Логосказки как средство формирования правильного звукопроизношения, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

В данной статье рассматривается система коррекционно - логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию звукопроизношения с помощью логосказок. Автором описываются четыре этапа работы по формированию звукопроизношения, а также даётся по одному примеру логосказок на каждом этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoskazki.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Логосказки

как   средство формирования правильного звукопроизношения, у детей старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи

Аннотация: в данной статье рассматривается система коррекционно – логопедической работы с  детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  по формированию  звукопроизношения  с помощью логосказок. Автором описываются четыре этапа работы по формированию звукопроизношения, а также даётся по одному примеру логосказок на каждом этапе.

Ключевые слова: звукопроизношение, мотивированность,  постановка звука, автоматизация звука, дифференциация звука, логосказка, этапы коррекционно – логопедической работы.

Традиционно в логопедии при исправлении звукопроизношения, согласно работам Ф.Ф. Рау,  используются следующие способы вызывания звуков: постановка звуков по подражанию; постановка звуков с механической помощью (логопедические зонды, шпателя; подручные средства: соски, палочки, трубочки и пр.) и постановка звуков смешанным способом [4, с.108].  

Не всегда и не во всех случаях необходим, а также обоснован  второй способ исправления звукопроизношения. Этот способ редко применяется в логопедической практике с робкими, стеснительными, зажатыми, боязливыми детьми, а также с детьми, имеющими аутоподобное поведение. Такие дети не любят логопедические зонды и любые подручные средства, внедряющиеся в рот.

Не все дети бывают мотивированны на исправление недостатков звукопроизношения. Дети с ОНР, ЗПР имеют слабую мотивированность к занятиям, быстро истощаются из – за особенностей нервной системы [5].  

В связи с этим необходимо создать лёгкую непринуждённую обстановку во время вызывания звуков и их автоматизации.  На помощь логопеду приходят логосказки.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач.

Логосказки могут представлять собой дидактическую игру, театрализованное представление или выступать как их часть.  

Выделяют несколько видов логосказок: артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики), пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков), фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков), лексико - грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий), сказки, способствующие формированию связной речи, сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах) [2, с.77].  

Коррекционно – логопедическая работа проводилась на индивидуальных и  подгрупповых  занятиях  в четыре  этапа.

I  этап.  Подготовительный

Цель: подготовить  речедвигательный  аппарат,  его  моторику, речевой слух, дыхание к постановке звука.

При постановке звуков важную роль играет артикуляционная гимнастика. Были использованы следующие логосказки: сказочная история «Поможем Буратино заговорить», «Сказка о весёлом язычке»,  «Заяц-огородник»,   «Загадочная бабочка», «Трудолюбивая божья коровка», «Прекрасная Обжорка».

Сказка о весёлом язычке

Жил да был Весёлый язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две. Первая дверь – это губы. Давайте откроем её (упражнение «Заборчик»). Вторая дверь – это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошечко»). Что же делает наш Язычок?

Сегодня я вам расскажу, как провел неделю Весёлый Язычок.

В понедельник  Язычок решил сделать небольшой ремонт. Он взял большую кисть и красил потолок – нёбо. Красить его надо было тщательно, а для этого он крепко прижимал кисточку «упражнение «Маляр»). Затем Язычок покрасил вторые двери (это зубы). Сначала он покрасил с внутренней стороны (вверху – внизу) «Чистим верхние и нижние зубки», потом с наружной.

Во вторник Язычок ходил в магазин за покупками. Сначала он купил часы, чтобы никогда никуда не опаздывать (упражнение «Часики»). Ещё Язычок купил розовую чашку (упражнение «Чашечка»). Из чашки Язычок  пил чай и молоко. Язычок купил также сковородку, на ней он пёк блины, которые очень любил (упражнение «Лопата»). К Язычку часто приходил в гости друзья. Они хвалили его за угощение, иногда даже облизывались от удовольствия (упражнение «Вкусное варенье»).

