Логопедическая работа по развитию речевой системы у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов самомассажа и пальчиковой гимнастики.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Логопедическая работа по развитию речевой системы у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов самомассажа и пальчиковой гимнастики.
Детство – это важнейший период формирования личности, и у детей дошкольного возраста активно развивается эмоциональная сфера, психические процессы, речь и мышление. Зачастую дошкольники ощущают себя отдельной личностью, они проявляют самостоятельность, не задумываясь о последствиях, это приводит к конфликтам со сверстниками или взрослыми.
Исходя из моего многолетнего опыта работы с детьми – дошкольниками, можно сказать, что у них наблюдается некая нестабильность в эмоционально – волевой сфере: дети часто смеются, и тут же плачут, ссорятся, отстаивают свою точку зрения или, наоборот, задумчиво молчат.
Если все вышеуказанное касается детей, у которых все компоненты речевой системы формируются в соответствии с возрастными особенностями, то детям с тяжелыми речевыми нарушениями еще сложнее. Кроме становления эмоциональной составляющей, отмечаются еще и затруднения в развитии связной речи.
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, необходимо учитывать огромное количество затруднений, связанных с развитием речевой системы, с которыми сталкиваются такие дошкольники. Это и недоразвитие звукопроизношения, фонематического слуха и процессов, звукослоговой структуры слов, бедность активного и пассивного словарей, неправильное развитие грамматического строя речи, нарушения родовидовых понятий, непонимание и неправильное употребление предлогов, или вообще, их отсутствие в речи. Все речевые затруднения лишь усиливают имеющиеся колебания в эмоционально – волевой сфере, что делает детей с общим недоразвитием речи, еще более нестабильными, эмоционально лабильными, не устойчивыми к стрессам, ранимыми или, наоборот, агрессивными. Ведь ребенку, у которого имеются трудности в высказывании своих чувств и эмоций, еще сложнее донести информацию до других, окружающих его людей.
Мне, как логопеду – практику важно развивать все компоненты речевой системы на логопедических занятиях, но при этом учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Также необходимо стремиться к тому, чтобы у воспитанников сохранялся интерес на протяжении всей логопедической работы.
На основе всего вышесказанного мною было принято решение использовать в своей логопедической работе элементы игровой деятельности и самомассажа, различные пальчиковые игры, а также игровые приёмы с сочетанием речи с движением. Ниже представлено одно из логопедических занятий, проводимое мною с детьми с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня, где активно используются приёмы игрового саммомассажа и пальчиковые игры, которые при систематическом использовании в логопедической работе, способствуют не только развитию речевой системы, но и эмоционально – волевой сферы и моторики.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с детьми с тяжелым нарушением речи.
Задачи:
1. Коррекционно—образовательные:
- Обобщение представлений о диких животных. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Дикие животные».
- Совершенствование грамматического строя речи:
- Развитие функций словоизменения существительных в родительном и предложном падежах.
- Развитие умения согласовывать существительные с числительными.
- Развитие функции словообразования названий детенышей животных.
- Развитие умения образовывать качественные прилагательные.
2. Коррекционно—развивающие:
- Развитие связной речи.
- Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
- Развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики.
-Развитие мимической мускулатуры.
-Развитие эмоционально – волевой сферы.
-Развитие кинестетических ощущений.
3. Коррекционно—воспитательная:
-Воспитывать у детей бережное отношение к животному миру.
Оборудование: массажные мячики, подушки, экран и презентация по лексической теме, карточки-пиктограммы с изображением эмоций, диск с музыкальным сопровождением «Зоосад», паровоза и голосов животных.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Речь логопеда | Ответы детей |
Логопед с детьми заходят в зал. -Ребята, посмотрите, удивительно, как много гостей. Покажите, как вы удивились! Наши гости нам улыбаются. И мы улыбнемся им в ответ. Итак, у всех хорошее настроение. Поздороваемся. -Что это, послушаем? Кто издает такой звук? (животные: лев, тигр, слон…). (на экране наложенные контуры животных) Посмотрите, вот животные. А что случилось с животными? Что же делать? А где мы можем встретить всех этих животных в нашем городе? Тогда, отгадайте загадку: Это очень странный сад, Звери в клетках там сидят, Там укрытия, вольеры, За забором ходят звери. Как мы этот парк зовем И смотреть зверей идем? Правильно, зоопарк еще называют – зоосад. Вот в зоосад мы сегодня с вами и отправимся. (экран закрывается). -На чем можно поехать в зоосад? (на поезде, автобусе, метро…- варианты ответов детей). Что это за звуки? (поезд). Значит, мы отправимся в зоосад на поезде.
