Отчет по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
материал

Носкова Кристина Олеговна

отчет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samo.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск

             Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                      детский сад №57 «Ладушки»

                                 Отчет по самообразованию

Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Подготовил воспитатель

Носкова К.О.

                                             Подольск 2021

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и разного неизвестного для детей материала.  

Задачи:

  • Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет- источников по вопросу использования рисования нетрадиционными методами как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста;  
  • Участие в конкурсах и фестивалях по использованию нетрадиционной техники рисования в ДОУ;
  • Расширить свои знания о разнообразных методах нетрадиционного рисования и применять их на практике;
  • Закреплять умение моделировать работу на основе изученных видов, приемов и способов;
  • Повысить заинтересованность воспитанников к нетрадиционным методам рисования;
  • Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;
  • Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
  • Подготовить методический материал, картотеку «Нетрадиционные техники и методы рисования»; разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования,
  • Обеспечение психологического, эмоциональное благополучие участников и повышение общекультурного уровня участников образовательного процесса;  
  •  Обобщение опыта работы по теме самообразования;
  • Организовать в группе  ДОУ предметно- развивающего пространства и условий для  активизации и   обеспечения всестороннего развития детей   дошкольного возраста и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования.

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.

    Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Развиваются специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки. Кроме того, знания по рисованию доставляют детям и взрослым радость, создают положительный настрой. Поэтому тему самообразования «Развитие в нетрадиционных техниках рисования, как средства развития творческих способностей» считаю актуальной.

    Работу проводила поэтапно:

- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество педагога и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

    Были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность педагога дополнительного образования с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

-Предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

-словесные;

-наглядные;

-практические;

-игровые;

-ИКТ.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

- Высокий – 37%

- Средний – 28%

- Низкий – 65%

    Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.

В процессе работы я обеспечиваю интеграцию всех образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

    Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражения индивидуальности.

Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает.

    В начале года мною был разработан перспективный план работы, задачами которого стали:

- развивать художественный вкус, творчество, фантазию, наблюдательность и воображение;

- развивать желание экспериментировать.

- расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования;

- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,

многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;

- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха

собственным трудом;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.          Работу с нетрадиционными техниками рисования строила на

следующих принципах:

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к

сложным.

- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-

образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на

восприятие и представление.

- принцип индивидуальности обеспечивает вовлечение каждого ребенка в

воспитательный процесс.

- принцип интегрированного подхода с учетом взаимосвязи всех видов

изобразительной деятельности.

- связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление,

полученное ребенком от окружающей действительности.

- принцип доступного материала.

    Мои дети очень любят рисовать. А если мы рисуем необычным способом, то это их приводит в восторг. Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

    В работе использую следующие нетрадиционные техники рисования:

•         техника рисования ватными палочками

•         техника «печать листьями»

•         техника - кляксография

•         техника тычок

•         техника рисования солью, клеем, акварельными красками

•         техника рисования вилкой, поролоном и т.д.

    Самостоятельная продуктивная деятельность (Нетрадиционное рисование) Учебный материал подбираю с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей использую дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, пальчиковую гимнастику, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, и т.п.

    В ходе работы разработала и провела ряд занятий: «Осенние мотивы», «Снежинка», «Ежик», и др.

    Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

— «Ветка рябины»;

— «Подснежник»;

— «Зимний лес»;

— «Праздник приближается» -новогодние рисунки.

А так же составила конспекты занятий по нетрадиционному рисованию.

Диагностика на контрольном этапе показала:

— Высокий –   %

— Средний –   %

— Низкий –     %

    Свою работу планирую в тесном сотрудничестве с детьми и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. Приглашала педагогов на просмотр открытых занятий, непосредственно образовательной деятельности. Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Даю консультации, размещаю информацию на информационных стендах. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка, выставки совместного творчества (родители, дети). Они очень радуют детей и их родителей.

Широко использую в работе технические средства: компьютер, музыкальное воспроизведение, фотоаппарат, видеокамеру, и др.

    В ходе работы достигла отличных результатов:

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня, где они занимали призовые места.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, приобрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, им интересно рисовать пальчиками, делать забавный рисунок вилкой или поролоновой губкой. Работая с детьми, я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей. Если вы еще не пробовали работать в направлении нетрадиционной техники рисования, то советую попробовать, не пожалеете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...

План по самообразованию Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2020-2021г.

Использование нетрадиционных техник рисования демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов, несомненным достоинством которых является универсальность использования....

Отчет по самообразованию Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2020-2021г.

Повышение своего уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством испол...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

План по самообразованию педагогаТема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»Цель: Повышение своего теоретическог...