Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста (технология ТРИЗ)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие построено на эффективных и запоминающихся методах работы (технология ТРИЗ), при которых дети становятся не объектами, а субъектами, т.е. активными участниками, инициаторами деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения
детей старшего дошкольного возраста.
Ф.И.О. педагога | Коваленко Наталья Михайловна | ||
Возрастная группа | Старшая 5-6 лет | ||
Форма организации, количество обучающихся | Групповое занятие | ||
Тема занятия | «Волшебник времени» | ||
Используемые технологии и методики | Технология ТРИЗ Методика «Изменение во времени». Метод «Мозгового штурма» | ||
Цель занятия | Создать условия для обогащения словаря детей и развития творческого воображения. | ||
Задачи | Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
Пополнять словарный запас, обогащать речь детей; систематизировать знания о сезонных изменениях в природе; активизировать мышление, используя приём фантазирования. | Развивать познавательную активность и интерес; развивать мышление и воображение; познакомить с приемом фантазирования «Изменение времени»; развивать диалектичность и вариативность. | Подвести к мысли о том, что каждое событие должно происходить в определённое время; изменение во времени может отражать, как положительную, так и отрицательную сторону: поощрять творческие замыслы детей, находки и решения противоречий. | |
Структура занятия
План занятия, цель деятельности педагога. | Содержание занятия, деятельность педагога. | Деятельность обучающихся, предполагаемые действия. | Методы и приёмы работы. |
I Организационный этап | |||
Приветствие Создание атмосферы психологической комфортности, эмоциональной поддержки ребёнка. | Приветствует детей, устанавливает зрительный контакт. Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! | Коммуникативная деятельность. Приветствие педагога и детей. Положительный эмоциональный настрой. Дети берутся за руки и смотрят друг на друга с улыбкой. | Создание атмосферы психологической комфортности через доброжелательное общение с детьми. |
Введение в проблемную ситуацию. Мотивирование детей на участие в предстоящей деятельности. Погружение в проблемную ситуацию. | Беседа «Быстро — медленно». Слышится стук - Кто – то к нам в гости пожаловал. Из – за ширмы появляется кукла мальчик Знайка (З). Приходит Игрушка, вся запыхавшаяся. В.: Что с тобой, почему ты так дышишь тяжело? И.: Я бегом бежала, боялась опоздать. В.: Посиди, отдохни пока, а мы с ребятами обсудим, почему ты так спешила. Разве нельзя было опоздать, а мы бы подождали? И.: Да, вот вы все говорите, что опаздывать плохо, но я так устала, пока добежала, и вообще есть пословица «Поспешишь - людей насмешишь». Больше не буду никогда так торопиться! | Коммуникативная деятельность. Дети здороваются с персонажем. Ведут диалог с Игрушкой. | Сюрпризный момент – появление персонажа Знайки. Диалог с Игрушкой. |
II Основной этап
Актуализация знаний | Обсуждение значения пословицы. В.: Но есть еще и другая пословица «Дорога ложка к обеду». Как вы ее понимаете, ребята? И.: Так что же получается? И торопиться плохо, и медлить, тянуть тоже плохо? А как хорошо? В.: Хорошо, когда знаешь, какие дела нужно делать быстро, а какие — медленно. Вот, например, когда переходишь через дорогу, нужно идти быстро или медленно? Почему? И.: Конечно, быстро, даже бежать нужно, а не идти, чтоб машина не наехала! В.: А что ребята скажут? В.: А когда с прогулки пришли, как нужно раздеваться? И.: Медленно, чтобы одежду не помять, осторожно в шкафчик повесить, все аккуратно сложить... В.: Ребята, как вы думаете? | Коммуникативная деятельность. Обсуждение значения пословиц. | Проблемная ситуация. | |
Фиксация затруднений | И.: Пускай сейчас ребята сами скажут, что нужно делать быстро, а что медленно. (Как нужно умываться, обедать, убирать игрушки, рисовать, подметать, говорить и т. д.) | Коммуникативная деятельность. Дети размышляют, высказывают свои варианты противоречий во времени. | Гностический - проблемно – поисковый метод (анализ и решение проблемной ситуаций с игрушкой – персонажем на выявление противоречий в погоде). | |
