Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи: «Путешествие в осенний лес».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Ткаченко Маргарита Станиславовна

AAAA

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon conspekt.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 комбинированного вида Московского района

города Санкт–Петербурга.

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

по познавательно-речевому развитию

 детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи

«Путешествие в осенний лес».

Автор: учитель-логопед Ткаченко М.С.

2013 год

Цель: обеспечение усвоения детьми лексико-грамматического строя речи и навыков связной речи через интеграцию различных видов деятельности (игровой, художественной, коммуникативной, продуктивной).

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • систематизировать  и углубить представление детей о сезонных изменениях в природе;
  • формировать умение различать и называть деревья, овощи, перелетных птиц;
  • закреплять навыки словообразования (образование сложных слов, слов с  суффиксами –ат-, -ят-) и словоизменения (согласование существительных с числительными, прилагательных с существительными);
  • совершенствовать навыки связной речи;
  • формировать осознание  экологических зависимостей;

коррекционно-развивающие:

  • развивать речь, как средство общения;
  • развивать диалогическую речь, зрительное восприятие и внимание, память, ассоциативное мышление,  
  • развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую и общую  моторику;
  • развивать навыки координации речи с движениями;
  • развивать умение отгадывать загадки;

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать гуманное отношение ко всему живому;
  • формировать привычку самостоятельно готовить материал к занятию и убирать его за собой;
  • воспитывать соблюдение инструкции безопасности;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Предварительная работа:

  • чтение сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»;
  • беседы по темам «Ранняя осень», «Осень золотая лес позолотила», «Поздняя осень»;
  • слушание музыки из альбома Чайковского «Времена года»;
  • обогащения словаря по теме: "Перелетные птицы";
  • разучивание стихов об осенних месяцах;
  • формирование навыков словоизменения и словообразования.

Интеграция образовательных областей:

  • познание;
  • коммуникация;
  • социализация;
  • здоровье;
  • безопасность;
  • художественное творчество;
  • труд

Материалы и оборудование:

  • фланелеграф;
  • изображение осеннего дерева, облака, травы, озера;
  • конверт с письмом и «золотым» кольцом;
  • атрибуты для драматургии «Осенние месяцы»;
  • карточки-схемы для составления предложения;
  • цветные карандаши;
  • карточки с изображение птиц  для согласования слов;
  • картинки для раскрашивания (лебедь, утка, журавль, гусь, ласточка, соловей);
  • картинки с изображением перелетных птиц (лебедь, аист, ласточка, соловей, журавль, грач);
  • мнемотаблица из отдельных карточек по теме "Поздняя осень";
  • акварель, влажные салфетки;
  • одноразовые тарелки;

Используемые технологии:

  • мнемотехника;
  • здоровьесберегающие технологии (речь с движением);
  • технология игрового обучения;
  • нетрадиционные техника рисования.

Речь педагога

Речь детей

I.Организационный момент.

Воспитатель:

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.

- Скажите, ребята, а вы любите ходить в гости?

- А почему вам так нравится ходить в гости?

- Сегодня на имя нашей группы пришло письмо, это не простое письмо, а приглашение в гости:

( Достать приглашение )

- Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают

Волшебный, осенний

И сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает

Колечко волшебное вы получите

И путешествие в лес совершите.

Колечко поможет вам путь отыскать,

Трёх братьев осенних в лесу повстречать.

- Ребята, а вот и волшебные слова. Давайте их запомним:

" Ты катись, катись колечко

На осеннее крылечко

Проводи в волшебный лес,

Много встретим там чудес."

- Дети, хотите отправиться в путешествие?

- Тогда, давайте быстрей отправимся в путь.

( Произносим волшебные слова )

- Ты катись, катись колечко

На осеннее крылечко

Проводи в осенний лес,

Много встретим там чудес.

II.Основная часть.

( На фланелеграфе сезонное дерево с зелёными листьями, плодами, одеть маску " Сентябрь", звучит музыка).

- Через лес мы перебрались

На полянке оказались.

Здесь смотрите, кто живёт?

Младший братец в гости ждёт.

- Ребята, а вы узнали этого братца: кто он?

- Сентябрь - это какой по счёту месяц осени?

- В сентябре у нас какая осень?

- Сентябрь- месяц скажи, а что у тебя в лукошке?

- Спасибо большое братец сентябрь.

  Игра «Какой? Какая? Какое?».