Чтобы попасть в поезд и занять свои места, вспомним наших животных, которых мы увидели на экране. Но назвать нужно не их, а их детенышей (дети занимают места). 2. Самомассаж. -Нас ждет дальняя дорога, поэтому, что бы не скучать, сделаем самомассаж и послушаем, с кем мы встретимся в этом необыкновенном саду. -А вот мы уже и приехали. Выходите, присаживайтесь на полянке. (на экране появляются животные). Посмотрите, вот животные, о которых мы услышали, пока ехали в зоосад. – Кого вы видите в зоосаду (постарайтесь отвечать полным предложением)? О ком мы услышали, пока добирались до зоосада? -А о ком мы не слышали по дороге? Кто лишний? 3. Пальчиковая гимнастика (на экране появляется картинка ежа). -Посмотрите на ёжика, что он сделал? Что еще он сделал? У нас тоже есть ёжики, где они? (детям предлагаются игольчатые мячики для массажа кистей рук и пальцев). Поиграем?: По дороге шар катился, Весь колючками покрылся. Докатился до берез. Вдруг из шара вырос нос И две пары ножек – Да ведь это ёжик! - А теперь сосчитаем наших ежей. 4. Работа с пиктограммами. -Ой, что сделал ёжик? (логопед катит мяч к столам). Подойдем, посмотрим, что это? А что на них изображено? А они одинаковые? (на экране животные) -Посмотрите, как много животных в зоосаду, а у них у всех одинаковое настроение? - С помощью табличек мы можем обозначить настроение животных, подберем настроение каждому из них? (на экране появляется изображение обезьянки). - Посмотрите, кого вы видите? Какая она? А еще какая? Какую табличку возьмём? Улыбнитесь, как обезьянка, какие вы весёлые! (на экране появляется изображение волка). -А теперь кого вы видите? (смотрят на экран) Какой он? Еще какой? Какая табличка подходит? А как вы можете сердиться? (на экране появляется изображение зайца). -Кто смотрит на нас теперь? Какой он? Еще какой? Он испугался волка, какая табличка подходит? Покажите страх? (на экране появляется изображение жирафа). -Кого мы теперь видим? А он какой? Какую табличку возьмем? Удивимся также, как наш жираф. -Отлично! Ой, наш ёжик покатился к поезду, он приглашает нас занять свои места. (на экране появляется изображение лягушки с кваканьем). 5. Работа по развитию артикуляционной гимнастики. - Кто это? Она улыбается, улыбнемся тоже, выполним улыбочку. -А это слон, вытяните губки, как хобот у слона. Улыбочка-трубочка (чередуем артикуляционные упражнения улыбочка-трубочка). -А это кто? Соберём орешки для белки (выполним упражнение орешек). -А теперь кто смотрит на нас с экрана? Изобразим, как она цокает копытцами. Быстро поскакала и медленно. III. Заключительная часть. -Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего? Что вызвало трудности? Подойдите к столикам и выберете табличку, которая соответствует вашему настроению. -А кому вы можете рассказать о нашем путешествии? В память о нашем путешествии ёжик приготовил вам вот такие подарки. -Пришло время прощаться, обратно в группу мы отправимся тоже на паровозике. Встанем и выстроимся в вагончики друг за другом и под музыку поедем. (на экране появляется движущийся поезд). |
(здороваются)
Звучит аудиозапись звука животных
(они перепутались). (надо им помочь). (в зоопарке).
Звучит аудиозапись звука паровоза
Слонёнок, медвежонок, ежонок, лисёнок, львёнок.
Звучит аудиозапись «Зоосад».
-Я вижу зебр, а я вижу обезьян… -Я узнал о носорогах, тиграх… -О ёжике.
Ёжик лёг, вытянул лапки, свернулся в клубок и т.д.
1 ёж, 2 ежа… 5 ежей (мяч логопеда) Укатился, убежал…(варианты ответов детей). Таблички (карточки) Личики, разные. Разное.
Обезьянку Весёлая, радостная..
-Волка (злой, сердитый)
-Заяц (трусливый, испуганный)
-Жирафа (удивленный)
Лягушка.
Белка. Белка грызет орешки. Лошадь.
Дети выбирают соответствующие таблички. Друзьям, родителям
звучит музыкальное сопровождение паровозика. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа по развитию речевой системы у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов самомассажа и пальчиковой гимнастики.
