КОНСПЕКТ НОД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: « ЗВУКИ Т, ТЬ. БУКВА Т».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Шипулина Светлана Геннадьевна

      Тема:  «Звуки т, ть. Буква Т».

      Цель:   познакомить детей со звуками  т, ть; познакомить  с буквой  Т.

                  Задачи:  1. Образовательные:

  • закреплять правильное  произношение  звуков  т, ть;
  • совершенствовать  умение  интонационно выделять звук в слове;  дифференцировать звуки , оппозиционные по твёрдости – мягкости (т – ть);
  • закреплять умение  определять положение звука в слове (начало, середина, конец слова);
  • закреплять навык образования относительных прилагательных.

                                   2. Коррекционно – развивающие:

  • развивать речевой слух, фонематическое восприятие;
  • развивать внимание, память, мышление, творчество;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать общую и мелкую моторику, правильное дыхание;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

                                         3. Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к речевой деятельности, самостоятельность при выполнении заданий;
  • воспитывать умение выслушивать высказывания своих товарищей, дополнять их;
  • воспитывать эмоциональную адекватность ( умение выражать радость, удовольствие).

В конспекте подробно расписана деятельность педагога, направленная на детей; деятельность детей по уровням развития; представлены методы и приёмы используемые в процессе НОД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                   

                                                           

                     КОНСПЕКТ  НОД   ПО  ПОДГОТОВКЕ  К  ОБУЧЕНИЮ  ГРАМОТЕ

                            В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  С  ЗПР

                                                 НА  ТЕМУ: « ЗВУКИ Т, ТЬ.  БУКВА  Т».

        

                                                                                                                         

                                                                                                                                                         

                                                                             

                                                                     

                                                                                             

      Тема:  «Звуки т, ть. Буква Т».

Цель:   познакомить детей со звуками  т, ть;

                                  познакомить  с буквой  Т.

                  Задачи:  1. Образовательные:

  • закреплять правильное  произношение  звуков  т, ть;
  • совершенствовать  умение  интонационно выделять звук в слове;  дифференцировать звуки , оппозиционные по твёрдости – мягкости (т – ть);
  • закреплять умение  определять положение звука в слове (начало, середина, конец слова);
  • закреплять навык образования относительных прилагательных.

                                   2. Коррекционно – развивающие:

  • развивать речевой слух, фонематическое восприятие;
  • развивать внимание, память, мышление, творчество;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать общую и мелкую моторику, правильное дыхание;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

                                         3. Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к речевой деятельности, самостоятельность при выполнении

                                                  заданий;

  • воспитывать умение выслушивать высказывания своих товарищей, дополнять их;
  • воспитывать эмоциональную адекватность ( умение выражать радость, удовольствие).

                Словарная работа: *  обогащение словарного запаса детей словами со звуками  т, ть;  

                                                          *   образование относительных прилагательных от существительных: лист с клёна – кленовый,

                                                                лист с дуба – дубовый и т.д.

                Методы и приёмы.

                     Игровые: сюрпризный момент – приглашение в «Лесную школу», посещение сказочной поляны, корзинка с игра-

                        ми, игра с зонтиком, игра «Найди листочек с дерева», дидактические игры «Поймай звук», «Найди место звука в

                        слове».

                       Словесные: вопросы, художественное слово (загадки, стишки, чистоговорки), указания, поощрения.

                       Практические: работа с зеркалами – уточнение артикуляции, работа с карточками- «Разноцветные дорожки», ра-  

                                                бота со схемами слов и фишками, письмо буквы, работа с разноцветными палочками.

                       Наглядные: показ предметных картинок, буквы Т.

                       Дыхательная гимнастика: «Осенний лес».

                    Физкультминутка: « Дети утром рано встали».

