Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [c] и с буквой «С»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Данный конспект НОД позволит учителю-логопеду через игру познакомить детей со звуком [c] и с буквой «С»,  обучать детей звуковому анализу и синтезу слова, звукобуквенному анализу, печатанию слов, совершенствовать навык чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по обучению грамоте

в подготовительной группе для детей с ТНР

на тему «Знакомство детей со звуком [c] и с буквой «С»

Подготовила                                                                                                                    

учитель-логопед

высшей квалификационной категории                                                                                                                

 Сущенко М.В.

г. Урай, 2018г.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Цели:

Коррекционно-образовательные цели: познакомить детей со звуком [c] и с буквой «С», продолжать обучать детей звуковому анализу и синтезу слова, звукобуквенному анализу, печатанию слов, совершенствовать навык чтения;

Коррекционно-развивающие цели: продолжать работу по развитию фонематических процессов, закреплять умение находить место звука в слове, продолжать автоматизировать звук [с] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, закреплять навык составления предложения, закреплять понятие, что звук мы слышим, а букву видим (пишем, читаем);

Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать культуру взаимоотношений, уверенности в себе и своих способностях, желанию помочь своему сверстнику.

Оборудование: шары, открытка, пиктограммы для характеристики звука, сундучок с фишками, мягкая игрушка солнышко, мяч, наборное полотно, поезд с тремя вагонами, картинки с изображением ОСЫ, ОСЛИКА, СЛОНА, ЛИСЫ, СВИНЬИ, ПСА, СОВЫ, ЛАСТОЧКИ, магнитофон, логоритмическая разминка «Песок», звуковые символы красного, синего, зеленого цвета, корзинка с конфетами, букет цветов с буквами, блюдца синего и зеленого цвета, разноцветные шары из картона с картинками, цветные карандаши, шапочка для буквы «С», электронное пособие «Читаем с логопедом», «Речевой экспресс», ноутбук, проектор.

Ход НОД

Групповая комната украшена шарами. На одном шаре прикреплена открытка. Дети входят в группу.

Логопед: Мы с вами продолжаем путешествие в страну звуков и букв. С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся, вы узнаете, отгадав предмет по описанию. 

1. Игра «На выставке». 

Логопед обращает внимание детей на экран, где проходит «выставка картин», на ней представлены картинки со звуком [с], дети внимательно слушают описание предмета, изображенного на картинке и называют его. Когда все предметы отгаданы, на экране появляется изображение картины.

Логопед: Какой звук слышится в названиях предметов?

Дети: Звук [с].

Логопед: Правильно. Предлагаю вам сесть на коврик и рассказать, что мы знаем об этом звуке.

2. Упражнение «Характеристика звука». 

Опираясь на пиктограммы, дети дают характеристику звуку [с].C:\Users\Marin\Desktop\работа\МОИ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ\ЗВУК С, БУКВА С\Фотографии к конспекту\IMG_8775.JPG

Дети: Звук [с] – согласный, глухой, бывает твердым и мягким. 

Логопед: Поиграем со звуком [с]? 

Дети: Да!

3. Игра «Будь внимателен!»

Логопед: в каких словах слышится звук [с]:

Я, когда сосульку ел,

Было очень вкусно.

А потом я заболел –

Стало очень грустно.

Молодого злого пса

В нос ужалила оса.

- Не скули – сказал я псу. -

Прогони скорей осу.

Соня очень любит спать.

Соней Соню стали звать.

Соня-соня спит весь день.

Погулять ей даже лень.

Посмотри-ка, Сонюшка:

на дворе-то солнышко.

Раз, два, три, четыре:

Сосчитаем дыры в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера.

Дети называют слова со звуком [с].

4. Игра «Волшебный сундучок».

Логопед: Теперь вы придумайте слова, в которых слышится звук [с]. Дети произносят слова, логопед складывает слова (фишки) в сундучок.

5. Упражнение «Составь предложение».

