ТРИЗ как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал

Володина Светлана Ярославовна

Теория Решения Изобретательских Задач

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии ТРИЗ для развития творческого                    воображения детей в условиях ДОУ

Страунинг А.М., Веракса Н.Е., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Самойлова О.Н., Дьяченко О.М., Гуткович И.Я., Хоменко Н.Н. уделяется внимание проблеме применения ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) в дошкольном образовании. Основателем технологии ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер. Включение данной технологии направлено на формирование качеств мышления: гибкость, мобильность, диалектичность, системность, а также поисковой инициативности, стремления к новшеству, творческого воображения и речи. Творческая, интеллектуальная деятельность, базирующаяся на активном поиске методов действий, уже в дошкольном возрасте может стать знакомой и понятной для детей.

Цель ТРИЗ – развить творческое воображение, фантазию детей дошкольного возраста, научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

– осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром

– формирование системного мышления;

– воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность.

– развитие творчества, воображения в разнообразной изобразительной деятельности.

С целью развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста С. Смирнова предлагает использовать следующие приемы:

– графическая аналогия: умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки;

– эмпатия: отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом,

– вхождение в роль кого-либо или чего-либо: ребёнок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой и жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами,

– мозговой штурм: умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи;

– морфологический анализ: умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные (например, «книга» – хорошо – из книг узнаешь много интересного, плохо – они быстро рвутся; «дождь» – хорошо – поливает растения, плохо – можно вымокнуть.)

– каталог: умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия,

– приемы типового фантазирования: умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом;

– метод фокальных объектов (МФО): подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать новое фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться. Например, «Левообезьян» – его родители – лев и обезьяна. Живёт в жарких странах. Быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.

 Савинова Л. считает, что изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть:

– как уберечь продукты от мышей;

– как не намокнуть под дождем;

– как мышам достать сыр из-под носа кота;

– как выгнать лису из зайкиной избушки;

– как потушить пожар, если в доме нет воды;

– как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;

– как оставить кусочек лета в зиму.

Правила мозгового штурма:

1) исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

Альтшуллер Г.С. предлагает использовать для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста типовые приемы фантазирования:

– увеличение-уменьшение,

– дробление-объединение,

– оживление-окаменение,

– специализация-универсализация,

– преобразование свойств времени,

– приём «Наоборот».

Основной этап работы педагога по технологии ТРИЗ с целью развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок на основе уже известных детям, так называемый коллаж из сказок. Примером могут служить всем известные «Машины сказки», «Машины страшилки». Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

В развитии мыслительной деятельности старших дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Подготовительный этап, по мнению С. Смирновой, можно начать с игровых упражнений типа «Дорисуй», «Дострой», «Составь картинку из геометрических фигур», «На что это похоже?», «Найди сходства», «Найди различия». Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые (построй домик из 12 палочек, затем посложнее (какую палочку надо переложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону).

На основном этапе целесообразно использовать игры-головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками, шахматы; сочинять загадки, составлять и отгадывать кроссворды. Такие задания очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность. Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи помогают игры-упражнения: «Что лишнее?», «Что вначале, что потом?», «Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?»

При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи на общее развитие, на проверку инерции мышления, на использование приемов фантазирования. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает, пригласить его к рассуждению, наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Савинова Л. предлагает использовать с целью развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста метод маленьких человечком (ММЧ). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

Метод «синектика» построен на поиске аналогов (похожестей, ассоциативных связей):

1. Прямая аналогия основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний. Например, по аналогии чего были созданы вертолёт? Подводная лодка?

2. Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы.

Задания: нарисуй свою радость, изобрази любовь.

3. Личностная аналогия (эмпатия). Это представление себя каким-то предметом или явлением и передача чувств, переживаний, настроения этого образа.

Цвикки Ф. предложил метод морфологического анализа, который использовался для решения астрофизических задач.