- Посмотрите ребятки, сколько всего вкусного нам принёс сентябрь, но ведь столько сразу не съесть, надо что-то из этих даров сентября приготовить.

- Молодцы, ребята. Вот сколько всего вкусного можно приготовить из фруктов и ягод.

- До свидания сентябрь, а мы с ребятами продолжаем своё путешествие.

( Вместе с детьми волшебные слова)

- Ты катись, катись колечко

На осеннее крылечко

Проводи в волшебный лес,

Много встретим там чудес.

( Одеть маску " Октябрь", на фланелеграфе дерево с жёлтыми листьями, звучит музыка листопада.)

- Вслед за колечком мы с вами пошли к среднему брату в гости пришли.

- Ребята, а вы догадались к кому мы пришли в гости?

- Правильно, дети, октябрь какой по счету месяц?

- Ребята, а как в стихотворении называется этот период осени?

- Молодцы, вы все очень внимательные, тогда вы наверно сможете мне объяснить, почему октябрь называется золотой осенью?

 

Игра «Угадай слово».

- Все правильно ребята, листья желтеют и падают. А кто из вас знает, как называется явление, когда падают листья?

- А если падают звёзды?

- Молодцы, а если будет падать вода?

- А вот если с гор будут падать камни, как мы назовём такое явление?

- Вот какие вы все молодцы. Всё-то вы знаете. За это, Октябрь, принёс вам что-то в лукошке?

  Игра «Угадай, что за дерево?».

- Ребята, какие красивые букеты вы собрали. Расскажите, из каких листьев вы их собрали.

- Молодцы ребята, давайте отправимся дальше.

-Ты катись, катись колечко

На осеннее крылечко

Проводи в волшебный лес,

Много встретим там чудес.

( Одеть маску " Ноябрь", на фланелеграфе голое дерево, музыка " Шум ветра".)

- Дальше колечко нам путь указало. К старшему брату в гости позвало.

- Ребятки, какой месяц может так про себя сказать?

- В ноябре наступает, какая осень?

  Игра «Озвучь картинку».

- Посмотрите, что- то случилось с Ноябрём, он такой грустный, давайте посмотрим, что у него в лукошке. Может тогда, мы узнаем, почему он грустит.( Достать карточки с символами поздней осени )

- Смотрите, ребята, какие у него грустные картинки, нарисованы какие-то схемы, попробуем узнать, что на них изображено.

- Молодцы, ребята. Все приметы  поздней осени правильно назвали! Теперь мы с вами узнали, почему ноябрь грустный.

Учитель-логопед: 

- А теперь вы сами превратитесь в листочки

и закружитесь в осеннем лесу.

  Подвижная игра «Листочки».

Игра «Кто? Где?» (составление предложений с предлогами).

- Вы летали, вы кружились

В птичьей стае очутились.

- Что это за птицы? Где они находятся?

(На фланелеграфе изображения озера, травы, дерева, облака, перелетных птиц.)

Игра «Есть – нет» (падежные окончания существительных).

- Посмотрите кого теперь нет?

- Теперь составьте схемы предложений, которые вы составили.

Игра «Скажи одним словом» (образование прилагательных).

- Очень хорошо, посмотрите на своих птиц. Какие они? Я буду начинать предложение, а вы его закончите. У лебедя длинная шея, поэтому его называют …

- У аиста красный клюв, поэтому его называют …

- У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют …

- У соловья звонкий голос, поэтому его называют …

- У журавля длинные ноги, поэтому его называют …

- У грача черные крылья, поэтому его называют …

- Дети, посмотрите у меня есть рисунки, но они не раскрашены. Назовите птиц.

Игра «Чей? Чья? Чье?» (образование притяжательных прилагательных).

- Теперь раскрасьте у лебедя шею, у ласточки хвост, у утки клюв, у гуся крыло, у журавля ноги, у соловья голову.

- Скажите, что вы раскрасили?

Игра «Сосчитай и назови» (согласование существительных с числительными)

- Дети, в вашим птицам прилетели их друзья. Посчитайте и назовите сколько птиц.

Игра «У кого кто?» (образование существительных с суффиксами –ат-, -ят-)

- Посмотрите как много перелетных птиц у нас собралось. Ребята, а кто помнит, как зовут птенцов этих птиц?

-Молодцы, давайте продолжим наше путешествие, а для этого скажем волшебные слова.

