Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

Поварницына Елена Александровна

 

В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник  способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно. Рисование в данной технике не требует от ребенка высокого уровня владения техническими навыками. В рисовании «по-мокрому» точная и достоверная передача формы предмета становится не столь важна,  важна передача возникшего в воображении ребенка образа в цвете. Данная тема работы является актуальной, так как рисование «по мокрому» это вид изодеятельности, играющий огромное значение в развитии творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organiz_voobr.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие творческого воображения.

Мною был специально разработан и реализован комплекс занятий,  направленный на развитие творческого воображения детей через рисование «по – мокрому».

Воображение позволяет ребенку познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Воображение значительно расширяет границы познания, оно позволяет дошкольнику «участвовать»  в событиях, не встречавшихся в обыденной жизни. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

           Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может.

             Неотъемлемой частью в работе являются создание у ребенка ощущения собственной значимости, активизация его общения с внешним миром, развитие чувственного восприятия и умения использовать свой интеллект.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается  в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.

      Для того, чтобы войти в игровую ситуацию, я предлагала детям прослушать легенду. Это могла быть сказочная история или путешествие, в котором понятие становится событием (материал, цвет, звук, форма, эмоции), лично значимых для ребенка. Чем старше дети, тем меньше становится «доля» сюжета как способа вхождения в ситуацию.

             Так как ребенок, в отличие от художника, не может длительное время удерживать в себе тот первый импульс, ту свежесть, тот накал чувства, который возник внутри него в момент соприкосновения с произведением искусства, с чувствами художника, то педагогу необходимо поддерживать в ребенке это чувство, этот первый импульс на протяжении всей работы, пока выполняется творческое задание. Для этого во время работы мне необходимо было  возвращать детей в игровую ситуацию, в мир ее чувств.

      Иногда ребенку бывает трудно проанализировать свои чувства, трудно перевести их в зрелые образы. Тогда педагог помогает ребенку наводящими вопросами. Например, я спрашивала у ребенка, какое чувство возникло у него и какого оно может быть цвета. Смешав несколько оттенков на палитре, предлагала ребенку выбрать цвет, наиболее подходящий его ощущениям.

     Закрепление опыта ребенка происходит в словесной и изобразительной деятельности. Именно в изобразительной деятельности ребенок имеет возможность наиболее легко выразить то, что его волнует в материале. Любое занятие всегда заканчивается выполнением творческого задания с использованием техники рисования «по-мокрому» для реализации фантазий и замыслов ребенка. Таким образом, ребенок свои переживания по поводу прожитой, проигранной ситуации реализует в рисунках и творческих работах, осмыслив, закрепив полученные во время занятия опыт, чувства и знания в эстетическом оформлении.

Тематическое планирование интегрированных занятий

по социальному миру и  рисования способом «по-мокрому»

сентябрь

тема

Программное содержание

Игры, упражнения

3 неделя

Начало осени.

Фрукты.

Овощи.


Разговор цветов.

Уточнить понятия «овощи», «фрукты». Расширить представление о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью.


Закрепить названия основных цветов и их оттенков. Знакомство со способом рисования «по-мокрому»

Д/и «Профессии», дыхательная гимнастика

«Ветерок», пальчиковая гимнастика «За работу», «Овощной салат». Игра «Четвертый лишний».

Упражнение «Слияние красок».Легенда о Желтой и Синей краске.

4 неделя

Начало осени.

Хлеб.





Волшебный колосок.

Закрепить и расширить знания детей о хлебе и хлебных злаках, труде людей, которые выращивают хлеб.





Продолжать знакомить со способом рисования «по-мокрому»

Д/и «Когда это бывает»

Пальчиковая гимнастика « Дождик», дыхательная гимнастика «Петушок», артикуляционная гимнастика «Улыбочка», «Трубочка».

Упражнение «Игры  с красками».

 

Легенда о Волшебном колоске.

октябрь

1 неделя

Золотая осень.

Хвойные и лиственные деревья.


Волшебница- Осень

Продолжать знакомить детей с осенними месяцами, с периодами осени. Закрепить знание названий деревьев (хвойные и лиственные)


Рисование детьми своей фантазии способом «по-мокрому»

Д/и «С какого дерева ветка», артикуляционная гимнастика «Иголочка», дыхательная гимнастика  «Подул ветерок»

Упражнение «Слияние желтой и красной краски».

Легенда «Волшебница-Осень»

2 неделя

Грибы. Ягоды.



На осенней поляне.

(Ягода-Осеника)

Расширять представления о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах.