В среду язычок ходил в зоопарк. Там он увидел лошадку (упражнение «Лошадка»), сердитую пантеру (упражнение «Сердитая  пантера»), ужа, который только на первый взгляд казался страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало (упражнение «Иголочка»). Самой  весёлой была обезьяна. Она любила всех смешить, поэтому всё время строила рожи: надувала щёки (упражнение «Толстячок», полоскала рот (упражнение «Надувание правой и левой щёк попеременно»), пыталась языком дотянуться до носа, а затем до подбородка.

В четверг Язычок ходил в цирк. Открыли представление барабанщики (упражнение «Барабан»). Больше всего Язычку понравилось выступление фокусника (упражнение «Фокус»).

В пятницу Язычок ходил в лес за грибами (упражнение «Грибочек»).

В субботу Язычок играл на музыкальных инструментах: на дудочке (упражнение «Трубочка»: свернуть язык трубочкой и подуть в неё), на гармошке (упражнение «Гармошка»).

А в воскресенье Язычок катался в парке на качелях (упражнение «Качели»).

Вот так интересно провел свою неделю Язычок.

Для владения  правильным  звукопроизношением  необходимо  развитие  

речевого дыхания. Для этого были использованы  следующие  сюжетные картинки: «Подводный мир», «Летний луг», «Остров сокровищ», «Хоккей», «Колобок», «Храбрый пилот», «Парусная регата», «Цирковое представление», «На пруду», «Птичья столовая».  Например, сюжетная картинка «Колобок», ребёнку рассказывалась сказка про колобка, и параллельно он дул на колобка (привязанный ниткой к основанию картинки), который перемещался от одного сказочного героя к другому.  

Второй  этап.  «Постановка звука»

Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.

Были использованы следующие логосказки: «Песенка змеи», «Не дразни гусей», «Женя и жук», «Паровоз», «Гоночная машинка», «Самолёт», «Воздушный шарик», «Песенка водички», «Комар», «Синица», «Два пароходика», «Индюк» и логопедическая сказка «Язычок» с уточнением артикуляции каждого звука и т.д.

Логопедическая сказка «Гоночная машинка» с презентацией

(на постановку звука «Р»)

Жили – были машинки, которые всегда участвовали в соревнованиях. Однажды самых лучших повезли на соревнования в другой город. Одна машинка случайно выпала из грузовика и повредила свой мотор, с тех пор она не участвует в соревнованиях, так как мотор не заводится. А ей так хочется участвовать в соревнованиях. Хочешь ей помочь?

Третий   этап.  «Автоматизация звука»

Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Здесь  стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

На этапе автоматизации звуков был оборудован игровой столик, который превращался либо в лесную полянку, либо в пещеру волшебника, либо в сказочный городок. И каждый раз дети с увлечением «путешествовали» по сказке и с огромным интересом выполняли все задания и упражнения. Для обыгрывания сюжетов использовались фигурки сказочных персонажей, вырезанные из плотного картона или мелкие игрушки из киндер-сюрпризов и детских конструкторов. В ход идут любые подручные средства. Главное, чтобы детям было интересно.

На данном этапе использовались логосказки: «Колобок», «Путешествие машинки».

Логопедическая сказка «Колобок»

(автоматизация звука «Л» в начале слов)

Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». - «Из чего печь-то? Муки нет». - «Эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети; авось муки и наберется».

 Старуха  по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

Колобок полежал-полежал, да вдруг прыгнул с окна и покатился по тропинке прямо в лес.

Катится колобок, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем».

 - «Не ешь меня,  зайчик! Я тебе пригожусь», — сказал колобок.

- Да вот картинки в лесу нашёл, а что на них нарисовано, не знаю.

- Так ты картинки покажи, (имя ребёнка), он(а) тебе поможет.

Ребёнок произносит названия  картинок, чётко выделяя звук «Л» в начале слова. (Слова на слог – ла – лак, лань, лапа, лама, ласка, Лада, лото и т.д.).

- Спасибо тебе колобок!

И покатился колобок  дальше; только заяц его и видел!

Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!»

- «Не ешь меня, серый волк! Я тебе пригожусь», — сказал колобок.

- Да вот картинки в лесу нашёл, а что на них нарисовано, не знаю.