                Материал и оборудование: оформление соответствующее осеннему лесу (ёлочки, осенние деревья, пеньки, гри-

                 бы и т. п.), письмо, листья разного цвета с разных деревьев, корзинка, предметные картинки ( туча, трава, топор, тык-

                 ва, дятел, синица), магнитофон, фонограмма «Шум леса», зеркальца и карандаши(синие и зелёные) по количеству де-

                 тей, зонт, карточки с 4 картинками в названии которых есть звуки т и ть, схемы слов, фишки (зелёные и синие), пред-

                метные картинки в названии которых есть звуки т или ть по количеству детей, буква Т, разноцветные счётные палоч-

                ки.

                Предварительная работа: повторение опознавательных признаков гласных и согласных звуков, работа со                  

                схемами   слов и моделями звуков, дифференцирование звуков оппозиционных по твёрдости – мягкости, рассматри-

                вание деревьев и листьев.

                                                   

                                             

                                               

 

                                                                       

   

   Методы  и  приёмы

       

                  Деятельность  педагога  направленная  на  детей

        Деятельность  детей.  Предполагаемые  ответы

            Средний  уровень

                         

  Ниже среднего уровня

       Средний  уровень

         

Ниже среднего

                   уровня

Мотивация деятельности.  Сюрпризный момент: письмо- приглашение в «Лесную школу».

Дыхательная гимнастика «Осенний лес».

Вопросы.

Художественное слово- чтение стихотворения.

Игра «Найди листочек с дерева».

Словесное поощрение.

Сюрпризный момент:  корзинка с играми.

Показ предметных картинок.

Загадывание загадок.

Вопросы.

Вопросы.

Посещение сказочной поляны.

Загадывание загадок.

Вопросы.

Показ предметных картинок.

Указания.

Словесное поощрение.

Вопросы.

Работа с зеркалами – уточнение артикуляции.

Игра с зонтиком.

Повторение чистоговорок.

Игра «Поймай звук».

Работа с карточками –«Разноцветные дорожки».

Словесное поощрение.

Физкультминутка «Дети утром рано встали».

Игра «Найди место звука в слове».

Работа со схемами слов и фишками.

Словесное поощрение.

Вопросы.

Показ буквы Т.

Художественное слово: стихи о букве Т.

Письмо  буквы.

Работа с палочками.

Словесное поощрение.

Вопросы.

Обобщение ответов.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Педагог показывает детям письмо.

-   Сегодня мне передали письмо, от наших лесных друзей, а адресовано оно Вам, ребятам подготовительной группы №5 .  Хотите я прочитаю что в нём написано?

Педагог читает письмо.

« Приглашаем  детей подготовительной группы детского сада «Петушок» в «Лесную школу», где Вы можете узнать  много нового и интересного.

                                                        Ваши друзья.»

- Ну что, примем приглашение.  Хотите пойти в «Лесную школу» и узнать что-то новое и интересное?

 

- Посмотрите, как красиво в лесу. Подышим лесным воздухом, вдохнём аромат леса.

- А какое сейчас время года?

-  Что происходит осенью с деревьями?

                               

                                           

 - Посмотрите, сколько листьев вокруг.

   Педагог читает стихотворение:

« Каждый листик золотой-

   Маленькое солнышко-

   Соберу в корзину я,

   Положу на донышко.»                    

-  Соберём  букет из осенних листьев?

- А какие Вы здесь видите листья?

  Педагог называет каждого ребёнка по имени и предлагает найти листочки с разных деревьев.

- Найди кленовый листочек.

  Найди дубовый листочек.

- Молодцы. Очень красивый осенний букет собрали. Возьмём его с собой.

А вот и «Лесная школа», проходите, садитесь.

  1. ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ.

Педагог обращает внимание детей на пенёк с корзинкой.

- Посмотрите, здесь какая-то корзинка стоит, наверное это оставили для нас лесные зверята.  Надо в неё заглянуть.

Педагог достаёт из корзинки осенний листок с написанными  на нём загадками.

