Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [c] и с буквой «С»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Данный конспект НОД позволит учителю-логопеду через игру познакомить детей со звуком [c] и с буквой «С», обучать детей звуковому анализу и синтезу слова, звукобуквенному анализу, печатанию слов, совершенствовать навык чтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по обучению грамоте
в подготовительной группе для детей с ТНР
на тему «Знакомство детей со звуком [c] и с буквой «С»
Подготовила
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Сущенко М.В.
г. Урай, 2018г.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Цели:
Коррекционно-образовательные цели: познакомить детей со звуком [c] и с буквой «С», продолжать обучать детей звуковому анализу и синтезу слова, звукобуквенному анализу, печатанию слов, совершенствовать навык чтения;
Коррекционно-развивающие цели: продолжать работу по развитию фонематических процессов, закреплять умение находить место звука в слове, продолжать автоматизировать звук [с] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, закреплять навык составления предложения, закреплять понятие, что звук мы слышим, а букву видим (пишем, читаем);
Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать культуру взаимоотношений, уверенности в себе и своих способностях, желанию помочь своему сверстнику.
Оборудование: шары, открытка, пиктограммы для характеристики звука, сундучок с фишками, мягкая игрушка солнышко, мяч, наборное полотно, поезд с тремя вагонами, картинки с изображением ОСЫ, ОСЛИКА, СЛОНА, ЛИСЫ, СВИНЬИ, ПСА, СОВЫ, ЛАСТОЧКИ, магнитофон, логоритмическая разминка «Песок», звуковые символы красного, синего, зеленого цвета, корзинка с конфетами, букет цветов с буквами, блюдца синего и зеленого цвета, разноцветные шары из картона с картинками, цветные карандаши, шапочка для буквы «С», электронное пособие «Читаем с логопедом», «Речевой экспресс», ноутбук, проектор.
Ход НОД
Групповая комната украшена шарами. На одном шаре прикреплена открытка. Дети входят в группу.
Логопед: Мы с вами продолжаем путешествие в страну звуков и букв. С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся, вы узнаете, отгадав предмет по описанию.
1. Игра «На выставке».
Логопед обращает внимание детей на экран, где проходит «выставка картин», на ней представлены картинки со звуком [с], дети внимательно слушают описание предмета, изображенного на картинке и называют его. Когда все предметы отгаданы, на экране появляется изображение картины.
Логопед: Какой звук слышится в названиях предметов?
Дети: Звук [с].
Логопед: Правильно. Предлагаю вам сесть на коврик и рассказать, что мы знаем об этом звуке.
2. Упражнение «Характеристика звука».
Опираясь на пиктограммы, дети дают характеристику звуку [с].
Дети: Звук [с] – согласный, глухой, бывает твердым и мягким.
Логопед: Поиграем со звуком [с]?
Дети: Да!
3. Игра «Будь внимателен!»
Логопед: в каких словах слышится звук [с]:
Я, когда сосульку ел,
Было очень вкусно.
А потом я заболел –
Стало очень грустно.
Молодого злого пса
В нос ужалила оса.
- Не скули – сказал я псу. -
Прогони скорей осу.
Соня очень любит спать.
Соней Соню стали звать.
Соня-соня спит весь день.
Погулять ей даже лень.
Посмотри-ка, Сонюшка:
на дворе-то солнышко.
Раз, два, три, четыре:
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
Дети называют слова со звуком [с].
4. Игра «Волшебный сундучок».
Логопед: Теперь вы придумайте слова, в которых слышится звук [с]. Дети произносят слова, логопед складывает слова (фишки) в сундучок.
5. Упражнение «Составь предложение».
Логопед: Составьте слово из звуков (логопед произносит раздельно звуки с, о, л, н, ц, е).
Дети: «Солнце»!
Логопед: Правильно! (Логопед берет в руки мягкую игрушку «Солнышко»).
Логопед: А сейчас составьте предложение с тем словом, которое вы придумали! (Дети по очереди берут фишку-слово из сундучка называют слово со звуком [с] и составляют с ними предложения.
6. Игра «Произнеси правильно».
Дети встают в круг. Логопед бросает мяч ребенку и предлагает вспомнить чистоговорки со звуком [с].
Дети:
Слава съел салат капустный,
Был салат у Славы вкусный.
Снится сон сому о том,
Что он сильный слон, не сом.
«Где усы?» - расстроен сом.
Не согласен сом со сном.
Сливы спелые висят,
Синим стал сливовый сад.
Сливы слева, сливы справа,
Собирает сливы Слава.
Пес Барбос совсем раскис,
Дам ему ирис «Кис-кис».
Цапля в цирке выступала:
Цифры носом написала.
Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит.
Сад под снегом тоже спит.
Логопед: Ребята, вы обратили внимание, как сегодня украшена наша группа? Может быть у кого-то сегодня праздник или день рождение?
Дети: Нет.
Логопед: Давайте прочитаем открытку и тогда все узнаем! (Логопед берет открытку и читает ее детям).
У меня сегодня день рожденья!
Будут игры, шутки, развлеченья.
Будем мы играть, гулять, резвиться.
Приглашаю вас повеселиться!
Буква «С».
Логопед: Мы приглашены на день рождение! Хотите побывать на именинах у буквы «С»?
Дети: Да!
7. Упражнение «Поезд»
Логопед: Тогда отправляемся! А поедем мы с вами на поезде. (Дети садятся на стульчики. На наборном полотне поезд с тремя вагонами, картинки с изображением ОСЫ, ОСЛИКА, СЛОНА, ЛИСЫ, СВИНЬИ, ПСА, СОВЫ, ЛАСТОЧКИ).
