Формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа)
Рекомендации педагогам по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации учителя-логопеда педагогам | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
- слуховое внимание;
- восприятие темпа и ритма речи.
Формировать произносительную сторону речи:
- учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
- развивать артикуляционный аппарат;
- работать над речевым дыханием;
- вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;
- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;
- фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Методы и приемы развития речи
Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Выделяют три группы методов - наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.
Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече-двигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком ш, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: ш - ш - шутка.»). При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется специфичный прием - утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).
В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания (ззз — песенка комара; туп-туп-туп — топает козленок).
Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет(«Сказка Веселого Язычка»). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.
Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!», или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе - е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво - кому же хочется попасть в смешное положение?»).
Примыкает к этому и другой прием - индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи - он умеет быть ласковым, заботливым»).
В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).
В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.
Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Следует предостеречь педагогов от назойливого, слишком частого, использования исправлений и подсказов (звукопроизношения, темпа и т. д., так как это нервирует ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики.
Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики....
Логосказки как средство формирования правильного звукопроизношения, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье рассматривается система коррекционно - логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию звукопроизношения с помощью логосказок. А...
Методическая разработка по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Полученные результаты исследования по выявлению уровня звукопроизношения, свидетельствовали о необходимости проведения коррекционных мероприятий по развитию звуковой стороны речи детей. С ...
Рабочая программа по формированию правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) на 2020– 2021 уч.год.
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учитьс...
Презентация на тему "Использование звуковых дорожек в формировании правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста"
Цель: развитие фонематического слуха Задачи: развитие четкой артикуляции звуков; упражнять в определении места звука в слове; правильного произношения всех звуков в словах и фразовой речи. ...
Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Звук Ы.
Открытое занятие для педагогов детского сада....
" Формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для родителей"...