Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Коваленко Наталья Михайловна

Использование ТРИЗ-технологии на занятии стимулирует детей к творчеству, даёт толчок для проявления фантазии и воображения, а значит развивает речь и мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения

детей старшего дошкольного возраста.

Ф.И.О.

педагога

Коваленко Наталья Михайловна

Возрастная группа

Старшая 5-6 лет

Форма организации, количество обучающихся

Групповое занятие

Тема занятия

Противоречия в погоде.

Используемые технологии и методики

Технология ТРИЗ

Методика «Противоречия»

Цель занятия

Создать условия для обогащения словаря детей  и творческого поиска противоречий в явлениях природы.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Пополнять словарный запас,  обогащать речь детей словами противоположными по смыслу (антонимами).

Помочь детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

Активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.

Развивать познавательную активность и интерес;

развивать мышление и творческий потенциал детей.

Вызвать желание помочь кукле – персонажу;

подвести к мысли о том, что в явлениях природы есть, как положительное, так и отрицательное;

порадоваться вместе с детьми достижениям.

Структура занятия

План занятия, цель деятельности педагога.

Содержание занятия, деятельность педагога.

Деятельность обучающихся, предполагаемые действия.

Методы и приёмы работы.

I Организационный этап

Приветствие

Создание атмосферы психологической комфортности, эмоциональной поддержки ребёнка.

Приветствует детей, устанавливает зрительный контакт.

- Добрый день, я рада видеть вас.   Сегодня нас ждут сюрпризы, увлекательные игры и ещё много чего

интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и было

хорошее настроение.

 

Коммуникативная деятельность.

Приветствие педагога и детей.

Положительный эмоциональный настрой.

Создание атмосферы психологической комфортности

через доброжелательное общение с детьми.

Введение в проблемную ситуацию.

Мотивирование детей на участие в предстоящей деятельности.

Погружение в проблемную ситуацию.

Слышится стук

-  А вот и первый сюрприз, кто – то к нам в гости пожаловал.

Из – за ширмы появляется кукла мальчик Знайка (З).

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Знайка, мне всё очень интересно, поэтому можно я буду приходить на ваши занятия и узнавать что – то новое.

Диалог со Знайкой о погоде.

Знайка приходит на занятие мокрый. Воспитатель ее вытирает и разговаривает с ним.

В.: Почему ты такой мокрый?

З.: А я очень дождь люблю!

В.: Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!

З.: Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистым становится!

В.: Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.

З.: Нет, солнышко плохое! Когда жарко, голова болит и хочется пить, все цветы завянут...

Коммуникативная деятельность.

Дети здороваются с персонажем. Дают согласие, чтобы он мог посещать занятия.

Сюрпризный момент – появление персонажа Знайки.

Обсуждение противоречий  в погоде.

II Основной этап

Актуализация знаний

- А нашим ребятам солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть... Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.

Подвижная игра «Солнышко»  (см. приложение)

Двигательная деятельность.

Подвижная игра, по установленным правилам  в сопровождении весёлой музыки.

Динамическая пауза – подвижная игра.

Фиксация затруднений

Обсуждение с детьми противоречий в погоде.

Каждое высказывание детей обозначается  фишкой (плохо – чёрная, хорошо - красная).

Фишки выставляются под соответствующей картинкой (солнце, дождь).

В.: Ребята, как по-вашему, дождь хороший или плохой?

В.: Что хорошего в дожде?

(Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя...)

В.: А что плохого в дожде?

В.: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое.

Мы говорим, что дождь — это «хорошо» тогда, когда..., и дождь для нас — это «плохо», когда...

И.: А солнце какое, хорошее или плохое?

В.: Смотря когда, смотря для кого и для чего.

Ребята, что хорошего в солнце?

В.: А что плохого может быть в солнце?

В.: Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

Коммуникативная деятельность.

Дети размышляют, высказывают свои варианты противоречий в явлениях погоды.

Гностический - проблемно – поисковый метод

(анализ и решение проблемных ситуаций с игрушкой – персонажем на выявление противоречий в погоде).