Детство – это важнейший период формирования личности, и у детей дошкольного возраста активно развивается эмоциональная сфера, психические процессы, речь и мышление. Зачастую дошкольники ощущают себя отдельной личностью, они проявляют самостоятельность, не задумываясь о последствиях, это приводит к конфликтам со сверстниками или взрослыми.
Исходя из моего многолетнего опыта работы с детьми – дошкольниками, можно сказать, что у них наблюдается некая нестабильность в эмоционально – волевой сфере: дети часто смеются, и тут же плачут, ссорятся, отстаивают свою точку зрения или, наоборот, задумчиво молчат.
Если все вышеуказанное касается детей, у которых все компоненты речевой системы формируются в соответствии с возрастными особенностями, то детям с тяжелыми речевыми нарушениями еще сложнее. Кроме становления эмоциональной составляющей, отмечаются еще и затруднения в развитии связной речи.
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, необходимо учитывать огромное количество затруднений, связанных с развитием речевой системы, с которыми сталкиваются такие дошкольники. Это и недоразвитие звукопроизношения, фонематического слуха и процессов, звукослоговой структуры слов, бедность активного и пассивного словарей, неправильное развитие грамматического строя речи, нарушения родовидовых понятий, непонимание и неправильное употребление предлогов, или вообще, их отсутствие в речи. Все речевые затруднения лишь усиливают имеющиеся колебания в эмоционально – волевой сфере, что делает детей с общим недоразвитием речи, еще более нестабильными, эмоционально лабильными, не устойчивыми к стрессам, ранимыми или, наоборот, агрессивными. Ведь ребенку, у которого имеются трудности в высказывании своих чувств и эмоций, еще сложнее донести информацию до других, окружающих его людей.
Мне, как логопеду – практику важно развивать все компоненты речевой системы на логопедических занятиях, но при этом учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Также необходимо стремиться к тому, чтобы у воспитанников сохранялся интерес на протяжении всей логопедической работы.
На основе всего вышесказанного мною было принято решение использовать в своей логопедической работе элементы игровой деятельности и самомассажа, различные пальчиковые игры, а также игровые приёмы с сочетанием речи с движением. Ниже представлено одно из логопедических занятий, проводимое мною с детьми с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня, где активно используются приёмы игрового саммомассажа и пальчиковые игры, которые при систематическом использовании в логопедической работе, способствуют не только развитию речевой системы, но и эмоционально – волевой сферы и моторики.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с детьми с тяжелым нарушением речи.
Задачи:
1. Коррекционно—образовательные:
- Обобщение представлений о диких животных. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Дикие животные».
- Совершенствование грамматического строя речи:
- Развитие функций словоизменения существительных в родительном и предложном падежах.
- Развитие умения согласовывать существительные с числительными.
- Развитие функции словообразования названий детенышей животных.
- Развитие умения образовывать качественные прилагательные.
2. Коррекционно—развивающие:
- Развитие связной речи.
- Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
- Развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики.
-Развитие мимической мускулатуры.
-Развитие эмоционально – волевой сферы.
-Развитие кинестетических ощущений.
3. Коррекционно—воспитательная:
-Воспитывать у детей бережное отношение к животному миру.
Оборудование: массажные мячики, подушки, экран и презентация по лексической теме, карточки-пиктограммы с изображением эмоций, диск с музыкальным сопровождением «Зоосад», паровоза и голосов животных.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Речь логопеда | Ответы детей |
Логопед с детьми заходят в зал. -Ребята, посмотрите, удивительно, как много гостей. Покажите, как вы удивились! Наши гости нам улыбаются. И мы улыбнемся им в ответ. Итак, у всех хорошее настроение. Поздороваемся. -Что это, послушаем? Кто издает такой звук? (животные: лев, тигр, слон…). (на экране наложенные контуры животных) Посмотрите, вот животные. А что случилось с животными? Что же делать? А где мы можем встретить всех этих животных в нашем городе? Тогда, отгадайте загадку: Это очень странный сад, Звери в клетках там сидят, Там укрытия, вольеры, За забором ходят звери. Как мы этот парк зовем И смотреть зверей идем? Правильно, зоопарк еще называют – зоосад. Вот в зоосад мы сегодня с вами и отправимся. (экран закрывается). -На чем можно поехать в зоосад? (на поезде, автобусе, метро…- варианты ответов детей). Что это за звуки? (поезд). Значит, мы отправимся в зоосад на поезде.