- Что за волшебница краски взяла,

Листья покрасила, с веток смела,

Мошек упрятала спать до весны,

Что за волшебница? – спросите вы.

Воспитатель:

- Колечко вам путь ко мне указало.

И как-то тепло на сердце вдруг стало.

Гости долгожданные, скорее проходите,

И своими знаниями меня вы удивите.

  Игра «Какого цвета осень?» 

- Осень на полянке краски разбросала,

Их собрать не может - вся листва опала.

Вы, ребята, мне помогите, краски осени найдите.

( На ковре , вырезанные из цветной бумаги листья, по цвету соответствующие и несоответствующие цветам осени:  красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, голубой, фиолетовый.)

- Какие у осени могут быть цвета?

Верно. Ребятки, а вот на моей полянке осенний ветер- проказник перепутал все цвета. Помогите мне найти все цвета осени.

- Ребятки, ведь ветер-проказник ещё кое-что натворил, посмотрите на лист бумаги, что вы на нём видите?

( На мольберте прикреплён лист бумаги с изображением дерева без листвы.)

- А как вы думаете, это дерево, какого времени года?

-А как вы поняли, что оно осеннее?

.- Правильно. А знаете, у меня к вам есть предложение, давайте деревцу сделаем все вместе прощальный осенний подарок - подарим ему красивую листву.

- Ну, а если вы согласны, то подойдите к столу!

( На столе расставлены тарелки с разведённой краской: жёлтой, зелёной, красной, оранжевой, влажные салфетки для рук.)

- Что вы видите на столе?

- А как вы думаете, чем мы будем рисовать? Я что-то не вижу кистей.

- Правильно, раскройте свои ладошки. На листья, какого дерева они похожи?

- Сейчас, каждый из вас окунёт свои ладоши в разные краски и прижмёт к листу бумаги с изображением дерева. Это и будут наши осенние листья. После того, как вы отойдёте от мольберта, вытрите пожалуйста руки влажными салфетками.

- Давайте скорее украсим наше дерево.

III.Заключительная часть.

- Ах, какие вы молодцы. Какая получилась красота! Давайте не много отдохнём на волшебной полянке и вспомним , как прошло ваше путешествие.

- Какие вы молодцы! Я очень хочу сделать вам свой осенний подарок- угощенье к чаю.

( Осень дарит детям лукошко с угощеньем.)

- До свидания, ребятки!

- Здравствуйте.

- Любим.

-В гостях очень весело, много угощений, можно поиграть с друзьями.

- Да, хотим.

Ребёнок читает стихотворение. В руках у него лукошко с овощами.

- Осень скверы украшает

Разноцветною листвой

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах и в огороде,

И в лесу, и у воды,

Приготовила природа

Все возможные плоды.

- Это месяц сентябрь.

- Сентябрь- это первый месяц осени.

- Сентябрь  - это ранняя осень.

Ребёнок читает стихотворение.

- Я пришёл не с пустыми руками. Я пришёл к вам овощами.

Дети берут по одному предмету из лукошка и говорят, что из этого можно приготовить

- Это- баклажан, из баклажана можно сварить баклажанную икру.

- Это- морковь, из моркови можно сделать морковный сок.

- Это- тыква, из тыквы можно сварить тыквенную кашу.

- Это- помидор или томат, из него можно приготовить томатный соус.

- Это картофель, из картофеля можно сварить картофельное пюре.

Ребёнок читает стихотворение

- Листья золотые, падают, летят.

 Листья золотые. Устилают сад.

 Много на дорожках листьев золотых.

 Мы букет поставим посреди стола.

 Осень золотая в гости к нам пришла.

- Мы пришли в гости к Октябрю.

- Октябрь- второй месяц осени, октябрь - середина осени.

- Это золотая осень.

- Листья на деревьях желтеют, становятся как- будто золотые и ложатся на землю золотым ковром.

- Листопад.

- Звездопад.

- Водопад.

- Камнепад.

Ребенок читает стихотворение

- А принёс я вам в лукошке,

Листьев золотых немножко.

С ними дети поиграйте,

Брата старшего встречайте.

Дети берут по одному листочку из лукошка  «Октября» – берёзовый, дубовый, осиновый, рябиновый. Собирают букет из листьев на полу.

- Из берёзовых листьев.

- Из дубовых листьев.

- Из осиновых листьев.