Задачи:

  • Развивать творческое воображение, фантазию, преодоление стереотипов.
  • Развивать комбинаторные умения, получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы.

Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов. Перебираются все возможные варианты. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Воображение рисует образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Далее необходимо выделить основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу (таблица 1).

Таблица 1 – Возможные варианты характеристик по выделенным

критериям

Возраст

Место

жительства

Средство

передвижения

Стиль одежды

Характер

Ребёнок

Дворец

Конь

Спортивный костюм

Добрый

Подросток

Многоэтажный дом

Автомобиль

Праздничный наряд

Вредный

Юноша

Лес

Ролики

Строгий

костюм

Нытик

Старик

Детский сад

Лыжи

Шорты и майка

Весельчак

и т.д.

и т.д.

и т.д.

и т.д.

и т.д.

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколько угодно. Произвольно можно выбрать из каждого столбца по одной характеристике и соединить воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич – вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Таким образом развивается творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.

 Кунце Э. разработал метод каталога и затем адаптирован для детей дошкольного возраста. Он позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Воспитатель задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом «тыка» слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание. Необходимо грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

– наличие положительного и отрицательного героев;

– зло, причинённое отрицательным героем;

– борьба положительного героя со злом;

– присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

Для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ необходимо использовать методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

– фронтальный (одновременная работа со всеми детьми);

– индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных);

– групповой (организация работы в группах);

– индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).

Также для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста можно использовать игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 1):

– на формирование умения выделять функции объекта, например, «Что умеет делать», «Дразнилка», «Мои друзья» и так далее;

– на определение линии развития объекта, например, «Чем был – тем стал»,

– на определение подсистемных связей объектов, например, «Что можно сказать о предмете, если там есть…»;

– на объединение надсистемы и подсистемы объекта, например, «Волшебный светофор»;

– на сравнение систем, например, «Давай поменяемся», «Теремок»,  «Найди друзей», «Фантазия», «Волшебные картинки» и так далее.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Л.С. Выготский считает, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности, они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия как цель развития творческого воображения и мышления.

Технология ТРИЗ для детей дошкольного возраста представляет собой концепцию коллективных игр, занятий, которые нацелены на повышение результативности основной программы обучения и воспитания. Также она представляет собой управляемый процесс формирования нового, который в совокупности представляет точный расчёт, интуицию и логику.

Методы и приемы ТРИЗ дают возможность избавиться от барьеров в общении, от боязни неизведанного, научиться относиться к жизненным и учебным проблемам ни как к непреодолимым препятствиям, а как к очередным задачам, которые нужно решать.

Отмечено, что использование компонентов ТРИЗ значительно повышает творческую и мыслительную активность воспитанников, потому что ТРИЗ технология дает возможность мыслить широко, свободно, с осознанием происходящих процессов и находить своё собственное решение проблемы.

Креативность, изобретательство проявляется в творческой фантазии, что потом претворится в различных видах деятельности. При обучении старших дошкольников применение ТРИЗ технологии позволяет сформировать условия для вычленения творческих возможностей ребёнка, развитие его нравственных качеств, таких как способности радоваться успехам других, стремлением помочь, желанием найти выход из затруднительной ситуации. Согласно мнению С.И. Гин, отличием классического подхода от ТРИЗ технологии в дошкольной педагогике к воспитанию и развитию детей является то, что в рамках представленной технологии дошкольников учат самостоятельно находить ответы на большое количество вопросов, анализировать, решать задачи.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, удалось выявить те ресурсы, с помощью которых ТРИЗ технология дает возможность развивать творческое воображение старших дошкольников. Содержимое занятий и упражнений, направленное на создание нового образа; открытый характер заданий, позволяющий направлять воображение на создание чего-то другого и оригинального; интересная и эмоционально вовлекающая творческая деятельность, которая интересна детям; возможность для развития всех психических процессов, позволяет формировать творческие коллективы и сильные творческие личности, способные решать нетривиальные идеи в условиях здоровьесберегающей психологически безопасной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.