Рисование способом «по-мокрому» воображаемых ягод, грибов

Д/и «Какой сок ?», «Четвертый лишний», дыхательное упражнение «Осень»,

Пальчиковая гимнастика «По малину», Артикуляционная гимнастика «Грибок»

Легенда «Ягода -Осеника»(Волшебная ягода)

3 неделя

Перелетные птицы.


Синяя птица.

Закрепить и расширить знания детей о перелетных и водоплавающих птицах.


Рисование способом «по-мокрому» своей фантазии о птице счастья

Д/и  «Улетели птицы», «Четвертый лишний», пальчиковая гимнастика «Утята», «Птичек стайка»


Легенда о Синей птице.

4 неделя

Одежда, обувь, головные уборы осеннего сезона.


Жил-был  пушистый шерстяной свитер

Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах. Углубить представления о материалах, из которых они сделаны.

Передача образа свитера в  рисовании способом  «по-мокрому»

Д/и «Правильно ли мы одеваемся ?», «Назови какие»

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»


История о пушистом, шерстяном свитере

Ноябрь

1 неделя

Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных осенью.


Мой ласковый пушистик.

Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных.

Достичь понимания роли человека в подготовке домашних животных к зиме.



Образная передача изображения пушистого зверька способом «по-мокрому»

Д/и «Назови семью», «Кто где живет», пальчиковая гимнастика «Погладим котенка», артикуляционная гимнастика «Сердитая кошечка»




Сказка о пушистом зверьке.

2 неделя

Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме.


Белочка сменила шубку

Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме.


Рисование способом «по-мокрому» белки

Д/и «Чей детеныш?», пальчиковая гимнастика «Зайка», «Белочка»

Артикуляционная гимнастика «Настроение»


Легенда о сером и оранжевом цвете

3 неделя

Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.



Паучок Пафнутий.

Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, особенностях их внешнего вида, месте обитания, способах передвижения.



Образная передача доброго паучка Пафнутия способом «по-мокрому»

Д/и «Найди пару»

Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

Артикуляционная гимнастика «Прогони комарика»


Сказка о добром паучке Пафнутии

4 неделя

Сопоставление ранней и поздней осени.



Грустная Осень.

Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы.


             

                                                Передача образа Грустной Осени способом «по-мокрому»

Д/и «Угадай время года»

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Артикуляционная гимнастика «Настроение»


Легенда о красной и зеленой краске

Декабрь

1 неделя

Зима. Зимние месяцы. Зимние явления природы.


Добрая волшебница Зима

Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить с зимними месяцами.


Передача волшебного  образа Зимы способом рисования «по-мокрому»

Д/и «Когда это бывает»

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»Артикуляционная гимнастика «Чашечка»


Легенда о Синей и белой краске

2 неделя

Зимующие птицы.





Сон Снегирька

Закрепить знания детей о зимующих птицах.Расширить представления детей о поведении  и повадках вороны, синицы, снегиря,дятла. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц.

Рисование способом «по-мокрому»

Зимней птицы

Д/и «»

Пальчиковая гимнастика «Птичек стайка»

Артикуляционная гимнастика «Дятел»


Легенда о Снегире

3 неделя

Зимние забавы.



Мой Снеговик

Расширить представления детей о зимних развлечениях. Закрепитьв речи название зимних спортивных игр.


Рисование образа Снеговика способом «по-мокрому»

Д/и «Какое время года?»

Пальчиковая гимнастика «Снежки»Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»


Легенда о Заколдованном Принце

4 неделя

Новый год.







Елочка - Волшебница

Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том ,что в году 12 месяцев, что год начинается с 1 января. Дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах.

Рисование образа Елочки-Волшебницы способом «по-мокрому»

Д/и «Укрась елочку»

Пальчиковая гимнастика «Фонарики»

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»




Легенда о Волшебнице

Январь

1 неделя

Дом и его части.

Строительные профессии.



Домовенок Кузя

Расширить представления о труде строителей. Показать результаты труда, его значимость.



Рисование способом «по-мокрому» образа Домового

Д/и «Сроим дом»

Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»Артикуляционная гимнастика «Маляр»


Легенда о Домовом

2 неделя

Мебель





О чем мечтает

старый шкаф

Расширять представления о назначении мебели, о частях, из которых состоят предметы мебели, о материалах, из которых она сделана.


Рисование способом «по-мокрому» образа старого шкафа

Д/и «Четвертый лишний»

Пальчиковая гимнастика «Стол и стул»

Артикуляционная гимнастика «Желобок»


Легенда о Старой Мебели

3 неделя

Посуда.



Волшебный цветок для росписи посуды

Расширить представления видах посуды, о материалах, из которого сделана.



Рисование цветов способом «по-мокрому»

Д/и «Накрываем на стол»

Пальчиковая гимнастика «Считалка»Артикуляционная гимнастика «Чашечка»


Легенда об Анемонах

4 неделя

Игрушки. Народная игрушка.


