Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Знакомство со звуком Б"
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

    Ларченко Яна Григорьевна

    Поможет познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;

    продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек;

    совершенствовать фонематический слух и восприятие;развивать просодическую сторону речи;

    развивать   внимание,  зрительное восприятие, общую и мелкую  моторику.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_zvuk_b.doc94.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»  г. НАДЫМА»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте

    детей старшей группы с общим недоразвитием речи.

    Тема: «Знакомство со звуком Б»

    (для детей  5-и - 6-и лет)

    Автор:

    учитель – логопед

    МДОУ «Детский сад «Сказка»

    г. Надыма»

    Ларченко Я.Г.

                                                                                                           

    г. Надым 2014

    Форма: непосредственно образовательная деятельность.

    Образовательная область:  «Коммуникация».

    Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».

    Цель непосредственно образовательной деятельности (НОД): -   формировать коммуникативные универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников.

    Задачи непосредственно образовательной деятельности (НОД):

    Образовательные: 

    • познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;
    • продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек.

    Развивающие:

    • совершенствовать фонематический слух и восприятие;
    • развивать просодическую сторону речи;
    • развивать   внимание,  зрительное восприятие, общую и мелкую  моторику.

    Воспитательные:

    • воспитывать у детей умение правильно обращаться с раздаточным материалом.

    Оборудование:

    Гномики – звуковики; картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Б; разрезная буква Б;  кассы для выкладывания звуковой схемы;  дидактическое пособие «Домик»; схемы птички-синички.

    Этапы занятия

    Содержание деятельности

    Действия

    Педагог

    Дети

    1. Вводная часть

    Введение в игровую ситуацию

    (2 мин)

    Выполнение движений по тексту стихотворения.

    Вот мы руки развели,

    Словно удивились,

    И друг другу до земли

    В пояс поклонились!

    Чтобы всем проснуться,

    Нужно потянуться!

    Эмоционально включает детей в действие.

    Проговаривают четверостишие, показывают движения

    Актуализация и затруднение в игровой ситуации

    Эмоционально -игровой настрой на совместную деятельность

    (5 мин)

    Логопед:  Сегодня мы отправимся  в Волшебный город, где живут гномики – Звуковички. Те самые маленькие человечки, которые помогали нам, всё это время знакомится со звуками нашей речи.
    Но чтобы отправится в путь, вам нужно превратиться в Звукознаек. Давайте, закроем глаза.
    Вот закрыли все глаза.
    Но подглядывать нельзя.
    Как скажу я цифру пять –
    можно глазки открывать.
    1,2,3,4 – пока глаза вы не открыли,
    1,2,3,4,5 – а тут можно открывать.
    Вот теперь вы Звукознайки. А если вы Звукознайки, то вы должны много знать о чём?
    (о звуках).

    Некоторые звуки  можно легко пропеть. Как они называются? (Гласные). Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Согласные). 

    Дифференциация звуков: гласные, твердые и мягкие согласные.

    В этом сказочном городе живут гномы Том, Тим, и гном АУ.  Они так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу к своему дому. Давайте поможем им найти свои дома. (Дети выбирают гнома и называют свой "адрес").

    Например:

    - АУ- гласный,

    - Том - согласный, твердый.

    - Тим - согласный, мягкий.

    Молодцы, помогли гномикам. А теперь давайте сядем на свои места.

    Побуждает к диалогу.

    Побуждает к действию

    Дети произносят стихотворение. Включаются в диалог, рассматривают, рассуждают

    Дети помогаю гномам попасть домой

    Сообщение темы и цели деятельности

    (3 мин)

    Работа над развитием голоса.
    Упражнение «Лесенка».
     

    Логопед:  Ребята. Звуковички очень любят гулять по лесенке. Звук А поднимается вверх. А звук Э спускается вниз.  (Дети пропевают гласные А и Э сначала тихо, а потом все громче.)

    Сообщение темы занятия.

    Посмотрите внимательно на картинку! Бьют в барабан: Б-б-б. С этим звуком мы познакомимся сегодня на занятии.

