Главные вкладки

    «Использование нетрадиционной техники рисование как средство развития творческого воображения детей».
    презентация по рисованию на тему

    Кондовая Юлия Сергеевна

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида № 68»

     

     

     

     

     

     

     

    Образовательный проект.

     

    Использование нетрадиционных изобразительных технологий при работе с детьми с 3- 7 лет.

    «Радуга цвета».

     

     

     

     

     

                                                                      Автор проекта:

        воспитатель МБДОУ №68

    Кондовая Юлия Сергеевна

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Республика Татарстан

    Нижнекамск

    2017– 2018год

    На протяжении трёх лет углубленно работаю с детьми по художественно- эстетическому воспитанию. В 2011-2014 учебном году мною разрабатывается и внедряется в практику работы ДОУ образовательный проект на тему «Использование нетрадиционной техники рисование как средство развития творческого воображения детей».

     

    Проект является долгосрочным: рассчитан на год. Начало работы по проекту – сентябрь 2015 года; завершение работы - 31 мая 2016 года.

     

    Тип проекта: информационный, познавательный, творческий.

     

    Ребёнок с раннего возраста охотно вовлекается  в предметно - познавательную деятельность. Одним из видов такой деятельности является рисование.

    Всем нам хорошо известно, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка, в нем раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

    Деятельность с  красками - это  не  только сенсорно - двигательные  упражнения. Она  отражает  и  углубляет представления детей  об  окружающем, способствует  проявлению умственной  и речевой  активности. Дети  получают  возможность упражняться  в создании  прекрасного,  учатся  соотносить  речь  с действием.

    Реализация проекта позволит моим ребятам проявлять большую самостоятельность, инициативу, фантазию; повысить уровень эмоционального благополучия воспитанников; ребята научатся сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания незаконченного образа; смогут давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

     Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
    Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. 

     

     

     

    Цель проекта: Формирование у дошкольников элементов учебной деятельности, развитие художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.

     

    Задачи:

    1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

    2. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

    3. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

    4. Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества.

    5. Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования.

    6. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

    7. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

    8. Развивать мелкую моторику рук.

     

    Актуальность. Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Дети узнают для себя что-то новое и неповторимое, создается то, чего раньше не существовало. Дети раскрывают для себя возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью. Внедрение нетрадиционных техник развивает творчество детей, прививает любовь к изобразительному искусству.

     

    Методы реализации проекта:

    - метод обследования, наглядности;

    - словесный (беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения);

    - практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);

    - проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);

    - сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);

    - мотивационный (убеждение, поощрение).

     

    Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

     

    Предполагаемые результаты

    - Увеличить динамику высокого уровня развития по ИЗО;

    - Умение применять усвоенные техники изодеятельности;

    - Способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;

    - Участие в городских  конкурсах рисунков;

    - Организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности для родителей;

    - Создание  детского альбома рисунков «Я не простой художник» ;

    - Организация выставки в ДОУ «Удивительное рядом».

     

    Этапы реализации проекта

    Подготовительный этап.

    Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

     

    Основной этап.

    1. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками.

    2. Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.

    3. Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

    4. Развивать речь детей, через развитие мелкой моторики руки.

    5. На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой раздувание краски, рисования пальчиками, методом токования, монотипии, рисование солью рисование поролоном. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, зубную пасту, клей ПВА, поролон, зубную щётку.

    Все эти  техники  позволяют  сделать  процесс увлекательным и развивающим, формировать словарь, важнейшие речевые умения и навыки.

     

    Работа с родителями:

    Важная составляющая деятельности по проекту – это взаимодействие с родителями. Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, я организую: беседы с родителями, тематические родительские собрания («Рисование нетрадиционными способами», «Развивайте творчество детей», «Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию»); выставки («Волшебные ладошки»); совместное творчество над альбомом «Прекрасное вокруг нас» и др. Также консультации для родителей. Памятка для родителей «Нетрадиционные способы рисования». Проводила анкетирование родителей на тему: «Что рисует ваш ребенок?». Папка-передвижка «Роль рисования в жизни ребёнка».

     

    Совместно с родителями воспитанников мы обогатили уголок художественного творчества в группе дидактическими играми,  эскизами и образцами работ, красками разнообразных составов, нетрадиционными инструментами для изобразительной деятельности (печати и пробками, зубные щётки, трафареты, мелки восковые, свечки, поролон, ватные палочки, нитки, трубочки для коктейля), подборкой художественной литературы и т.д.

     

    Работы с детьми:

    Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, иллюстраций, фотографий, наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; оформление выставки. Использование дидактических игр.

     

             Итоги реализации проекта:

     

             В ходе нашего проекта детьми совместно со взрослым было сделано много интересного, а именно:

    -       организована выставка рисунков по нетрадиционным техникам.

    -       Проведены консультации для родителей  «Нетрадиционные техники рисования».

    Работа в нетрадиционных изобразительных техниках способствует снятию напряжения, улучшению эмоционального состояния детей за счет сохранения устойчивого интереса к разнообразным видам деятельности, развивая при этом творческие способности, способствуя повышению самооценки, активизируя познавательную активность воспитанников. Данный проект дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым. Для родителей проект дает возможность проявить себя вместе с детьми в различных конкурсах, выставках. В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам.

    Таким образом, дети творчески всматриваются в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия и вкуса. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. С помощью нетрадиционного материала и техник рисования дошкольники создают новое, оригинальное, проявляют воображение, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения.

    Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт.  Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

    Поэтому изобразительная  деятельность крайне важна не столько для овладения  умением  рисовать, сколько для  развития  общих способностей, которые проявляются  в будущем в любых видах деятельности.

    В основе  работы лежит  активизация познавательных функций, развитие необходимых психических процессов, развитие мелкой моторики пальцев рук, необходимых  для наиболее активного и правильного развития речи. Расширяется представления о предметном окружении, формируется эмоциональное восприятие окружающего мира. Обогащается пассивный и активный словарь.

     Дальнейшее развитие проекта:

    Планирую дополнить приемы нетрадиционного рисования; создать в предметно - развивающей среде зону песка и воды для игры, столик для рисования песком; развивать интеллектуальные способности у детей (мышление, восприятие, внимание, память); распространить опыт работы в дошкольных группах ДОУ. Таким образом, нетрадиционный подход к выполнению изображения даст толчок развитию детского интеллекта, подтолкнет творческую активность ребенка, научит нестандартно мыслить. Ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволит не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения

     

    Дидактическая игра « Что стало не так?»

    Задачи:  Развивать наблюдательность детей, учить выделять цветовые свойства, сравнивая одно предметное изображение с другими по представлению.

    Дидактическая игра «Составь узор»

    Задачи:  Формировать умение понимать законы композиции, подбирать разнообразные сочетания цветов, используя их в декоративной аппликации. Подводить детей к пониманию того, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

     

    Дидактическая игра «Найди такой же»  

    Задачи: Закреплять умение узнавать и правильно называть голубой цвет, различать четыре оттенка голубого цвета. Закреплять понятие «цвет», «оттенок». Формировать умение осуществлять последовательный выбор оттенков голубого цвета в порядке убывания светлоты.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Для реализации целей и задач использую следующую литературу:

     

    1.Кузина В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство» часть 1.

     

    2. Кузина В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство» часть 2.

     

    3.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

     

    4.Журнал «Цветной мир» часть 1.

     

    5.Журнал «Цветной мир» часть 2.

     

    6.Колдина Д.Н. «Рисование в детском саду».

     

    7.Журнал «Маленький художник». Рисуем пальчиками.

     

    8.Искусство – детям «Необыкновенное рисование».

     

    9. Ольга соловьёва.  Рабочая тетрадь «Необыкновенное рисование».

     

    10.Е.А. Янушко «Рисуем пальчиками».

     

    11.Фролова Л. Г.   Программа дополнительного образования

    по нетрадиционной технике рисования «Кляксочка» для детей 3 – 7 лет.

     

    12. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 1,2 часть. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», - 2007.

     

    13. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».

     

    14. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

     

    15. Компанцева Л.В. Освоение личностно-ориентированных технологий художественного образования детей дошкольного возраста: Сб. из опыта работы. Личностно-ориентированные технологии приобщения детей к искусству. Ростов н /Д., 2003.

    16. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие.- М.: Классика Стиль, 2004.

     

    17. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

     

    18. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М..1981.

     

     

     

    Анкета для родителей.

     

    1.     Посещаете ли Вы с детьми выставки, экспозиции, картинные галереи? 

    Да;  Нет;  Иногда.

     

    2.     Знакомы ли Вы с нетрадиционными техниками применяемыми в работе с детьми? 

    Да; Нет;

     

    3.     Из каких источников Вы получили знания об использовании нетрадиционных техник в работе с детьми? 

    - Смотрели передачу по телевизору;

    - Читаете педагогическую литературу;

    - Узнали от воспитателей детского сада.

     

    4.     Что по Вашему мнению, дает ребёнку занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной форме? 

    - Развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;  Развитие фантазии, творческого мышления и воображения; 

    -   Развитие пространственного восприятия;

    -   Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

    -   Становление некоторых навыков художественного творчества; 

    -   Проявление и развитие индивидуальности;

    -   Ничего не дают; 

    -   Затрудняюсь ответить.

     

    5.     Часто ли ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к изобразительной деятельности? 

    Да;  Нет;  Иногда.

     

    6.     Имеются ли у вашего ребёнка дома все необходимые художественные материалы для самостоятельного творчества? 

    Да;  Нет;  Частично.

     

    7.     Нравятся ли вашему ребёнку занятия в нетрадиционной технике применяемые в …?

    Да; - детском саду;  Нет.

     

     

     

     

     

     

     

    Анализ анкетирования родителей воспитанников.

    Анкета для родителей включала вопросы, ответы на которые предполагали определенное отношение родителей к изобразительному творчеству ребенка, их участие в занятиях с ребенком, в создании определенных условий для занятия ребенком любимым видом художественной деятельности и т.п. Проанализировав ответы, данные родителями, я сделала следующий вывод: в большинстве семей созданы хорошие условия по развитию у детей творчества, родители чаще всего активно участвуют в жизни и деятельности своих детей. Внимание родителей привлекается к изобразительной деятельности детей.

     

    Рекомендации родителям: материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы унего возникло желание творить; знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать; не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием; хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.1 слайд.  Я работаю с детьми дошкольного возраста, и убеждена, что нам, взр...

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

    Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

    Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста”

    Представление   педагогического опыта по  методической теме :"Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного во...

    Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников

    Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников....

    Система работы "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческого воображения детей".

    Система работы "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческого воображения детей"....

    Проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей детей младшей группы»

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия ...

    Рекомендации по использованию нетрадиционной техники рисования кляксография для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

    Кляксография – возможность проявить фантазию и получить положительные эмоции от творческого процесса. Этот вид изобразительного искусства часто применяется в работе с детьми старшего дошкольного...