Главные вкладки

    Логосказки как средство формирования правильного звукопроизношения, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    методическая разработка по логопедии (старшая группа)

    В данной статье рассматривается система коррекционно - логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию звукопроизношения с помощью логосказок. Автором описываются четыре этапа работы по формированию звукопроизношения, а также даётся по одному примеру логосказок на каждом этапе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл logoskazki.docx27.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Логосказки

    как   средство формирования правильного звукопроизношения, у детей старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи

    Аннотация: в данной статье рассматривается система коррекционно – логопедической работы с  детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  по формированию  звукопроизношения  с помощью логосказок. Автором описываются четыре этапа работы по формированию звукопроизношения, а также даётся по одному примеру логосказок на каждом этапе.

    Ключевые слова: звукопроизношение, мотивированность,  постановка звука, автоматизация звука, дифференциация звука, логосказка, этапы коррекционно – логопедической работы.

    Традиционно в логопедии при исправлении звукопроизношения, согласно работам Ф.Ф. Рау,  используются следующие способы вызывания звуков: постановка звуков по подражанию; постановка звуков с механической помощью (логопедические зонды, шпателя; подручные средства: соски, палочки, трубочки и пр.) и постановка звуков смешанным способом [4, с.108].  

    Не всегда и не во всех случаях необходим, а также обоснован  второй способ исправления звукопроизношения. Этот способ редко применяется в логопедической практике с робкими, стеснительными, зажатыми, боязливыми детьми, а также с детьми, имеющими аутоподобное поведение. Такие дети не любят логопедические зонды и любые подручные средства, внедряющиеся в рот.

    Не все дети бывают мотивированны на исправление недостатков звукопроизношения. Дети с ОНР, ЗПР имеют слабую мотивированность к занятиям, быстро истощаются из – за особенностей нервной системы [5].  

    В связи с этим необходимо создать лёгкую непринуждённую обстановку во время вызывания звуков и их автоматизации.  На помощь логопеду приходят логосказки.

    Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач.

    Логосказки могут представлять собой дидактическую игру, театрализованное представление или выступать как их часть.  

    Выделяют несколько видов логосказок: артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики), пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков), фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков), лексико - грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий), сказки, способствующие формированию связной речи, сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах) [2, с.77].  

    Коррекционно – логопедическая работа проводилась на индивидуальных и  подгрупповых  занятиях  в четыре  этапа.

    I  этап.  Подготовительный

    Цель: подготовить  речедвигательный  аппарат,  его  моторику, речевой слух, дыхание к постановке звука.

    При постановке звуков важную роль играет артикуляционная гимнастика. Были использованы следующие логосказки: сказочная история «Поможем Буратино заговорить», «Сказка о весёлом язычке»,  «Заяц-огородник»,   «Загадочная бабочка», «Трудолюбивая божья коровка», «Прекрасная Обжорка».

    Сказка о весёлом язычке

    Жил да был Весёлый язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две. Первая дверь – это губы. Давайте откроем её (упражнение «Заборчик»). Вторая дверь – это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошечко»). Что же делает наш Язычок?

    Сегодня я вам расскажу, как провел неделю Весёлый Язычок.

    В понедельник  Язычок решил сделать небольшой ремонт. Он взял большую кисть и красил потолок – нёбо. Красить его надо было тщательно, а для этого он крепко прижимал кисточку «упражнение «Маляр»). Затем Язычок покрасил вторые двери (это зубы). Сначала он покрасил с внутренней стороны (вверху – внизу) «Чистим верхние и нижние зубки», потом с наружной.

    Во вторник Язычок ходил в магазин за покупками. Сначала он купил часы, чтобы никогда никуда не опаздывать (упражнение «Часики»). Ещё Язычок купил розовую чашку (упражнение «Чашечка»). Из чашки Язычок  пил чай и молоко. Язычок купил также сковородку, на ней он пёк блины, которые очень любил (упражнение «Лопата»). К Язычку часто приходил в гости друзья. Они хвалили его за угощение, иногда даже облизывались от удовольствия (упражнение «Вкусное варенье»).