Логопед: Составьте слово из звуков (логопед произносит раздельно звуки с, о, л, н, ц, е).

Дети: «Солнце»!

Логопед: Правильно! (Логопед берет в руки мягкую игрушку «Солнышко»).

Логопед: А сейчас составьте предложение с тем словом, которое вы придумали! (Дети по очереди берут фишку-слово из сундучка называют слово со звуком [с] и составляют с ними предложения.

6. Игра «Произнеси правильно».

Дети встают в круг. Логопед бросает мяч ребенку и предлагает вспомнить чистоговорки со звуком [с].

Дети: 

Слава съел салат капустный,

Был салат у Славы вкусный.

Снится сон сому о том,

Что он сильный слон, не сом.

«Где усы?» - расстроен сом.

Не согласен сом со сном.

Сливы спелые висят,

Синим стал сливовый сад.

Сливы слева, сливы справа,

Собирает сливы Слава.

Пес Барбос совсем раскис,

Дам ему ирис «Кис-кис».

Цапля в цирке выступала:

Цифры носом написала.

Сыплет, сыплет снег с небес.

Спит под снегом зимний лес.

Сонный сад в снегу стоит.

Сад под снегом тоже спит.

Логопед: Ребята, вы обратили внимание, как сегодня украшена наша группа? Может быть у кого-то сегодня праздник или день рождение?

Дети: Нет.

Логопед: Давайте прочитаем открытку и тогда все узнаем! (Логопед берет открытку и читает ее детям).

У меня сегодня день рожденья!

Будут игры, шутки, развлеченья.

Будем мы играть, гулять, резвиться.

Приглашаю вас повеселиться!

Буква «С».

Логопед: Мы приглашены на день рождение! Хотите побывать на именинах у буквы «С»?

Дети: Да!

7. Упражнение «Поезд»

Логопед: Тогда отправляемся! А поедем мы с вами на поезде. (Дети садятся на стульчики. На наборном полотне поезд с тремя вагонами, картинки с изображением ОСЫ, ОСЛИКА, СЛОНА, ЛИСЫ, СВИНЬИ, ПСА, СОВЫ, ЛАСТОЧКИ).  

Логопед: Посмотрите сколько гостей спешат на именины, но не знают в какой вагон им сесть. Поможем им?C:\Users\Marin\Desktop\работа\МОИ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ\ЗВУК С, БУКВА С\Фотографии к конспекту\IMG_8770.JPG

Дети: Да!

Логопед: в первом вагоне поедут гости, в названии которых звук [с] слышится в начале слова, во втором вагоне гости, в названии которых звук [с] слышится в середине слова, в третьем вагоне поедут гости, в названии которых звук [с] слышится в конце слова. (Дети по очереди выполняют задание)

8. Логоритмическая разминка

Логопед: Спасибо вам, ребята за помощь! Поехали! А чтобы в пути не скучать давайте споем! (Звучит логоритмическая дорожка, дети за логопедом повторяют движения, четко произносят звук [с]).

Сыплется, сыплется, сыплется, сыплется песок – с-с-с-с…

Слышится, слышится, слышится сыпучий голосок.

Ветер песню напевает - с-с-с-с…

И песочек насыпает – с-с-с-с…

С-с-с-с, С-с-с-с, С-с-с-с, С-с-с-с…

С-с-с-с, С-с-с-с, С-с-с-с, С-с-с-с…

9. Игра «Букет»

Логопед: Вот мы и на месте! Но где же буква «С»? Мы ее слышим, произносим, но не видим, что же нам делать?

Дети: Нужно звук превратить в букву! (Логопед достает из синего домика синий кружок, который обозначает звук [с], в это время звучит музыка и в группу входит буква «С»).