Предварительный просмотр:

Игры ТРИЗ

Игры на формирование умения выделять функции объекта

 «Дразнилка» (проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …

Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

«Мои друзья» (проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

Ведущий ребенок.

Ход игры:  Дети выбирают объекты природного мира.

Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).

Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).

Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).

Игры на определение линии развития объекта

«Чем был – тем стал» (проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти деревом, а стало…Чем может стать дерево?

Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.

Ход игры: При уточнении понятия относительности размера

Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.

Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.

Воспитатель: Было

 Игра на определение подсистемных связей объектов.

«Что можно сказать о предмете, если там есть…» (проводится с середины  средней группы)

Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход игры:

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?

Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?

Дети: Кошка, котенок.

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Волшебный светофор» (проводится с начала средней группы)

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного.

Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.

Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.

Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».

Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир. домашние, дикие животные).

Воспитатель: Заяц ( поднимает зеленый кружок).

Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.

Воспитатель: Поднимает красный кружок.

Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос,  шерстка.

Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?

Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

Воспитатель: поднимает желтый кружок.

Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.

Игры на сравнение систем

«Давай поменяемся» (проводится с середины средней группы)

Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

Ход игры:

Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я– еж. Я могу сворачиваться клубком.

Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.

Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц

  сворачиваться  клубком.

Игры на сравнение систем

«Теремок» (проводится со средней группы)

Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

Примечание:  В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

Ход игры:  Похожести у объектов живого мира.

Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?

Дети: А я волк, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.

Различия у объектов живого мира

Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!

Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой);

белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.

Игры на сравнение систем

«Найди друзей» (проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

Ход игры:

Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию?

Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.

Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?

Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.

Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ход:  Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … – все пуговицы. Чем их можно заменить?  (липучками, кнопками, крючками, замками).

– все учебники, все спички, ручки, ластики.

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход:  Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.



Предварительный просмотр:

Методика «Нарисуй что-нибудь», автор Р.С. Немов

Цель: выявить развитие оригинальности детей старшего дошкольного возраста.

Критерий диагностики: оригинальность.

Ребёнку даётся лист бумаги, фломастеры, карандаши, а потом нужно придумать и нарисовать что-нибудь необычное. На выполнение задания отводится 4 мин.

Оценка результатов:

10 баллов – ребёнок за отведённое время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов – ребёнок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов – ребёнок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определённое эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла – ребёнок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причём на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла – за отведённое время ребёнок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

   Уровни:

– высокий (8-10 баллов) – ребёнок за отведённое время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны, либо ребёнок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны хорошо;

– средний (5-7 баллов) – ребёнок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определённое эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне

– низкий (0-4 балла) – ребёнок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причём на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали, или за отведённое время ребёнок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Методика «Придумай игру», автор Р.С. Немов

Цель: выявить уровень развития фантазии детей старшего дошкольного возраста.

Критерии диагностики:

1. Оригинальность и новизна.

2. Продуманность условий.

3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

4. Наличие в игре определенных правил.

5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.

Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и по дробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценка результатов:

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Уровни развития творческого воображения:

– высокий уровень (8-10 баллов): присутствует и отчетливо выражены в игре оригинальность и новизна, продуманность условий, наличие в игре различных ролей для разных ее участников, наличие в игре определенных

правил, точность критериев оценки успешности проведения игры;

– средний уровень (5-7 баллов): присутствуют, но слабо выражены в игре оригинальность и новизна, продуманность условий, слабое наличие в игре различных ролей для разных ее участников, слабое наличие в игре определенных правил, неточность критериев оценки успешности проведения игры;

– низкий уровень (0-4 балла): полное отсутствие оригинальности и новизны, продуманности условий, отсутствие в игре различных ролей для разных ее участников, отсутствие в игре определенных правил, отсутствие точности критериев оценки успешности проведения игры.

