Технологическая карта логопедического занятия ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия по логопедии
Конспект занятия разработан в соответствии с принципами дошкольного образования, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и Федеральной образовательной программе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Огонек»
Технологическая карта логопедического занятия
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах и словах с использованием нейроигр»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Разработала: Заварыкина Альбина Алексеевна
учитель-логопед МБДОУ детский сад «Огонек»
2025г
Аннотация к методической разработке.
Конспект занятия разработан в соответствии с принципами дошкольного образования, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и Федеральной образовательной программе.
Возрастная адекватность проявляется в отборе содержания материала по коррекционно - речевому развитию дошкольников.
*Возрастные ориентиры в ФОП ДО – условные. Каждый ребенок может достичь планируемых результатов на разных этапах дошкольного детства.
Возрастная адекватность поддерживается традиционным соблюдением принципов дидактики: принцип доступности, наглядности, движения от простого к сложному, научной достоверности.
Условия проведения ОД соответствует возрасту воспитанников: ОД проводится в оптимальное для детского организма время, с использованием специально подобранных дидактических материалов и в условиях соответствующей предметно- пространственной развивающей среды. Развивающая предметно-пространственная среда по речевому развитию дошкольников представляет структурированное пространство для обучения и игр. Она включает в себя развивающие, дидактические и творческие игры, которые способствуют развитию коммуникации и речевых навыков, соответствует ФГОС ДО и учитывает цели и принципы ФОП ДО, возрастную и гендерную специфику для реализации образовательной программы; учитывает специфику деятельности ДОО, особенности, возможности и интересы детей.
Образовательные технологии и методические приемы.
- Технология проблемно- диалогическое обучение - два этапа: постановка проблемы и поиск её решения. Технология закладывает предпосылки формирования в последующем универсальных учебных действий.
- Методы и приемы: наглядные; словесные; игровые; практические.
Элементы здоровьесберегающих технологий
ФОП ДО и ФГОС ДО ориентируют практику на максимальную индивидуализацию образовательных потребностей детей.
В рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) акцент делается на дифференциации звуков, совершенствовании произносительных навыков и формировании интонационной выразительности речи.
Данное занятие направлено на закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой моторики.
Работа по взаимодействию с родителями является непременным условием успешного решения задач.
Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах и словах с использованием нейроигр»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Форма занятия: игровая, коммуникативная деятельность.
Методы: беседа, рассматривание иллюстраций, обсуждение, сюрпризный момент, игровая ситуация, здоровьесберегающие.
Оборудования и средства: маркеры, салфетки по количеству детей, индивидуальные зеркала.
Предварительная работа: индивидуальная работа по постановке звука С, автоматизация звука в прямых и обратных слогах, работа над слоговой структурой слова, формирование понятия ударный слог, разучивание артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Цель: автоматизация звука «С» в словах и фразах
Задачи:
- Коррекционно- образовательные: создать речевое окружение, которое способствует правильному произношению звука «С» с помощью дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и наглядности.
- Коррекционно- развивающие: уточнять и обогащать словарь через фразовую речь, развивать фонематический слух, артикуляционную моторику, зрительное и слуховое внимание, память, воображение и мыслительные функции.
- Коррекционно - воспитательные: формировать положительную мотивацию на занятии, воспитывать навыки речевого общения и умение слушать.
Сценарий совместной образовательной деятельности с элементами игровой технологии речевого развития. | |||
Этап деятельности | Содержание деятельности | Действия педагога | Действия детей |
I. Организационный Психологический настрой | Приветствие, установление зрительного контакта. –Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в наш круг дружбы. Руку дайте другу справа. Руку дайте другу слева.. Как замечательно, что мы сегодня все вместе.! Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. | Создает атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Приветствуют педагога. Участвуют в действиях. |
Сюрпризный момент Мотивационно побудительный. Введение в тему | Предлагаю вам отправиться в гости. А к кому догадайтесь. Послушайте загадку: «Всех лечит вареньем и чаем, Зарядку для всех назначает. Энергичная болтунья, Догадалась, кто это?» - Правильно, это Совунья. Она приглашает нас в «Речевой дворик», в гости И сегодня мы будем продолжать работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно. | Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, развивает любознательность, интерес. | Дети высказывают свои мысли о том, кто пригласил в гости Слушают ин- формацию. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. |
II. Основная часть. Автоматизация изолированного звука [С] | –Предлагаю вам вспомнить, как работают губы и язык, когда мы произносим звук С. –Где находится кончик языка? Как идет воздушная струя? Какая она? | Уточняет акустико артикуляционного образ звука. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, развивает любознательность, интерес | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на полученном ранее опыте. |