Буква «С»: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

Логопед: Здравствуй буква «С». Мы поздравляем тебя с днем рождения и дарим букет цветов!  (Логопед вывешивает на мольберт букет из цветов, на котором напечатаны гласные буквы в середине буква «С». Дети составляют из букв слоги и читают - сначала обратные, затем прямые слоги).C:\Users\Marin\Desktop\работа\МОИ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ\ЗВУК С, БУКВА С\Фотографии к конспекту\IMG_8759.JPG

10. Игра: «Угощения»

Буква «С»: Я для вас приготовила угощенья, эти вкусные конфеты! (на каждой конфете наклеены картинки) для мальчиков конфеты с твердым звуком [с], а для девочек конфеты с мягким звуком [сь]. Помогите разложить конфеты по блюдцам. (Дети достают по одной конфете из корзинки и раскладывают их по блюдцам – в синее блюдце с твердым звуком [с], в зеленое блюдце – с мягким звуком [сь], в конце игры логопед проверяет задание, хвалит детей).

11. Упражнение «Разноцветные шары»

Логопед: Без чего не бывает дня рождения?

Дети: Без подарков!

Логопед: Давайте и мы приготовим подарки для нашей именинницы! (Логопед предлагает детям на разноцветных шарах выбрать и раскрасить картинку, в названии которого слышится звук [с], затем составить звуковую схему к слову, напечатать буквы, прочитать слово). C:\Users\Marin\Desktop\работа\МОИ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ\ЗВУК С, БУКВА С\Фотографии к конспекту\IMG_8760.JPG

Логопед: Вручите свои подарки нашей имениннице! (Дети поздравляют букву «С» и дарят ей шары).

12. Игра «Сладкоежка».

Логопед: Один из гостей уже угощается, давайте поиграем с ним! (На экране «Сладкоежка». Из трех букв детям предлагается составить слово, прочитать его, в том случае, если ребенок составил слово правильно Сладкоежка получает пирожок). Дети по очереди выполняют задание.

13. Итог.

Буква «С»: Мне пора идти к детям в другой детский сад. Спасибо вам ребята! Вы молодцы!

Дети: До свидания, Буква «С»!

Логопед: Нам тоже пора возвращаться! Какие игры вам понравились? (Дети называют игры и упражнения. Логопед хвалит детей и отмечает успехи каждого ребенка).

Логопед: Предлагаю вам, ребята, тоже угоститься вкусными конфетами!

Список литературы:

1.Балашова Е.Ф. Обучение грамоте с профилактикой дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи, из опыта работы, Челябинск ИЗДАТЕЛЬСТВО «МИРОС», 1999г.

2.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, Москва ВЛАДОС, 1999г.

3.Нищева Н.В. Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

4. «Речевой экспресс» - развивающие игры для детей с ОНР, © 2018 Развивающий портал mersibo.ru. Общество с ограниченной ответственностью «Мерсибо». ОГРН 1137746437014, ИНН 7715964045, КПП 771501001

5. «Читаем с логопедом» - игры для знакомства с буквами и звуками.  © 2018 Развивающий портал mersibo.ru. Общество с ограниченной ответственностью «Мерсибо». ОГРН 1137746437014, ИНН 7715964045, КПП 771501001

6.http://lektsiopedia.org/lek-85957.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР. Тема: "Звук С. Буква С"

Коррекционно - обучающие цели: познакомить детей со звуком и буквой С; научит характеризовать звук по акустико - артикуляционным признакам;коррекционно - развивающие цели: развивать фонематический слу...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Конспект логопедичесой НОД по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Викторина «Знатоки Букваря»

Итоговое логопедическое занятие  по обучению грамоте в подготовительной коррекционной группе V вида....

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: « ЗВУКИ Т, ТЬ. БУКВА Т».

Тема:  «Звуки т, ть. Буква Т».      Цель:   познакомить детей со звуками  т, ть; познакомить  с буквой  Т....

Конспект нод по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с нарушением речи. Тема: Звук и буква О.

Подробный конспект для учителя-логопеда. Повторение и закрепление материала в игровой форме по звуку "О" и знакомство с буквой О в рамках лексической темы "Осень"....

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»...