Логопедическая работа по развитию речевой системы у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов самомассажа и пальчиковой гимнастики.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Евдокимова Татьяна Сергеевна

Логопедическая работа по развитию речевой системы у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов самомассажа и пальчиковой гимнастики.

Детство – это важнейший период формирования личности, и у детей дошкольного возраста активно развивается эмоциональная сфера, психические процессы, речь и мышление. Зачастую дошкольники ощущают себя отдельной личностью, они проявляют самостоятельность, не задумываясь о последствиях, это приводит к конфликтам со сверстниками или взрослыми.

  Исходя из моего многолетнего опыта работы с детьми – дошкольниками, можно сказать, что у них наблюдается некая нестабильность в эмоционально – волевой сфере: дети часто смеются, и тут же плачут, ссорятся, отстаивают свою точку зрения или, наоборот, задумчиво молчат.

Если все вышеуказанное касается детей, у которых все компоненты речевой системы формируются в соответствии с возрастными особенностями, то детям с тяжелыми речевыми нарушениями еще сложнее. Кроме становления эмоциональной составляющей, отмечаются еще и затруднения в развитии связной речи.

  Работая с детьми с общим недоразвитием речи, необходимо учитывать огромное количество затруднений, связанных с развитием речевой системы, с которыми сталкиваются такие дошкольники. Это и недоразвитие звукопроизношения, фонематического слуха и процессов, звукослоговой структуры слов, бедность активного и пассивного словарей, неправильное развитие грамматического строя речи, нарушения родовидовых понятий, непонимание и неправильное употребление предлогов, или вообще, их отсутствие в речи. Все речевые затруднения лишь усиливают имеющиеся колебания в эмоционально – волевой сфере, что делает детей с общим недоразвитием речи, еще более нестабильными, эмоционально лабильными, не устойчивыми к стрессам, ранимыми или, наоборот, агрессивными. Ведь ребенку, у которого имеются трудности в высказывании своих чувств и эмоций, еще сложнее донести информацию до других, окружающих его людей.

Мне, как логопеду – практику важно развивать все компоненты речевой системы на логопедических занятиях, но при этом учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Также необходимо стремиться к тому, чтобы у воспитанников сохранялся интерес на протяжении всей логопедической работы.

На основе всего вышесказанного мною было принято решение использовать в своей логопедической работе элементы игровой деятельности и самомассажа, различные пальчиковые игры, а также игровые приёмы с сочетанием речи с движением.  Ниже представлено одно из логопедических занятий, проводимое мною с детьми с общим недоразвитием речи  2 и 3 уровня, где активно используются приёмы игрового саммомассажа и пальчиковые игры, которые при систематическом использовании в логопедической работе, способствуют не только развитию речевой системы, но и эмоционально – волевой сферы и моторики.

 

Конспект  подгруппового логопедического занятия в старшей группе с детьми с тяжелым нарушением речи.

Задачи:

1.      Коррекционно—образовательные:

- Обобщение представлений о диких животных. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Дикие животные».

- Совершенствование грамматического строя речи:

  • Развитие функций словоизменения существительных в родительном  и предложном падежах.
  • Развитие умения согласовывать существительные с числительными.
  • Развитие функции словообразования названий детенышей животных.
  • Развитие умения образовывать  качественные прилагательные.

2.      Коррекционно—развивающие:

- Развитие связной речи.

- Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.

- Развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики.

-Развитие мимической мускулатуры.

-Развитие эмоционально – волевой сферы.

-Развитие кинестетических ощущений.

3.      Коррекционно—воспитательная:

-Воспитывать у детей бережное отношение к животному миру.

Оборудование: массажные мячики, подушки, экран и презентация по лексической теме, карточки-пиктограммы с изображением эмоций, диск с музыкальным сопровождением «Зоосад», паровоза и голосов животных.

ХОД                    ЗАНЯТИЯ.

Речь логопеда

Ответы детей

  1. Организационный момент

Логопед с детьми заходят в зал.

-Ребята, посмотрите, удивительно, как много гостей. Покажите, как вы удивились! Наши гости нам улыбаются. И мы улыбнемся им в ответ. Итак, у всех хорошее настроение. Поздороваемся.

-Что это, послушаем? Кто издает такой звук? (животные: лев, тигр, слон…).

(на экране наложенные контуры животных)

Посмотрите, вот животные. А что случилось с животными? Что же делать? А где мы можем встретить всех этих животных в нашем городе?

Тогда, отгадайте загадку:

Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовем

И смотреть зверей идем?

Правильно, зоопарк еще называют – зоосад. Вот в зоосад мы сегодня с вами и отправимся.

(экран закрывается).