Моя самая добрая игрушка

Закрепить в речи названия народных игрушек. Уметь объяснить, почему они так называются.



Рисование «по-мокрому» образа любимой игрушки

Д/и «Найди и опиши»

Пальчиковая гимнастика «Большой братец»Артикуляционная гимнастика «Шторки»


Сказка о забытой игрушке

Февраль

1 неделя

Транспорт. Виды транспорта. Профессии на тпранспорте.


Путешествие на воздушном шаре

Расширить представления детей о транспорте. Сформировать представления о видах транспорта.



Образная передача воздушного шара в рисовании способом «по-мокрому»

Д/и «Виды транспорта»

Пальчиковая гимнастика «Шарик»Артикуляционная гимнастика «Парус»



Легенда о Путешественнике

2 неделя

Профессии.



Профессия - Художник

Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребности трудиться.

Рисование способом «по-мокрому» своего настроения

Д/и «Предметы-помощники»

Пальчиковая гимнастика «Мизинчик»Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

Легенда Разговор Предметов

3 неделя

Наша Армия





Праздничный Салют

Закрепить знания детей о Защитниках Отечества. Познакомиться с родами войск, военной техникой, военными профессиями.


Рисование способом «по-мокрому» огней феерверка

Д/и «Военные профессии»

Пальчиковая гимнастика «Аты-Баты»Артикуляционная гимнастика «Заборчик»



Легенда об Отважном Воине

4 неделя

Зима. (обобщение)



Серебристый иней

Закрепить

 и обобщить знания детей о зиме, зимних месяцах, явлениях природы.


Рисование способом «по-мокрому» образа «спящего» дерева

Д/и «Угадай время года»

Пальчиковая гимнастика «Деревце»Артикуляционная гимнастика «Парус»


Легенда о Спящем Дереве

Март

1неделя

Весна. 8 Марта.






Проталинки.

Познакомить с весенними месяцами. Дать представление о том, что изменения в природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных. Закрепить знания о женских профессиях.

Рисование способом «по-мокрому» весенних проталинок

Д/и «Признаки весны»

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»Артикуляционная гимнастика «Настроение»




Легенда о Солнечном Лучике

2 неделя

Животные Севера.




Серебряное Копытце

Расширить представления о животных севера, об их повадках, поведении, образе жизни.


Рисование способом «по-мокрому» волшебного оленя

Д/и «Найди пару»

Пальчиковая гимнастика «Ветерок»Артикуляционная гимнастика «Покусывание кончика языка»

Сказка Волшебный Олень

3 неделя

Животные Жарких стран.


Полосатые и Пятнистые

Расширить представления о животных жарких стран, об их повадках, поведении, образе жизни.

Рисование способом «по-мокрому» образа жирафа, тигра, леопарда и т.д.

Д/и «Найди такого же»

Пальчиковая гимнастика «Слон»Артикуляционная гимнастика «Хоботок»

Легенда Откуда у Жирафа пятна

4 неделя

Животный мир морей и океанов.




Подводное царство

Сформировать у детей представления о жизни животных морей и океанов. Расширить представления о жизни животных рек, прудов, озер.

Рисование способом «по-мокрому» образов обитателей подводных глубин.

Д/и «Разрезные картинки. Обитатели морей и океанов»

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»Артикуляционная гимнастика «Лошадка»


Легенда о Подводном Царстве

Апрель

1 неделя

Перелетные птицы



Пушистый Комочек

Обобщить знания о жизни перелетных птиц весной (строительство гнезд, выведение и вскармливание птенцов, ловля насекомых)

Рисование способом «по-мокрому» образа птенчика

Д/и «Назови перелетных птиц»

Пальчиковая гимнастика «Птенцы»Артикуляционная гимнастика «Умный клювик»


Легенда о Ласточке

2 неделя

День Космонавтики


Хвост Кометы

Расширить представления о космосе, об освоении космоса людьми.


Рисование способом «по-мокрому» образа кометы

Д/и «Звезды и планеты»

Пальчиковая гимнастика «Считалочка»Артикуляционная гимнастика «Улыбочка»

Легенда Зачем Комете Хвост?

3 неделя

Библиотека. Книги.




Добрая Сказка

Закрепить представления детей о библиотеке и работе библиотекаря. Рассказать о том, как много людей разных профессий трудятся над созданием книги.

Рисование образа доброй сказки способом «по-мокрому»

Д/и «Угадай, о чем книга»

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»Артикуляционная гимнастика «Утюжок»


Легенда о Книжном Мастере

4 неделя

Школа. Школьные принадлежности.


