Индивидуальный маршрут «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut_3.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема методической разработки:

«Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

∙ Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования.

∙ Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов.

∙ Развивать и поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

∙ Воспитывать у детей аккуратность и усидчивость при выполнении работы.

∙ Создать условия для творческого развития воспитанников посредством методического и психолого-педагогического обеспечения, организации развивающей предметно-пространственной среды.

∙ Формировать умение воспитанников самостоятельно применять усвоенные способы рисования.

∙ Организовать взаимодействие с родителями по вопросам использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников.

∙ Формировать коммуникативную компетентность.

∙ Способствовать формированию учебно-познавательной компетентности.

∙ Вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Актуальность темы

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстроты ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Превращение ребенка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. На смену информационно- репродуктивному процессу обучения объективно приходит - творческий. Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей - овладение методами познания преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Ребёнок является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

Дошкольники способны в процессе предметной чувствительной деятельности, в том числе в рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умения планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием нетрадиционными методами. В соответствии с ФОП дошкольного образования задачи развития творчества у детей дошкольного возраста являются актуальными и необходимыми для развития гармоничной личности дошкольника. Творчески активный и инициативный ребенок любознателен, доброжелателен, стремится получить новые знания, умеет общаться с окружающими людьми. Эти социально значимые личностные качества предполагают самостоятельность в постановке целей, в осуществлении деятельности, в достижении результатов этой деятельности.

Благодаря инициативности и творчеству активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками. Такой ребёнок может сам найти себе занятие, организовать игру или присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или заняться какой-либо продуктивной деятельностью.

Я считаю, что наиболее эффективно развить творческие способности можно при помощи продуктивных видов деятельности, в частности посредством нетрадиционных техник рисования.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т.д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).

На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать - смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности выполнения действий. Так дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.) Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей.

Использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников. Особенность данной темы заключается в том, что благодаря нетрадиционным техникам рисования у детей накапливаются художественно-эстетические представления и развиваются творческие способности посредством оригинальной игровой формы взаимодействия.

Существуют принципы работы с нетрадиционными материалами для рисования:

∙ от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий

к сложным.

∙ принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

∙ принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

∙ принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

∙ принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

∙ связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

∙ принцип доступности материала. Ожидаемые результаты применения нетрадиционных техник рисования:

- эффективнее развивается мелкая моторика рук и тактильное восприятие;

- активнее формируются изобразительные навыки и умения;

- осваиваются сенсорные эталоны;

- формируются основы художественно-эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.

И, конечно же, у дошкольника развиваются творческая активность, самостоятельность, осваивается позиция активного участника изобразительной деятельности, создателя собственных произведений.

Работа по составлению данной методической разработки проводилась в

два этапа:

I этап – организационный

Задачи, которые я поставила на этом этапе:

1. Обогатить предметно-пространственную среду для развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности.

2. Формировать у воспитанников первоначальные знания о нетрадиционных

способах рисования.

3. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам творческого  развития детей.

II этап – практический

Задачи этапа:

1. Формировать умение использовать различные технические приемы работы с изобразительным материалом.

2. Развивать интерес и желание рисовать нетрадиционными способами.

3. Развивать умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов.

Заключение

Данная методическая разработка способствовала внедрению в образовательный процесс эффективной системы работы по развитию творческих способностей дошкольников.

Это дало возможность разнообразить и обогатить комплекс методов, приемов и средств педагогического взаимодействия, направленного на развитие личностных качеств ребенка.

Я считаю, что решение данной задачи определяет мой опыт работы как актуальный и своевременный.

Диапазон личного вклада представлен единой системой работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

Для успешной реализации данного направления мною был разработан учебно-методический комплект:

1. Картотека с описанием нетрадиционных техник рисования.

2. Конспекты образовательной деятельности.

3. Консультации для родителей.

Новизна опыта заключается:

- в применении комплекса современных форм взаимодействия с воспитанниками;

- в применении образовательных технологий, развивающих методов и средств педагогической деятельности;

- в применении полихудожественного подхода к развитию творческих способностей дошкольников.

Задачи методической разработки были выполнены:

- воспитанники группы познакомились с различными техниками нетрадиционного рисования, стали более наблюдательны, аккуратны и усидчивы при выполнении работы и способны видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов. Они проявляют интерес к различным изобразительным материалам и всегда поощряются в стремлении к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ;

- в группе были созданы условия для творческого развития воспитанников посредством методического и психолого-педагогического обеспечения, организации развивающей предметно-пространственной среды. Было организовано взаимодействие с родителями по вопросам использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников.

Все эти действия повлияли на результативность моей профессиональной педагогической деятельности.

Таким образом можно сделать вывод, что ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования способствует развитию у них не только творческих способностей, но и оказывает непосредственное влияние на позитивную социализацию и развитие личностных качеств воспитанников.

Актуализация индивидуально-личностного взаимодействия с детьми и деятельностного подхода к художественно-эстетическому развитию привела к стабильным положительным результатам освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДОУ в целом. Эффективное развитие воспитанников повлияло на формирование моих профессиональных компетенций.

Литература

1. «Необыкновенное рисование». Учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

3. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика- Синтез, 2005.

4. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5. Лыкова И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М.: Цветной мир, 2014.

6. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017.

7. Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы. – М.: Цветной мир, 2015.

8. Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015.

9. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

10. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004.

11. Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М.: ТЦ «Сфера», 2008.

Виды нетрадиционных техник рисования

«Тычок жесткой полусухой кистью»

Цель: совершенствовать умение детей в данной технике. Упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного; выполнять

рисунок тычками без предварительной прорисовки; дополнять изображение

деталями.