-На чем можно поехать в зоосад? (на поезде, автобусе, метро…- варианты ответов детей). Что это за звуки? (поезд). Значит, мы отправимся в зоосад на поезде.

  1. Основная часть

Чтобы попасть в поезд и занять свои места, вспомним наших животных, которых мы увидели на экране. Но назвать нужно не их, а их детенышей (дети занимают места).

2. Самомассаж.

-Нас ждет дальняя дорога, поэтому, что бы не скучать, сделаем самомассаж и послушаем, с кем мы встретимся в этом необыкновенном саду.

-А вот мы уже и приехали. Выходите, присаживайтесь на полянке.

(на экране появляются животные).

Посмотрите, вот животные, о которых мы услышали, пока ехали в зоосад.

– Кого вы видите в зоосаду (постарайтесь отвечать полным предложением)? О ком мы услышали, пока добирались до зоосада?

-А о ком мы не слышали по дороге? Кто лишний?

3. Пальчиковая гимнастика

(на экране появляется картинка ежа).

-Посмотрите на ёжика, что он сделал? Что еще он сделал? У нас тоже есть ёжики, где они?

(детям предлагаются игольчатые мячики для массажа кистей рук и пальцев).

Поиграем?:

По дороге шар катился,

Весь колючками покрылся.

Докатился до берез.

Вдруг из шара вырос нос

И две пары ножек –

Да ведь это ёжик!

- А теперь сосчитаем наших ежей.

4. Работа с пиктограммами.

-Ой, что сделал ёжик? (логопед катит мяч к столам). Подойдем, посмотрим, что это? А что на них изображено? А они одинаковые?

(на экране животные)

-Посмотрите, как много животных в зоосаду, а у них у всех одинаковое настроение?

- С помощью табличек мы можем обозначить настроение животных, подберем настроение каждому из них?

(на экране появляется изображение обезьянки).

 - Посмотрите, кого вы видите? Какая она? А еще какая? Какую табличку возьмём? Улыбнитесь, как обезьянка, какие вы весёлые!

(на экране появляется изображение волка).

-А теперь кого вы видите? (смотрят на экран) Какой он? Еще какой? Какая табличка подходит? А как вы можете сердиться?

(на экране появляется изображение зайца).

-Кто смотрит на нас теперь? Какой он? Еще какой? Он испугался волка, какая табличка подходит? Покажите страх?

(на экране появляется изображение жирафа).

-Кого мы теперь видим? А он какой? Какую табличку возьмем? Удивимся также, как наш жираф.

-Отлично! Ой, наш ёжик покатился к поезду, он приглашает нас занять свои места.

(на экране появляется изображение лягушки с кваканьем).

5. Работа по развитию артикуляционной гимнастики.

- Кто это? Она улыбается, улыбнемся тоже, выполним улыбочку.

-А это слон, вытяните губки, как хобот у слона. Улыбочка-трубочка (чередуем артикуляционные упражнения улыбочка-трубочка).

-А это кто? Соберём орешки для белки (выполним упражнение орешек).

-А теперь кто смотрит на нас с экрана? Изобразим, как она цокает копытцами. Быстро поскакала и медленно.

III. Заключительная часть.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего? Что вызвало трудности? Подойдите к столикам и выберете табличку, которая соответствует вашему настроению.

-А кому вы можете рассказать о нашем путешествии? В память о нашем путешествии ёжик приготовил вам вот такие подарки.

-Пришло время прощаться, обратно в группу мы отправимся тоже на паровозике. Встанем и выстроимся в вагончики друг за другом и под музыку поедем.

(на экране появляется движущийся поезд).

 

 

(здороваются)

 

 

 

Звучит аудиозапись звука животных

 

(они перепутались).

(надо им помочь).

(в зоопарке).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит аудиозапись звука паровоза

 

 

Слонёнок, медвежонок, ежонок, лисёнок, львёнок.

 

Звучит аудиозапись

«Зоосад».

 

 

 

 

 

-Я вижу зебр, а я вижу обезьян…

-Я узнал о носорогах, тиграх…

-О ёжике.

 

 

Ёжик лёг, вытянул лапки, свернулся в клубок и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ёж, 2 ежа… 5 ежей (мяч логопеда)

Укатился, убежал…(варианты ответов детей).

Таблички (карточки)

Личики, разные.

Разное.

 

 

 

Обезьянку

Весёлая, радостная..

 

 

-Волка (злой, сердитый)

 

 

-Заяц (трусливый, испуганный)

 

 

-Жирафа (удивленный)

 

 

 

 

Лягушка.

 

 

 

 

Белка. Белка грызет орешки.

Лошадь.

 

 

 

 

Дети выбирают соответствующие таблички.