- Это дубовый листок, а на нём написаны загадки. Хотите попробовать их отгадать?

Педагог загадывает детям загадки, а по ходу отгадывания выставляет картинки – отгадки, хвалит  за правильные ответы.

« Пушистая вата плывёт куда-то.

   Чем вата ниже, тем дождик ближе.»

- Как Вы думаете что это?

«Высока и зелена

  Будет скошена она.

  Овцы, козы и коровы

  Есть её всегда готовы»

- А это что такое?

«До обеда с горяча, поработает с плеча –

   И в итоге, будь здоров,

   Он наколет столько дров!»

- Догадались, что это?

«В огороде – жёлтый мяч.

  Только не бежит он вскачь,

  Он как полная луна.

  Вкусные в нём семена.»

-Что это за жёлтый мяч?

- Посмотрите на картинки – отгадки: туча, трава, топор, тыква

- Ребята, а кто из Вас самый внимательный? С какого звука начинаются все слова?

- Сегодня в «Лесной школе» мы поиграем со звуком  т и узнаем о нём много нового. А в «Лесной школе» есть сказочная поляна. Хотите побывать там?

Включается тихая музыка «Шум леса». Педагог вместе с детьми проходит на ковёр, оформленный в виде лесной полянки.

-Вот мы и пришли, садитесь на полянку и закройте глаза. Послушаем звуки осеннего леса.

-А слышите кто-то стучит?  Т-т-т…

«Я по дереву стучу,

  Червячка добыть хочу,

  Хоть и скрылся под корой-

  Всё равно он будет мой.»

- Догадались про кого эта загадка? Кто стучит в лесу?

- Послушайте, кто-то по другому стучит? Ть-ть-ть…

«Спинкою зеленовата,

   Животиком желтовата,

   Чёрненькая шапочка

   И полоска шарфика.»

-А эта загадка про кого? Кто так может стучать?

Педагог берёт в руки картинки с изображением дятла и синицы.

- Посмотрите, ко мне на ладошку прилетели дятел и синичка. Хотите с ними поиграть?

- К кому дятел сядет на ладошку, постучите т-т-т-т…- так стучит дятел: твёрдо. А к кому синичка сядет на ладошку, постучите ть-ть-ть-ть… - так стучит синичка: мягко, нежно.

Педагог подходит к каждому ребёнку и сажает ему на ладошку дятла или синичку.

- Молодцы, хорошо помогали стучать синичке и дятлу.

-А теперь  вспомним, какие две группы звуков Вы знаете?

-Почему гласные звуки мы называем гласными?

- А почему согласные звуки мы называем согласными?

-А как Вы думаете, звук т гласный или согласный?

- Хотите проверить? Возьмите зеркала и произнесите ещё раз звук т.

Педагог раздаёт детям зеркала.

-Что делает наш язычок когда мы произносим звук т ?

- Правильно, стучит по бугоркам за верхними зубами, образуя преграду. Попробуйте пропеть звук т. Потянем ниточку. Ниточка рвётся?

- Вспоминайте, какими могут быть согласные звуки?

-Правильно. Помните как стучал дятел? Т-т-т…  

-Звук т какой?

-А  теперь возьмите зеркала и постучите как синичка. Ть- ть- ть…  

-Как она стучит?

-Что делает наш язычок, когда мы произносим звук ть?

- Звук ть поётся, тянется? Какой это звук?

Педагог обращает внимание детей на корзинку.

-Посмотрите, в корзинке зонтик и мне кажется он не простой, а волшебный и мы с ним поиграем. Хотите?

-До кого я дотронусь зонтиком, тот будет повторять за мной чистоговорку.

Педагог  произносит чистоговорки и поочерёдно дотрагивается до каждого ребёнка зонтом.

«Та-та-та- я везу кота.

   Ту-ту-ту – помоги коту.

   Ты-ты-ты- сметану съели всю коты.

   Ать-ать-ать – я иду гулять.