Открытие детьми нового знания

З: - Теперь я понял, что в каждом явлении или предмете есть и хорошие и плохое. Только надо над этим подумать.

Коммуникативная деятельность.

Совместно с куклой – персонажем делают определённые выводы.

Перцептивный (подведение итога).

Реализация проекта деятельности для достижения результата.

Подвижная игра «Солнышко и дождь».

Правила игры: когда воспитатель произносит слово «солнце», дети играют, бегают, когда «дождь» — приседают, «прячутся под зонтиками».

Затем воспитатель усложняет игру, добавив слова «теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «сильная-сильная жара» (нужно прятаться под зонтиками, чтобы не обгореть).

Двигательная деятельность.

Подвижная игра, по установленным правилам  в сопровождении весёлой музыки.

Закрепление полученных знаний через подвижную игру «Самый внимательный»

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесная игра с мячом «Скажи наоборот»

Жарко –

Коммуникативная деятельность.

Возвращая мяч, дети проговаривают

Пополнение словаря антонимами и  активизация речи через речевую игру

Светлый –

Мокрый –

Хороший –

Весёлый –

Холодный –

Жара –

Греться –

Грусть –

Вянет -

И т. д.

антоним сказанному

 педагогом слову.

 «Скажи наоборот»

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Рисование.

- Ребята, у вас есть листочки, согните их пополам. На одной стороне нарисуйте хороший дождь или хорошее солнышко, а на другой стороне противоположный рисунок.

- После того, как ваш рисунок  будет готов разрежьте его по линии сгиба.

Продуктивная деятельность.

Отражают противоречия  в явлениях природы на рисунке.

Создание продукта (рисунок) в котором отражены противоречия в явлениях погоды.

Включение в систему знаний и повторение.

Подарки куклам   Хочухе и Нехочухе

- Ребята, а сейчас мы подарим наши рисунки знакомым нам куклам.

- У какой куклы подарков оказалось больше? Почему?

Коммуникативная деятельность.

Рисунки, на которых отражено положительное дети дарят  Хочухе, рисунки, на которых отражено отрицательное дарят Нехочухе, проговаривая то, что отражено на рисунке и почему он принадлежит этому персонажу.

Подарки для персонажей. (закрепление полученных знаний о противоречиях в явлениях погоды).

III Заключительный этап

Рефлексивный компонент.

- Ребята, а что интересно и что  не интересно было для вас на сегодняшнем занятии (используем фишки не интересно – чёрная, интересно- красная).

Подсчитываем фишки. Итог.

Коммуникативная деятельность.

Дети по очереди выходят и выставляют фишку (чёрную или красную), обосновывая свой выбор.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Рассказ о путешествии по маршруту доктора Айболита с помощью современного транспорта"

Социальная потребность в повышении качества обучения и воспитаниядетей дошкольного возраста обуславливает актуальность использованияинформационных технологий в ДОУ.Компьютер, обладая огромным потенциа...

Технологическая карта занятия ( педагогического мероприятия) с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Тема:  «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»Культурная практика: чтение художественной  литературы.Культурно – смысловой контекст: пересказать дома родителям рассказ...

Технологическая карта занятия «Квиллинг. Цветы» для детей старшего дошкольного возраста

Квиллинг – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Занятие квиллингом способствует развитию творческих способностей у детей дошколь...

Технологическая карта занятия по конструированию для детей старшего дошкольного возраста "Реконструкция крепости"

Возраст: 5-6 лет (старшая группа).Основной вид детской деятельности: конструированиеФорма проведения занятия: Используемые образовательные технологии:Цель: познакомить с новым видом объёмного конструи...

Технологическая карта занятия «Лесные дорожки» с детьми старшего дошкольного возраста

Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста " Лесные дорожки"...

Технологическая карта занятия «Живая и неживая природа» (старший дошкольный возраст)

Технологическая карта занятия «Живая и неживая природа»...

Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста (технология ТРИЗ)

Занятие построено на эффективных и запоминающихся методах работы (технология ТРИЗ), при которых дети становятся не объектами, а субъектами, т.е. активными участниками, инициаторами деятельности....