- Из кленовых листьев.

- Из рябиновых листьев.

Ребёнок ноябрь читает стихотворение

- Мёрзнут руки в ноябре,

Холод, ветер на дворе.

Осень поздняя несёт

Первый снег и первый лёд.

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды, оголяются леса,

Смолкли птичьи голоса.

- Этот месяц ноябрь.

- Этот поздняя осень.

Дети берут по одному символу, рассказывают, что на нём изображено и вывешивают на фланелеграф.

- Погода пасмурная, очень мало солнца.

- Моросящий дождь.

- День становится короче, а ночь длиннее.

- Деревья стоят голые, без листьев.

- Земля чёрная, кругом лужи.

- Птицы улетают в тёплые края.

- Мы листочки озорные.

- Мы на веточках сидим.

(Дети сидят на корточках)

- Дунул ветер – полетели.

(Бегут по кругу, руки на поясе)

- И на землю тихо сели.

(Снова садятся на корточки)

- Ветер снова набежал

- И листочки вверх поднял.

(Встают, поднимают руки вверх)

- Закружились, полетели

(Кружиться на носочках, руки в стороны)

- И на землю тихо сели.

(Садятся на ковер)

Дети называют птиц и снимают по одному изображению с фланелеграфа.

- Лебедь плывет по озеру.

- Аист стоит у озера.

- Ласточка летит около облака.

- Соловей сидит на дереве.

- Журавль стоит в траве.

- Грач летит над деревом.

- Нет лебедя.

- Нет аиста.

- Нет ласточки.

- Нет соловья.

- Нет журавля.

- Нет грача.

Дети составляют схемы предложений.

- Длинношеим.

- Красноклювым.

- Длиннохвостой.

- Звонкоголосый.

- Длинноногий.

- Чернокрылый.

- Лебедь, ласточка, гусь, утка, журавль, соловей.

Дети выполняют задание.

- Лебединую шею.

- Ласточкин хвост.

- Утиный клюв.

- Гусиное крыло.

- Журавлиные ноги.

- Соловьиную голову.

- Четыре лебедя, три ласточки, два аиста, пять грачей, три журавля, пять соловьев.

- Грачата, журавлята, аистята, лебедята, утята, гусята, ласточата.

-Ты катись, катись колечко

На осеннее крылечко

Проводи в волшебный лес,

Много встретим там чудес.

- Это осень.

Дети подходят к ковру.

- Красный, оранжевый, жёлтый...

Дети выбирают необходимые цвета и отдают их Осени по очереди, называю вслух выбранный цвет.

- На нём нарисовано дерево.

- Осеннее.

- На нём нет листьев.

- Давайте, мы согласны.

- Тарелки с красками, салфетки.

- Мы можем рисовать руками, ладошками.

- На листья клёна.

Дети подходят к мольберту и по очереди оставляют отпечаток своей ладони.

Дети проходят, присаживаются на ковёр, рассказывают о том,  они что делали.

- До свидания, осень!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с ОНР "Осенние превращения"

Конспект СОД логопеда, воспитателя и музыкального руководителя по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Цель СОД: систематизация знаний детей о признаках ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Знакомство со звуком Б"

Поможет познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек;совершенст...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с общим недоразвитием речи «Мы идём на Ярмарку»

Участники:        Дети старшего дошкольного возраста I логопедической группы, воспитатель I логопедической группы, музыкальный руководитель, учитель-логопед I логопе...

Конспект образовательной деятельности по ручному труду в старшей группе с общим недоразвитием речи Тема: «Воздушный змей»

В конспекте представлена работа с операционными картами по изготовлению поделки воздушный змей....

Конспект образовательной деятельности по ручному труду в старшей группе с общим недоразвитием речи Тема: Мастерская ДЕДА МОРОЗА

В конспекте представлена деятельность по изготовлению поделок к новому году с помошью схем....

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию в подготовительной группе с общим недоразвитием речи Тема «Я вырасту здоровым»

    Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. У родителей часто возникают вопросы о здоровье. Какими способами и средств...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием личностно-ориентированной и проблемно-игровой технологии для детей подготовительной группы на тему: "Праздник со слезами на глазах"

Беседа с детьми о Великой Отечественной войне, о полководцах Великой Отечественной войны, о подвигах детей в годы войны. Чтение детьми стихов о ВОВ. Рассказы детей у стенгазеты о подвигах св...