Программа саморазвития воспитателя "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
рабочая программа (младшая группа)

Наталья Александровна Забавина

В моей работе раскрывается актуальность развития творческих способностей на современном этапе образования. Изучены нетрадиционные техники рисования и возможности использования их в младшем дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_samorazvitiya_zabavina.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №69»

Программа саморазвития

по направлению

«Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста»

Тема: «Развитие творческих способностей  детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Воспитатель:

                                 Забавина Наталья Александровна

г.Дзержинск

Нижегородская обл.

2018г

Тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Пояснительная записка

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Общеизвестное выражение С. В. Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольномдетстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчестворазвитие творческости – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольногообразования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).

Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так что же представляет собой детский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Над этим задумывались многие психологи, педагоги, искусствоведы, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных учёных: физиолога В. М. Бехтерева, искусствоведа А. В. Бакушинского, педагогов Г. В. Лабунской, Е. А. Флёриной и др.

Многие достоинства заметила Е. А. Флёрина:

Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребёнком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно не форма и способы, а умение использовать минимум средств, передать своё состояние.

Во-вторых, содержательность. Рисунок даже самого маленького ребёнка, несёт в себе какое - то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, пятна, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живёт. Рисуя, ребёнок часто рассказывает о своём замысле«это рыба, а это акула - каракула подскочила». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников – всё, что окружает детей, что их, волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков. Ещё одно ценное качество детского рисунка – смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать всё. Для маленького ребёнка нет ничего невозможного. А ведь риск, способность к риску. Смелость – непременное условие и характеристика творческой личности.

Потенциал творческих возможностей, заложенных в человеке, не имеет границ. Важно создать все необходимые условия для того, чтобы с раннего детства человек имел возможность воспользоваться своим богатством, мог свободно ориентироваться в любой ситуации. Чтобы он стал находчивым и изобретательным. Именно такой человек способен легко перенести все невзгоды, трудности и не будет зависеть от обстоятельств. Дети дошкольники еще не знают, на что они способны. Вот почему наш долг - максимально использовать их эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному, их тягу к открытиям для развития их творческих способностейво всех видах деятельности, а в изобразительной - особенно, так как это самый доступный и любимый вид занятий у детей.

Рисование, аппликация, конструирование для детей не просто забава-это радостный, творческий, вдохновенный труд. Чтобы не иссякало ощущение счастья творчества, каждому ребенку необходимо с детства развивать эту способность фантазировать и познавать окружающий мир. Эти качества пригодятся ему в любой деятельности. И если из ребенка не вырастет художник, то в нем непременно разовьется человек, способный, как истинный художник, внимательно замечать все, что происходит вокруг него и обостренно реагировать на жизнь.

Творческие потенции ребенка связанны почти целиком лишь с тем, что ребенок так щедро получил от природы. Но полноценное творчество зависит также и от приобретенных с опытом свойств:

-умение отвлекаться от частностей, мыслить абстрактно;

-навыка работы с материалом;

-жизненного опыта.

Лишь удачное соединение приобретенного с опытом и до опытного, природного, формирует большой талант.

Целенаправленное обучение под руководством взрослого, педагога позволяет детям дошкольного возраста овладевать средствами и способами изобразительной деятельности. В понятие «средство и способы деятельности» включают материалы, используемые в рисовании, лепке, аппликации (карандаши, краски, кисти, глина, пластилин, доски, клей, разнообразная бумага, ножницы, способы их приготовления к работе, а также способы создания изображения и выразительные средства передачи образа. Руководство творческим развитием ребенка - миссия трудная, она требует от воспитателя знаний специфики детского творчества, умения тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания представления, поддерживая инициативу, самостоятельность, способствовать активному овладению изобразительной деятельности и развитию творчества.

Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Чем больше места воображению, тем выше творческая активность, тем более раскован ребенок, и тем больше возможности у ребенка преодолеть технические трудности рисования.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техникположена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• Внимания и усидчивости;

• Мышления;

• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества. 

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.

Рассмотрим некоторые широко известные нетрадиционные техники рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми.

ПЕЧАТКА - эта техника позволяет младшему дошкольнику многократно изображать один и тот же предмет, составлять из его отпечатков разные композиции, украшая ими открытки, пригласительные билеты, салфетки.

Дети младшей и средней группы рисуют несложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали.

Формы печаток можно разделить на два вида: предметные и геометрические. Предметные - изображения цветов, птиц, животных и др. Геометрические выполняются в форме круга, треугольника, ромба, овала и других геометрических фигур.

