Формирование фонетико-фонематических представлений у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на лексической теме "Знай и люби свой город!" (Петербурговедение)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рябцева Елена Павловна

Методическая разработка итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме  "Знай и люби свой город!" Занятие сопровождается демонстрацией слайдов (презентацией). Речевой материал  подобран и разучен с детьми заранее, в процессе изучения темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование фонетико-фонематических представлений на лексической теме «Петербурговедение» у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Цель: закрепление у детей представлений по теме

          «Знай и люби свой город!»

Задачи:

Коррекционные:

  • Совершенствовать фонематический слух;
  • Закреплять в речи поставленные звуки;
  • продолжать работу над формированием звуко-слоговой структуры сложных слов;
  • Развивать интонационную выразительность, четкость дикции при чтении стихов, составлении предложений о городе;

    Образовательные:

  • Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза (звукового и слогового анализа);
  • Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
  • Развивать связную речь;
  • Совершенствовать умение образовывать слова – родственники (однокоренные слова);
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память;
  • Продолжать знакомить с достопримечательностями родного города;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родному городу;
  • Продолжать воспитывать доброжелательные отношения между детьми, умение сотрудничать в команде;
  • Воспитывать правила этикета (гостеприимство)

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие:

Дети: «Доброе утро мне, доброе утро тебе, доброе утро вам, доброе утро всем нам!»

- Сначала садятся дети, чьи имена начинаются на гласный звук, затем те, чьи имена начинаются на согласный  мягкий звук. Теперь сядут те ребята, чьи имена начинаются на согласный твердый звук.

(Дети садятся на места, произнося свои имена и первый звук в них).

II.  Знакомство со сказочным героем – гостем!

(демонстрация картинки с изображением Карлсона)

- Ребята, у нас сегодня на занятии необычный гость, сказочный! Вы его узнали?

(Дети: «Это Карлсон, который живет на крыше»)

      - А чем необычным отличается этот герой сказки?  

   (Дети: «У него за спиной пропеллер, и еще - он живет на крыше, и он         сладкоежка!»)

- Правильно! Этот сказочный герой передвигается не только с помощью ног, он еще может летать!

В шведском городе Стокгольме, в одном маленьком домике, на крыше живет маленький, толстенький человечек – Карлсон! Скучно ему стало. Свой город он уже давно изучил! Решил Карлсон отправиться в путешествие!

Послушайте, что он нам рассказал:

«Я пролетал, ходил, гулял,

  Я зачарованный стоял!

  Ребята, где я побывал?

  И куда же я попал?»

III. Знакомство с достопримечательностями города, которые увидел Карлсон.

1. Упр. «Составь слово» 

- Ребята, чтобы узнать, куда попал Карлсон, нужно составить слово из первых слогов следующих слов: голуби, родник

- Куда попал наш герой?  

(Дети: «Карлсон попал в город»)

- Как называется город, в котором мы живем?  

(Дети: «Город, в котором мы живем, называется Санкт- Петербург»)

2. Упр. «Назови слова - родственники»

- Ребята, а какие вы знаете слова – родственники слову город?  

(Дети: «Городок, городской, горожане»)

- Кого называют горожанами?  

(Дети: «Горожанами называют людей, которые живут в городе»)

- Значит, нас с вами можно назвать горожанами! А как еще можно о нас сказать?  

 ( Дети: «Мы – петербуржцы»)

     3. Упр. «Найди слово» (слайд № 1: мост, арка)

- Ребята, чтобы ответить Карлсону, где же он пролетал, и где гулял, нужно составить слова из букв одинаковых геометрических фигур.

4. Составление предложно-падежных конструкций с предлогами. (Демонстрация слайда № 2)

- Я буду показывать (электронная указка), а вы составьте предложения о том, где пролетал и гулял в нашем городе Карлсон, используя полученные слова.

(Дети: «Карлсон пролетал над мостом. Карлсон пролетал под мостом. Карлсон гулял по мосту. Карлсон гулял по набережной. Карлсон пролетал над рекой»)

- Ребята, а давайте расскажем Карлсону о мостах нашего города и почему их в Санкт- Петербурге так много!

5. Чтение стихов детьми с демонстрацией слайдов № 3, 4, 5

  • Есть мосты в Петербурге

    Шесть сотен мостов.

Не припомнить и за день

Всех его островов.

  • Есть Васильевский, Заячий,

Каменный есть…

В этих строчках, ты знаешь ли,

Всех, пожалуй, не счесть!

  • Сто один числят остров –

Вот наш город каков!

Людям было б не просто

Обойтись без мостов.

  • Есть тяжелый, гранитный,

С чуть горбатой спиной,

Вот Чугунный, отлитый,

Весь почти кружевной.

  • Львы крылатые, кони

Глядят с высоты…

Незаметно, спокойно

Служат людям мосты.

Ведь по ним, не смолкая,

То вперед, то назад

Лихо мчатся трамваи

И машины спешат.

  • И идут пешеходы,

Не замедлив шагов,

И скользят пароходы

Под пролеты мостов.

  • Бьет  в гранит воды

Прозрачный гребень.
И, не ожидая темноты,

Словно руки, вскинутые в небо,
Над Невой разводятся мосты.

слайды № 5, 6

- Как назвать мосты, которые разводятся?

(Дети: «Мосты, которые разводятся – разводные»)  

- Для чего их разводят?

(Дети: «Мосты разводят для прохождения под ними больших кораблей, парусников с высокими мачтами»)

6. Фонематический анализ слова – мост.