Чтобы попасть в поезд и занять свои места, вспомним наших животных, которых мы увидели на экране. Но назвать нужно не их, а их детенышей (дети занимают места). 2. Самомассаж. -Нас ждет дальняя дорога, поэтому, что бы не скучать, сделаем самомассаж и послушаем, с кем мы встретимся в этом необыкновенном саду. -А вот мы уже и приехали. Выходите, присаживайтесь на полянке. (на экране появляются животные). Посмотрите, вот животные, о которых мы услышали, пока ехали в зоосад. – Кого вы видите в зоосаду (постарайтесь отвечать полным предложением)? О ком мы услышали, пока добирались до зоосада? -А о ком мы не слышали по дороге? Кто лишний? 3. Пальчиковая гимнастика (на экране появляется картинка ежа). -Посмотрите на ёжика, что он сделал? Что еще он сделал? У нас тоже есть ёжики, где они? (детям предлагаются игольчатые мячики для массажа кистей рук и пальцев). Поиграем?: По дороге шар катился, Весь колючками покрылся. Докатился до берез. Вдруг из шара вырос нос И две пары ножек – Да ведь это ёжик! - А теперь сосчитаем наших ежей. 4. Работа с пиктограммами. -Ой, что сделал ёжик? (логопед катит мяч к столам). Подойдем, посмотрим, что это? А что на них изображено? А они одинаковые? (на экране животные) -Посмотрите, как много животных в зоосаду, а у них у всех одинаковое настроение? - С помощью табличек мы можем обозначить настроение животных, подберем настроение каждому из них? (на экране появляется изображение обезьянки). - Посмотрите, кого вы видите? Какая она? А еще какая? Какую табличку возьмём? Улыбнитесь, как обезьянка, какие вы весёлые! (на экране появляется изображение волка). -А теперь кого вы видите? (смотрят на экран) Какой он? Еще какой? Какая табличка подходит? А как вы можете сердиться? (на экране появляется изображение зайца). -Кто смотрит на нас теперь? Какой он? Еще какой? Он испугался волка, какая табличка подходит? Покажите страх? (на экране появляется изображение жирафа). -Кого мы теперь видим? А он какой? Какую табличку возьмем? Удивимся также, как наш жираф. -Отлично! Ой, наш ёжик покатился к поезду, он приглашает нас занять свои места. (на экране появляется изображение лягушки с кваканьем). 5. Работа по развитию артикуляционной гимнастики. - Кто это? Она улыбается, улыбнемся тоже, выполним улыбочку. -А это слон, вытяните губки, как хобот у слона. Улыбочка-трубочка (чередуем артикуляционные упражнения улыбочка-трубочка). -А это кто? Соберём орешки для белки (выполним упражнение орешек). -А теперь кто смотрит на нас с экрана? Изобразим, как она цокает копытцами. Быстро поскакала и медленно. III. Заключительная часть. -Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего? Что вызвало трудности? Подойдите к столикам и выберете табличку, которая соответствует вашему настроению. -А кому вы можете рассказать о нашем путешествии? В память о нашем путешествии ёжик приготовил вам вот такие подарки. -Пришло время прощаться, обратно в группу мы отправимся тоже на паровозике. Встанем и выстроимся в вагончики друг за другом и под музыку поедем. (на экране появляется движущийся поезд). | (здороваются) Звучит аудиозапись звука животных (они перепутались). (надо им помочь). (в зоопарке). Звучит аудиозапись звука паровоза Слонёнок, медвежонок, ежонок, лисёнок, львёнок. Звучит аудиозапись «Зоосад». -Я вижу зебр, а я вижу обезьян… -Я узнал о носорогах, тиграх… -О ёжике. Ёжик лёг, вытянул лапки, свернулся в клубок и т.д. 1 ёж, 2 ежа… 5 ежей (мяч логопеда) Укатился, убежал…(варианты ответов детей). Таблички (карточки) Личики, разные. Разное. Обезьянку Весёлая, радостная.. -Волка (злой, сердитый) -Заяц (трусливый, испуганный) -Жирафа (удивленный) Лягушка. Белка. Белка грызет орешки. Лошадь. Дети выбирают соответствующие таблички. Друзьям, родителям звучит музыкальное сопровождение паровозика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов наглядного моделирования
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, который зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Статья на тему: "Логопедическая работа по развитию восприятия текста у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Приемы работы по развитию ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другим...

Логоритмические занятия как одна из форм коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате возникла проблема включения музыкальной рит...
Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...