    В среду язычок ходил в зоопарк. Там он увидел лошадку (упражнение «Лошадка»), сердитую пантеру (упражнение «Сердитая  пантера»), ужа, который только на первый взгляд казался страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало (упражнение «Иголочка»). Самой  весёлой была обезьяна. Она любила всех смешить, поэтому всё время строила рожи: надувала щёки (упражнение «Толстячок», полоскала рот (упражнение «Надувание правой и левой щёк попеременно»), пыталась языком дотянуться до носа, а затем до подбородка.

    В четверг Язычок ходил в цирк. Открыли представление барабанщики (упражнение «Барабан»). Больше всего Язычку понравилось выступление фокусника (упражнение «Фокус»).

    В пятницу Язычок ходил в лес за грибами (упражнение «Грибочек»).

    В субботу Язычок играл на музыкальных инструментах: на дудочке (упражнение «Трубочка»: свернуть язык трубочкой и подуть в неё), на гармошке (упражнение «Гармошка»).

    А в воскресенье Язычок катался в парке на качелях (упражнение «Качели»).

    Вот так интересно провел свою неделю Язычок.

    Для владения  правильным  звукопроизношением  необходимо  развитие  

    речевого дыхания. Для этого были использованы  следующие  сюжетные картинки: «Подводный мир», «Летний луг», «Остров сокровищ», «Хоккей», «Колобок», «Храбрый пилот», «Парусная регата», «Цирковое представление», «На пруду», «Птичья столовая».  Например, сюжетная картинка «Колобок», ребёнку рассказывалась сказка про колобка, и параллельно он дул на колобка (привязанный ниткой к основанию картинки), который перемещался от одного сказочного героя к другому.  

    Второй  этап.  «Постановка звука»

    Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.

    Были использованы следующие логосказки: «Песенка змеи», «Не дразни гусей», «Женя и жук», «Паровоз», «Гоночная машинка», «Самолёт», «Воздушный шарик», «Песенка водички», «Комар», «Синица», «Два пароходика», «Индюк» и логопедическая сказка «Язычок» с уточнением артикуляции каждого звука и т.д.

    Логопедическая сказка «Гоночная машинка» с презентацией

    (на постановку звука «Р»)

    Жили – были машинки, которые всегда участвовали в соревнованиях. Однажды самых лучших повезли на соревнования в другой город. Одна машинка случайно выпала из грузовика и повредила свой мотор, с тех пор она не участвует в соревнованиях, так как мотор не заводится. А ей так хочется участвовать в соревнованиях. Хочешь ей помочь?

    Третий   этап.  «Автоматизация звука»

    Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Здесь  стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

    На этапе автоматизации звуков был оборудован игровой столик, который превращался либо в лесную полянку, либо в пещеру волшебника, либо в сказочный городок. И каждый раз дети с увлечением «путешествовали» по сказке и с огромным интересом выполняли все задания и упражнения. Для обыгрывания сюжетов использовались фигурки сказочных персонажей, вырезанные из плотного картона или мелкие игрушки из киндер-сюрпризов и детских конструкторов. В ход идут любые подручные средства. Главное, чтобы детям было интересно.

    На данном этапе использовались логосказки: «Колобок», «Путешествие машинки».

    Логопедическая сказка «Колобок»

    (автоматизация звука «Л» в начале слов)

    Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». - «Из чего печь-то? Муки нет». - «Эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети; авось муки и наберется».

     Старуха  по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

    Колобок полежал-полежал, да вдруг прыгнул с окна и покатился по тропинке прямо в лес.

    Катится колобок, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем».

     - «Не ешь меня,  зайчик! Я тебе пригожусь», — сказал колобок.

    - Да вот картинки в лесу нашёл, а что на них нарисовано, не знаю.

    - Так ты картинки покажи, (имя ребёнка), он(а) тебе поможет.

    Ребёнок произносит названия  картинок, чётко выделяя звук «Л» в начале слова. (Слова на слог – ла – лак, лань, лапа, лама, ласка, Лада, лото и т.д.).

    - Спасибо тебе колобок!

    И покатился колобок  дальше; только заяц его и видел!

    Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!»

    - «Не ешь меня, серый волк! Я тебе пригожусь», — сказал колобок.

    - Да вот картинки в лесу нашёл, а что на них нарисовано, не знаю.

    - Так ты картинки покажи, (имя ребёнка), он(а) тебе поможет.