   Еть-еть-еть – я буду петь.

   Ить-ить-ить – я хочу пить.»

-Молодцы. А сейчас поиграем в игру «Поймай звук». Я вам буду называть слова, если в слове есть звук т или ть, то ваши ладошки ловят этот звук, вот так (показ),если звука нет, то ладошки молчат.

Педагог произносит слова, контролирует правильность выполнения задания:           «тигр, платье, книга, ручка, кот, тарелка, дверь, тетрадь, суббота, стекло, дом, тишина».

-Ребята , а давайте вспомним как обозначаются согласные твёрдые и мягкие звуки?

Педагог обращает внимание детей на корзинку.

-Посмотрите, а в корзинке есть карточки и карандаши. Наверное наши лесные друзья хотят , чтобы мы нарисовали разноцветные дорожки. От зелёного кружочка вы будете вести зелёные  дорожки к картинкам,  в названии которых есть звук ть, а от синего кружочка будете вести синие  дорожки  к картинкам, в названии которых  есть звук т. Вам понятно задание?

Педагог контролирует правильность выполнения задания.

Проверяется правильность выполнения задания каждого ребёнка.

- ……., к каким картинкам ты нарисовала зелёные дорожки, а к каким синие? Почему?

-Молодцы. Все справились с заданием наших лесных друзей!  Устали?

- Я приглашаю Вас на полянку отдохнуть.

«Дети утром рано встали,

   За грибами в лес пошли.

  Приседали, приседали,

  Белый гриб в траве нашли.

  На пеньке растут опята,

  Наклонитесь к ним ребята.

  Вот на дереве орех,

  Кто подпрыгнет выше всех?

  Три часа в лесу бродили,

  Все тропинки исходили.

  Утомил всех долгий путь –

  Дети сели отдохнуть.»

Педагог обращает внимание детей на корзинку.

-Давайте посмотрим, может быть в корзинке есть ещё какие – то игры для нас.

Педагог достает из корзинки схемы слов, фишки и картинки.

- Наши лесные друзья предлагают поиграть в игру «Найди место звука в слове». Хотите?

Педагог раздаёт детям картинки с изображением предметов,  в названии  которых есть звук т или ть (в начале, середине, конце слова), фишки (зелёную и синюю) и схему слова.

-Ребята, посмотрите каждый на свою картинку и определите, где находится в слове звук т – в начале, середине , конце слова и какой он – твёрдый или мягкий и положите фишку в нужный квадратик.

Проверяется правильность выполнения задания каждого ребёнка.

-Какие Вы молодцы, правильно выполнили задание.

-Вы знаете, что каждый звук обозначается чем?

-Правильно, каждый звук обозначается буквой. Звуки  т и ть  тоже обозначаются  буквой. Это буква Т.

Педагог показывает букву.

-Посмотрите, на что же похожа буква Т.

-Молодцы.

«Буква Т стоит на крыше;

   Телевизор в доме том.

   Т  в антенну превратилась

   И на крыше очутилась».

                                         А.Шибаев.

«Отвечайте, кто знаток:

   Это что за молоток?»

                                          Е. Тарлапан.

-Вот какая буква Т, похожа и на антенну, и на молоток, и на телефон….. .

-Давайте напишем букву Т пальчиком в воздухе.

Педагог показывает написание буквы.

-А теперь напишите букву Т пальчиком на столе.

Педагог обращает внимание детей на корзинку.

-Посмотрите, в корзинке остались (педагог показывает) разноцветные палочки.

-Хотите попробовать выложить из них букву Т.

Педагог раздаёт детям палочки.

Педагог хвалит каждого ребёнка за выполненное задание.

  1. ИТОГ  ЗАНЯТИЯ.

-Ребята, какие Вы молодцы, во все игры  наших лесных друзей поиграли, а они были очень трудные.

-С какими новыми звуками мы играли в «Лесной школе»?

