Логоритмические занятия как одна из форм коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Галина Юрьевна Гродская

С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате возникла проблема включения музыкальной ритмики в этот процесс и ее адаптации в зависимости от речевого нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гродская Г.Ю.

Учитель-логопед МКДОУ «д\с №  28»

Г Еманжелинск

Челябинская область.

«Логоритмические занятия как одна из форм коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи»

В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Заметно возросло количество коррекционных групп и классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. Недостатки звуковой культуры речи и психомоторики неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи. Поэтому вопрос коррекции речевых нарушений у дошкольников встает с каждым годом все острее. Это связано и с ухудшением экологического состояния природы, качества продуктов питания, и другими причинами.

С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате возникла проблема включения музыкальной ритмики в этот процесс и ее адаптации в зависимости от речевого нарушения.

Э.Жак-Далькроз, Александрова Н. Г., Збруева Н. П., Румер М. А., Ветлугина Н. А. и многие другие авторы говорили о большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции нарушенных функций, речевых нарушений. Благодаря занятиям музыкальной ритмики дети развиваются как психически, так и физически, эмоционально, эстетически.

Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.

Второе понимание логоритмики обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией.

Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений; осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей.

Логоритмическое воспитание непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности.

Весь процесс логоритмического воспитания формирует у занимающихся богатство эстетического чувства.

Для устранения дефектов речи и дефектов моторики важно знать основные направления в коррекционной работе.

Логоритмическая коррекционная работа с детьми с ОНР проводится поэтапно и последовательно.

Сначала формируются и развиваются основные движения: ходьба и бег, прыжки и равновесие.

Эти упражнения хорошо укрепляют и развивают мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы, формируют двигательный опыт. В зависимости от преимущественного воздействия на отдельные группы мышц ОРУ (общее развивающие упражнения) делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног и упражнения для туловища. Упражнения проводятся без предметов и с предметами (с мячом, палками, лентами, веревкой, цветами, флажками и т.д.)

В работе над воспитанием чувства ритма дети учатся воспроизводить ритмический рисунок хлопками, взмахами, простукиванием.

Работа, проводимая по воспитанию чувства ритма в музыке, помогает перенести эту способность в движение и в речь.

На логопедическом занятии продолжается обучение детей составлению групп из однородных предметов по определенной лексической теме.

Игры с мячом, такие как: «Передай мяч», «Верни мяч» - педагог называя слово в единственном числе и бросая ребенку мяч предлагает ему образовать слово во множественном числе, например: куст - кусты или в уменьшительно-ласкательной форме: куст - кустики.

Игры такого типа способствуют обогащению словарного запаса и развитию грамматически правильной речи.

Лучшей ориентировке в пространстве способствуют следующие упражнения: построение детей в шеренгу, в колонну, круг. В процессе перестроения лучше усваиваются определения и наречия.

Позднее уделяется большое внимание анализу звуков ( гласных, затем согласных), слогов и слов, даются упражнения по развитию слоговой структуры слов. На заключительном этапе проводится работа по формированию связной речи в играх и хороводах ( «Голубые облака», «Белый снег», « Ручки подняли»).

Таким образом, логоритмические занятия для детей с ОНР способствуют развитию всех компонентов речи - словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения и фразовой речи.

Следующим этапом работы является развитие моторики артикуляционного аппарата, координации речи с движением. Речевая моторика формируется постепенно: от звука к предложению в сочетании с основными движениями (подъем и опускания рук, повороты и наклоны туловища, махи ногами и приседания). При координации речи с движением необходимо уделять большое внимание подбору и соответствию движений тексту. Для развития эмоциональной сферы важно каждое движение образно обыгрывать.

Позднее осуществляется закрепление умений двигаться и говорить в коллективе. С этой целью проводятся игры с выбором ведущего, игры- хороводы, игры-драматизации.

Таким образом, при работе с детьми с различными речевыми диагнозами необходимо соблюдать требования к подбору упражнений и речевому материалу в зависимости от характера нарушений движений и речи.

Логопедическая ритмика для детей с ОНР должна включать тренировку двигательных умений с полным усвоением каждого движения и плавным переходом на движения с речью, специальные упражнения с разнообразной сменой темпа и ритма, на четкое и точное проговаривание речевого материала с выполнением движения в комплексе «движение - речь».

          Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и родителей.

Обычно воспитатели руководят и следят за точностью выполнения упражнений, направленных на развитие общей моторики, участвуют в подвижных играх, в хороводах. Музыкальному руководителю отводится роль разучивания песен, плясок, упражнений на пропевание гласных звуков, слов, подбора музыкального материала. Подбирая материал для пения, развития слухового восприятия, ритмичности детей, музыкальный руководитель учитывает индивидуальные возможности воспитанников.

Важная роль в подготовке к проведения занятий по логоритмике отводится также родителям. По рекомендации логопеда родители закрепляют упражнения дома.

Только совместными усилиями педагогов и родителей можно достичь положительных результатов по преодолению речевых и психомоторных нарушений  у детей с ОНР.

Список использованной литературы

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.- М.: Просвещение. 1985.
  2. Волкова Л.С. Логопедия. - С-П.: Владос, 1999.
  3. Кольцова М. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи. - М., 1993.
  4. Кудрявцева В. Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на занятиях.//Дошкольное воспитание. -2000-№4-с.93-100.
  5. Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение. - С-П.:Дельта, 1997.
  6. Миронова С.А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М.: Просвещение,1991
  7. Эмоциональное развитие дошкольника /Под. ред. Кошелевой А.Д.- М., 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.

Основной целью логопедического воздействия является формирование и развитие фонематического слуха и восприятия.Сущность логопедического воздействия заключается в умении слушать, слышать и дифференциро...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопеда Устранение речевых нарушений у детей 6 лет в условиях логопедического пункта

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопедаУстранение речевых нарушений у детей 6  летв условиях логопедического пунктаПериод освоения 2018-2019 учебный годРазработала учи...

«Логоритмика как одна из форм коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвития речи»  

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой направленной коррек...

Использование метода моделирования скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.

Использование метода моделирования скороговорок в коррекции речевых нарущенийу детей с общим недоразвитием речи....

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подхо...

Инновационный практико-ориентировнный проект "Вектор сотрудничества"по преодолению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи во взаимодействии педагогов ДОУ с родителями.

Проект   способствует созданию комплексной системы сотрудничества педагогов и родителей, позволяет повысить профессиональную компетентность,  овладеть интегрированными способа...