Статья "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
статья по рисованию (старшая группа)

Крылова Анастасия Николаевна

Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к миру искусства, овладевают разными видами художественной деятельности, в том числе изобразительной. Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования. Именно изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Автор:

Крылова Анастасия Николаевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 256»

г. Нижний Новгород

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к миру искусства, овладевают разными видами художественной деятельности, в том числе изобразительной. Современный взгляд на развитие творческих способностей предлагает единство формирования отношения к окружающему миру средствами разных видов изобразительного искусства.

Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования. Именно изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики, креативного и когнитивного мышления в восприятии окружающего мира. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном и ассоциативном развитии ребенка. В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я отметила, что у детей есть желание рисовать, но отсутствует творческий подход к созданию картины, т.к. на занятиях они привыкли создавать работы «по образцу». Проанализировав работы детей и изучив методическую литературу, я пришла к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник рисования, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию, позволят стать работам детей более выразительными, яркими и оригинальными.

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разностороннее развитие ребенка. Нетрадиционные техники – это развитие воображения, творчества, проявление самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.    Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора к созданию нового, оригинального, «нешаблонного» продукта.

Обучение детей применять на практике нетрадиционные изобразительные техники происходит на основе следующих принципов:

-  от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов;

-  от применения наиболее простых видов нетрадиционной  изобразительной  техники к более сложным техникам;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от индивидуальной  работы к коллективному изображению сюжетов нетрадиционной техники рисования;

-  от использования готового оборудования,  изобразительного  материала к применению таких, которые необходимо изготовить самим;

-  от применения в рисунке одного вида нетрадиционной изобразительной  техники к использованию смешанных  нетрадиционных техник изображения.

В своей работе я определила основные направления:

  • Создание развивающей предметно- пространственной среды
  • Работа с детьми
  • Взаимодействие с родителями.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда, поэтому при организации развивающей предметно – пространственной среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.  На прогулке я старалась обращать внимание детей на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Также мы говорили о том, сколько интересных и ненужных вещей имеется дома (старая зубная щётка, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Всеми этими предметами мы обогатили центр изобразительной деятельности.

Одной из важнейших форм работы с детьми дошкольного возраста является организованная образовательная деятельность, которая оказывает положительное воздействие на детей, способствует их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовит их к обучению в школе. В ходе организованной  образовательной деятельности дети знакомятся с различной техникой рисования, изучают цветовую палитру, овладевают изобразительными навыками и умениями, развивают мелкую моторику, но нельзя научить ребенка фантазировать, видеть красоту в линиях, в сочетании цветов гаммы только во время образовательной деятельности по рисованию. Эти качества должны развиваться в повседневной жизни: в знакомстве с природой, предметами народно-прикладного искусства, с художественной литературой, музыкой. В режимных моментах старалась воспитывать в детях чувство эстетики, научить их подмечать красоту окружающего мира. Накапливая опыт наблюдений, ребенок передает его в рисунке. Работа становится ярче, разнообразнее, выразительнее.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования проводилось в совместной деятельности с детьми, затем продолжалось в самостоятельной деятельности.  Мы начинали с рисования пальчиками и ладошками – это самый простой способ получения изображения.. Детям очень нравится этот способ рисования.

Ещё один способ - печать листьями. Ребенок  покрывает листок дерева красками  разных  цветов,  затем  прикладывает  его  к  бумаге  окрашенной стороной  для  получения  отпечатка.

Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу при изображении пушистых животных, пейзажа, радуги и техника рисования по трафарету, которую дети с удовольствием используют в свободной деятельности

Также пробовали рисовать поролоновыми губками.

Затем с детьми мы перешли к более сложным техникам рисования:

  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • рисование солью;
  • кляксография;
  • пластелинография;
  • граттаж;
  • фроттаж.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”.

Рисование смятой бумагой

Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Материалы: 1. Салфетка/Бумажка; 2. Краска; 3. Кисть; 4. Баночка для воды.

Фроттаж

Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).

Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

Материалы: 1. Плоский рельефный предмет; 2. Карандаш; 3. Бумага.

Пластелинография

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Материалы: 1. Пластилин; 2. Основа; 3. Бусины/Бисер; 4. Стеки.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Я использовала следующие методы и приемы в работе с детьми:

  1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.
  2. Проговаривание последовательности работы.
  3. Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
  4. Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
  5. Музыкальное сопровождение.

Необходимым условием успеха развития у детей творческих способностей является тесное сотрудничество с родителями, поэтому мною проводились консультации, где я знакомила их с особенностями нетрадиционных техник рисования, материалах, использование бросового и природного материалов. Провела для родителей мастер-класс, где они смогли сами попробовать рисовать различными техниками. В родительском уголке разместила информацию о том, как можно весело и занимательно проводить время с ребенком. На родительских собраниях рассказываю о достижениях и талантах их детей. Для родителей оформляем различные выставки.

Опыт работы с нетрадиционными техниками изображения показал, что у детей формируется положительная мотивация рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствовали повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Наблюдая за детьми, могу сделать вывод о том, что данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Каждое занятие с использованием нетрадиционной техники проходило с подведением итогов в виде мини-выставки, где дети демонстрировали свои работы, дают ценку своей и другим работам. Применяемый метод поощрения создает ситуацию успеха у дошкольников и развивает способность к анализу, а также воспитывает доброжелательное отношение к товарищам. Каждый из методов, применяемых на занятиях – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”.

Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. Также у детей воспитываются умения слышать, слушать и высказываться самому. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Проведенная работа подтвердила, одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по рисованию является разнообразие и вариативность работы. Рисование нетрадиционными техниками — это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

Программа саморазвития воспитателя "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

В моей работе раскрывается актуальность развития творческих способностей на современном этапе образования. Изучены нетрадиционные техники рисования и возможности использования их в младшем дошкольном ...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...

Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».     Л.Г. Выготский.Формирование творческ...