Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект 
непосредственной образовательной деятельности 
по обучению грамоте
в старшей группе для детей с ТНР
на тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по обучению грамоте

в старшей группе для детей с ТНР

на тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П»

Разработала:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Сущенко М.В.

г. Урай, 2019г.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Цели:

Коррекционно-образовательные цели: познакомить детей со звуком [c] и с буквой «С», продолжать обучать детей звуковому анализу и синтезу слова, звукобуквенному анализу, печатанию слов, совершенствовать навык чтения;

Коррекционно-развивающие цели: продолжать работу по развитию фонематических процессов, закреплять умение находить место звука в слове, продолжать автоматизировать звук [с] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, закреплять навык составления предложения, закреплять понятие, что звук мы слышим, а букву видим (пишем, читаем);

Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать культуру взаимоотношений, уверенности в себе и своих способностях, желанию помочь своему сверстнику.

Оборудование: шары, открытка, пиктограммы для характеристики звука, сундучок с фишками, мягкая игрушка солнышко, мяч, наборное полотно, поезд с тремя вагонами, картинки с изображением ОСЫ, ОСЛИКА, СЛОНА, ЛИСЫ, СВИНЬИ, ПСА, СОВЫ, ЛАСТОЧКИ, магнитофон, логоритмическая разминка «Песок», звуковые символы красного, синего, зеленого цвета, корзинка с конфетами, букет цветов с буквами, блюдца синего и зеленого цвета, разноцветные шары из картона с картинками, цветные карандаши, шапочка для буквы «С», электронное пособие «Читаем с логопедом», «Речевой экспресс», ноутбук, проектор.

Ход НОД

Дети с логопедом входят в группу.

Логопед: Я очень рада вас видеть, ребята! Сегодня мы продолжаем наше путешествие в волшебный мир букв и звуков. Вспомните с каким звуком и буквой мы с вами знакомились на прошлом занятии. (С буквой Н и звуком [н]);

Логопед: Дома с мамами вам нужно было подобрать картинки, в названии которых звук [н] слышится мягко или твердо. (Ответы детей)

Дети стоят в кругу с логопедом.

II.

Принцесса: Здравствуйте, ребята! 

Логопед: Здравствуй! Как тебя зовут?

Принцесса: Я Принцесса Полина. Живу в огромном замке. У меня много игрушек, но мне очень скучно играть одной! Мне так хочется поиграть с вами! Можно?

Логопед: Ребята, можно Принцессе поиграть с нами? (Да!!!). Конечно, Принцесса Полина. Как раз сегодня мы с ребятами будем знакомиться с твоей буквой и звуком. Вы догадались? (с буквой П и звуком [п])

За ширмой появляется кукла – Принцесса Полина

1. Игра «Поймай звук»

Принцесса: Я принесла вам свои любимые игрушки. Отгадайте, кто это:

Он живёт в просторной клетке,

Говорить с ним любят детки:

Зря его ты не ругай –

Повторушка… (Попугай)

Логопед: Спасибо Принцесса Полина! Ребята, давайте поиграем с Попугаем. Логопед произносит звуки изолированно, затем в слогах, и в предложениях - дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат звук [п]:

На букву П у нас Песок,

И Помидор, и Петушок,

Пузырики, Подарки

И Пони в зооПарке.

Дети стоят в кругу

2.  Игра «Паровоз»

Принцесса: Ребята, отгадайте еще загадку:

Железные избушки 
Держатся друг за дружку, 
Одна, с трубой, 
Тянет всех за собой.
(Паровоз)

Принцесса: Молодцы! Паровоз – моя любимая игрушка!

Логопед: Ребята, я предлагаю вам поиграть с паровозиком! 

На экране паровоз с вагоном, вокруг паровоза картинки. Логопед предлагает детям найти картинки, в названии которых слышится звук [п].

Дети сидят на стульчиках перед экраном.

3.  Игра «Расставь по вагонам»

Логопед: А этот паровоз с тремя вагонами! В первом вагоне поедут картинки, в названии которых звук [п] слышится в начале слова, во втором вагоне – в середине слова, в третьем вагоне – в конце слова. Дети по очереди подходят к паровозику и определяют место звука в слове.