- Назовите по-порядку все звуки в слове мост       (м-о-с-т)

- Сколько всего звуков в этом слове?     (4)

- Назовите гласные звуки. Согласные.

- Где стоит звук [с] ([м], [т]) ?    

7. Составление предложно-падежных конструкций с предлогами. 

- Летая по городу над мостами, под пролетами мостов, Карлсон залетел… слайд № 7

- Куда? ( Карлсон залетел под арку)

- Послушайте стишок, и подскажите, что это за арка?

 (Дети: «Это арка Главного штаба»)

- Что увидел Карлсон из-под арки Главного штаба?

слайд № 8 

(Дети: «Из-под арки главного штаба Карлсон увидел Александровскую колонну, Эрмитаж, Дворцовую площадь»)

- Где находится Александровская колонна?  

(Дети: «Александровская колонна находится на Дворцовой площади»)

- Благодаря чему площадь получила такое название?  

(Дети: «Благодаря Зимнему дворцу, а ныне государственный музей Эрмитаж»)

8. Упр. «Составь слово» 

     - Карлсона так очаровал наш город, что он  не заметил, как съел все

варенье и перепачкался!

- Чтобы узнать, куда Карлсон отправился дальше, нужно составить слово из вторых слогов слов: карета, рука     

-  Какую же реку посетил наш герой, вы узнаете, если послушаете стихотворение  (слайд № 9)

- Не расстраивайся, Карлсон, река Мойка тебя умоет!

9. Разгадывание ребуса «Нева».

- Ребята, чтобы узнать, какая река главная в нашем городе, нужно разгадать ребус   (слайд № 10)

10. Слоговой анализ слова.

- Сколько слогов в слове Нева?

- Назовите первый слог?  Второй?

- Какой слог ударный? Давайте произнесем название реки, выделяя голосом второй слог!

IV. Физминутка «Разноцветные мосты» (работа на ковре с крупным строителем)

- Ребята, мы с вами сейчас станем строителями мостов! Соединив детали одного цвета так, чтобы можно было прочитать слово, мы узнаем, какие интересные мосты перекинуты через речку Мойку!                              (синий, красный, зеленый)

V. Историческая справка « История разноцветных мостов»

 (Слайды № 11, 12, 13, 14)

- Архитекторы возводили город строгий, сдержанный, величественный, но несколько сумрачный. Серых красок добавляли бесконечные дожди, и мутные воды многочисленных  речушек. Одну из них (ныне Мойка), издавна так и называли – Мья, что по-фински означало «грязь».  Когда на  этой речке появились первые четыре деревянных рaзвoдных мoстa, они оказались совершенно похожими. Чтобы не путать эти мосты, и добавить ярких красок в серую картину города, выкрасили их однажды в разные цвета, да так и прозвали: Зеленый, Синий, Красный, Жёлтый. Жёлтый мост теперь называется – Певческий.

VI. Командная игра «Знай и люби свой город!»

- Ребята, чтобы узнать, чем богат наш город, чем он так покорил нашего сказочного героя, надо выполнить задания!

Задание № 1.

 Упр. «Составь слово из символов волшебного алфавита»

- Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых зашифрованы слова буквами «волшебного» алфавита. Нужно прочитать слово, разбить его на слоги. Те, у кого слова составят  2 слога, выходят к столу с цифрой 2, те, у кого 3 слога – с цифрой 3 (таким образом, дети разбиваются на 2 команды)

(Слова на карточках: собор, музей, арка, Нева, Мойка, памятник, острова, улица, Эрмитаж, колонна)

- Используя слово, которое у вас получилось, расскажите Карлсону, чем так богат наш город!  

(Дети: «Наш город богат мостами, музеями, арками, реками,…»)

Задание № 2.  (командам)

Упр. «Составить звуковую схему зашифрованного слова»

(слайды № 15, 16;  Мойка, улица)

- Ребята, каждая команда должна отгадать зашифрованное символами «волшебного» алфавита слово и составить  звуковую схему из цветных кружков-фишек. Дать характеристику каждому звуку слова.

      (Звуковой анализ слов с опорой на значки-символы)

     VII. Итог командной игры и занятия.

- Обе команды отлично справились с заданием и оказались знатоками своего города!

- Ребята, кто же путешествовал по  нашему городу?  

(Карлсон)

- С чем познакомился  Карлсон?  

(Дети: «Карлсон познакомился с достопримечательностями нашего города»)

- И мы смогли ему в этом помочь!

VIII. Угощение для Карлсона

- Давайте будем гостеприимными и радушными хозяевами своего города! Угостим Карлсона – сладкоежку!

(каждый ребенок угощает Карлсона «сладостями» (набор пластик. пирожных из набора «Магазин») и рассказывает, с какой  фруктово-ягодной начинкой угощение)

   

                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс мониторинг развития речи детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Представляемый экспресс-мониторинг позволяет сравнительно быстро оценить уровень развития речи детей подготовительной группы. Результатам обследования дается качественная и количественная оценка. Каче...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....

Домашнее задание для детей старшей группы с общим недоразвитием речи по лексической теме "Насекомые"

В данной работе предоставлены задание на формирование лексико-грамматической категории речи по заданной теме....

Домашнее задание для детей старшей группы с общим недоразвитием речи по лексической теме "Полевые и садовые цветы"

В данной работе предоставлены задание на формирование лексико-грамматической категории речи по заданной теме....