Вначале необходимо изготовить печатки сделать это можно по-разному:

1. Штампы и печатки несложно сделать из овощей: картофеля, моркови.

Овощ разрезается по меньшему диаметру и на гладкий срез шариковой ручкой наносится нужный для печати рисунок, затем мякоть аккуратно срезается по контуру рисунка. Рельеф должен быть отдаленным от фона на 1-1,5см. Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к бумаге. Для каждого нового оттиска на поверхность формы нужно снова наносить краску.

В качестве штампов используется различный подручный материал: катушки от ниток, коробочки, пенопласт, резиновый ластик, бутылочные пробки.

2. В качестве печаток можно использовать листья красивых форм. Сухие листья, с объемной стороны прокрашивают густой гуашью и осторожно укладывают накрашенной стороной на бумагу. (Приложение 1)

ПАЛЬЦЕВАЯ (пальчиковая)  ЖИВОПИСЬ - Очень простая техника рисования. Детям младшего дошкольного возраста еще трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но им свойственно все исследовать пальчиками, поэтому нужно использовать эту природную способность детей.

Пальчиковый прием помогает ребенку органично почувствовать материал (гуашь, акварель, ее свойства вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка.

Гуашевые краски наливают в плоские тарелочки, обмакивают пальцы и рисуют. (Приложение 2)

ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ - Очень интересный игровой прием. Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.

Всю ладонь обмакивают в краску и на бумаге ставят отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Можно дополнить деталями, нарисованными кистью, фломастером, ручкой. В оттисках ладони со сжатыми или раскрытыми пальцами видны изображения рыбки, петушка, перчаток, солнца (если их прикладывать по кругу, павлина и др.

Если предложить ребенку сложить руки ладошка к ладошке и торцевую сторону ладошек окунуть в краску, а затем приложить к бумаге, то получится ствол дерева. После того, набрав зеленую краску на ладонь, приложить ее на бумагу поверх ствола, получится дерево с кудрявой кроной.

Если закрасить ладошку и два пальца – указательный и безымянный, то получится отпечаток-портрет зайчика.

Удивительные, фантастические образы получаются из обведенных фломастером ладошек с подрисованными элементами. Особенно интересны изображения диковинных птиц, рыб, растений, украшенные узорами с помощью разноцветных фломастеров.

Материалы: гуашь, плоские тарелочки с губкой, таз с водой для мытья рук и салфетки для вытирания рук. (Приложение 3)

МОНОТИПИЯ – одна из наиболее распространенных и простейших техник.

Количество красок в монотипии – любое. Результат – неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что придает ему особую прелесть.

Лист бумаги складывают пополам. На одну из половин листа наносят яркие пятна жидкой краской, затем вторую половину прижимают к первой, тщательно разглаживают в разные стороны и разворачивают лист. На разворотеполучается зеркальное изображение (симметричное изображение). Остается только догадаться, на что оно похоже, и дорисовать недостающие детали. Узоры могут вызвать ассоциации с цветами, рыбами, с облаками. Способомсимметричного оттиска можно выполнить рисунки «Бабочка»«Матрешка»«Бой петухов»«Цветы в вазе», и т. п.

Материалы: гуашь или акварель, белая или черная бумага, (приложение 4)

ТАМПОНИРОВАНИЕ - увлекательная техника! Для ее применения необходим тампон из марли, внутри которой вата или поролон. Легким прикосновением к бумаге, после того как набрали краску на тампон, дети будут рисовать что–ни будь пушистое, легкое, воздушное. (облако, одуванчики, сугробы, волны на море, и др.) Отпечаток, состоящий из мелких пятен, создает ощущение бархатистой поверхности изображения, а при нанесении мазка получаются и нежные ветки с едва распустившимися листочками, и шелковая трава, наклоняющаяся от ветра, и ажурные кроны заснеженных деревьев.

При помощи больших тампонов можно нарисовать пушистых животных, птиц и др., дорисовывая затем нужные мелкие детали.

Материалы: тампон, гуашь, альбомный лист. (Приложение 5)

МЕТОД ТЫЧКА - увлекательный способ рисования. При рисовании этим способом, гуашь должна быть густой, кисточка жесткой, подрезанной на2-3мм. Самое главное - кисть не нужно окунать в воду перед началом рисования. Она должна быть сухой. При нанесении тычка кисточка должна находится в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.

Воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы, называя вслух его части. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, лапы, нос, усы и др.) дорисовывают дети концом тонкой кисти. Или же им помогает воспитатель.

Данную технику можно применять при изготовлении приглашений на праздник или подарков. Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей. (Приложение 6)

Материалы: альбомный лист, гуашь, жесткая подрезанная кисть.

