Формирование фонематического восприятия у детей старшей группы с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Васильева Наталия Сергеевна

Дифференциация звуков Б - Бь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klouny_bim_i_bom_konspekt.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно – образовательные задачи:

  1. Дифференциация звуков [б] – [б‘] и способом  характеристики звуков с опорой на артикуляционные и акустические признаки.
  2. Формирование понятий  «твёрдый согласный  звук», «мягкий согласный  звук».
  3. Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов;
  4. Развитие грамматического строя речи: усвоение творительного падежа существительных, усвоение  предложно-падежных конструкций.
  5. Составление  предложений по схемам с опорой на картинку;
  6. Развитие связной речи.

Коррекционно – развивающие  задачи:

     1. развитие общих речевых навыков;

  1. развитие общей и мелкой моторики;
  2. совершенствование фонематического восприятия;
  3. развитие фонематических процессов;
  4. совершенствование зрительного, слухового восприятия;
  5. развитие мышления, памяти.

Коррекционно – воспитательные задачи:

  1. активизация внимания;
  2. совершенствование навыков коллективной  и индивидуальной работы;
  3. воспитание личностных качеств ребенка: активности, самостоятельности, доброжелательности.

Оборудование:

Изображение  клоунов, предметные картинки,  цветные фишки для обозначения звуков,  «звуковые домики»,  дидактическое пособие «Синий замок»,  «Зелёный замок»,  «Красный замок», картинно-графические схемы предложений.

Предварительная работа

Просмотр картинок с изображением диких животных, беседа о жизни диких животных.  Отгадывание загадок о диких и домашних животных. Рисование отгадок. Чтение  сказки С.Я.Маршака «Детки в клетке». Разучивание подвижной игры.

Методические приемы: беседа, составление диалогов, создание игровых и проблемных ситуаций,  подведение итогов.

  1. Организационный момент.

Л.: Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. (Выставить картинки с изображением клоунов).   Они хотят с вами изучать звуки.

  1. Сообщение темы занятия.

Скажите, какой первый звук вы слышите в слове  Бом? (Мы слышим звук б). Бим (Мы слышим звук бь).  

  1. Сравнение  звуков по артикуляционным и акустическим признакам.   Обозначение цветовыми символами.

Дети хором, а затем индивидуально произносят звук  Б. Логопед вместе с детьми дает его характеристику. Звук Б — согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ), твердый, обозначать будем фишкой синего цвета. Звук Б — звонкий (тактильно-вибрационный контроль). Затем логопед просит нескольких детей повторить характеристику звука. В какой замок мы поселим звук Б? (В замок синего цвета)

Произнесите звук Бь все вместе. Скажите, воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? (Встречает преграду.) Что мешает воздушной струе свободно выходить изо рта? (Губы.) Значит, звук Бь какой? (Согласный.) Еще раз произнесите звук Бь. Какой он: твердый или мягкий? (Мягкий). Фишкой какого цвета мы его будем обозначать? (Зеленого) . В какой замок мы поселим звук Бь? (В замок  зеленого цвета). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным цветом).

  1. Развитие фонематического восприятия.

Давайте вместе с клоунами  поиграем в игру «Поймай звук». Дети будьте внимательны, слушайте вопросы, которые вам будут задавать клоуны.

 Сколько твердых согласных звуков Б я произнесу?  

б   б   бь  б  бь (три)      бь    б    бь   б    бь (два)

Сколько мягких согласных звуков Бь я произнесу?

б   б   бь  б  бь (два)      бь    б    бь   б    бь (три)

Молодцы!

  1.  Развитие фонематического анализа.  

Анализ слогов ба, бо, би  и слов Бом, Бим. Игра «Живой слог»

Бом спрашивает: «Зачем вам нужны цветные кружочки?» (Чтобы обозначать звуки). Даю вам звук б, а. Какой слог получился?  (БА).  Обозначьте звуки цветовыми символами. А теперь Бом дает вам слог бо. Какой первый звук, какой второй звук?  Какого звука не хватает в этом слоге, чтобы получилось его имя? (Звука м). Какой звук м твердый согласный звук  или мягкий согласный звук? (Твердый согласный звук). Каким цветом будем его обозначать? (Синим цветом). Какое слово у вас получилось?  (Бом).

А теперь Бим дает вам слог би.  Какой первый звук в слоге би? (Первый звук бь). Каким цветом будем его обозначать? (Зеленым, потому что это мягкий согласный звук). Какой второй звук в слоге  би? (и).  Какого звука не хватает в этом слоге, чтобы получилось его имя? (Звука м). Какой звук м твердый согласный звук  или мягкий согласный звук? (Твердый согласный звук). Каким цветом будем его обозначать? (Синим цветом). Какое слово у вас получилось?  (Бим).

Чем же отличаются звуковые схемы? (В слове Бом первый звук твердый согласный, а в слове Бим первый звук мягкий согласный). Сколько всего звуков в слове Бом и Бим? (Всего три звука). Молодцы!

  1. Координация речи с движением.

Движения делаются в соответствии со словами стихотворения.

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать.

А сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнёмся.

Т.Куликовская

  1. Развитие фонематического анализа и синтеза и представлений.

Определение позиции звука в слове. Игра «Посели в домик».

Бим и Бом любят фотографировать. Они недавно были в зоопарке и принесли вам фотографии зверей. (Дети берут картинки зверей и определяют местоположения звука в слове). Картинку какого зверя ты взял? (Я взял барсука. Звук б находится в начале слова. Твердый согласный звук. Обозначаем синим цветом).

Картинки: Барсук, бык, обезьяна, бегемот, кабан, белка.

  1. Развитие грамматического строя речи: усвоение предложно-падежных конструкций. Игра «Закончи предложение»

Дети помогите Биму и Бому закончить предложения о  бизонах.

  • В зоопарке живут …. бизоны.
  •  Мы видели в зоопарке … бизонов.
  • Мы подошли ближе к ….бизонам.
  • Мы любовались бизонами.
  • Мы хотим рассказать о бизонах.

  1. Развитие грамматического строя речи: усвоение творительного падежа существительных. Развитие фонематических представлений Произношение звуков б, бь  в предложениях.

Чтение по схемам предложений.

Давайте подарим клоунам подарки. Чем мы их порадуем? Чем угостим Бома и Бима? (Дети выбирают картинки для угощения клоунов).

Бома угостим бубликами.

Бима угостим  беконом.

Бома угостим бананами.

Бима угостим бисквитом.

Бома угостим блинами.

Бима угостим белыми грибами.

  1. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня слушали и произносили? Вспомните  имена наших гостей. Какие игры и задания вам понравились?   А может быть что – то было трудным? Спасибо дети, вы очень порадовали своими ответами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.

В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...

Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.

В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...

Формирование фонетико-фонематических представлений у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на лексической теме "Знай и люби свой город!" (Петербурговедение)

Методическая разработка итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме  "Знай и люби свой город!" Занятие сопровождается демонстрацией слайдов (презентацией). Речевой...

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...

Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В публикации рассматриваются вопросы развития фонематического воприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей с ОНР....

Формирование фонематических процессов у детей среднего возраста с общим недоразвитием речи с применением ИКТ

Представленные игровые упражнения созданы для развития  фонематических процессов и могут быть использованы педагогами в группах для детей с общим недоразвитием речи, с фонетико – фонематиче...