Методика «Скульптура», автор Р.С. Немов

Цель: исследовать уровень разработанности детей старшего дошкольного возраста.

Критерий диагностики: разработанность.

Ребенку предлагается за отведенное время (5 минут) смастерить из пластичного материала какую-либо поделку. Оценивается поделка по сложности/простоте изделия, по количеству деталей в поделке, по оригинальности образа и его проработанности.

Оценка результатов:

– 10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

– 8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

– 6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

– 4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных

деталей, не более двух-трех.

– 2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например, шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

– 0-1 балла ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

Оценка результатов диагностики по трем методикам:

– высокий уровень (8-10 баллов): ребенок придумал оригинальную либо достаточно оригинальную скульптуру, детально проработал ее с хорошим художественным вкусом, могут присутствовать небольшие неточности в детализации;

– средний уровень (4-7 баллов): ребенок придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии, либо он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех;

– низкий уровень (0-3 балла): ребенок придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например, шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п., либо за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта (интегрированного) занятия

ФИО воспитателя: Володина С.Я.

Образовательная (ые) область (и): познание, социально-коммуникативное, физическое, художественно– эстетическое развитие

Тема занятия: «Детский сад в Волшебном телевизоре»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: развивать творческое воображение

Задачи занятия:

1.Образовательные

Конкретизировать представления детей о дошкольном учреждении, о помещениях детского сада; познакомить с другими учреждениями системы образования в нашей стране.

2.Развивающие

Развивать связную речь и активизировать слова по темам: «Мебель», «Одежда», «Игрушки», «Профессии» и др.

Развивать логическое мышление и стимулировать воображение.

3.Воспитательные

Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

Планируемые результаты занятия: умеют творчески размышлять.

Предварительная работа: изучать блоки ТРИЗ, привлекая к работе всех сотрудников дошкольного учреждения и родителей инсценирование сюжетов, чтение сказок

Материалы и оборудование: таблица-«девятиэкранка», предметные картинки по темам «Мебель», «Одежда», «Игрушки», «Посуда» и др.; фотография здания детского сада.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно– мотивационный этап

Введение в ситуацию.

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

– Сегодня мы с вами рассмотрим наш детский сад в «Волшебном телевизоре». Узнаете ли вы здание на этой фотографии? Да, это наш детский сад. Поместим его в середину «Волшебного телевизора». Какой он, наш детский сад?

– Для чего нужен детский сад?

Беседа, показ рисунков, фотографий

Дети подбирают слова-определения

Здесь готовят детей к школе. В нашем городе есть много детских садов

Готовы к работе

2

Основной этап

Этап постановки проблемы

Актуализация знаний и умений.

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

– Какие еще вы знаете учреждения? Где люди учатся?

Какое место в этой системе занимает школа?

Педагог размещает сюжетную картинку школы в средний верхний экран «Волшебного телевизора».

– Из каких помещений состоит здание нашего детского сада?

Подсистему детского сада составляют: пищеблок, прачечная, медицинский кабинет, кабинеты администрации, музей сада, музыкальный и спортивный залы и др.

Воспитатель показывает картинки из серии «Профессии, инструменты» и размещает их в среднем нижнем экране «Волшебного телевизора». Дети рассказывают о необходимости каждого помещения для работы детского сада, о профессиях его сотрудников.

Игра «Кому это нужно?».

На столе размещается набор картинок с изображением предметов быта и продуктов питания: мебель, одежда, игрушки, овощи и т. п. Картинки разложены на столе изображением вниз. Каждый из вас выбирает себе любую попавшуюся картинку и должен объяснить, для чего этот предмет может пригодиться в детском саду.

Если кто-то из вас не сможет дать объяснение, то картинка откладывается в сторону, и вы выбираете другую. Выигрывает тот, кто соберет больше всех картинок с объяснениями.