Друзьям, родителям

 

 

звучит музыкальное сопровождение паровозика.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по развитию речевой системы у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов самомассажа и пальчиковой гимнастики.

Детство – это важнейший период формирования личности, и у детей дошкольного возраста активно развивается эмоциональная сфера, психические процессы, речь и мышление. Зачастую дошкольники ощущают себя отдельной личностью, они проявляют самостоятельность, не задумываясь о последствиях, это приводит к конфликтам со сверстниками или взрослыми.

  Исходя из моего многолетнего опыта работы с детьми – дошкольниками, можно сказать, что у них наблюдается некая нестабильность в эмоционально – волевой сфере: дети часто смеются, и тут же плачут, ссорятся, отстаивают свою точку зрения или, наоборот, задумчиво молчат.

Если все вышеуказанное касается детей, у которых все компоненты речевой системы формируются в соответствии с возрастными особенностями, то детям с тяжелыми речевыми нарушениями еще сложнее. Кроме становления эмоциональной составляющей, отмечаются еще и затруднения в развитии связной речи.

  Работая с детьми с общим недоразвитием речи, необходимо учитывать огромное количество затруднений, связанных с развитием речевой системы, с которыми сталкиваются такие дошкольники. Это и недоразвитие звукопроизношения, фонематического слуха и процессов, звукослоговой структуры слов, бедность активного и пассивного словарей, неправильное развитие грамматического строя речи, нарушения родовидовых понятий, непонимание и неправильное употребление предлогов, или вообще, их отсутствие в речи. Все речевые затруднения лишь усиливают имеющиеся колебания в эмоционально – волевой сфере, что делает детей с общим недоразвитием речи, еще более нестабильными, эмоционально лабильными, не устойчивыми к стрессам, ранимыми или, наоборот, агрессивными. Ведь ребенку, у которого имеются трудности в высказывании своих чувств и эмоций, еще сложнее донести информацию до других, окружающих его людей.

Мне, как логопеду – практику важно развивать все компоненты речевой системы на логопедических занятиях, но при этом учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Также необходимо стремиться к тому, чтобы у воспитанников сохранялся интерес на протяжении всей логопедической работы.

На основе всего вышесказанного мною было принято решение использовать в своей логопедической работе элементы игровой деятельности и самомассажа, различные пальчиковые игры, а также игровые приёмы с сочетанием речи с движением.  Ниже представлено одно из логопедических занятий, проводимое мною с детьми с общим недоразвитием речи  2 и 3 уровня, где активно используются приёмы игрового саммомассажа и пальчиковые игры, которые при систематическом использовании в логопедической работе, способствуют не только развитию речевой системы, но и эмоционально – волевой сферы и моторики.

Конспект  подгруппового логопедического занятия в старшей группе с детьми с тяжелым нарушением речи.

Задачи:

1.      Коррекционно—образовательные:

- Обобщение представлений о диких животных. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Дикие животные».

- Совершенствование грамматического строя речи:

  • Развитие функций словоизменения существительных в родительном  и предложном падежах.
  • Развитие умения согласовывать существительные с числительными.
  • Развитие функции словообразования названий детенышей животных.
  • Развитие умения образовывать  качественные прилагательные.

2.      Коррекционно—развивающие:

- Развитие связной речи.

- Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.

- Развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики.

-Развитие мимической мускулатуры.

-Развитие эмоционально – волевой сферы.

-Развитие кинестетических ощущений.

3.      Коррекционно—воспитательная:

-Воспитывать у детей бережное отношение к животному миру.

Оборудование: массажные мячики, подушки, экран и презентация по лексической теме, карточки-пиктограммы с изображением эмоций, диск с музыкальным сопровождением «Зоосад», паровоза и голосов животных.

ХОД                 ЗАНЯТИЯ.

Речь логопеда

Ответы детей

  1. Организационный момент

Логопед с детьми заходят в зал.

-Ребята, посмотрите, удивительно, как много гостей. Покажите, как вы удивились! Наши гости нам улыбаются. И мы улыбнемся им в ответ. Итак, у всех хорошее настроение. Поздороваемся.

-Что это, послушаем? Кто издает такой звук? (животные: лев, тигр, слон…).

(на экране наложенные контуры животных)

Посмотрите, вот животные. А что случилось с животными? Что же делать? А где мы можем встретить всех этих животных в нашем городе?

Тогда, отгадайте загадку:

Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовем

И смотреть зверей идем?

Правильно, зоопарк еще называют – зоосад. Вот в зоосад мы сегодня с вами и отправимся.

(экран закрывается).

-На чем можно поехать в зоосад? (на поезде, автобусе, метро…- варианты ответов детей). Что это за звуки? (поезд). Значит, мы отправимся в зоосад на поезде.

