Формирование фонематических процессов у детей среднего возраста с общим недоразвитием речи с применением ИКТ
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Клюева Анна Валерьевна

Представленные игровые упражнения созданы для развития  фонематических процессов и могут быть использованы педагогами в группах для детей с общим недоразвитием речи, с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ikt.docx19.65 КБ
PDF icon did-e_igry_ikt.pdf2.46 МБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование фонематических процессов у детей среднего возраста с общим недоразвитием речи с применением ИКТ»

       В дошкольном возрасте закладывается основа успешности ребенка в дальнейшем. За этот период ребенок должен овладеть правильным произношением звуков; успешно освоить чтение и письмо. Все эти характеристики напрямую зависят от сформированности фонематических процессов, а наиболее благоприятный период для их становления приходится на возраст 4 – 5 лет.

      Представленные игровые упражнения созданы для развития  данных процессов и могут быть использованы педагогами в группах для детей с общим недоразвитием речи, с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

        Разработка выполнена в компьютерном варианте, в программе Power Point, что является актуальным направлением в деятельности педагога дошкольного учреждения. Современного ребенка крайне сложно заинтересовать классическими играми, поэтому целесообразно включать в совместную деятельность педагога с детьми единичные упражнения, выполненные в компьютерной программе.

          Цель созданных игровых упражнений – развитие фонематических процессов. Однако при использовании данных игр в совместной деятельности педагога с детьми решается еще и ряд задач, а именно:

  • активизация словаря по заявленным в упражнениях лексическим   темам;
  • развитие связной речи;
  • развитие интонационной выразительности речи;
  • воспитание плавного, длительного речевого выдоха;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • развитие логического мышления.

        Начинать работу по развитию фонематических процессов следует с формирования различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи: звуки природных явлений, голосов животных. Такие игровые упражнения являются базисными и наиболее простыми для освоения детьми. Этот этап работы представлен игровым упражнением «Угадай, что  (кто) звучит?». Ребенку предлагается прослушать звук, например дождя, и назвать его. Звуки, представленные в упражнении реалистичны, что помогает заинтересовать ребенка, погрузить в игровую ситуацию и ускорить процесс узнавания неречевых звуков.

    На следующем этапе  ребенку предлагается научиться узнавать и различать звуки родного языка. Начинать следует с узнавания  гласных звуков. На это направлена игра – «Угадай, что за звук» . Ребенку демонстрируется артикуляция какого-либо гласного звука (А, У, И, О), который предстоит сначала назвать, затем пропеть и в самом конце произнести в словах, где этот звук стоит в начале слова и на него падает ударение. В начале слова, содержащие заданный звук может произносить педагог, звук следует выделять голосом. Затем можно предложить детям самостоятельно произносить слова. Игра очень удобна,  т. к. наглядность сменяется по принципу: от простого к сложному и в случае затруднения со стороны ребенка, можно остановиться на определенном моменте игры и отработать его, а оставшийся игровой материал использовать в следующий раз.

      После того, как ребенок узнает гласные звуки, знает их символы, можно включать игровое упражнение «Эхо» , в котором ребенку предстоит без опоры на артикуляцию узнать и произнести гласный звук.

      Последней в этом блоке представлена игра «Веселая песенка» : ребенку предлагается пропеть ряд гласных звуков, опираясь только на их символы, можно усложнить задачу и попросить пропеть, например, этот ряд громко или тихо.

      Постепенно следует переходить к различению согласных звуков: игровое упражнение «Рифмовки»  – ребенку предлагается определить какие слова звучат похоже – найти рифму, например, коза – коса.

       Игровое упражнение «Исправь ошибку» , также направлено на различение согласных звуков, однако его сложность заключается в том, что ребенку предлагается фраза, где он заменяет не подходящее слово нужным, опираясь не только на сходство при произнесении слов, но и на смысл высказывания.

       Завершающее игровое упражнение «Кто где поедет? (Что где повезем?)»  является подготовительным этапом, первой ступенью в овладении ребенком способности деления слов на слоги. Ребенку предстоит определить на слух короткое слово или длинное, в зависимости от этого соответствующая картинка перемещается в длинный или короткий поезд.

       Представленные игровые упражнения могут использоваться как элементы совместной деятельности педагога с подгруппой, так и индивидуально с каждым ребенком. Рекомендуется включать не более одного упражнения, как варианта закрепления ранее пройденного материала. Игровые упражнения разработаны от простого к сложному, поэтому могут использоваться на различных этапах освоения ребенком фонематическими процессами.

      Компьютер упростил для педагога целый ряд  задач при обучении детей. В данном случае появилась возможность использовать большой выбор звуков природы, животных.  Возможности анимации вызывают большую заинтересованность у дошкольников, удерживают их внимание.

У педагога появилась возможность контролировать подачу материала (звукового, наглядного). Тем самым появилось больше возможностей  для обогащения  и коррекции таких сложных для детей процессов, как фонематических.

       Все действия на слайде регулируются и задаются педагогом по щелчку мышкой, тем самым можно регулировать темп выполнения упражнения детьми и осуществлять контроль за правильностью ответов.

       Следует обратить внимание на то, что компьютер является лишь элементом развивающей предметной среды, поэтому следует органично сочетать традиционные и компьютерные технологии для всестороннего развития личности ребенка.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

изучение состояния речевых процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье предложен материал для изучения динамики формирования речевых процессов в условиях коррекционно-образовательного процесса ГБДОУ, представлены разработанные таблицы: «Состояние речевых п...

Изучение речевых процессов у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи

В статье предложен вариант обследования коммуникативной стороны речи по четырем параметрам:- звукопроизношение,- фонематическое восприятие,- лексико-грамматические средства речи, - связная речь...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Формирование фонематического слух - одна из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...

Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В публикации рассматриваются вопросы развития фонематического воприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей с ОНР....