- Так ты картинки покажи, (имя ребёнка), он(а) тебе поможет.

Ребёнок произносит названия  картинок, чётко выделяя звук «Л» в начале слова. (Слова на слог – ло – лоб, лов,   локон, локоть, лошадь,  лодка и т.д).

- Спасибо тебе колобок!

И покатился колобок  дальше; только волк его и видел!

Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем».

- «Не ешь меня, медведь! Я тебе пригожусь», — сказал колобок.

- Да вот картинки в лесу нашёл, а что на них нарисовано, не знаю.

- Так ты картинки покажи, (имя ребёнка), он(а) тебе поможет.

Ребёнок произносит названия  картинок, чётко выделяя звук «Л» в начале слова. (Слова на слог – лу – лук, луч,  лупа, лужа, Луша, лужок, лунка  и т.д).

- Спасибо тебе колобок!

И опять укатился колобок; только медведь его и видел!

Катится колобок, а навстречу ему лиса: «Колобок, колобок! Я тебя съем».

 - «Не ешь меня, лиса! Я тебе пригожусь», — сказал колобок.

- Да вот картинки в лесу нашла, а что на них нарисовано, не знаю.

- Так ты картинки покажи, (имя ребёнка), он(а) тебе поможет.

Ребёнок произносит названия  картинок, чётко выделяя звук «Л» в начале слова. (Слова на слог – лы – лыко, лыжи, лыжня, лыжник и т.д).

- Спасибо тебе колобок!

И опять укатился колобок; только лиса  его и видела!

Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец!

(Аналогично можно автоматизировать и другие звуки в словах).

Четвёртый   этап.  «Дифференциация звуков»

Цель: научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

На данном этапе использовалась логосказка: «Спасение жителей города Красивой речи».

Логопедическая сказка «Спасение жителей города Красивой речи»

(дифференциация  звуков «Л» и «Р»  в чистоговорках)

Жил - был Незнайка. Как - то раз, когда Незнайка летел на своём воздушном шаре из Зеленного города в Цветочный, он увидел новый город, который показался ему необычным. А так как он был очень любопытным и смелым, то он решил посмотреть на этот город. Приземлившись, он увидел, что город пуст, только дома. А где жители? Он подошёл к одному дому и постучал, но никто не ответил, тогда он стал стучать еще сильнее и вдруг он услышал тоненький голосок: «Кто ты?» Незнайка рассказал о себе и спросил: «Что это за город и где все жители?» Тоненький голосок сказал: «Это город Красивой речи, но злая ведьма Картавка заколдовала его и только житель другого города, который умеет произносить все звуки, сможет нас расколдовать». Незнайка добрый мальчик и  звуки все произносить умеет, но ему не хватит знаний, чтобы одному помочь жителям, а до Знайки лететь далеко.

- Что делать? (Ответ ребёнка)

Расколдовываем жителей первого домика.

- Сейчас я произнесу две чистоговорки (по двум картинкам), а ты (имя ребёнка) скажи, в какой из них есть звук «Л».

- Ла - ла - пила,            ра - ра - гора.

-   Какой  звук   встречается   во   второй чистоговорке? Звук «Л» какой?  Звук «Р» какой?

- Чем отличается звук «Л» от звука «Р»?

- Молодец, (имя ребёнка), жители первого домика расколдованы.

Расколдовываем жителей второго домика.

- (Имя ребёнка), я произнесу начало чистоговорки, а ты, выбрав нужное слово, закончи его.

- Ла — ла -.... гора, игла.         Ры - ры - ..... полы, шары.

- Молодец, (имя ребёнка), жители второго домика тоже расколдованы.

Идём к третьему домику.

- (Имя ребёнка), я произношу чистоговорку, выделяя голосом один из звуков, назови этот  звук.

- аЛ - аЛ - баЛ.

- Сейчас поменяй звук «Л» на звук «Р» и проговори, что получилось.

(Если ребёнок  затрудняется в выполнении задания, то можно использовать приём «поймай слово за хвост» (рукой как будто бы ловим последний звук слова).

