Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.
статья по рисованию (старшая группа) на тему

 

Как разные виды деятелности, такие как игры с цветом, лепка и рисование влияют на развите творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого воображения средствами нетрадиционной техники рисования  детей дошкольного возраста.

В последнее время в современном обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. Поэтому возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации.

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий [14. с 260].

В психологии воображение трактуется как своеобразный тип синтеза чувственного и рационального, особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач [29.].

Воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни.

 Основная задача воображения – это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Таким образом, выявленные особенности структуры воображения ребенка-дошкольника показали связь развития воображения с развитием личности ребенка и помогли разработать психолого-педагогические условия развития творческого воображения.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Так как развитию творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование, то особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.

Для рисования в детском саду можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности мы широко используем разнообразные материалы, и убедились: детям нравится новизна.

Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями нетрадиционного рисования позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.

Нетрадиционные техники рисования направлены на развитие не только творческого воображения, но и мышления, памяти, внимания, мелкой моторики, а также на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как игру, и это доставляет ему двойную радость.

На сегодняшний день существует множество методов нетрадиционного рисования, направленных на развитие творческого воображения:

1. Кляксография.

2. Раздельный мазок.

3. Монотипия.

4. Набрызг с помощью трафаретов.

5. Рисование на мокрой бумаге.

6. Рисование на мятой бумаге.

7. Раздувание капель.

8. Рисование свечой

9. Ниткография и др.

Овладев различными нетрадиционными методами рисования, дети могут проявить творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

 Чтобы ребёнок был свободен в творчестве, мы придерживались, следующих правил:

- предоставить детям свободу выбора места, вида, содержания, предметов и технологий;

- уважение к детям и результатам их творчества;

- помощь и своевременная поддержка оказывается только индивидуально;

- создание в группе условий для самостоятельной работы по изодеятельности;

- организация в группе выставки детских работ и для её просмотра приглашение детей из других групп, родителей.

Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В.А. Сухомлинский.

                                            Литература.

  1. Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.: РАО, 1996. – 197 с.
  2. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.
  3. Солдатова Е.Г. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста / Е.Г. Солдатова // Научный поиск. – 2012. – №21. – С. 44-46.