Отчет по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
материал
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №57 «Ладушки»
Отчет по самообразованию
Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Подготовил воспитатель Носкова К.О. |
Подольск 2021
Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и разного неизвестного для детей материала.
Задачи:
- Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет- источников по вопросу использования рисования нетрадиционными методами как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
- Участие в конкурсах и фестивалях по использованию нетрадиционной техники рисования в ДОУ;
- Расширить свои знания о разнообразных методах нетрадиционного рисования и применять их на практике;
- Закреплять умение моделировать работу на основе изученных видов, приемов и способов;
- Повысить заинтересованность воспитанников к нетрадиционным методам рисования;
- Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;
- Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
- Подготовить методический материал, картотеку «Нетрадиционные техники и методы рисования»; разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования,
- Обеспечение психологического, эмоциональное благополучие участников и повышение общекультурного уровня участников образовательного процесса;
- Обобщение опыта работы по теме самообразования;
- Организовать в группе ДОУ предметно- развивающего пространства и условий для активизации и обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Развиваются специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки. Кроме того, знания по рисованию доставляют детям и взрослым радость, создают положительный настрой. Поэтому тему самообразования «Развитие в нетрадиционных техниках рисования, как средства развития творческих способностей» считаю актуальной.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество педагога и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность педагога дополнительного образования с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
-словесные;
-наглядные;
-практические;
-игровые;
-ИКТ.
Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:
- Высокий – 37%
- Средний – 28%
- Низкий – 65%
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
В процессе работы я обеспечиваю интеграцию всех образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражения индивидуальности.
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает.
В начале года мною был разработан перспективный план работы, задачами которого стали:
- развивать художественный вкус, творчество, фантазию, наблюдательность и воображение;
- развивать желание экспериментировать.
- расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования;
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Работу с нетрадиционными техниками рисования строила на
следующих принципах:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к
сложным.
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-
образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на
восприятие и представление.
- принцип индивидуальности обеспечивает вовлечение каждого ребенка в
воспитательный процесс.
- принцип интегрированного подхода с учетом взаимосвязи всех видов
изобразительной деятельности.
- связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление,
полученное ребенком от окружающей действительности.
- принцип доступного материала.
Мои дети очень любят рисовать. А если мы рисуем необычным способом, то это их приводит в восторг. Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В работе использую следующие нетрадиционные техники рисования:
• техника рисования ватными палочками
• техника «печать листьями»
• техника - кляксография
• техника тычок
• техника рисования солью, клеем, акварельными красками
• техника рисования вилкой, поролоном и т.д.
Самостоятельная продуктивная деятельность (Нетрадиционное рисование) Учебный материал подбираю с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей использую дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, пальчиковую гимнастику, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, и т.п.
В ходе работы разработала и провела ряд занятий: «Осенние мотивы», «Снежинка», «Ежик», и др.
Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:
— «Ветка рябины»;
— «Подснежник»;
— «Зимний лес»;
— «Праздник приближается» -новогодние рисунки.
А так же составила конспекты занятий по нетрадиционному рисованию.
Диагностика на контрольном этапе показала:
— Высокий – %
— Средний – %
— Низкий – %
Свою работу планирую в тесном сотрудничестве с детьми и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. Приглашала педагогов на просмотр открытых занятий, непосредственно образовательной деятельности. Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Даю консультации, размещаю информацию на информационных стендах. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка, выставки совместного творчества (родители, дети). Они очень радуют детей и их родителей.
Широко использую в работе технические средства: компьютер, музыкальное воспроизведение, фотоаппарат, видеокамеру, и др.
В ходе работы достигла отличных результатов:
Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня, где они занимали призовые места.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, приобрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, им интересно рисовать пальчиками, делать забавный рисунок вилкой или поролоновой губкой. Работая с детьми, я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей. Если вы еще не пробовали работать в направлении нетрадиционной техники рисования, то советую попробовать, не пожалеете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...
Самообразование на тему:"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
План по самообразованию...
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Самообразование...
План по самообразованию Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2020-2021г.
Использование нетрадиционных техник рисования демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов, несомненным достоинством которых является универсальность использования....
Отчет по самообразованию Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2020-2021г.
Повышение своего уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством испол...
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
План по самообразованию педагогаТема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»Цель: Повышение своего теоретическог...