Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [c] и с буквой «С»
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

    Данный конспект НОД позволит учителю-логопеду через игру познакомить детей со звуком [c] и с буквой «С»,  обучать детей звуковому анализу и синтезу слова, звукобуквенному анализу, печатанию слов, совершенствовать навык чтения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»

    Конспект

    непосредственной образовательной деятельности

    по обучению грамоте

    в подготовительной группе для детей с ТНР

    на тему «Знакомство детей со звуком [c] и с буквой «С»

    Подготовила                                                                                                                    

    учитель-логопед

    высшей квалификационной категории                                                                                                                

     Сущенко М.В.

    г. Урай, 2018г.

    Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

    Цели:

    Коррекционно-образовательные цели: познакомить детей со звуком [c] и с буквой «С», продолжать обучать детей звуковому анализу и синтезу слова, звукобуквенному анализу, печатанию слов, совершенствовать навык чтения;

    Коррекционно-развивающие цели: продолжать работу по развитию фонематических процессов, закреплять умение находить место звука в слове, продолжать автоматизировать звук [с] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, закреплять навык составления предложения, закреплять понятие, что звук мы слышим, а букву видим (пишем, читаем);

    Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать культуру взаимоотношений, уверенности в себе и своих способностях, желанию помочь своему сверстнику.

    Оборудование: шары, открытка, пиктограммы для характеристики звука, сундучок с фишками, мягкая игрушка солнышко, мяч, наборное полотно, поезд с тремя вагонами, картинки с изображением ОСЫ, ОСЛИКА, СЛОНА, ЛИСЫ, СВИНЬИ, ПСА, СОВЫ, ЛАСТОЧКИ, магнитофон, логоритмическая разминка «Песок», звуковые символы красного, синего, зеленого цвета, корзинка с конфетами, букет цветов с буквами, блюдца синего и зеленого цвета, разноцветные шары из картона с картинками, цветные карандаши, шапочка для буквы «С», электронное пособие «Читаем с логопедом», «Речевой экспресс», ноутбук, проектор.

    Ход НОД

    Групповая комната украшена шарами. На одном шаре прикреплена открытка. Дети входят в группу.

    Логопед: Мы с вами продолжаем путешествие в страну звуков и букв. С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся, вы узнаете, отгадав предмет по описанию. 

    1. Игра «На выставке». 

    Логопед обращает внимание детей на экран, где проходит «выставка картин», на ней представлены картинки со звуком [с], дети внимательно слушают описание предмета, изображенного на картинке и называют его. Когда все предметы отгаданы, на экране появляется изображение картины.

    Логопед: Какой звук слышится в названиях предметов?

    Дети: Звук [с].

    Логопед: Правильно. Предлагаю вам сесть на коврик и рассказать, что мы знаем об этом звуке.

    2. Упражнение «Характеристика звука». 

    Опираясь на пиктограммы, дети дают характеристику звуку [с].C:\Users\Marin\Desktop\работа\МОИ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ\ЗВУК С, БУКВА С\Фотографии к конспекту\IMG_8775.JPG

    Дети: Звук [с] – согласный, глухой, бывает твердым и мягким. 

    Логопед: Поиграем со звуком [с]? 

    Дети: Да!

    3. Игра «Будь внимателен!»

    Логопед: в каких словах слышится звук [с]:

    Я, когда сосульку ел,

    Было очень вкусно.

    А потом я заболел –

    Стало очень грустно.

    Молодого злого пса

    В нос ужалила оса.

    - Не скули – сказал я псу. -

    Прогони скорей осу.

    Соня очень любит спать.

    Соней Соню стали звать.

    Соня-соня спит весь день.

    Погулять ей даже лень.

    Посмотри-ка, Сонюшка:

    на дворе-то солнышко.

    Раз, два, три, четыре:

    Сосчитаем дыры в сыре.

    Если в сыре много дыр,

    Значит, вкусным будет сыр.

    Если в нем одна дыра,

    Значит, вкусным был вчера.

    Дети называют слова со звуком [с].

    4. Игра «Волшебный сундучок».

    Логопед: Теперь вы придумайте слова, в которых слышится звук [с]. Дети произносят слова, логопед складывает слова (фишки) в сундучок.

