Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста (технология ТРИЗ).
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятия, построенные на методах технологии ТРИЗ, дают возможность воспитывать творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на прблемы, умеющих находить собственное решение, открыто высказывать смелые идеи и гипотизы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения
детей старшего дошкольного возраста.
Ф.И.О. педагога | Коваленко Наталья Михайловна | ||
Возрастная группа | Старшая 5-6 лет | ||
Форма организации, количество обучающихся | Групповое занятие | ||
Тема занятия | «Подсистемы человека» | ||
Используемые технологии и методики | Технология ТРИЗ Методика «Система» | ||
Цель занятия | Создать условия для обогащения знаний о строении человека и развития творческого воображения детей в коммуникативной деятельности. | ||
Задачи | Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
Пополнять словарный запас, обогащать речь детей. Помочь детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом. Активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. | Развивать познавательную активность, внимание, умение сравнивать, обобщать. Развивать мышление и творческое воображение детей в коммуникативной деятельности. | Вызвать желание помочь кукле – персонажу; воспитывать умение договариваться при создании коллективного творческого продукта; порадоваться вместе с детьми их достижениям. | |
Структура занятия
План занятия, цель деятельности педагога. | Содержание занятия, деятельность педагога. | Деятельность обучающихся, предполагаемые действия. | Методы и приёмы работы. |
I Организационный этап | |||
Приветствие Создание атмосферы психологической комфортности, эмоциональной поддержки ребёнка. | Приветствует детей, устанавливает зрительный контакт. - Добрый день, я рада видеть вас. Сегодня нас ждут сюрпризы, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! | Коммуникативная деятельность. Приветствие педагога и детей. Положительный эмоциональный настрой. | Создание атмосферы психологической комфортности через доброжелательное общение с детьми. |
Введение в проблемную ситуацию. Мотивирование детей на участие в предстоящей деятельности. Погружение в проблемную ситуацию. | Слышится стук - А вот и первый сюрприз, кто – то к нам в гости пожаловал. Из – за ширмы появляется кукла мальчик Знайка (З). «Сборка робота». Знайка приходит на занятие и приносит различные части «тела», вырезанные из бумаги: голова, руки, туловище, ноги, шея. - Здравствуйте ребята. Вот я дома нашла какие-то круги, палочки; даже не знаю, что это такое... В.: А ты давай разложи это на ковре, чтобы было удобно, и тогда посмотрим. (Игрушка выкладывает па ковре в произвольном порядке все части.) З: Ребята, а вы тоже не знаете, что это такое? | Коммуникативная деятельность. Дети здороваются с персонажем. Рассматривают части тела, высказывают предположения на вопрос Знайки. | Сюрпризный момент – появление персонажа Знайки. Проблемная ситуация. |
II Основной этап | |||
Актуализация знаний | В.: Верно, это части тела. Если их правильно разложить, то может получиться робот. З: Давайте я, я умею! Начинает раскладывать неправильно: ноги к голове, две руки с одной стороны и др. Дети советуют, как сделать правильно. И.: Вот теперь все как надо. И оказывается, что робот очень похож на человека. | Коммуникативная деятельность. Дети анализируют действия персонажа Знайки, выкладывают правильно робота. | Анализ действий персонажа Знайки, исправление ошибок. |
Фиксация затруднений | В.: Мне кажется, что настоящий человек отличается от робота. Как вы думаете, ребята? В.: А можно ли его «превратить» в человека? | Коммуникативная деятельность. Дети размышляют, высказывают свои варианты ответа. Детские ответы по возможности «воплощаются в жизнь»: части тела робота соединяются между собой, дорисовываются черты лица, волосы; рисуется одежда и т. д. | Гностический - проблемно – поисковый метод (анализ и решение проблемных ситуаций с игрушкой – персонажем ) |
Открытие детьми нового знания | Обсуждение «Что — для чего?». Воспитатель называет различные части тела человека и задает вопросы, зачем они нужны. Желательно вначале рассмотреть более крупные подсистемы (голова, руки, ноги и др.), затем более мелкие, когда подсистема становится рассматриваемой системой (Зачем на голове глаза, нос, рот и др. ? па руках -- пальцы, ладони, локти и др.?). Вывод: каждая часть «системы человек» выполняет определённую жизненно важную функцию. | Коммуникативная деятельность. Совместно с куклой – персонажем обсуждают значение каждой части «системы человек» в жизни человека, делают определённые выводы. | Перцептивный (подведение итога). |
Реализация проекта деятельности для достижения результата. | - Какие части не нужны человеку, являются лишними? Игра «Мы фантазёры» Проанализировать последствия фантастических допущений: что бы произошло, если бы глаза были на затылке, уши — на коленях, пальцы -вместо носа и т. п. | Коммуникативная деятельность. Дети высказывают свои фантастические предположения. | Прием «Фантазирование» |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Физ. минутка «Части тела» Выходит ребенок и, проговаривая стихотворение, показывает на себе части тела, остальные дети повторяют за ним движения на своих местах. | Двигательная деятельность. Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом по образцу одного из детей. | Динамическая пауза. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Дети делятся на 2 команды (по какому либо признаку). 1 команда рисует человека; а 2 команда робота. | Продуктивная деятельность. В коллективной деятельности через рисунок отражают особенности человека и робота. | Коллективная творческая деятельность. |
Включение в систему знаний и повторение. | Игра «Робот и человек» 1 команда называет отличительные особенности человека от робота; 2 команда называет отличительные особенности робота от человека. За ответы команды получают фишки. Подсчёт фишек, выявляется команда победителей. | Коммуникативная деятельность. Команды по очереди называют отличительные особенности, зарабатывают фишки. | Соревнования команд. |
III Заключительный этап | |||
Рефлексивный компонент. | - Ребята, а что интересно и что не интересно было для вас на сегодняшнем занятии? (используем весёлый смайлик – интересно, грустный – не интересно). Подсчитываем фишки, подводим итог занятия. | Коммуникативная деятельность. Дети по очереди выходят и выставляют смайлики, обосновывая свой выбор. | Рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»
В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ
Дипломная работа...
«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе занятия музыкой»
В данном материале рассматривается проблема развития творческого воображения в период дошкольного детства: раскрывается такое понятие как воображение, рассказывается об особенностях его развития. Такж...

ТРИЗ как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Теория Решения Изобретательских Задач...

Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Использование ТРИЗ-технологии на занятии стимулирует детей к творчеству, даёт толчок для проявления фантазии и воображения, а значит развивает речь и мышление....

Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста (технология ТРИЗ)
Занятие построено на эффективных и запоминающихся методах работы (технология ТРИЗ), при которых дети становятся не объектами, а субъектами, т.е. активными участниками, инициаторами деятельности....