-Что  Вы узнали про эти  звуки?

- А с какой буквой мы познакомились?

-Молодцы. А какие интересные игры Вам больше всего запомнились?

-Правильно. Вам понравилось в «Лесной школе»? Придём ещё сюда?

Педагог показывает детям осенний  букет из листьев, который они собрали.

-Посмотрите, у меня есть разные листья: красные, жёлтые, зелёные.

Подумайте и возьмите: жёлтый листочек тот, кому было интересно и у кого всё получалось; красный листочек возьмёт тот, кому было интересно, но немного трудно выполнять некоторые задания; зелёный листочек возьмёт тот, кому сегодня было очень трудно.

Педагог анализирует выбор детей.

- ………… взяли жёлтые листочки, им было интересно и у них всё получалось – молодцы.

-………….взяли красные листочки, им было интересно, но немного трудно – Вы тоже молодцы, старались.

-Эти листочки возьмите себе на память о «Лесной школе». Ну а сейчас нам пора в группу.

 

 

- Что происходит с листочками на деревьях?

- Найди листочек с клёна.

Если он с клёна, значит  он какой?

-Найди листочек с дуба. Если он с дуба, значит он какой?

- Подумайте, что же это за пушистая вата, которая плывёт, а потом дождик идёт?

-Что же это такое: высокая, зелёная, её косят и очень любят овцы, козы, коровы и другие домашние животные?

-Подумайте, что это за инструмент, которым колют дрова?

-Что же это за жёлтый мяч, который в огороде растёт и как луна жёлтого цвета?

Педагог произносит слова, интонационно выделяя звук т.

-Кто стучит  в лесу и ищет под корой деревьев себе корм?

-Подумайте, что за птичка такая: спинка зелёная, животик жёлтый, головка и грудка чёрные?

-К тебе на ладошку сел дятел, вспоминай, как он стучит.

-К тебе села синичка, а она как стучит, вспоминай.

При затруднении педагог напоминает стук птиц.

-Чем согласные звуки отличаются от гласных?

-Смотрите в зеркальце, где язычок, что он делает?

-Смотрите в зеркальце, где язычок, что он делает?

При затруднении педагог уточняет: «Разве в этом слове есть звук т или ть, послушайте внимательно».

Повторное произнесение слова.

- Каким цветом обозначаются согласные твёрдые и мягкие звуки?

При затруднении педагог подходит к ребёнку и оказывает помощь:«Произнеси, что нарисовано, послушай какой звук в этом слове – твёрдый или мягкий.»

Если ребёнок не справляется с заданием, педагог сам произносит слово интонационно выделяя звук т или ть. 

-К картинке…….. ты нарисовала зелёную дорожку, почему? А к картинке …..

синюю. Почему?

При затруднении педагог подходит к ребёнку и оказывает помощь: «Произнеси слово, где находится звук т в этом слове, какой он – твёрдый или мягкий».

-У каждого звука есть домик. Что это за домик?

-Звуки  т и ть  согласные или гласные?

-С какой буквой мы познакомились?

- Хотим.

Дети соглашаются и проходят в группу, оформление которой соответствует осеннему лесу.

Выполнение дыхательной гимнастики.

- Сейчас осень.

- Осенью листочки на деревьях желтеют, краснеют и опадают.

Дети соглашаются.

-Кленовые, дубовые, рябиновые…

Дети образуют притяжательные прилагательные от существительных – названий деревьев.

Дети выполняют инструкцию педагога.

                         

Дети садятся на стульчики за столами.

-Хотим.

-Это туча.

-Это трава.

-Это топор.

-Это тыква.

-Все слова начинаются на звук т.

-Хотим.

Дети вместе с педагогом проходят на ковёр, оформленный в виде лесной полянки.

Дети закрывают глаза и слушают звуки.

-Это загадка про дятла, это он стучит.

- Это загадка про синицу, это она так стучит.

-Хотим.