Третья колонка «Волшебного телевизора» посвящена будущему. После школы молодые люди имеют возможность выбора: куда им пойти учиться и работать. Для этого в нашей стране имеются училища, техникумы и университеты. Из ваших родных или знакомых кто-нибудь уже учится в таких учебных заведениях?

А сейчас мы можем с вами помечтать и пофантазировать, какие детские сады могут быть в далеком будущем.

Игра «Путешествие по экранам будущего детского сада».

Вам предоставляется возможность модернизировать свой детский сад (совершенствовать мебель, игрушки, распорядок дня, меню и др.).

– Что будет с нашим детским садом в будущем, когда в городе будет мало детей, а все взрослые станут бабушками и дедушками? Бабушкам и дедушкам будет скучно сидеть целый день одним дома, они будут приходить в детский сад. Удобно ли здесь будет им?

Вопросы, беседа

Игровая деятельность

Игровая деятельность

Соседние детские дошкольные учреждения – самый старый и совсем еще новый детский сад

Играют в игру

Играют в игру

Умеют слушать и отвечать на вопросы

2.2

Этап ознакомления с материалом

Затруднения в ситуации.

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений

Сейчас мы с вами представим себя конструкторами и архитекторами и посмотрим, что нам надо изменить и перестроить, чтобы было удобно дедушкам и бабушкам.

– Чем они будут здесь заниматься? Что для них нужно купить? (Нитки и спицы для вязания, телевизор и газеты, книжки и журналы для взрослых.)

– Справа внизу находится самый необычный экран «Волшебного телевизора». В нем наш детский сад может превратиться в самый необычный предмет или принять самый необычный вид.

Условие: Если бы наш детский сад был превращен волшебником в стеклянное здание, и в нем все тоже было из стекла, то что было бы?

– На что похож такой детский сад?

Беседа, показ картинок

Слушают, наблюдают

Все было бы видно с улицы; можно нечаянно все разбить; можно было бы нечаянно порезаться; нельзя было бы бегать и прыгать

На аквариум, если налить воду, то можно плавать… и т. д

Умеют анализировать и отвечают на вопросы

2.3

Этап практического решения проблемы

Вовлечение детей в процесс самостоятельной деятельности  для решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

– Завершим наше путешествие по экранам «Волшебного телевизора» рисованием детского сада в далеком будущем. В этом вам могут помогать родители, братья или сестры. Потом из ваших рисунков мы организуем выставку, выберем самые интересные и красивые.

Практическая работа, рисование

рисуют

Умеют рисовать творчески

3.

Заключительный этап

Осмысление

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков

самооценки

Давайте посмотрим наши рисунки. Получилось нам нарисовать наш детский сад?

беседа

ответы

Умеют анализировать работу

Технологическая карта (интегрированного) занятия

ФИО воспитателя: Володина С.Я.

Образовательная (ые) область (и): познание, социально-коммуникативное, физическое, художественно– эстетическое развитие

Тема занятия: «Хлебушко»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: развивать творческое воображение

Задачи занятия:

1.Образовательные

уточнять знания детей о полезности хлеба для здоровья человека;

учить рассказывать по схеме;

2.Развивающие

развивать воображение детей, учить детей определять функции объекта в зависимости от количества и качества данного объекта;

развивать подвижность мысли;

3.Воспитательные

воспитывать уважение к хлебу через художественное слово 

Планируемые результаты занятия: умеют составлять новые слова

Предварительная работа: фантазирование, игра в буриме.

Материалы и оборудование: буханка или каравай хлеба на подносе, доска и мел

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно– мотивационный этап

Введение в ситуацию.

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Сегодня я хотела бы с вами поговорит о хлебе. Все любят хлеб? Какой хлеб вы знаете?

Беседа, вопросы

ответы

Готовы к работе

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Актуализация знаний и умений.

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Воспитатель Дети, давайте поиграем в игру «Я заметил», и посмотрим, кто из вас самый глазастый, кто заметит предметы, мимо которых мы проходим ежедневно. Называя такой предмет, вы скажите, для чего он нужен.

