Технологическая карта логопедического занятия ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия по логопедии

Заварыкина Альбина Алексеевна

Конспект занятия разработан в соответствии с принципами дошкольного образования, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и Федеральной образовательной программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx70.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Огонек»

Технологическая карта логопедического занятия

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах и словах с использованием нейроигр»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Picture background

Разработала: Заварыкина Альбина Алексеевна

учитель-логопед МБДОУ детский сад «Огонек» 

2025г

 Аннотация к методической разработке.

Конспект занятия разработан в соответствии с принципами дошкольного образования, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и Федеральной образовательной программе.

Возрастная адекватность проявляется в отборе содержания материала по коррекционно - речевому развитию дошкольников.

*Возрастные ориентиры в ФОП ДО – условные. Каждый ребенок может достичь планируемых результатов на разных этапах дошкольного детства.

Возрастная адекватность поддерживается традиционным соблюдением принципов дидактики:  принцип доступности, наглядности, движения от простого к сложному, научной достоверности.

Условия проведения ОД соответствует возрасту воспитанников: ОД проводится в оптимальное для детского организма время, с использованием специально подобранных дидактических материалов и в условиях соответствующей предметно- пространственной развивающей среды. Развивающая предметно-пространственная среда по речевому развитию дошкольников представляет структурированное пространство для обучения и игр. Она включает в себя развивающие, дидактические и творческие игры, которые способствуют развитию коммуникации и речевых навыков, соответствует ФГОС ДО и учитывает цели и принципы ФОП ДО, возрастную и гендерную специфику для реализации образовательной программы;  учитывает специфику деятельности ДОО, особенности, возможности и интересы детей. 

Образовательные технологии и методические приемы.

  1. Технология проблемно- диалогическое обучение - два этапа: постановка проблемы и поиск её решения. Технология закладывает предпосылки формирования в последующем универсальных учебных действий.
  2. Методы и приемы: наглядные; словесные; игровые; практические.

Элементы здоровьесберегающих технологий

ФОП ДО и ФГОС ДО ориентируют практику на максимальную индивидуализацию образовательных потребностей детей.

В рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) акцент делается на дифференциации звуков, совершенствовании произносительных навыков и формировании интонационной выразительности речи.    

Данное занятие направлено на закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой моторики.

Работа по взаимодействию с родителями является непременным условием успешного решения задач.

Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах и словах с использованием нейроигр» 

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Форма занятия: игровая, коммуникативная деятельность.

Методы: беседа, рассматривание иллюстраций, обсуждение, сюрпризный момент, игровая ситуация, здоровьесберегающие.

Оборудования и средства: маркеры, салфетки по количеству детей, индивидуальные зеркала.

Предварительная работа: индивидуальная работа по постановке звука С, автоматизация звука в прямых и обратных слогах, работа над слоговой структурой слова, формирование понятия ударный слог, разучивание артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Цель:  автоматизация звука «С» в словах и фразах  

Задачи:

  • Коррекционно- образовательные: создать речевое окружение, которое способствует правильному произношению звука «С» с помощью дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и наглядности. 
  • Коррекционно- развивающие: уточнять и обогащать словарь через фразовую речь, развивать фонематический слух, артикуляционную моторику, зрительное и слуховое внимание, память, воображение и мыслительные функции.
  • Коррекционно - воспитательные: формировать положительную мотивацию на занятии, воспитывать навыки речевого общения и умение слушать.   

Сценарий совместной образовательной деятельности с элементами  игровой технологии  речевого развития.

Этап  деятельности

Содержание деятельности

Действия педагога

Действия детей

I. Организационный Психологический настрой

Приветствие, установление зрительного контакта.

–Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в наш круг дружбы. Руку дайте другу справа. Руку дайте другу слева.. Как  замечательно, что мы сегодня все вместе.!  Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Создает атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Приветствуют педагога.

Участвуют в действиях.

Сюрпризный момент

Мотивационно побудительный. Введение в тему

 Предлагаю вам отправиться в гости. А к кому догадайтесь. Послушайте загадку: «Всех лечит вареньем и чаем, Зарядку для всех назначает. Энергичная болтунья, Догадалась, кто это?»

- Правильно, это Совунья.

Она приглашает  нас в «Речевой дворик», в гости  

И сегодня мы будем продолжать работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно.

Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, развивает любознательность, интерес.

Дети высказывают свои мысли о том, кто пригласил в гости

Слушают ин- формацию.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение.

II. Основная часть.

Автоматизация изолированного звука [С]

–Предлагаю вам  вспомнить, как работают губы и язык, когда мы произносим звук С.

–Где находится кончик языка? Как идет воздушная струя? Какая она?

Уточняет акустико артикуляционного образ звука. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, развивает любознательность, интерес

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на полученном ранее опыте.

Артикуляционная

гимнастика и

развитие речевого дыхания

-Чтобы мы смогли правильно выполнить задания Совуньи, давайте сделаем зарядку для язычка.

«Заборчик»

Зубки ровно мы смыкаем И заборчик получаем. «Горка»

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз!

«Качели» А сейчас качели вверх- Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полёт- И никто не отстаёт. 

