Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Евдокимова Татьяна Сергеевна

Фонематическое восприятие - это способность воспри­нимать и точно дифференцировать все звуки речи. Дети с хорошим фонематическим восприятием чаще других достаточно рано овладевают чистым звукопроизношением.

Недостаточность развития фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка. Дети с нарушением фонематического восприятия часто иска­жают или пропускают в речи даже те звуки, которые умеют произносить правильно. В дальнейшем дети школьники пропускают буквы при чтении и письме, ес­ли у них не сформировался фонематический слух.

Развитие фонематического слуха надо начинать с воспитания слухового внимания. Очень простые задания можно выполнять дома:

  • подпрыгни столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши;
  • постучи так, как я (стучать по столу в разном темпе и ритме 2-4 раза);
  •  Предложить ребёнку закрыть глаза и угадать, кто его по­звал (шёпотом или в полголоса): мама, папа или брат.
  • Определение ребенком направления звука музыкального инструмента с закрытыми глазами: вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади.

 

В логопедической группе с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия, необходимо работать над развитием всех фонематических процессов (анализ, синтез, представления).

Указанные ниже приемы можно использовать и как фрагменты отдельных занятий, и как различные этапы работы над развитием фонематических процессов:

  • «Хлопни в ладоши, если услышишь звук» (взрослый называет звуки, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит определенный заданный звук).
  • Игра «Прочитай слово по первым звукам картинок»:

 

image

 

 

 

 

 

 

 

  • «Подбери слово к схеме»:

○○○     кукла        

○    тапки    

○     бочка4

 ○○○○     картинки

 

 

 

                    ○       rжук о

  • «Выложи гусеницу» (Перед ребенком выкладываются кружки зеленого, красного и синего цвета. Взрослый называет фонемы, а ребенок определяет, какой звук прозвучал: гласный, твердый или мягкий согласный, и выкладывает кружочки поочередно перед собой):

 

 

 

 

    
  image
 image
 

 

imageimageimageimage                                               

 

 

   
  image
 
 image

 

 

 

 

 

 

 

  • «Какое слово спряталось?image» -  Ребенку предлагаются картинки, каждая из которых пронумерована определенной цифрой. Необходимо определить каким по счету является искомый звук, а затем составить слово из получившихся звуков, например:

 

 

     3               2             1

           лиса тортg     kКНИГИ                   (сок).                                                                                                                                                    

 

 

                                                                

                1       4             1             2           3        ШКАФ  tankтанк imageiклонrРАК

                                                

(школа).

             

   

 

     1           3           3        5            2

i3соска  синфлагбанкаiiзамок2зел

(санки).

 

  • Придумывание слов на заданный звук.
  • Игра «Твердый – мягкий» – ребенку показываются две куклы, одну называют Нина, а другую – Надя. Имя первой куклы начинается на мягкий согласный, а второй – на твердый. А рядом в хаотичном порядке лежат предметы (картинки), начинающиеся на мягкие или твердые согласные звуки. Ребенку необходимо “помочь” куклам выбрать те предметы, которые сходны с их именами по первым звукам; например:

 

 Надя                                                       Нина                                    

image                                                           image

 

                       

зонтВАЗВimageрыькаimageчашечкаiи т.д.

 

 

Таким образом, работа над развитием фонематических процессов способствует совершенствованию звукопроизношения, развитию связной речи и, как следствие, обучению чтением и правильному становлению письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и точно дифференцировать все звуки речи. Дети с хорошим фонематическим восприятием чаще других достаточно рано овладевают чистым звукопроизношением.

Недостаточность развития фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают или пропускают в речи даже те звуки, которые умеют произносить правильно. В дальнейшем дети школьники пропускают буквы при чтении и письме, если у них не сформировался фонематический слух.

Развитие фонематического слуха надо начинать с воспитания слухового внимания. Очень простые задания можно выполнять дома:

  • подпрыгни столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши;
  • постучи так, как я (стучать по столу в разном темпе и ритме 2-4 раза);
  •  Предложить ребёнку закрыть глаза и угадать, кто его позвал (шёпотом или в полголоса): мама, папа или брат.
  • Определение ребенком направления звука музыкального инструмента с закрытыми глазами: вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади.

В логопедической группе с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия, необходимо работать над развитием всех фонематических процессов (анализ, синтез, представления).

Указанные ниже приемы можно использовать и как фрагменты отдельных занятий, и как различные этапы работы над развитием фонематических процессов:

  • «Хлопни в ладоши, если услышишь звук» (взрослый называет звуки, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит определенный заданный звук).
  • Игра «Прочитай слово по первым звукам картинок»:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи

В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Формирование фонематического слух - одна из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...

Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В публикации рассматриваются вопросы развития фонематического воприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей с ОНР....