Когда дети замечают хлеб, воспитатель берёт поднос с караваем, обносит детей, читая стихи С. Погорельского «Хлебушко».

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В. Для чего нужен хлеб?

Для чего нужна пища?

Хлеб – самый необходимый продукт питания, т.к. в нём содержатся наиболее необходимые для жизни и здоровья человека элементы.

Какие красивые слова о хлебе вы запомнили?

Воспитатель приглашает детей занять место за столами.

В. Дети, чем хлеб был в прошлом?

Хлеб – это предмет рукотворный или нерукотворный?

Люди каких профессий участвовали в процессе появления хлеба?

Вот тепло скольких рук сохранил хлеб.

Хлеб выполняет свою функцию кормить людей, он рукотворный.

Скучно стало одному караваю и он отправился искать своих родственников.

Появляются его братья и сёстры – хлебобулочные изделия.

Воспитатель показывает картинки или натуральные объекты.

В. Назовите их!

Все рукотворные, они кормят людей.

Сегодня в наших магазинах много сортов хлеба: выпекают специальный хлеб для людей с разными заболеваниями. Наши пекари с врачами изобрели рецепт хлеба с названием «Здоровье». Много разных сортов хлеба с витаминными добавками. Какой необычный хлеб вы ели дома?

Устал хлеб от шума, ему захотелось отдохнуть. Приглашаю вас на минутку отдыха!

Я пеку, пеку, пеку

(хлопки)

Деткам всем по пирожку

(пружинки с поворотом),

А для милой мамочки

(наклон вправо – влево)

Испеку я прянички

(хлопки над головой).

Дети садятся на места.

В. Долго пролежал наш хлеб, оказался плохим и не смог поэтому кормить людей. Скажите, дети, когда такое может быть?

Претерпев все беды и неприятности, наш хлеб стал хорошим, но его не используют. Почему?

Очень неприятно быть плохим, никому ненужным! Наш хлеб подружился с другими продуктами питания. Самая первая его подруга – соль. Хлеб и соль – это символ дружбы народов, мира, покоя. С ним встречают дорогих гостей.

Игровая деятельность

Показ предметов

Чтение стихотворения

Беседа

Физминутка

– Я заметил тетрадку. Она нужна, чтобы в ней писать.

– Я заметила цветок в горшке. Он нужен для красоты.

– Я заметила кубики, они нужны, чтобы с ними играть.

Слушают стих

Чтобы есть, это пища

Пища нужна для роста человека, чтобы он мог двигаться, думать, работать. Пища помогает человеку быть здоровым, сильным, весёлым

Душистый, тёплый, золотистый хлеб, словно солнцем налитой, с румяной корочкой

Тестом, мукой, зерном в колоске

Крестьяне, колхозники сеяли хлеб, сажали в землю зёрна ржи и пшеницы, комбайнеры косили созревшие колоски, шофёры отвозили зёрна на мельницу, мельники мололи муку, пекари делали тесто и пекли хлеб, продавец хлебного отдела продал этот каравай нам.

Сухари, баранки, сушки, калачи, пряники, сладкая соломка, печенье, пирожки, торты, вафли, пирожные

Дети выполняют движения, следя за звуками, чётко произносят слова:

Если хлеб чёрствый, засохший, непропечённый (сырой), подгоревший, пересоленный, бесформенный, грязный (упал на пол), размокший (попала вода).

Аквалангисты под водой; покупатель без денег в хлебном отделе; сытый человек; когда хлебный магазин не работает, а есть хочется и т.д

Умеют играть, слушать и отвечать на вопросы

2.2

Этап ознакомления с материалом

Затруднения в ситуации.

