автоматизация звука в словах. Развитие фонематических процессов. Звуковой анализ слова.

Описание. Логопед просит ребёнка определить место заданного звука в названии найденных игрушек. Ребёнок, с помощью фишки на звуковой линейке, определяет, где слышится звук в начале, в середине или  в конце слова.  Например, в слове «БаРаш» звук [Р] слышится в середине слова.

На этапе автоматизации путём использования игр № 9 - 11, проводится работа над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса закрепления навыков правильного звукопроизношения.

Вариант 12. Автоматизация звука в предложениях. Игра «Придумай предложение»

Автоматизация звуков в предложениях проводится на базе отработанных слов. Работа осуществляется посредством упражнений на составление ребёнком предложений с опорой на найденные им игрушки и вопросы логопеда.

Вариант 12. Дифференциация звука в словах, в предложениях. 

Описание. Логопед сообщает ребёнку, что сегодня на занятие пришли гости Соня и Шура (пример дифференциации звуков [С] - [Ш]) и у них большое горе: потерялись их любимые игрушки. Помоги им найти игрушки. Игрушки, в которых слышится звук [С] отдай Соне, а со звуком [Ш] – Шуре. Ребёнок выбирает игрушки из круп/песка на дифференцируемые звуки, называет их, определяет, какой звук слышится в названии каждой игрушки и, раздаёт их Соне или Шуре. По этой же схеме можно проводить игры по дифференциации и других звуков.

Дифференциация звуков в предложениях.

Описание. По заданию логопеда ребёнок составляет предложения с найденными игрушками на дифференцируемые звуки.

Заключение

Игровой комплекс "Кладоискатели", представленный мною в опыте работы, даёт детям возможность применять свои знания, умения и навыки в работе над формированием правильного звукопроизношения. Основанный на методе игровой вариативности, данный комплекс даёт детям ощущение радости выполнения инструкции с поиском игрушек и формирует у них способность добиваться максимальной четкости в произношении слов с заданным звуком и умение оценивать их качество.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно -  игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

Список литературы

 Арефьева, Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 118 с.

Костылева, Н. Ю. Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным // Логопед. – 2008. - № 2. – с.74 – 77

 Флерова, Ж. М. Логопедия. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – с.8 – 11

Шичанина, О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков // Логопед. – 2005. - № 5. – с. 96 - 99

Интернет ресурсы

http://a.slave.festival.1september.ru/articles/591589/

http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/02/19/igrovye-priemy-po-avtomatizatsii-zvukov-u-doshkolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи через использование игровых приемов

Как показывает практика, большое количество детей поступает в школу  с нарушениями речи, что в последующем может  вызвать  проблемы с  письменной речью и  общую неуспеваемость...

Методические основы обучения правильному звукопроизношению у детей старшего дошкольного возраста.

Методики изучения правильного произношения детей старшего дошкольного возраста...

Логосказки как средство формирования правильного звукопроизношения, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается система коррекционно - логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию звукопроизношения с помощью логосказок. А...

Методическая разработка по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Полученные результаты исследования по выявлению уровня   звукопроизношения, свидетельствовали о необходимости проведения коррекционных мероприятий по развитию звуковой стороны речи детей. С ...

Презентация на тему "Использование звуковых дорожек в формировании правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: развитие фонематического слуха Задачи: развитие четкой артикуляции звуков; упражнять в определении места звука в слове; правильного произношения всех звуков в словах и фразовой речи. ...

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий

Методическая рекомендация для музыкальных руководителей, педагогов и родителей...