  1. Основная часть

Чтобы попасть в поезд и занять свои места, вспомним наших животных, которых мы увидели на экране. Но назвать нужно не их, а их детенышей (дети занимают места).

2. Самомассаж.

-Нас ждет дальняя дорога, поэтому, что бы не скучать, сделаем самомассаж и послушаем, с кем мы встретимся в этом необыкновенном саду.

-А вот мы уже и приехали. Выходите, присаживайтесь на полянке.

(на экране появляются животные).

Посмотрите, вот животные, о которых мы услышали, пока ехали в зоосад.

– Кого вы видите в зоосаду (постарайтесь отвечать полным предложением)? О ком мы услышали, пока добирались до зоосада?

-А о ком мы не слышали по дороге? Кто лишний?

3. Пальчиковая гимнастика

(на экране появляется картинка ежа).

-Посмотрите на ёжика, что он сделал? Что еще он сделал? У нас тоже есть ёжики, где они?

(детям предлагаются игольчатые мячики для массажа кистей рук и пальцев).

Поиграем?:

По дороге шар катился,

Весь колючками покрылся.

Докатился до берез.

Вдруг из шара вырос нос

И две пары ножек –

Да ведь это ёжик!

- А теперь сосчитаем наших ежей.

4. Работа с пиктограммами.

-Ой, что сделал ёжик? (логопед катит мяч к столам). Подойдем, посмотрим, что это? А что на них изображено? А они одинаковые?

(на экране животные)

-Посмотрите, как много животных в зоосаду, а у них у всех одинаковое настроение?

- С помощью табличек мы можем обозначить настроение животных, подберем настроение каждому из них?

(на экране появляется изображение обезьянки).

 - Посмотрите, кого вы видите? Какая она? А еще какая? Какую табличку возьмём? Улыбнитесь, как обезьянка, какие вы весёлые!

(на экране появляется изображение волка).

-А теперь кого вы видите? (смотрят на экран) Какой он? Еще какой? Какая табличка подходит? А как вы можете сердиться?

(на экране появляется изображение зайца).

-Кто смотрит на нас теперь? Какой он? Еще какой? Он испугался волка, какая табличка подходит? Покажите страх?

(на экране появляется изображение жирафа).

-Кого мы теперь видим? А он какой? Какую табличку возьмем? Удивимся также, как наш жираф.

-Отлично! Ой, наш ёжик покатился к поезду, он приглашает нас занять свои места.

(на экране появляется изображение лягушки с кваканьем).

5. Работа по развитию артикуляционной гимнастики.

- Кто это? Она улыбается, улыбнемся тоже, выполним улыбочку.

-А это слон, вытяните губки, как хобот у слона. Улыбочка-трубочка (чередуем артикуляционные упражнения улыбочка-трубочка).

-А это кто? Соберём орешки для белки (выполним упражнение орешек).

-А теперь кто смотрит на нас с экрана? Изобразим, как она цокает копытцами. Быстро поскакала и медленно.

III. Заключительная часть.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего? Что вызвало трудности? Подойдите к столикам и выберете табличку, которая соответствует вашему настроению.

-А кому вы можете рассказать о нашем путешествии? В память о нашем путешествии ёжик приготовил вам вот такие подарки.

-Пришло время прощаться, обратно в группу мы отправимся тоже на паровозике. Встанем и выстроимся в вагончики друг за другом и под музыку поедем.

(на экране появляется движущийся поезд).

(здороваются)

Звучит аудиозапись звука животных

(они перепутались).

(надо им помочь).

(в зоопарке).

Звучит аудиозапись звука паровоза

Слонёнок, медвежонок, ежонок, лисёнок, львёнок.

Звучит аудиозапись

«Зоосад».

-Я вижу зебр, а я вижу обезьян…

-Я узнал о носорогах, тиграх…

-О ёжике.

Ёжик лёг, вытянул лапки, свернулся в клубок и т.д.

1 ёж, 2 ежа… 5 ежей (мяч логопеда)

Укатился, убежал…(варианты ответов детей).

Таблички (карточки)

Личики, разные.

Разное.

Обезьянку

Весёлая, радостная..

-Волка (злой, сердитый)

-Заяц (трусливый, испуганный)

-Жирафа (удивленный)

Лягушка.

Белка. Белка грызет орешки.

Лошадь.

Дети выбирают соответствующие таблички.

Друзьям, родителям

звучит музыкальное сопровождение паровозика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов наглядного моделирования

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, который зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Статья на тему: "Логопедическая работа по развитию восприятия текста у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Приемы работы по развитию ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи

laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут   тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другим...

Логоритмические занятия как одна из форм коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате возникла проблема включения музыкальной рит...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...