    5. Упражнение «Составь предложение».

    Логопед: Составьте слово из звуков (логопед произносит раздельно звуки с, о, л, н, ц, е).

    Дети: «Солнце»!

    Логопед: Правильно! (Логопед берет в руки мягкую игрушку «Солнышко»).

    Логопед: А сейчас составьте предложение с тем словом, которое вы придумали! (Дети по очереди берут фишку-слово из сундучка называют слово со звуком [с] и составляют с ними предложения.

    6. Игра «Произнеси правильно».

    Дети встают в круг. Логопед бросает мяч ребенку и предлагает вспомнить чистоговорки со звуком [с].

    Дети: 

    Слава съел салат капустный,

    Был салат у Славы вкусный.

    Снится сон сому о том,

    Что он сильный слон, не сом.

    «Где усы?» - расстроен сом.

    Не согласен сом со сном.

    Сливы спелые висят,

    Синим стал сливовый сад.

    Сливы слева, сливы справа,

    Собирает сливы Слава.

    Пес Барбос совсем раскис,

    Дам ему ирис «Кис-кис».

    Цапля в цирке выступала:

    Цифры носом написала.

    Сыплет, сыплет снег с небес.

    Спит под снегом зимний лес.

    Сонный сад в снегу стоит.

    Сад под снегом тоже спит.

    Логопед: Ребята, вы обратили внимание, как сегодня украшена наша группа? Может быть у кого-то сегодня праздник или день рождение?

    Дети: Нет.

    Логопед: Давайте прочитаем открытку и тогда все узнаем! (Логопед берет открытку и читает ее детям).

    У меня сегодня день рожденья!

    Будут игры, шутки, развлеченья.

    Будем мы играть, гулять, резвиться.

    Приглашаю вас повеселиться!

    Буква «С».

    Логопед: Мы приглашены на день рождение! Хотите побывать на именинах у буквы «С»?

    Дети: Да!

    7. Упражнение «Поезд»

    Логопед: Тогда отправляемся! А поедем мы с вами на поезде. (Дети садятся на стульчики. На наборном полотне поезд с тремя вагонами, картинки с изображением ОСЫ, ОСЛИКА, СЛОНА, ЛИСЫ, СВИНЬИ, ПСА, СОВЫ, ЛАСТОЧКИ).  

    Логопед: Посмотрите сколько гостей спешат на именины, но не знают в какой вагон им сесть. Поможем им?C:\Users\Marin\Desktop\работа\МОИ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ\ЗВУК С, БУКВА С\Фотографии к конспекту\IMG_8770.JPG

    Дети: Да!

    Логопед: в первом вагоне поедут гости, в названии которых звук [с] слышится в начале слова, во втором вагоне гости, в названии которых звук [с] слышится в середине слова, в третьем вагоне поедут гости, в названии которых звук [с] слышится в конце слова. (Дети по очереди выполняют задание)

    8. Логоритмическая разминка

    Логопед: Спасибо вам, ребята за помощь! Поехали! А чтобы в пути не скучать давайте споем! (Звучит логоритмическая дорожка, дети за логопедом повторяют движения, четко произносят звук [с]).

    Сыплется, сыплется, сыплется, сыплется песок – с-с-с-с…

    Слышится, слышится, слышится сыпучий голосок.

    Ветер песню напевает - с-с-с-с…

    И песочек насыпает – с-с-с-с…

    С-с-с-с, С-с-с-с, С-с-с-с, С-с-с-с…

    С-с-с-с, С-с-с-с, С-с-с-с, С-с-с-с…

    9. Игра «Букет»

    Логопед: Вот мы и на месте! Но где же буква «С»? Мы ее слышим, произносим, но не видим, что же нам делать?

    Дети: Нужно звук превратить в букву! (Логопед достает из синего домика синий кружок, который обозначает звук [с], в это время звучит музыка и в группу входит буква «С»).