    Побуждает к действию

    Дети поют гласные звуки

    2. Основная часть

    Открытие нового знания

    (  6 мин)

    Включение нового знания в систему знаний

    ( 7 мин)

    Физминутка

    ( 3 мин)

    Акустико-артикуляционный образ звука.

    Дети хором, а затем индивидуально произносят звук Б. Логопед вместе с детьми дает его характеристику. Звук Б — согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ), твердый, обозначать будем фишкой синего цвета. Звук Б — звонкий (тактильно-вибрационный контроль). Затем логопед просит нескольких детей повторить характеристику звука.

    Связь звука и буквы.

    Звук б оделся и стал выглядеть вот так.

    Был когда-то полукруг,

    К палочке пришел он вдруг.

    Справа встал, остановился,

    Сверху крышею накрылся.

    Логопед демонстрирует букву Б.

    Развитие фонематического слуха.

    Звукознайки будьте внимательны, звуковички решили вас запутать. Я буду произносить ряды слов, а вы должны выбрать правильное слово.

    Бобачка, чабочка, бабочка, кабабочка.

    Рабабан, барабан, бабаран, набараб.

    А сейчас Звуковички предлагают вам поиграть с ними  в интересную игру, и узнать, умеете ли вы отличать гласные звуки от согласных.

    Как только я назову гласный звук - вы будете прыгать,  Если звук согласный - вам необходимо будет хлопать в ладоши.

    А, Н, О, К, Т, И, У, П,

    Закрепление звука в слогах.

    Игра «Живые звуки» Звуковой анализ слогов БА, БУ с выкладыванием графической схемы и указанием заданных звуков на схеме. Закрепление звука в словах.

    Звуковички очень любят играть в одну игру, и мы поиграем. Я покажу вам картинки и назову изображенные на них предметы. А вам поможет наша птичка-синичка определить, где находится звук -б-  (в начале слова, в середине слова или в конце слова).

    Слова: банка,  труба, булка, дуб, забор

     Закрепление звука в тексте.
    Повторение скороговорок вслед за логопедом.

    Ба-ба-ба — на избе была труба.

    Бу-бу-бу — побелили мы трубу.

     Бу-бу-бу — сели птицы на трубу.

    Бы-бы-бы — голубь улетел с трубы.

    Активизирует мыслительную деятельность поисковыми вопросами, обобщает ответы детей, дает инструкцию к действию детей

    Побуждает к действию

    Побуждает к действию

    Побуждает к действию

    Побуждает к действию.

    Побуждает к действию.

    Дает инструкцию к действию детей

    Выражают собственное мнение

    Дети конструируют букву Б из разрезных частей

    Дети называют правильные слова.

    Дети определяют и отличают гласные и согласные звуки

    Дети выкладывают звуковые схемы.

    Думают и высказываются

    Повторяют за логопедом

    3. Заключительная часть

    Анализ-рефлексия

    (3 мин)

    Логопед:  С каким звуком мы сегодня знакомились? Какой это звук? Кому мы сегодня помогли найти свои домики? Кто нам помогал определять место звука в словах? Какие задания вы с легкостью выполняли? Какие трудности  вы испытали  на занятии? /Ответы детей/

    Логопед:  Пришло время прощаться со Звуковичками! Вы сегодня были отличными Звукознайками. Поэтому Звуковички приготовили для вас сюрпризы!

    Даёт оценку деятельности каждого ребёнка, заинтересовывает на последующую деятельность

    Высказывают своё отношение к занятию


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Прогулка в зимний лес»

    Конспект непосредственно – образовательной деятельностив старшей группе «Прогулка в зимний лес» Цели и задачи: 1. Закрепить с детьми изученные звуки и буквы. Продолжать учить читать буквы, слоги,...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.

    Развитие фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа и синтеза....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие в зимний лес".

    Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями « буква», «слог», « слово», знание букв, их графических образов.Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов,...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.

    Цель: дать понятие «Буква», «Звук»; гласный, согласный (твердый, мягкий);умение делить слова на слоги;  умение чисто произносить звуки с помощью артикуляции. Образовательные задачи.Разв...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

    Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе на тему: «В стране Гласных звуков»

    Задачи:систематизировать знания детей о гласных звуках «А», «О», «У»,закреплять умение четко артикулировать гласные звуки, продолжать определять место положени...