ФОТОКОПИЯ (Рисование свечой) Этот способ издавна использовалсянародными мастерами при расписывании пасхальных яиц. Суть техники в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Наносят свечой рисунок, заполняя поверхность листа.

Цель

Совершенствование профессиональной деятельности воспитателя и повышение профессиональной компетентности с использованием достижений науки и внедрения их в практику.

Задачи по самообразованию

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, по проблеме организации и проведения занимательных занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.
  2. 2.Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в нетрадиционной технике рисования.
  3. Разработать перспективный план работы с детьми второй младшей группы
  4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  5. Организовать работу по перспективному плану во время режимных моментов
  6. Оформить в группе центр изобразительного творчества по нетрадиционному рисованию.
  7. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста», «Рисуем мятой бумагой»

Этапы изучения темы

  1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и разработка перспективного планирования.
  2. Технологический блок – разработка материала, планирование.
  3. Организационный блок – создание развивающей предметно – пространственной среды.

      Направления работы по самообразованию

Направления работы

2017-2018

1

Информационный блок

Анализ программ по художественно –эстетическому развитию.

Изучение современных педагогических технологий.

Изучение ППО по проблеме.

Изучение ПО коллег по проблеме.

В течение года

2

Технологический блок

1.Определение целей и задач работы.

2.Разрабтка перспективного плана

3.Разработка и изготовление материалов для творческого рисования

4.Совместная работа родителей с детьми.  

5.Выступление по теме (педагогические советы, семинары практикумы, МПС)

                                   

Сентябрь

Сентябрь

В течении года

Организация выставок совместного творчества, творческие вечера «Как мы рисуем дома», интегрированные развлечения

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

Февраль

«Рисуем мятой бумагой»

март

6.Консультации для родителей:

В течение года

«Актуальность развития творческих способностей детей дошкольного возраста». Сентябрь

«Использование нетрадиционных техник рисования дома». Декабрь

 Печатный материал для родительского уголка «Маленький художник»  Октябрь

7. Анализ работы по теме.

«Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Апрель-май

3

Организационный блок

Оформление уголка

Пополнение уголка материалом

Организация выставок

Оформление уголка изобразительной деятельности.

Оформление выставочной зоны «Мы таланты».

В течение года

Выставки детского творчества, выставки совместного творчества родителей и детей, выставки репродукций живописных картин известных художников.

Практический выход

  1. Трансляция опыта  по реализации системы работы: Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. Формирование банка информационно – методических материалов.
  2. Выступления на педагогических советах и подготовка информационно – методических материалов к ним.
  3. Обобщения опыта работы.
  4. Составление картотеки литературы и медиатеки.
  5. Обогащение уголка творчества новыми изобразительными материалами.
  6. Разработка серии конспектов интегрированных занятий с учетом разработанного перспективного планирования.

Список изучаемой литературы

1. Закон об образовании - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Основная образовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3. Концепция дошкольного воспитания.

4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

5. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования.

6. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).

7. Волшебные краски, пособие для занятий с детьми 5-6 лет/ Авт. - сост. А. В. Белошистая. М, 1998

8. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3)

9. Художественное творчество в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М,2009

10. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

11. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999.

12. Доронова, Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей/ Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.

13. Зацепина М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdo-journal.ru

14. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. -М., 1998

15. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного

творчества. - М. ,2006

16. Квач Н. В. развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 -7 лет. - М.:ВЛАДОСДОО1.

17. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3-4 лет. - М., 2007

18. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду - М., 1990.

19. Комарова, Т. С. Обучение дошкольников технике рисования - М. ,2005

20. Комарова Т. С. Как научить ребёнка рисовать. - М., 1998.

21. Комарова Т. С., Савенко А. Коллективное творчество детей. - М. ,1998.

22. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. - М., 1990

23. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под ред. Комаровой Т. С. И. О. А. Соломенниковой. - Ярославль. - 2006.

24. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. – Академия, 2001.

25. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: учебно-методическое пособие/ И. А. Лыкова. - М.: Карапуз-дидактика, 2007. 9

26. Лыкова, И. А. Художественный труд в детском саду: учебно-методическое пособие. – М.: «Цветные ладошки», 2010. – 144 с. 44

27. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

28. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. -М., 1982.

27. Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов. — О.: ТИТУЛ, 1996.

29. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М., 2008.

30. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е. П. Климова)Волгоград: Учитель, 2005.

31. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

32. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду - М.: ВЛАДОС, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...

Статья "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, п...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Информационная статья о развитиии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования...