«Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации, как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».
статья по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Дыдычкина Наталья Юрьевна

 «Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации,  как средство

развития творческого воображения

детей старшего дошкольного  возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_s_elementami_bumazhnoy_plastiki_i_applikatsii.docx43.14 КБ

Предварительный просмотр:

 «Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации,  как средство

развития творческого воображения

детей старшего дошкольного  возраста».

Усть-Илимск, 2015г

Содержание

Введение……………………………………………………………. ……….стр.2

Глава 1.  Художественно – эстетическое развитие детей старшей группы, при условии объединения разных техник изобразительной деятельности…..стр.3

1.1. Современные возможности дошкольника…………………………….стр.3

1.2. Особенности формирования изобразительной деятельности старшего дошкольника………………………………………………………………..стр.4,5

1.3. Художественно – эстетическое развитие старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС……………………………………………...стр.5,6

Выводы по 1главе……………………………………………………………стр.6

Глава 2. Организация обучения рисованию с элементами бумажной пластики и аппликации, как средство художественно –эстетического развития….стр.6

2.1. Цели и задачи по обучению старших дошкольников рисованию с включением дополнительных техник……………………………………..стр.6,7

2.2. Взаимосвязь различных  изобразительных техник, как фактор художественно – эстетического развития старших дошкольников……стр.7,11

2.3. Сотрудничество с семьями воспитанников…………………………..стр.12

Выводы по главе 2…………………………………………………………..стр.12

Заключение………………………………………………………………..…стр.13 Литература…………………………………………………………………...стр.14 Приложение


Введение: Взаимодействие различных видов творчества в их органической взаимосвязи во многом обеспечивает целостность и гармоничность развития личности дошкольника. Именно творчество помогает решить одну из актуальных проблем, стоящих перед педагогами, развитие эмоциональной и познавательной сфер, что является основой гармоничного развития личности. У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Рисование - это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. Рисование способствует развитию: зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире.

 Я считаю, что более эффективно художественно-эстетическое развитие детей будет проходить при условии объединения разных видов техник в единый замысел, работу. Интегрированное освоение детьми разных видов творчества, искусств, затрагивающее эмоциональную сферу ребенка и основанное на стремлении познавать окружающий мир, дает максимальную полноту восприятия и результат.

Глава 1. Художественно – эстетическое развитие детей старшей группы, при условии объединения разных техник изобразительной деятельности.

     Часть 1.1. Современные возможности дошкольника.

Изучив  портрет современного дошкольника,   мной было замечено, что проблема особенностей развития современных дошкольников состоит в том что, традиционные методы и методики устарели и не отражают « актуального уровня развития детей» На сегодняшний день, те задания, которые выполнялись по возрасту ребёнка, стали легки и не интересны детям. С этими заданиями уже вполне справляются дети  младших возрастов.  Наши дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Современные образовательные технологии и широкое информационное пространство, привели к тому, что дети стали более развитыми. Они с раннего детства склонны к аналитике, логическим,  рассуждениям и даже суждениям.  Современные дети самостоятельно    стремятся к приобретению новой информации, изучая  и решая новые и более трудные  задачи. В современном ребёнке заложена активная,  деятельная натура.  Дети стали  любознательными, пытливыми в своих исканиях, у детей стало преобладать саморазвитие. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.  Но проявится ли они в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения.

    Часть1. 2. Особенности формирования изобразительной деятельности старшего дошкольника.

Первоначально у детей репродуктивное воображение, к 5 годам развивается продуктивное. Способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например: космос, космические путешествия, пришельцев, замок, принцессы, события, волшебников и т.д. Эти достижения находят воплощения в детских рисунках, аппликации, лепке.

Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени.

 Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластилина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.

Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети с удовольствием демонстрируют свои работы друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

    Часть 1.3. Художественно – эстетическое развитие старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Одним из пяти  направлений (образовательных областей) развития и образования детей согласно ФГОС является художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Методологическая основа художественно-эстетическое развития дошкольников  раскрыта  в современных исследованиях Т.С.Комаровой. И.А. Лыковой;

Моя тема  даёт  возможность  реализовать задачи ФГОС ДО:

  • создать  благоприятные  условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развить способности  и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • формировать общую  культуру личности детей, в том числе развивать их эстетические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах художественно-эстетического развития и образования.

Вывод: Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычайной педагогической ценности. Как справедливо заметил выдающийся ученый-педагог Л.С.Выготский: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению», - следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на эстетическое развитие. Основной побудитель эстетической активности – стремление ребенка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению. Поэтому основу эстетического отношения дошкольника составляют три важные составляющие  - эмоциональность, интерес, активность.

Глава 2. Организация обучения рисованию с элементами бумажной пластики и аппликации, как средство художественно –эстетического развития.

Часть 2.1. Цели и задачи по обучению старших дошкольников рисованию с включением дополнительных техник.

Данная тема представляет особую актуальность, так как, проводя  анализ работ детей   в течение нескольких лет, мной было отмечено плоское, не выразительное рисование. Нежелание  детей думать над своей работой. В ходе рисования дошкольники   каждый раз пытались скорее закончить свой рисунок, не испытывая при этом глубоких переживаний и чувств,  к собственному  творению.                                                                        Я  выбрала эту тему для того, чтобы  привлечь детей в интересный творческий процесс, что бы они  могли отличать декоративное искусство от других жанров и видов живописи, и полюбили его как одно из средств самовыражения. Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации поможет развить мелкую моторику рук, что способствует развитию речи детей. Соединение  нескольких техник (рисование, аппликация, бумажная пластика) позволит развить у дошкольников воображение. Используя и смешивая  нескольких  видов техник,  дети  быстро овладевают пространственным мышлением.

Цель работы: обучая рисованию с элементами бумажной пластики и аппликации, путём создания  разнообразных композиций и форм, способствовать развитию у воспитанников творческих способностей, художественного вкуса.

 Задачи:

-  обучать детей основным приемам рисования  с элементами бумажной пластики и аппликации;

-  развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий;

-  воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к созданным детьми работам.

Часть 2.2. Взаимосвязь различных  изобразительных техник, как фактор художественно – эстетического развития старших дошкольников.

Для реализации  в рисунке полноты и художественной законченности данной темы я выбрала три основных вида  художественно-продуктивной деятельности дошкольников:

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Оригами - является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью. Которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.

Бумагопластика  — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета.

В настоящее время в науке существует  много точек зрения  по развитию у детей дошкольного возраста продуктивной деятельности (рисование, аппликация, бумажная пластика). В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений:

- организация декоративной композиции, свойствами цветов и вариантами создания цветовых гармоний, способами и приемами стилизации. Раскрывается в работах Логвиненко Г.М.;

-методика творческого  развития и художественного воспитания  с учетом индивидуальных способностей детей дошкольников, художественные проекты) Лыковой И.А.;

-развития творческих, дизайнерских возможностей детей (самоделки из бумаги) Кравченко А. С..

На основе этих данных мной была начата активная работа по   обучению рисованию с элементами бумажной пластики и аппликации, путём создания  разнообразных композиций и форм.

В начале работы начинали со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становилось экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместный выбор способов выполнения работы. Первое  и самое важное – я   стала учить детей думать  широко, раскованно без ограничений. При построении рисунка  обращала внимание детей на правильное выстраивание  перспективы,  цветовую гамму, а самое главное на замысел работы. Учила детей задумывать посильную композицию.

В начале нашего творческого пути  возникало множество сложностей, дети не могли правильно выстраивать композиции, не получалось у них  полного выполнения замысла.  Работы были  скудны. Во время изобразительной деятельности  дети  были замкнуты и закомплексованы, не проявляли ни какой активности. Не  умело, без интереса  проявляли фантазию. Не могли реализовать свой замысел полностью, боялись порицания.  Очень часто  дети  не желали выполнять  дополнительные элементы к своему  произведению (складывание из бумаги,  аппликацию) ссылаясь на неумение этого делать, а так же теряли всякий интерес при первой, встретившейся на пути трудности.

Недостаточная степень развития технических умений тормозят работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет красками, кистью, карандашами, обладает приемами вырезания, наклеивания  аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе.