Логопед: Посмотрите сколько гостей спешат на именины, но не знают в какой вагон им сесть. Поможем им?
Дети: Да!
Логопед: в первом вагоне поедут гости, в названии которых звук [с] слышится в начале слова, во втором вагоне гости, в названии которых звук [с] слышится в середине слова, в третьем вагоне поедут гости, в названии которых звук [с] слышится в конце слова. (Дети по очереди выполняют задание)
8. Логоритмическая разминка
Логопед: Спасибо вам, ребята за помощь! Поехали! А чтобы в пути не скучать давайте споем! (Звучит логоритмическая дорожка, дети за логопедом повторяют движения, четко произносят звук [с]).
Сыплется, сыплется, сыплется, сыплется песок – с-с-с-с…
Слышится, слышится, слышится сыпучий голосок.
Ветер песню напевает - с-с-с-с…
И песочек насыпает – с-с-с-с…
С-с-с-с, С-с-с-с, С-с-с-с, С-с-с-с…
С-с-с-с, С-с-с-с, С-с-с-с, С-с-с-с…
9. Игра «Букет»
Логопед: Вот мы и на месте! Но где же буква «С»? Мы ее слышим, произносим, но не видим, что же нам делать?
Дети: Нужно звук превратить в букву! (Логопед достает из синего домика синий кружок, который обозначает звук [с], в это время звучит музыка и в группу входит буква «С»).
Буква «С»: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!
Логопед: Здравствуй буква «С». Мы поздравляем тебя с днем рождения и дарим букет цветов! (Логопед вывешивает на мольберт букет из цветов, на котором напечатаны гласные буквы в середине буква «С». Дети составляют из букв слоги и читают - сначала обратные, затем прямые слоги).
10. Игра: «Угощения»
Буква «С»: Я для вас приготовила угощенья, эти вкусные конфеты! (на каждой конфете наклеены картинки) для мальчиков конфеты с твердым звуком [с], а для девочек конфеты с мягким звуком [сь]. Помогите разложить конфеты по блюдцам. (Дети достают по одной конфете из корзинки и раскладывают их по блюдцам – в синее блюдце с твердым звуком [с], в зеленое блюдце – с мягким звуком [сь], в конце игры логопед проверяет задание, хвалит детей).
11. Упражнение «Разноцветные шары»
Логопед: Без чего не бывает дня рождения?
Дети: Без подарков!
Логопед: Давайте и мы приготовим подарки для нашей именинницы! (Логопед предлагает детям на разноцветных шарах выбрать и раскрасить картинку, в названии которого слышится звук [с], затем составить звуковую схему к слову, напечатать буквы, прочитать слово).
Логопед: Вручите свои подарки нашей имениннице! (Дети поздравляют букву «С» и дарят ей шары).
12. Игра «Сладкоежка».
Логопед: Один из гостей уже угощается, давайте поиграем с ним! (На экране «Сладкоежка». Из трех букв детям предлагается составить слово, прочитать его, в том случае, если ребенок составил слово правильно Сладкоежка получает пирожок). Дети по очереди выполняют задание.
13. Итог.
Буква «С»: Мне пора идти к детям в другой детский сад. Спасибо вам ребята! Вы молодцы!
Дети: До свидания, Буква «С»!
Логопед: Нам тоже пора возвращаться! Какие игры вам понравились? (Дети называют игры и упражнения. Логопед хвалит детей и отмечает успехи каждого ребенка).
Логопед: Предлагаю вам, ребята, тоже угоститься вкусными конфетами!
Список литературы:
1.Балашова Е.Ф. Обучение грамоте с профилактикой дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи, из опыта работы, Челябинск ИЗДАТЕЛЬСТВО «МИРОС», 1999г.
2.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, Москва ВЛАДОС, 1999г.
3.Нищева Н.В. Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
4. «Речевой экспресс» - развивающие игры для детей с ОНР, © 2018 Развивающий портал mersibo.ru. Общество с ограниченной ответственностью «Мерсибо». ОГРН 1137746437014, ИНН 7715964045, КПП 771501001
5. «Читаем с логопедом» - игры для знакомства с буквами и звуками. © 2018 Развивающий портал mersibo.ru. Общество с ограниченной ответственностью «Мерсибо». ОГРН 1137746437014, ИНН 7715964045, КПП 771501001
6.http://lektsiopedia.org/lek-85957.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР. Тема: "Звук С. Буква С"
Коррекционно - обучающие цели: познакомить детей со звуком и буквой С; научит характеризовать звук по акустико - артикуляционным признакам;коррекционно - развивающие цели: развивать фонематический слу...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...
Конспект логопедичесой НОД по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Викторина «Знатоки Букваря»
Итоговое логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной коррекционной группе V вида....
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: « ЗВУКИ Т, ТЬ. БУКВА Т».
Тема: «Звуки т, ть. Буква Т». Цель: познакомить детей со звуками т, ть; познакомить с буквой Т....
Конспект нод по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с нарушением речи. Тема: Звук и буква О.
Подробный конспект для учителя-логопеда. Повторение и закрепление материала в игровой форме по звуку "О" и знакомство с буквой О в рамках лексической темы "Осень"....
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью. Тема: Звук. Звуки речи
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью. Тема: Звук. Звуки речиЦель: Формирование представлений о звуках. Звуки природы, з...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев старшей группе для детей с ТНРна тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П...