    Буква «С»: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

    Логопед: Здравствуй буква «С». Мы поздравляем тебя с днем рождения и дарим букет цветов!  (Логопед вывешивает на мольберт букет из цветов, на котором напечатаны гласные буквы в середине буква «С». Дети составляют из букв слоги и читают - сначала обратные, затем прямые слоги).C:\Users\Marin\Desktop\работа\МОИ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ\ЗВУК С, БУКВА С\Фотографии к конспекту\IMG_8759.JPG

    10. Игра: «Угощения»

    Буква «С»: Я для вас приготовила угощенья, эти вкусные конфеты! (на каждой конфете наклеены картинки) для мальчиков конфеты с твердым звуком [с], а для девочек конфеты с мягким звуком [сь]. Помогите разложить конфеты по блюдцам. (Дети достают по одной конфете из корзинки и раскладывают их по блюдцам – в синее блюдце с твердым звуком [с], в зеленое блюдце – с мягким звуком [сь], в конце игры логопед проверяет задание, хвалит детей).

    11. Упражнение «Разноцветные шары»

    Логопед: Без чего не бывает дня рождения?

    Дети: Без подарков!

    Логопед: Давайте и мы приготовим подарки для нашей именинницы! (Логопед предлагает детям на разноцветных шарах выбрать и раскрасить картинку, в названии которого слышится звук [с], затем составить звуковую схему к слову, напечатать буквы, прочитать слово). C:\Users\Marin\Desktop\работа\МОИ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ\ЗВУК С, БУКВА С\Фотографии к конспекту\IMG_8760.JPG

    Логопед: Вручите свои подарки нашей имениннице! (Дети поздравляют букву «С» и дарят ей шары).

    12. Игра «Сладкоежка».

    Логопед: Один из гостей уже угощается, давайте поиграем с ним! (На экране «Сладкоежка». Из трех букв детям предлагается составить слово, прочитать его, в том случае, если ребенок составил слово правильно Сладкоежка получает пирожок). Дети по очереди выполняют задание.

    13. Итог.

    Буква «С»: Мне пора идти к детям в другой детский сад. Спасибо вам ребята! Вы молодцы!

    Дети: До свидания, Буква «С»!

    Логопед: Нам тоже пора возвращаться! Какие игры вам понравились? (Дети называют игры и упражнения. Логопед хвалит детей и отмечает успехи каждого ребенка).

    Логопед: Предлагаю вам, ребята, тоже угоститься вкусными конфетами!

    Список литературы:

    1.Балашова Е.Ф. Обучение грамоте с профилактикой дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи, из опыта работы, Челябинск ИЗДАТЕЛЬСТВО «МИРОС», 1999г.

    2.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, Москва ВЛАДОС, 1999г.

    3.Нищева Н.В. Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

    4. «Речевой экспресс» - развивающие игры для детей с ОНР, © 2018 Развивающий портал mersibo.ru. Общество с ограниченной ответственностью «Мерсибо». ОГРН 1137746437014, ИНН 7715964045, КПП 771501001

    5. «Читаем с логопедом» - игры для знакомства с буквами и звуками.  © 2018 Развивающий портал mersibo.ru. Общество с ограниченной ответственностью «Мерсибо». ОГРН 1137746437014, ИНН 7715964045, КПП 771501001

    6.http://lektsiopedia.org/lek-85957.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР. Тема: "Звук С. Буква С"

    Коррекционно - обучающие цели: познакомить детей со звуком и буквой С; научит характеризовать звук по акустико - артикуляционным признакам;коррекционно - развивающие цели: развивать фонематический слу...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

    Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

    Конспект логопедичесой НОД по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Викторина «Знатоки Букваря»

    Итоговое логопедическое занятие  по обучению грамоте в подготовительной коррекционной группе V вида....

    КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»

    -закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;-учить сравнивать слова по длине;-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);-познакомить с сим...

    КОНСПЕКТ НОД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: « ЗВУКИ Т, ТЬ. БУКВА Т».

    Тема:  «Звуки т, ть. Буква Т».      Цель:   познакомить детей со звуками  т, ть; познакомить  с буквой  Т....

    Конспект нод по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с нарушением речи. Тема: Звук и буква О.

    Подробный конспект для учителя-логопеда. Повторение и закрепление материала в игровой форме по звуку "О" и знакомство с буквой О в рамках лексической темы "Осень"....

    План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»

    План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»...