Опыт изображения, творческой переработки полученных впечатлений служит развитию воображения, творчества, без которых, как известно, не возможна ни одна продуктивная деятельность.

Такие продуктивные деятельности, как рисование, лепка, аппликация, имеют неоценимое значение для всесторонней подготовки детей к школе. Эта подготовка включает формирование психологической готовности, состоящей из компонентов учебной деятельности психологической направленности на учение, осуществление правильной деятельности и умения заниматься, а также специальную (предметную) подготовку.

Вторым этапом работы  всегда проходит работа цветом,   в рисунке   не маловажную часть играет цветовая палитра,  с помощью которой    ребёнок выражает своё настроение и отношение  к собственному  творению. Затем  работа продолжалась в дополнении рисунка деталями, выполненными из другого материала (бумаги, ткани, перьев, паеток и т. д.). Предварительно в  работе   по заданной теме  сопровождала начало   деятельности художественным словом, загадкой, стихотворением, для  полного гармоничного  раскрытия темы, для лучшего  представления и  включения у детей воображения. В начале   данной деятельности, мной был отмечен небольшой спад в работе. Дети не могли активно включаться в работу,  чувствовали  стеснение, скованность.    Проведя анализ, я включила в работу речь. Все этапы деятельности стали проговариваться от начала и до конца,  начали совместно, активно обсуждать все необходимые детали  во время выполнения работы. Затем предлагала пофантазировать   в работе над деталями. Дети постепенно  стали включаться в деятельность. Предлагала каждый раз новые идеи для  осуществления нового проекта.  Перед работой мы совместно начали  придумывать и выполнять дополнительные  детали к рисункам.

Использовала   задания  с усложнением   - разукрасить картинку, а затем сложить из бумаги колпачок, из ваты сделать снег, из цветной бумаги нарезать полоски и приклеить  на шарф снеговика, выполнить из бумаги нос.  Так же предлагала скатать маленькие шарики из красной бумаги и приклеить  ягоды на кустиках

Задуманные образы стали  быстро возникать на бумаге, рисунки приобретали интересный вид, появились различные фактуры,  которые обогащали работу ребёнка, оживляли её и придавали живость и колорит. Дети стали испытывать  неподдельный восторг и стремление  добиваться хороших результатов в работе. Ребятам удалось  справиться со складыванием бумаги. Получались разные предметы и животный мир.

Были  в работе  остановки,  в ходе которых мы подолгу учились выполнять необходимые действия – правильно пользоваться и смешивать краски. Достигать желаемого результата в цвете.  Размечать на листе  правильную перспективу и  выполнять  композиционный строй.  

Ребята научились совмещать и объединять  три техники (рисование, аппликация, бумажная пластика), обрели  творческий полёт фантазии. Создавали коллективные  работы, воплощая свои замыслы (см. приложение №1)

В процессе работы на заключительном этапе в работе со старшими дошкольниками  возникла идея применения квиллинга (бумагокручение из тонких цветных полосок), торцевания (приклеивание куска бумаги на торец) как изобразительных средств. Мы стали использовать в качестве художественных материалов ажурные узоры-вытынанка (искусство вырезания узоров из цветной, белой или чёрной бумаги).

Оригинальное рисование  привлекало своей простотой и доступностью, раскрывало возможность использование смешанные техники изображения в детской работе. Данный вид деятельности позволяет сделать работы дошкольников  более интересными, выразительными и красочными. (см. приложение №2).

В этой связи мной был выбран способ проявления своих творческих способностей в создании детьми коллажей. Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов в своей работе. С детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству.                                                        Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации используем не только в организованной образовательной  деятельности, но и в режимных моментах в самостоятельной  деятельности детей. Старалась любой  замысел или рисунок детей обыграть, воодушевить  оживить и превратить в маленький шедевр с помощью фантазии и умелых рук.  

Часть 2.3. Сотрудничество с семьями воспитанников.

