МАСТЕР - КЛАСС: "Ватопись - как средство развития творческого воображения, детей старшего дошкольного возраста"
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

Авезбаева Александра Евгеньевна

Одним из способов развития творчества детей является использование нетрадиционной техники рисования. В процессе нетрадиционного рисования дети активно и плодотворно знакомятся со свойствами различных материалов, вместе с взрослыми и сверстниками учатся наблюдать, сомневаться, мыслить критически, решают познавательные, творческие, практические задачи.

Одной из этих техник является - ватопись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_kl.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС. ВАТОПИСЬ.

(1 слайд)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Александра Евгеньевна  детский сад 38. Тема моего мастер-класса: «Технология «Ватопись» как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность

Во все времена нужны были творческие люди, т.к. они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней. Развитие способностей и творчества является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

(2 слайд)

Одним из способов развития творчества детей является использование нетрадиционной техники рисования. В процессе нетрадиционного рисования дети активно и плодотворно знакомятся со свойствами различных материалов, вместе с взрослыми и сверстниками учатся наблюдать, сомневаться, мыслить критически, решают познавательные, творческие, практические задачи.

Одной из этих техник является - ватопись.

(3 слайд)

Это замечательный творческий процесс, позволяющий создавать множество разнообразных вещей, способных преобразить любой интерьер или сделать неповторимый подарок для близких и друзей. Ватопись открывает широкие возможности для творческого характера труда. Сегодня эта уникальная техника дает возможность творить необыкновенно прекрасные работы своими руками, формирует у человека представление о форме, развивает вкус, учить мыслить творчески.

Нет научной литературы, рассматривающей исторический процесс становления данного искусства и современное состояние ватопись. Именно этот недостаток источников и позволяет говорить об актуальности темы.

Проанализировав все положительные моменты работы в технике ватопись, я поставила перед собой (4 слайд) цель: повысить профессиональное мастерство педагогов посредством использования нетрадиционной техники рисования – ватопись.

(5 слайд)

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с одним из приемов нетрадиционного рисования и применением его на практике;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя вид нетрадиционного рисования как одну из форм организации мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы .

Материалы: проектор, вата, бархатная бумага,  трафарет.

Ход мастер-класса:

Изготовление поделок из ваты или тополиного пуха — редкий вид творчества. Эта техника относится к разделу флористики. Художники-флористы давно используют природный материал вместо красок. Из пуха тополя, ивы, хлопка и других растений мастера создают удивительные картины. ( 6 слайд) Портреты и пейзажи, сделанные из этого материала на высоком профессиональном уровне, практически не отличаются от чёрно-белых фотографий.

Если пух не всегда имеется у нас под рукой (к тому же у некоторых людей на него может быть аллергическая реакция), то вата, специально подготовленная для таких занятий, вполне подойдёт в качестве заменителя пуха. Работая с этим материалом, не обязательно уметь рисовать, так как эта техника предполагает работу с калькой. Тем не менее, эти занятия развивают художественные способности, прививают любовь к труду, аккуратность, способствуют развитию мелкой моторики рук. 

В качестве холста, при создании рисунка ватой, использую не обычную бумагу, а бархатную. Её шероховатая текстура позволяет надежно закрепить кусочки ваты на поверхности, не беспокоясь о том, что они скатятся с поверхности бумаги во время работы.

Для работы лучше использовать бумагу чёрного цвета, так рисунки выглядят более чёткими и контрастными. Можно использовать в качестве фона и цветную бархатную бумагу, также можно заранее покрасить в разные цвета вату, чтобы добавить работе яркости и определённого колорита.

Готовую работу желательно оформить, поместив в рамку под стекло.

(7 слайд)

Ватопись- это создание картин, путём притирания руками тополиного пуха или тонко разделённой ваты на бархатную бумагу.

 Я считаю, что эта технология способствует созданию  условий, необходимых для возникновения социальной ситуации развития детей, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: (8 слайд)

  1. обеспечение эмоционального благополучия детей  через непосредственное общение с каждым ребенком;
  2. поддержку индивидуальности и  инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности и не директивную помощь детям;
  3. создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми.

На мой взгляд, эта технология пробуждает интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, осуществлять задуманное.

А самое главное – ватопись вызывает у детей большой интерес. Во время работы с ватой ребенок испытывает радость и наслаждение от результатов своего труда.

( 9 слайд)

Разновидности:

Существует графическая ватопись очень тонкими пучками. Ей свойственна лаконичность, особо видны каждая линия, каждый штрих.

( 10 слайд)

Ватопись аппликационная создается густыми пучками цветной ваты, ватные пучки часто ложатся друг на друга, создавая реальный объем.

Подготовка ваты

Правильно подготовленный материал — залог успешной работы. Приобретая вату, обратите внимание на то, чтобы это был 100-процентный хлопок. Так как вата в таких работах используется в качестве заменителя тополиного пуха, необходимо добиться соответствующей длины ворса.

( 11 слайд)

Окраска ваты и пух

Чтобы создавать цветные работы, пух и вату можно окрашивать. Для этого лучше использовать анилиновые красители, а так же можно окрашивать вату гуашью, акварельными красками. Цвета можно смешивать друг с другом, чтобы получить различные оттенки ваты.

(12 слайд)

Изображения можно создавать двумя способами.

  • Выбранную картинку переводим на кальку, которую плотно закрепляем скрепками на бархатной бумаге. Далее по контуру вырезаем из кальки какую-либо деталь изображения канцелярским ножом и, не снимая кальки, начинаем работу с ватой.
  • Картинку сразу переводим на бархатную основу с помощью переводной бумаги. Контур рисунка должен быть чётким и хорошо читаемым. Если основа тёмная, то переводную бумагу лучше взять жёлтую. Если у вас нет жёлтой переводной бумаги, то можно перевести рисунок на кальку и затушевать изнаночную сторону кальки мелом. Но при переносе рисунка на бархат, надо это делать очень аккуратно, чтобы не испачкать общий фон. Очистить бархат от загрязнений можно с помощью ластика или кусочка скотча.

(13 слайд)

Особенность занятий в технике «Ватопись» в том, что с первого занятия ребёнок, осваивая приемы и методы этого ремесла, начинает делать одну за другой картинки из ваты. Эти работы в законченном виде являются сувенирами, восхищающими своей новизной и необычной живостью сначала родителей, получивших их в подарок, а потом и других родственников и друзей. Для некоторых детей, обладающих значительным творческим потенциалом, даже на начальном этапе возможен выход на творческий уровень образования. (14 слайд)

Сегодня я предлагаю вам самим поработать в технологии «Ватопись» и изготовить львенка из ваты. Я вам раздам готовые листы бархатной бумаги и вату.

Рефлексия

Я думаю что ватопись это одно из чудес творческого мира, ведь именно вата дала нам почувствовать легкость как в работе с ней тактильно по ощущениям так и подарила легкость и спокойствие душе. Я надеюсь вы прочувствовали все это.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»

В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник  способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

«Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации, как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».

«Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации,  как средстворазвития творческого воображениядетей старшего дошкольного  возраста»....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

Творческие задания для педагогов ДОУ по теме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной театрализованной деятельности»....

Консультация для воспитателей на тему: «Использование музыки как средства активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

В данной консультации раскрыты теоретические аспекты развития воображения  у детей старшего дошкольного возраста, обосновано использование музыки в активизации творческого воображения старших дош...