Открытие детьми нового знания | В.: Чтобы все всегда успевать, никогда не спешить и не опаздывать, нужно дружить с Волшебником Времени. И.: Что это за Волшебник? Я никогда о таком не слышала. В.: Этот Волшебник может управлять временем, он умеет время ускорять и замедлять, останавливать и перепутывать... Если время остановится, то ничего не будет расти, изменяться, все останется таким же, как и сейчас; если время перепутается, то может получиться так, что вначале нужно дом построить, а только потом завезут кирпичи... Во многих сказках этот Волшебник время ускоряет, помните: «И растет ребенок там, не по дням, а по часам...» Представьте, если бы и с вами такое случилось: привели вас сегодня утром в детский сад, а когда пришли забирать, прошло не 10 часов, а 10 лет, и вам уже не 5 и 6 лет, а 15 или 16... | Коммуникативная деятельность. Дети слушают. | Перцептивный (подведение итога). | |
Реализация проекта деятельности для достижения результата. Динамическая пауза. | Приём фантазирования (поиск ответов на проблемные вопросы) -Какова будет реакция родителей на такие изменения? - В какой одежде дети пойдут домой — ведь сейчас холодно? -- -Чем будут заниматься дома — ведь они большие, чтобы играть с игрушками? -Что будут делать завтра утром: в садик их не отведешь — уже большие, а в школу не возьмут — они ничего не знают, как быть? -Что хорошего и что плохого, если так быстро стать взрослым? -Хотели бы вы, чтобы так получилось? Физкультминутка «Времена года». Воспитатель предлагает детям вспомнить поры года, их характерные признаки и придумать, какими движениями можно изобразить разные времена года. Например, зимой холодно — нужно «греться», весной распускаются цветы, осенью улетают птицы, идет дождь — нужно «прятаться под зонтиком», летом жарко — можно «позагорать», «искупаться». Воспитатель называет команды в произвольном порядке, дети должны соответственно реагировать. | Каждый высказывает своё предположение, используя приём фантазирования. Дети учатся абстрагироваться от имеющихся у них представлений. | Закрепление полученных знаний через подвижную игру «Самый внимательный» | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Фантазирование. Воспитатель предлагает представить, если бы и на самом деле времена года могли сменяться очень быстро: каждый день утром весна, днем лето, вечером осень, ночью зима. Чем и для чего было бы это хорошо, чем неудобно? Желательно рассмотреть ситуацию не только с «детской» точки зрения (по ночам на санках кататься, переодеваться постоянно, как быть с Новым годом и др.), но и с других различных сторон: что будет с растениями (утром семена — вечером урожай), с птицами (отлет в теплые края, высиживание птенцов), с животными, с людьми и др.? | Коммуникативная деятельность (решение проблемной ситуации). | Метод «Мозгового штурма» |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Рисование. -Ребята, Волшебника времени никто никогда не видел, ваша задача: нарисовать так Волшебника Времени, чтобы было видно, что это именно этот Волшебник, а не какой-нибудь другой. | Продуктивная деятельность. Дети отражают в рисунке признаки характерные данному фантастическому персонажу. | Создание продукта (рисунок) детского творчества. |
Включение в систему знаний и повторение. | Обсуждение рисунков. - По каким признакам можно догадаться, что на рисунке нарисован Волшебник времени? | Коммуникативная деятельность. Обсуждение рисунков, выявление признаков, которые непосредственно относятся к фантастическому персонажу – Волшебнику времени. | Обсуждение. |
III Заключительный этап
Рефлексивный компонент. | - Ребята, а что интересно и что не интересно было для вас на сегодняшнем занятии? Что для вас было полезным и почему? | Коммуникативная деятельность. Дети высказывают своё отношение и впечатление о занятии. | Рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»
В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ
Дипломная работа...
«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе занятия музыкой»
В данном материале рассматривается проблема развития творческого воображения в период дошкольного детства: раскрывается такое понятие как воображение, рассказывается об особенностях его развития. Такж...

ТРИЗ как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Теория Решения Изобретательских Задач...

Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Использование ТРИЗ-технологии на занятии стимулирует детей к творчеству, даёт толчок для проявления фантазии и воображения, а значит развивает речь и мышление....

Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста (технология ТРИЗ).
Занятия, построенные на методах технологии ТРИЗ, дают возможность воспитывать творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на прблемы, умеющих находить собственное решение, открыто высказывать смелы...