Особое внимание в вопросе рисование с элементами бумажной пластики и аппликации уделяю взаимодействию с семьями воспитанников. Обмениваюсь с родителями рекомендациями («Что могут сделать родители вместе с детьми дома»), советами («Как творчески развивать ребёнка»), мнениями («Создание условий для организации художественно-продуктивной деятельности детей дома»). Родители принимают активное участие в работе  детско-родительского клуба «Четыре руки», где реализуют семейные художественно-творческие проекты на основе  приобщения к музыкальному и изобразительному искусству (см. приложение №3), Холл детского сада  украшают выставки из работ  детей и родителей: «Золотая осень», «Милой мамочки портрет» «Новый год к нам идет», «Я космонавт», « Я помню – я горжусь», « Весна идёт – весне дорогу», « Валентинки» и т.д. (см. приложение №4)

Вывод: Работая с детьми длительное время, я  заметила положительную динамику в работе. Дети активно стали включатся в совместную деятельность, долгое время удерживают интерес к художественному творчеству. Дети с удовольствием работают в разных техниках. Умеют  аккуратно вырезать из бумаги не только по краю  рисунка,  но и внутри  работы. Развили в себе аккуратность, усердие, терпеливость, внимательность. А так же научились правильно оценивать свои работы и работы  друзей.  Научились  демонстрировать свои произведения. Освоили  работу  парами и творческими подгруппами. В данный момент  дети заинтересованы  на столько,  что дома сами выполняют  рисунки, привлекая в свой процесс родителей.  Приносят в сад  свои идеи, работы, а так же разные материалы для дальнейших коллективных произведений.                        

Заключение.

Творчество детей рассматривается как деятельность высшего уровня  осознания окружающего природного и социального мира. В процессе творчества, что очень важно изменяется сам ребёнок (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. Рисование с включением разных техник – это деятельность, направленная на получение чего – то нового, неповторимого, и поэтому результатом деятельности ребёнка является новизна его результата (художественное произведение). Ребёнок создаёт что – то новое, чего раньше не существовало. Сам процесс  создания  своего замысла носит индивидуальную окраску, ребёнок проявляет  свою индивидуальность, как творца. В процессе нашего творчества дети обрели свободу мысли, развили воображение и обогатили свою фантазию. Освоили разные техники изобразительного искусства и свойства материалов.  Уже в середине   пути было легко добиваться от детей проявления самостоятельности и творчества. Сравнивая результаты в начале и итоговые, можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематическом, поэтапном обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к данной теме, и содержанию. Появилась увлечённость процессом работы, оригинальность замысла, проявление творчества и воображения. Таким образом,  можно сказать, что в начале пути творческого исследования,  поставленные задачи работы осуществлены.

Список использованной литературы, интернет ресурсы.

  1. Оригами.        Р. Бич Москва, 2005.
  2. Развиваю воображение. Ю. Гатанов Санкт - Петербург, 2010.
  3. Роспись - техники, приемы, изделия. Н. Величко. Москва,        1999.
  4. Самоделки из бумаги. А. С. Кравченко, Б.М. Шумков. Москва,
  5. Узоры из бумаги. Н. Соколова – Кубай. Тверь,         2006.
  6. Лыков, И.А. Программа художественного воспитания, обучения

и развития детей 2-7 лет / И.А. Лыков. – М., 2006

  1. Закон об образовании в Российской Федерации
  2. ФГОС. – М. - Центр педагогического образования 2014
  3. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) (Электронный ресурс) – Режим доступа:http://www.egpu.ru
  4. Декоративная композиция.        Логвиненко Г.М.        Москва, 2010.(эл. ресурс Декоративная композиция / Логвиненко Г. М. – Москва: Владос, 2010. – 144. – (1) . – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.ph
  5. Обруч № 1, 2009г.http://puzkarapuz.org/ebooks/kbooks/248091-obruch-1-2009.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционной техники рисование как средство развития творческого воображения детей».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 68»       Образовательный проект. Использование не...

Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей старшей группы

На основе анализа психолого - педагогической  литературы, публикаций Интернет - ресурсов, передового педагогического опыта,  я  определила, что развитие творческих способностей у детей ...

Методическая разработка «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных ...

МАСТЕР - КЛАСС: "Ватопись - как средство развития творческого воображения, детей старшего дошкольного возраста"

Одним из способов развития творчества детей является использование нетрадиционной техники рисования. В процессе нетрадиционного рисования дети активно и плодотворно знакомятся со свойствами различных ...

Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном воз...