    Ребёнок произносит названия  картинок, чётко выделяя звук «Л» в начале слова. (Слова на слог – ло – лоб, лов,   локон, локоть, лошадь,  лодка и т.д).

    - Спасибо тебе колобок!

    И покатился колобок  дальше; только волк его и видел!

    Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем».

    - «Не ешь меня, медведь! Я тебе пригожусь», — сказал колобок.

    - Да вот картинки в лесу нашёл, а что на них нарисовано, не знаю.

    - Так ты картинки покажи, (имя ребёнка), он(а) тебе поможет.

    Ребёнок произносит названия  картинок, чётко выделяя звук «Л» в начале слова. (Слова на слог – лу – лук, луч,  лупа, лужа, Луша, лужок, лунка  и т.д).

    - Спасибо тебе колобок!

    И опять укатился колобок; только медведь его и видел!

    Катится колобок, а навстречу ему лиса: «Колобок, колобок! Я тебя съем».

     - «Не ешь меня, лиса! Я тебе пригожусь», — сказал колобок.

    - Да вот картинки в лесу нашла, а что на них нарисовано, не знаю.

    - Так ты картинки покажи, (имя ребёнка), он(а) тебе поможет.

    Ребёнок произносит названия  картинок, чётко выделяя звук «Л» в начале слова. (Слова на слог – лы – лыко, лыжи, лыжня, лыжник и т.д).

    - Спасибо тебе колобок!

    И опять укатился колобок; только лиса  его и видела!

    Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец!

    (Аналогично можно автоматизировать и другие звуки в словах).

    Четвёртый   этап.  «Дифференциация звуков»

    Цель: научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

    На данном этапе использовалась логосказка: «Спасение жителей города Красивой речи».

    Логопедическая сказка «Спасение жителей города Красивой речи»

    (дифференциация  звуков «Л» и «Р»  в чистоговорках)

    Жил - был Незнайка. Как - то раз, когда Незнайка летел на своём воздушном шаре из Зеленного города в Цветочный, он увидел новый город, который показался ему необычным. А так как он был очень любопытным и смелым, то он решил посмотреть на этот город. Приземлившись, он увидел, что город пуст, только дома. А где жители? Он подошёл к одному дому и постучал, но никто не ответил, тогда он стал стучать еще сильнее и вдруг он услышал тоненький голосок: «Кто ты?» Незнайка рассказал о себе и спросил: «Что это за город и где все жители?» Тоненький голосок сказал: «Это город Красивой речи, но злая ведьма Картавка заколдовала его и только житель другого города, который умеет произносить все звуки, сможет нас расколдовать». Незнайка добрый мальчик и  звуки все произносить умеет, но ему не хватит знаний, чтобы одному помочь жителям, а до Знайки лететь далеко.

    - Что делать? (Ответ ребёнка)

    Расколдовываем жителей первого домика.

    - Сейчас я произнесу две чистоговорки (по двум картинкам), а ты (имя ребёнка) скажи, в какой из них есть звук «Л».

    - Ла - ла - пила,            ра - ра - гора.

    -   Какой  звук   встречается   во   второй чистоговорке? Звук «Л» какой?  Звук «Р» какой?

    - Чем отличается звук «Л» от звука «Р»?

    - Молодец, (имя ребёнка), жители первого домика расколдованы.

    Расколдовываем жителей второго домика.

    - (Имя ребёнка), я произнесу начало чистоговорки, а ты, выбрав нужное слово, закончи его.

    - Ла — ла -.... гора, игла.         Ры - ры - ..... полы, шары.

    - Молодец, (имя ребёнка), жители второго домика тоже расколдованы.

    Идём к третьему домику.

    - (Имя ребёнка), я произношу чистоговорку, выделяя голосом один из звуков, назови этот  звук.

    - аЛ - аЛ - баЛ.

    - Сейчас поменяй звук «Л» на звук «Р» и проговори, что получилось.

    (Если ребёнок  затрудняется в выполнении задания, то можно использовать приём «поймай слово за хвост» (рукой как будто бы ловим последний звук слова).

    - Молодец, (имя ребёнка), жители третьего домика тоже расколдованы.

    Идём к четвёртому домику.

    - (Имя ребёнка), произнеси чистоговорку весело, выразительно. (Если трудно, то логопед даёт образец).

    - Ор - ор - у нас весёлый хор.