Дети выполняют инструкцию воспитателя, изображая, как стучит дятел и синица.

Дети садятся за столы.

- Мы знаем гласные и согласные звуки.

-Гласные звуки мы называем гласными, потому что они тянутся, поются, в ротике нет преграды, а ещё они произносятся с голосом.

-Согласные звуки мы называем согласными, потому что они не тянутся, не поются, в ротике есть преграда, они произносятся отрывисто.

-Звук т согласный.

-Хотим.

Дети берут зеркала и произносят звук т.

-Язычок стучит за верхними зубами, образуя преграду.

Дети выполняют инструкции педагога.

-Да, ниточка рвётся.

-Согласные звуки  могут  быть твёрдыми  и мягкими.

-Сердито, твёрдо….

-Звук т согласный твёрдый.

Дети выполняют инструкцию воспитателя.

-Ласково, мягко….

-Стучит по нижним зубкам, образуя преграду.

-Звук ть  не поётся, не тянется. Он согласный мягкий.

-Хотим.

Дети повторяют чистоговорки .

Дети выполняют задание.

-Согласные твёрдые звуки обозначаются синим кружочком, а мягкие звуки – зелёным кружочком.

Дети выполняют задание .

-К картинкам …………я нарисовала зелёные дорожки, потому что в их названии есть звук ть. А к картинкам ………..я нарисовала синие дорожки, потому что в их названии есть звук т.

Дети ходят на месте.

Дети приседают.

Дети наклоняются.

Дети прыгают.

Дети ходят на месте.

Дети садятся на места.

-Хотим.

Дети выполняют задание.

Ребёнок показывает картинку, проговаривает название предмета, называет какой звук (твёрдый или мягкий) и его местоположение (начало, середина, конец слова).

-Каждый звук обозначается буквой.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем.

Дети предполагают на что похожа буква(на телефон, на молоток и т.п.)

Дети пишут букву в воздухе.

Дети пишут букву на столе.

-Хотим.

Дети выкладывают из палочек букву Т.

-Мы играли со звуками т и ть.

-Звук т согласный твёрдый, а звук ть согласный мягкий.

-Мы познакомились с буквой Т.

Дети вспоминают игры.

-Да. Придём.

Дети выбирают листья.

Дети уходят в группу.

-Хотим.

-Осень.

-Листочки на деревьях желтеют и опадают.

-Листочек с клёна – кленовый.

-Листочек с дуба – дубовый.

Дети образуют притяжательные прилагательные от существительных - названий деревьев.

 

-Хотим.

-Туча.

-Трава.

-Топор

-Тыква.

-Со звука  т.

-Хотим.

-Дятел.

- Синица.

-Хотим.

-Гласные и согласные звуки.

-Гласные звуки поются, в ротике нет преграды, произносятся с голосом.

-Согласные звуки не поются, не тянутся,  в ротике есть преграда, произносятся отрывисто.

-Согласный.

-Хотим.

-Стучит за верхними зубами.

-Рвётся.

-Твёрдыми и мягкими.

-Сердито….

-Звук т твёрдый.

-Ласково….

-Стучит по нижним зубам.

-Звук не поётся, не тянется. Он мягкий.

-Хотим.

-Твёрдые звуки – синим цветом, мягкие звуки – зелёным цветом.

-Потому что в её названии звук т мягкий.

-Потому что в её названии звук т твёрдый.

-Хотим.

-Это буква.

-Хотим.

-Со звуками т и ть.

-Согласные. Звук т твёрдый, а звук ть мягкий.

-С буквой Т.

-Да. Придём.

                                                                                                                 

                                                           

                                                                                       

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КонспектНОД

Конспект НОД "Дары Осени"...

КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"

Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....

Познание ФЭМП старшая группа. КонспектНОД "Спасатели, вперёд!"

Закреплять умение делить целое на две равные части, совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 6...

КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку»

КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку»...

КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...