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Тычками заполняется контур изображаемого предмета или объекта, необходимые по замыслу детали можно нарисовать обычной кисточкой.

«Рисование пальчиками»

Цель: закреплять умения продумывать расположение предметов на листе. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками для повышения выразительности образов.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой»

Цель: закреплять у детей умение превращать контур ладони в различные предметы. Развивать воображение, чувство композиции, цветовосприятие.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

«Оттиск пробкой»

Цель: закрепить навыки рисования, используя пробку; развивать мелкую моторику кистей рук.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета

меняются и мисочка и пробка.

«Оттиск поролоном»

Цель: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования, формировать умение компоновать элементы рисунка на листе бумаги.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся

другие мисочка и поролон.

В основе техники рисования губкой или поролоном лежит формирование навыка печатания краской. Поролоновые отпечатки создают фактурность предмета, ими рисуется мех животного, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев и т. д. Для занятий могут быть закуплены спонжики для рисования в этой техники, а можно вместе с детьми сделать простой и удобный для печатания инструмент: кусочек поролона захватывается бельевой прищепкой, которая будет выполнять роль ручки.

«Свеча + акварель»

Цель: познакомить детей со смешанной нетрадиционной техникой рисования формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Возраст: от четырех лет.

Для этой техники подходит белая свеча восковая (или парафиновая). Также это может быть детский восковой мелок для рисования (но не любой). Выбирайте мел, который более жирный на ощупь. Заранее проверьте как мелки работают. На листе белой бумаги белым мелом рисуем картинку. Потом берем акварель (не гуашь!!!) и начинаем наносить водянистую (не густую!!!) краску поверх нарисованных мелом линий. То есть просто закрашиваем цветными водянистыми красками наш лист бумаги и невидимый белый восковой рисунок начинает проявляться. Краска не цепляется за воск и эти места на бумаге остаются белыми.

«Монотипия пейзажная»

Цель: закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства, познакомить с новой техникой рисования, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятия о симметрии, развивать умение детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений

«Отпечатки листьев»

Цель: познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования; вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к природе средствами произведений живописи.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование ватными палочками

Цель: знакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования, развивать у детей творческие способности - чувство цвета, умение придумывать узор.

В младших группах ребята пробовали рисовать ватными палочками: набирали краску и украшали точками бумажные заготовки или изображение на листе бумаги (ёлочку, сарафан, чайник). Для воспитанников средней группы задание усложняется: они формируют умение создавать изображение ватной палочкой на чистом листе бумаги. Рисуют ребята точками, пятнами, мазками, разнообразными линиями и простыми геометрическими фигурами (колечки, круги). Рисование точками при помощи ватных палочек будет иметь особое значение при знакомстве с техникой пуантилизм в старших группах

Техника отпечатка (оттиска).

Все дети любят эту технику рисования. Потому что она дает быстрый и красивый результат у каждого ребенка. Даже у самого неумелого художника получаются красивые картины. Дети воспринимают весь процесс как волшебство, увлекательную игру с магическим эффектом возникновения картины

В детском саду удобнее всего организовывать именно технику отпечатка. Давайте посмотрим какие материалы подойдут для реализации этой техники

при рисовании с детьми.

ВАРИАНТ 1

«Оттиск смятой бумагой»

Цель: развитие потенциальных способностей детей, заложенных у них природой, развитие интереса к собственному творчеству через занимательные, необычные и простые способы рисования.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить

другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Мятая бумага дает красивую рваную структуру отпечатка. Это подходит для

рисования кроны деревьев, весенних (желто-зеленых или розовых) и осенних

(оранжево-багряных). Краска берется из баночек или акварельки, капается на

мисочку (крышку от банки). В это каплю макаем салфетку, пробуем отпечаток

на черновом листе и, если нравится, переносим на бумагу.

ВАРИАНТ 2

«Оттиск гофрокартоном»

Цель: познакомить детей с различными вариантами использования нетрадиционных техник рисования; развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук.

Упаковочный серый картон отлично подходит для рисования розы в технике отпечатка. Нарезаем картонную коробку на полоски поперек линии гофрирования . Скручиваем полоски трубочкой, закрепляем резинкой илиниточкой. Штамп для зеленого листика делаем из рулончика от туалетной бумаги. Также этот способ рулонного рисования подходит для изображения спирали улитки, а также завитков шкурки барашка.

ВАРИАНТ 3

«Оттиск втулкой от туалетной бумаги»

Цель: вызвать интерес детей к овладению нетрадиционной техникой рисования.

Тут масса вариантов, потому что трубочке-втулке можно придать разную форму. Можно втулку разрезать пополам ВДОЛЬ, и мы получим штамп полу-кольца – идеальный трафарет для рисования чешуи рыбы или ярусов хвойных лапок елки

Рисование воздушными шарами

Цель: познакомить детей с новыми возможностями художественных техник и материалов; совершенствовать технику рисования отпечаток; продолжать совершенствовать практические навыки работы с гуашью; развивать детское творчество, воображение, фантазию, мелкую моторику. Такой любимый детьми предмет, как воздушные шары, тоже можно использовать в рисовании (его надувают и кончик погружают в краску — получается очень реалистичное изображение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...

План по самообразованию Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2020-2021г.

Использование нетрадиционных техник рисования демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов, несомненным достоинством которых является универсальность использования....

Отчет по самообразованию Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2020-2021г.

Повышение своего уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством испол...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

План по самообразованию педагогаТема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»Цель: Повышение своего теоретическог...