Артикуляционная гимнастика и развитие речевого дыхания | -Чтобы мы смогли правильно выполнить задания Совуньи, давайте сделаем зарядку для язычка. «Заборчик» Зубки ровно мы смыкаем И заборчик получаем. «Горка» Спинка язычка сейчас Станет горочкой у нас. Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз! «Качели» А сейчас качели вверх- Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полёт- И никто не отстаёт. | Эмоционально включает в сов- местную деятельность, демонстрирует образец выполнения упражнений, | Дети активно выполняют артикуляционные упражнения. |
Упражнение «Телеграф» | - Ребята, Совунья очень любит рисовать. Посмотрите, что она нарисовала в верхнем правом углу доски « Речевого дворика»? (Самолет) – Давайте четко проговорим это слово по слогам и отстучим его. На ударный слог хлопаем в ладоши. -А что в верхнем левом углу доски? Что видим нижнем левом углу доски? (Самолет, самокат, сарафан, самовар) | Эмоционально включает в действие. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Согласовывает с детьми действия, их последовательность. Следит за правильным произношением звука «С» в словах. | Дети внимательно слушают вопросы, участвуют в диалоге, вспоминают раннее усвоенное, делят слова на слоги, выделяют ударный слог. |
III. Физкультминутка | Мы подуем высоко, Потянуться вверх, произнося: с-с-с. Мы подуем низко, Слегка наклониться и произнести: с-с-с. Мы подуем далеко, Наклониться вперед всем корпусом, руки вытянуты вперед, произнести: с-с-с Мы подуем близко. Прижать руки к груди, опустить голову и произнести с-с-с. | Приглашает детей и предлагает им выполнить уже знакомые упражнения. | Активно играют. Демонстрируют физическую активность. |
Упражнение «Четвертый лишний» | - Ребята, Совунья приглашает нас в «Игровой центр». Возьмите планшеты-игровизоры и маркеры на столе. Посмотрите внимательно, что изображено. - Как вы думаете, какая картинка лишняя? - Зачеркните ее, назовите оставшиеся картинки, одним словом. | Педагог дает инструкцию. При затруднении, помогает детям наводящими вопросами, хвалит детей за проделанную работу, следит за правильным произношением звука «С» в словах, стимулирует к самостоятельности | Активно включаются в деятельность, выражают собственные мысли, делают выводы, обобщают, опираясь на собственный опыт. |
Автоматизация звука [С] в слогах. | -Ребята, Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давайте споем их вместе с ней. - са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс - сы-са-су-со ыс-ас-ус-ос - су-со-сы-са ус-ос-ыс-ас -со-су-са-сы ос-ус-ас-ыс…. -Как красиво у вас получилось. Совунья очень довольна! | Активно включаются в деятельность, | Дети внимательно слушают вопросы, участвуют в диалоге, |
Автоматизация звука [С] в середине слова. Игра «Я начну, а ты закончи» | -Как у наших у ворот Чудо дерево растет!… Не с листочками,…. а с конвертами - заданиями… Открываем первый конверт.. Я скажу начало слова, а вы закончите его слогом «СА» – К О-……(СА) -О---(СА); БУ…(СЫ)… ЛИ….(СА)….. | Открывают первый конверт. Хвалит детей за проделанную работу, следит за правильным произношением | Дети выражают собственные мысли, внимательно слушают вопросы, участвуют в диалоге Активно включаются в деятельность |
Рефлексивно – оценочный этап | - Молодцы! Я просто горжусь вами! Вы хорошо занимались! Совунье очень понравилось, как вы выполняли задания. -Вам понравились игры? Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Приглашаю вас в Центр творчества. Предлагаю вам нарисовать | Делятся впечатлениями, обобщают, рассказывают о событиях. | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на полученном ранее опыте. |
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей в Центрах творчества: «Талантливые пальчики»; «Литературный центр»; «Речевой дворик». | Игра «Эстафета дружбы» -Я приглашаю вас в круг. И наше рукопожатие «Эстафета дружбы» побежит по кругу. Пусть же она вас не покидает на целый день. Спасибо вам за то, что вы у меня есть! Я просто горжусь вами! -Приглашайте своего друга в центр «Талантливые пальчики» и нарисуйте все, что вы узнали о о звуке «С». А может, придумаем сказку?.... | Принимают предложение педагога, встают в круг, берутся за руки. Делятся на компании, участвуют в групповых действиях, рисуют, делятся впечатлениями. | Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД «Бердск – рябиновый город» для детей старшего дошкольного возраста
laquo; Бердск - рябиновый город»...

Технологическая карта по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Занятие с использованием образовательной технологии И.В. Ганичевой "Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми"...

Технологическая карта по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблицы.
Автор предостовляет занятие по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемаблицы, в виде технологической карты.Педагог предлагает детям с помощью мнемотабли...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Здравствуй, Зимушка-зима».
Цель: Создание условий для развития у детей элементарных математических представлений в совместной игровой деятельности.Задачи:- Содействовать формированию представления о четырехугольнике на ос...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Путешествие в королевство Математики».
Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.Задачи: - продолжать развивать понимание отношения рядом стоящих чисел в пределах 10 - закреплять умение делит...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Знакомство с числовой линейкой. Решение задач при помощи числовой линейки на сложение в пределах 10».
Цель:«Знакомство с числовой линейкой. Решение задач при помощи числовой линейки на сложение в пределах 10.оздание условий для решения и составления математических задач с использованием «ч...

Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Использование ТРИЗ-технологии на занятии стимулирует детей к творчеству, даёт толчок для проявления фантазии и воображения, а значит развивает речь и мышление....