    - А теперь произнеси чистоговорку так, как будто ты у меня спрашиваешь.

    - Молодец, (имя ребёнка), жители четвёртого домика тоже расколдованы.

    Идём к следующему домику под номером.....?

    Логопед выкладывает фишками и проговаривает начало чистоговорки.

    - Ар - ар - ......, (Имя ребёнка), посмотри на картинки и выбери те, в названии которой столько же слогов, сколько я произнесла в начале чистоговорки.

    (Картинки: самовар, повар, сахар, шар).

    - (Имя ребёнка), выложи эти слова фишками.

    - Молодец, (имя ребёнка), жители и этого домика тоже расколдованы.

    Идём к следующему домику по порядку под номером ....?

    - (Имя ребёнка), я проговариваю начало чистоговорки, а ты, глядя на окошечки, в которых схемы — опоры, продолжаешь.

    Ра - ра - вот Клара.  Ры - ры - нет ......  Ре-ре-иду к ..... Ру - ру - вижу ....  

    Рой — рой — доволен .....    Ре - ре - думаю о ......

    - Молодец, (имя ребёнка), жители и этого домика тоже расколдованы.

    Идём к следующему домику по порядку под номером ....?

    - (Имя ребёнка), я проговариваю чистоговорку, а ты повторяешь её, вставляя противоположное  слово, глядя на схему.

    Ра - ра - высокая   гора.  Ла — ла — острая пила.  Ры - ры - большие шары.

    Лы — лы — грязные полы.  Ро - ро - новое ведро.  Ло - ло - длинное весло.

    - Молодец, (имя ребёнка), жители и этого домика тоже расколдованы.

    Идём к следующему домику по порядку под номером ....?

    - У меня есть короткая чистоговорка. Ла – ла - пила.

    - А сейчас ты сможешь, отвечая на вопросы, превратить её в длинную.

    - Ла - ла - какая пила?

    - Ла —ла - что делает острая пила?

    - Ла - ла - как жужжит острая пила?

    - Молодец, (имя ребёнка), жители и этого домика тоже расколдованы.

    - А вот и последний дом, вернее замок, наверное, в нём живёт король этого города.

    - (Имя ребёнка), рассмотри картинку. Давай придумаем чистоговорку о том, что здесь нарисовано. Кто это? Какой последний слог в этом слове?  Сколько в этом слове слогов?

    - Значит  повторим слог «ры» три  раза: ры - ры - ры. Что ещё ты можешь сказать об этих комарах?  Где летят комары?

    - Молодец, (имя ребёнка), жители и этого замка тоже расколдованы. А это действительно король и королева данного города.

    - Вот и рухнули злые чары ведьмы Картавки, теперь жители города будут свободно общаться и радовать друг друга красивой речью.

    - А король с королевой дарят тебе (имя ребёнка) приз за спасение , а Незнайке – медаль за отзывчивость.

    (Дети слабой подгруппы расколдовывают домики, просто повторяя чистоговорки со звуками «л» и «р»).

    Литература

    1. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4 – е издание. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
    2. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008. – 232 с.
    3. Краузе Е. Н. Логопедия. – 2 изд., испр. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003. – 208 с.
    4. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: "ВЛАДОС", 1999.
    5. Специальная психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи через использование игровых приемов

    Как показывает практика, большое количество детей поступает в школу  с нарушениями речи, что в последующем может  вызвать  проблемы с  письменной речью и  общую неуспеваемость...

    Подвижная игра как средство формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

    Аттестационная работа по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр...

    Статья по теме: Педагогическое исследование: "УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    В данном материале представлены все этапы педагогического исследования проблемы нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста. Описаны последствия различных нарушений, даны множество рекоменд...

    Презентация "Использование физических упражнений как средства формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"

    Процесс формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возрастаЦЕЛЬ    ИССЛЕДОВАНИЯ: Раскрыть влияние физических упражнений для формирования правильной осанки у детей ...

    Исследование на тему «Использование физических упражнений как средство формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста»

    Исследование о том, как систематическое выполнение физических упражнений влияет на  формирование правильной осанки у детей....

    Методическая разработка по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

    Полученные результаты исследования по выявлению уровня   звукопроизношения, свидетельствовали о необходимости проведения коррекционных мероприятий по развитию звуковой стороны речи детей. С ...