Моя Мечта

Расширить и обобщить представления детей о школе, об учебе, о щкольных принадлежностях.


Рисование способом «по-мокрому» своей фантазии

Д/и «Собери портфель»

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»Артикуляционная гимнастика «Улыбочка»


Легенда о Мечтателе

Май

1 неделя

День Победы.




Букет гвоздик

Сформировать представления детей о празднике, о героях Великой Отечественной войны.


Рисование способом «по-мокрому» букета гвоздик Героям Великой Отечественной войны

Д/и «Подбери признак»

Пальчиковая гимнастика «Веселый оркестр»

Артикуляционная гимнастика «Грибок»

Легенда о Победителе

2 неделя

Сад. Парк. Лес- наше богатство.




Зеленый росток

Закрепить представления детей о растениях сада и парка, о внешнем виде растений, его частях: корень, стебель, лист, цветок, семена.


Рисование способом «по-мокрому» образа прорастающего семечка

Д/и «С какого дерева листок?»

Пальчиковая гимнастика «Дерево»

Артикуляционная гимнастика «Катание шарика»


Легенда о Семечке-Крылатке

3 неделя

Цветы. Насекомые.




Одуванчик и

Полосатый Шмель

Закрепить представления  о цветах и насекомых. Учить называть части растений. Внешний вид насекомых.  



Рисование способом «по-мокрому» образа  Одуванчика и Полосатого шмеля

Д/и «Подбери признак»

Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы»

Артикуляционная гимнастика

 «Трубочка»


Легенда о Веселом Цветке

        

Заключение.

Изучение аспектов  творческого воображения детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:

Основы творчества закладываются в дошкольном возрасте, являющимся более сензитивным для формирования данного качества личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, И.В.Страхов, Е.И.Флерина).

Не нужно быть  профессиональным  психологом, чтобы уловить главное отличие детского творчества от взрослого. Творениям взрослых людей присущи новизна, оригинальность, значимость и полезность для всего общества или его отдельных групп. Этими свойствами, за редкими исключениями, не обладают продукты детского творчества. Ребенок не изобретает языковых и нравственных норм, научных понятий приемов труда, т.е. в обычном смысле слова не создает ничего нового. Все это коллективно выработанное наследие культуры существует еще до ребенка и является «новым» лишь для него. Однако освоить созданное человечеством он может только усилием и трудом собственной мысли, собственного воображения. Развитие творческого воображения детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Был изучен процесс влияния творчества на развитие воображения используя технику рисования «по мокрому». В работе применялся целостный подход, раскрывающий природу воображения, виды воображения, взаимодействие рисования «по мокрому» и творческого воображения.

В результате проведённой работы была отмечена позитивная динамика в развитии творческого воображения детей:

У 56% детей (14 чел.) высокий уровень развития творческого воображения, что на 28% выше чем в начале учебного года. Дети изобразили большое количество тем, фигур, предметов.

У 40 % детей (10 чел.) средний уровень развития творческого воображения, данный показатель остался на прежнем уровне.

У 4 % детей (1 чел) низкий уровень развития творческого воображения, что 20% ниже чем в начале учебного года.

Изучая проблему развития творческого воображения в процессе наблюдения за детьми в продуктивной деятельности, когда ребенок желает передать возникший замысел, взяв в руки кисточку или карандаш с сожалением откладывает их в сторону или недоуменно смотрит на неудавшийся рисунок, я пришла к выводу, что дети, имеющие богатую фантазию, умеющие ярко, эмоционально представлять образы и рассказывать о них, к сожалению, не всегда владеют достаточными техническими навыками для изображения своих ощущений, впечатлений, образов на бумаге. Поэтому из множества изобразительных техник  способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно. Рисование в данной технике не требует от ребенка высокого уровня владения техническими навыками. В рисовании «по-мокрому» точная и достоверная передача формы предмета становится не столь важна,  важна передача возникшего в воображении ребенка образа в цвете, поэтому данная изобразительная техника доступна всем детям, независимо от их технических навыков и умений в рисовании.

Данная тема работы является актуальной, так как рисование «по мокрому» это вид изодеятельности, играющий огромное значение в развитии творческого воображения.

Через активную творческую деятельность происходит не только осмысление информации, отображение объективного мира, но и преобразование в субъективный образ, создание нового представления, идеи, развитие творческого воображения, повышение интеллектуального уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Как разные виды деятелности, такие как игры с цветом, лепка и рисование влияют на развите творческого воображения....

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования - пластилинографией "

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие детей, реализуются их потенциальные возможности и первые проявления творчеств...

методическая разработка«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства.»

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития с...

Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей старшего дошкольного возраста  посредством нетрадиционных техник рисования»...