Эмоционально включает в сов- местную деятельность, демонстрирует образец выполнения упражнений,

Дети активно выполняют артикуляционные упражнения.

Упражнение

«Телеграф»

- Ребята, Совунья  очень любит рисовать.

Посмотрите, что она нарисовала в верхнем правом углу доски « Речевого дворика»? (Самолет)

 – Давайте четко проговорим это слово по слогам и отстучим его. На ударный слог хлопаем в ладоши.

 -А что в верхнем левом углу доски? Что видим нижнем левом углу доски?

(Самолет, самокат, сарафан, самовар)

Эмоционально включает в действие. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Согласовывает с

детьми действия, их последовательность. Следит за правильным произношением звука «С» в словах.

Дети внимательно слушают вопросы, участвуют в диалоге, вспоминают раннее усвоенное, делят слова на слоги, выделяют ударный слог.

III. Физкультминутка

Мы подуем высоко, Потянуться вверх, произнося: с-с-с. Мы подуем низко, Слегка наклониться и произнести: с-с-с.

Мы подуем далеко, Наклониться вперед всем корпусом, руки вытянуты

вперед, произнести: с-с-с

Мы подуем близко.

Прижать руки к груди, опустить голову и произнести с-с-с.

Приглашает детей и предлагает им выполнить уже

знакомые упражнения.

Активно играют.

Демонстрируют физическую активность.

Упражнение

«Четвертый  лишний»

- Ребята, Совунья приглашает нас в «Игровой центр».  Возьмите планшеты-игровизоры и маркеры на столе. Посмотрите внимательно, что

изображено.

- Как вы думаете, какая картинка лишняя?

- Зачеркните ее, назовите оставшиеся картинки, одним словом.

Педагог дает инструкцию. При затруднении, помогает детям наводящими вопросами, хвалит детей за проделанную работу, следит за правильным произношением звука «С» в словах, стимулирует к самостоятельности

Активно включаются в деятельность, выражают собственные

мысли, делают выводы, обобщают, опираясь на собственный опыт.

Автоматизация звука [С] в слогах.

-Ребята, Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давайте споем их вместе с ней.

- са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс

- сы-са-су-со ыс-ас-ус-ос

- су-со-сы-са ус-ос-ыс-ас

-со-су-са-сы ос-ус-ас-ыс….

-Как красиво у вас получилось. Совунья очень довольна!

Активно включаются в деятельность,

Дети внимательно слушают вопросы, участвуют в диалоге,

Автоматизация звука [С] в середине слова.

Игра «Я начну, а ты закончи»

-Как у наших у ворот Чудо дерево растет!… Не с листочками,…. а с конвертами - заданиями…

Открываем первый конверт..

Я скажу начало слова, а вы закончите его слогом «СА»

– К О-……(СА)

-О---(СА);  БУ…(СЫ)…  ЛИ….(СА)….. 

Открывают первый конверт.

Хвалит детей за проделанную работу, следит за правильным произношением

Дети выражают собственные

мысли, внимательно слушают вопросы, участвуют в диалоге

Активно включаются в деятельность

Рефлексивно – оценочный этап

- Молодцы!  Я просто горжусь вами! Вы хорошо занимались! Совунье очень понравилось, как вы выполняли задания.

-Вам понравились игры? Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Приглашаю вас в Центр творчества. Предлагаю вам нарисовать

Делятся впечатлениями, обобщают, рассказывают о событиях.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на полученном ранее опыте.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей в Центрах творчества: «Талантливые пальчики»; «Литературный центр»; «Речевой дворик».

Игра «Эстафета дружбы»

-Я приглашаю вас в круг. И наше рукопожатие «Эстафета дружбы» побежит по кругу. Пусть же она вас не покидает на целый день. Спасибо вам за то, что вы у меня есть! Я просто горжусь вами!

-Приглашайте своего друга в центр «Талантливые пальчики» и нарисуйте все, что вы узнали о  о звуке «С». А может, придумаем сказку?....

Принимают предложение педагога, встают в круг, берутся за руки. Делятся на компании, участвуют в групповых действиях, рисуют, делятся впечатлениями.

Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Занятие с использованием образовательной технологии И.В. Ганичевой "Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми"...

Технологическая карта по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблицы.

Автор предостовляет занятие по  развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемаблицы, в виде технологической карты.Педагог предлагает детям с помощью мнемотабли...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Здравствуй, Зимушка-зима».

Цель: Создание условий для развития у детей элементарных  математических представлений в совместной игровой деятельности.Задачи:- Содействовать формированию представления о четырехугольнике на ос...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Путешествие в королевство Математики».

Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.Задачи: - продолжать развивать понимание отношения рядом стоящих чисел в пределах 10 - закреплять умение делит...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Знакомство с числовой линейкой. Решение задач при помощи числовой линейки на сложение в пределах 10».

Цель:«Знакомство с числовой линейкой. Решение задач при помощи числовой линейки на сложение в пределах 10.оздание условий для решения и составления математических задач с использованием «ч...

Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Использование ТРИЗ-технологии на занятии стимулирует детей к творчеству, даёт толчок для проявления фантазии и воображения, а значит развивает речь и мышление....