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений

А теперь поиграем со словами! Угадайте, что получится, если…

  • ХЛЕБ + МЯСО + МЯСОРУБКА = КОТЛЕТА
  • ХЛЕБ + ОГОНЬ В ПЕЧИ – СУХАРИ
  • ХЛЕБ + ВОДА + САХАР + ДРОЖЖИ = КВАС
  • ХЛЕБ + МАСЛО + СЫР (+ КОЛБАСА) = БУТЕРБРОД

В. Попробуем в шутку придумать и новые слова:

  • БАРАНКИ + СУШКИ = БАРУШКИ
  • СУХАРИ + КАЛАЧИ = СУХАЧИ
  • ПРЯНИКИ + СОЛОМКА = ПРЯМКА и т.д.

И вдруг случилась беда: наш каравай хлеба оказался совсем один на всем белом свете. Сможет ли один хлеб накормить всех людей? В этом случае хлеб не будет выполнять свою главную работу – кормить. Такое может быть только в сказке. Этот каравай должен храниться в музее, как образец-экспонат. Люди со временем узнают рецепт и будут выпекать такой же хлеб.

Знаете ли вы, что есть такой музей, где хранится маленький кусочек хлеба? Это музей Великой Отечественной войны. В осажденном врагом городе Ленинграде люди голодали. В пайках они получали маленький кусочек хлеба, который спасал им жизнь.

К счастью, у нас хлеб не является музейным экспонатом, но все равно он в чести у всех. Расскажите, как люди относятся к хлебу? Почему берегут, уважают, ценят?

Игра со словами

Придумывают слова

Ответы детей

2.3

Этап практического решения проблемы

Вовлечение детей в процесс самостоятельной деятельности  для решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, как путешествовал хлеб по схеме всего занятия. Дети рассказывают по цепочке, пользуясь схемой.

Примерный рассказ: «Жил-был хлеб. Отправился он путешествовать. Сначала он узнал о своем прошлом. Прежде, чем стать хлебом, он был зерном в колоске, мукой и тестом. Хлеб создали руки крестьян, мельников, пекарей. Кормить – его главное дело.

Потом хлеб познакомился со своими родственниками: бубликами, баранками, сухариками, печеньем, пряниками, сладкой соломкой, пирожными и тортами. Всем здесь было весело, но очень тесно и шумно.

Но люди обидели хлеб, он сначала был плохим: чёрствым, пересоленным, бесформенным и грязным. А затем хорошим, но недоступным для людей. Хлебу было грустно, он не мог кормить людей.

Больше всего караваю хлеба понравилось, когда он подружился с другими продуктами питания и вещами. Люди полюбили его еще больше. Во что только не превращался хлеб: в бутерброды и квас, в сухари и в котлеты. Здесь-то хлеб решил поселиться, чтобы выполнять своё главное дело еще лучше.

Но случилась беда: люди всех его родственников съели, хлеб остался один и превратился в музейный экспонат. Дети нашей группы выучили его рецепт и научили всех людей его выпекать!»

Составление рассказа по схеме

Составляют рассказ

Умеют составлять связный рассказ по схеме

3.

Заключительный этап

Осмысление

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков

самооценки

Понравилось вам занятие?

В. Предлагаю вам дома с родителями записать и зарисовать свой домашний рецепт хлеба. Из всех ваших рецептов мы составим ценную книжечку и вместе с вашими рисунками поставим её на выставке!

беседа

Подводят итоги

Умеют анализировать работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»

В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник  способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Реферат на тему: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....

«Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации, как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».

«Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации,  как средстворазвития творческого воображениядетей старшего дошкольного  возраста»....

МАСТЕР - КЛАСС: "Ватопись - как средство развития творческого воображения, детей старшего дошкольного возраста"

Одним из способов развития творчества детей является использование нетрадиционной техники рисования. В процессе нетрадиционного рисования дети активно и плодотворно знакомятся со свойствами различных ...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование музыки как средства активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

В данной консультации раскрыты теоретические аспекты развития воображения  у детей старшего дошкольного возраста, обосновано использование музыки в активизации творческого воображения старших дош...