Дети подходят к наборному полотну

4. Динамическая пауза

Принцесса: Отгадайте загадку:

У меня забавный хвостик,

Вместо носа – пятачок,

Я люблю, чтоб мне чесали

Толстый розовый бочок.

(Поросенок)

Логопед: Правильно! Давайте поиграем с поросенком! (Звучит лого-ритмическая композиция «Этот толстый поросенок». Ребенок показывает движения под музыку, дети повторяют движения.)

Дети свободно стоят по группе.

5. Характеристика звука.

Логопед: Давайте расскажем про звук [п]»:

Дети: (с опорой на схемы). Звук [п] нельзя петь (согласный), глухой, может быть твердым и мягким.

Дети садятся за стол.

6.  Игра «Звук - буква»

Логопед:                          Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять,

Звуки можно только слышать,

А еще можно сказать!

- Ребята, что же делать, как нам увидеть букву П?

Дети: Нужно превратить звук в букву. (Логопед достает из синего домика символ звука [п], меняет его на букву П, показывает букву детям).

Логопед: Из каких элементов состоит буква П? (Ответы детей)

7.  Игра «Почитай-ка»

Логопед: А теперь почитаем с буквой П.

Логопед выставляет на мольберте таблицу для чтения:

А

А

О

П

О

У

У

АП

ПА

ОП

ПО

УП

ПУ

Дети читают хором, по – одному.

8.  Работа в тетради

Логопед предлагает детям раскрасить букву П в тетради.

9.  Игра «Построй букву»

Логопед предлагает выбрать тарелочку с любым материалом и построить букву П.

Дети подходят к маленькому столику, на котором стоят тарелочки с палочками, фасолью, пуговицами, пластилином, веревочками и т.д.

10.  Игра «Пузырьки»

Логопед предлагает детям найти среди других букв, только букву П.

По очереди каждый ребенок подходит к монитору и показывает букву П.

Принцесса: Я хочу вам подарить веселые пузырьки!

Логопед: Спасибо, Принцесса Полина!

Дети садятся на стульчики перед экраном.

III.

Итог.

Логопед:

  1. Принцесса, тебе понравилось играть с нами? (Да)
  2. Ребята, а какие игры запомнились вам больше всего? (Ответы)
  3. А нам с Принцессой очень понравились ответы … (имена детей).

Логопед берет в руки куклу, подходит к ребенку и отмечает удачи каждого ребенка.

Принцесса: Ребята. Вы молодцы! Мне было с вами очень интересно!

Но мне пора возвращаться!

Логопед: До свиданья! Мы будем ждать тебя Принцесса!

Логопед приглашает малышей поиграть с мыльными пузырями.

Дети сидят на стульчиках.

C:\Users\User\Desktop\КРИТЕРИИ\4. ТРАНСЛИРОВАНИЕ\CamScanner 17.12.2023 20.33.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель:Коррекционно-образовательная:·         Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: « ЗВУКИ Т, ТЬ. БУКВА Т».

Тема:  «Звуки т, ть. Буква Т».      Цель:   познакомить детей со звуками  т, ть; познакомить  с буквой  Т....

Конспект нод по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с нарушением речи. Тема: Звук и буква О.

Подробный конспект для учителя-логопеда. Повторение и закрепление материала в игровой форме по звуку "О" и знакомство с буквой О в рамках лексической темы "Осень"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [c] и с буквой «С»

Данный конспект НОД позволит учителю-логопеду через игру познакомить детей со звуком [c] и с буквой «С»,  обучать детей звуковому анализу и синтезу слова, звукобуквенному анализу, печ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: Звуки "К-КЬ".

Цель: 1. Четкое произнесение, различение звуков.           2. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, преобразование в прямые....

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью. Тема: Звук. Звуки речи

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью.  Тема: Звук. Звуки речиЦель: Формирование представлений о звуках. Звуки природы, з...