- Молодец, (имя ребёнка), жители третьего домика тоже расколдованы.

Идём к четвёртому домику.

- (Имя ребёнка), произнеси чистоговорку весело, выразительно. (Если трудно, то логопед даёт образец).

- Ор - ор - у нас весёлый хор.

- А теперь произнеси чистоговорку так, как будто ты у меня спрашиваешь.

- Молодец, (имя ребёнка), жители четвёртого домика тоже расколдованы.

Идём к следующему домику под номером.....?

Логопед выкладывает фишками и проговаривает начало чистоговорки.

- Ар - ар - ......, (Имя ребёнка), посмотри на картинки и выбери те, в названии которой столько же слогов, сколько я произнесла в начале чистоговорки.

(Картинки: самовар, повар, сахар, шар).

- (Имя ребёнка), выложи эти слова фишками.

- Молодец, (имя ребёнка), жители и этого домика тоже расколдованы.

Идём к следующему домику по порядку под номером ....?

- (Имя ребёнка), я проговариваю начало чистоговорки, а ты, глядя на окошечки, в которых схемы — опоры, продолжаешь.

Ра - ра - вот Клара.  Ры - ры - нет ......  Ре-ре-иду к ..... Ру - ру - вижу ....  

Рой — рой — доволен .....    Ре - ре - думаю о ......

- Молодец, (имя ребёнка), жители и этого домика тоже расколдованы.

Идём к следующему домику по порядку под номером ....?

- (Имя ребёнка), я проговариваю чистоговорку, а ты повторяешь её, вставляя противоположное  слово, глядя на схему.

Ра - ра - высокая   гора.  Ла — ла — острая пила.  Ры - ры - большие шары.

Лы — лы — грязные полы.  Ро - ро - новое ведро.  Ло - ло - длинное весло.

- Молодец, (имя ребёнка), жители и этого домика тоже расколдованы.

Идём к следующему домику по порядку под номером ....?

- У меня есть короткая чистоговорка. Ла – ла - пила.

- А сейчас ты сможешь, отвечая на вопросы, превратить её в длинную.

- Ла - ла - какая пила?

- Ла —ла - что делает острая пила?

- Ла - ла - как жужжит острая пила?

- Молодец, (имя ребёнка), жители и этого домика тоже расколдованы.

- А вот и последний дом, вернее замок, наверное, в нём живёт король этого города.

- (Имя ребёнка), рассмотри картинку. Давай придумаем чистоговорку о том, что здесь нарисовано. Кто это? Какой последний слог в этом слове?  Сколько в этом слове слогов?

- Значит  повторим слог «ры» три  раза: ры - ры - ры. Что ещё ты можешь сказать об этих комарах?  Где летят комары?

- Молодец, (имя ребёнка), жители и этого замка тоже расколдованы. А это действительно король и королева данного города.

- Вот и рухнули злые чары ведьмы Картавки, теперь жители города будут свободно общаться и радовать друг друга красивой речью.

- А король с королевой дарят тебе (имя ребёнка) приз за спасение , а Незнайке – медаль за отзывчивость.

(Дети слабой подгруппы расколдовывают домики, просто повторяя чистоговорки со звуками «л» и «р»).

Литература

  1. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4 – е издание. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
  2. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008. – 232 с.
  3. Краузе Е. Н. Логопедия. – 2 изд., испр. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003. – 208 с.
  4. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: "ВЛАДОС", 1999.
  5. Специальная психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Полученные результаты исследования по выявлению уровня   звукопроизношения, свидетельствовали о необходимости проведения коррекционных мероприятий по развитию звуковой стороны речи детей. С ...

Презентация на тему "Использование звуковых дорожек в формировании правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: развитие фонематического слуха Задачи: развитие четкой артикуляции звуков; упражнять в определении места звука в слове; правильного произношения всех звуков в словах и фразовой речи. ...

Формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендации педагогам по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста...

Клуб "Красивой речи". "Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста".

Артикуляционная гимнастика является важнейшим этапом  в формировании правильного звукопроизношения. Взаимодействие с родителями в рамках клуба "Красивой речи" помогает познакомить их с ...