Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

    Шишкина Юлия Леонидовна

    Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой Кк

    Задачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фонематический слух. 4. Закреплять умение определять место звука в слове. 5. Упражнять в составлении предложения по опорным словам. 6. Воспитывать внимание и усидчивость. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_bukva_k.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Журавлик»

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы

    на тему:  «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

    Составила: воспитатель

    Шишкина Юлия Леонидовна                            

                                                               

    В.Уфалей

    2018г

    Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой Кк

    Задачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фонематический слух. 4. Закреплять умение определять место звука в слове. 5. Упражнять в составлении предложения по опорным словам. 6. Воспитывать внимание и усидчивость.

    Тип занятия:  изучение нового материала

    Форма занятия: фронтальная

    Продолжительность: 30 минут

    Участники: дети подготовительной группы

    Возраст: 6-7 лет

    Оборудование и материалы:

    Зеркала, панно букв, звуковые домики; набор картинок; пластилин; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей

    Предварительная работа:

    дидактическая игра «Составь предложение по опорным словам»;  рассматривание азбуки в картинках; звуковой анализ слов; разучивание физкультминутки; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

    Методы и приемы работы с детьми:

    1. Репродуктивный.

    2. Словесный.

    3. Игровой.

    4. Наглядный.

    5. Практический.

    Структура занятия

    Этап занятия

    Содержание

    Время

    Организационный

    Сюрпризный момент

    Мотивация

    Озвучивание темы занятия

    3 мин

    Основной

    1. Артикуляция звуков. Анализ по схеме.

    2. Характеристика звуков.

        Звуковой анализ слова.

        Д/у «Кому что?»

    3. Упражнение на развитие фонематического слуха. Придумываем слова, в которых спрятались звуки [к, кь]. Определяем положение этих звуков в слове.

    4. Физминутка «Если нравится тебе».

    5. Игра «Составь предложения по опорным словам» и выложи схему предложения

    6. Гимнастика для глаз.

    7. Знакомство с буквой Кк.

    Аналитико-синтетическая деятельность

    25 мин

    Заключительный

    Рефлексия

       2 мин

    Ход занятия:

    1. Оргмомент.

    - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это котенок. Смотрите, какой он печальный. Котенок потерял своих хозяек, сестренок Катю и Киру, и просит вас помочь ему их найти. Вы согласны?

    - Давайте определим, сколько слогов в именах девочек.

    Ка – тя, Ки – ра (2 слога)

    - Как вы определили? (В именах  Катя и Кира по 2 гласных звука)

    Педагог просит повторить первые звуки в именах девочек ([к]) и [к1])

    — С этими звуками мы сегодня и будем знакомиться.

    2. 1. Артикуляция звуков. Анализ по схеме.

    При произнесении звука [к] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка касается мягкого нёба.

    При произнесении звука [к'] губы, зубы, кончик языка в том же положении, только спинка языка касается твердого нёба.

    Голосовые связки не вибрируют. Попробуйте пропеть звуки [к - кь ]. Получается? Значит…

    2.  Характеристика звуков. Звуки [к—к'] — согласные, бывают твердые и мягкие.

    - Перед тем, как отправиться на поиски пропавших девочек, определите последовательность звуков в слове кот и дайте им характеристику (с использованием звуковых домиков).

    [к] – согласный, твёрдый – обозначим синим квадратом

    [о] – гласный – обозначим красным квадратом

    [т] – согласный, твёрдый – обозначим синим квадратом

     

    Д/у «Кому что?»

    - Котенку дали задание, в котором нужно распределить картинки для Кати и Киры. Кира  любит слова с мягким звуком Кь, а Катя – с твердым звуком К. (Называем предметы, ребята распределяют их по твердости –мягкости). (Примерный набор картинок – кисть, кимоно, киви, кегли, кеды, киндер, кепка, картина, коробка, кровать, квадрат, кукла, ковёр, корова)

     3. Сначала Котенок искал сестёр на кухне. Там мама девочек готовила обед.

    Скажите, какие блюда она выбрала, в них есть звуки [к и кь]:

    Салат из помидоров или капусты? (салат из капусты)

    Борщ или рассольник? (Рассольник)

    Макароны с котлетой или рис с рыбой? (макароны с котлетой)

    А на третье – чай или компот? (Компот)

    — Котенок огляделся и увидел, что на кухне очень много предметов, в названиях которых слышен звук [к]. Назовите эти предметы. (Например: кастрюля, сковорода, чашка, ложка, тарелка, холодильник, вилка, чайник, кувшин, миска, крышка, половник, банка, мойка и т. п)

    Педагог (по своему выбору) предлагает определить место звука [к] в словах. Например: кувшин (начало), вилка (середина), чайник (конец).

    4.Физминутка «Если нравится тебе»

    Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

    Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладони).

    Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленями).

    Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»

    Если нравится тебе,  

    То другим ты покажи.

    Если нравится тебе, то делай все.

    - Дети, чтобы котенок  не грустил, давайте научим его составлять предложения со словами, в которых есть звуки К и Кь 

    5. Игра «Составь предложения по опорным словам» и выложи схему предложения: Бабушка, купить, фрукты; кошка, лакать молоко; на, клумба, красивые, колокольчик; в, комната, украсить, ёлка.

    - Сколько полосок выложили? (4).

    Почему? (В предложении 4 слова).

    Назвать 1-е, 2-е, 3-е, 4-е слово.

    6. Гимнастика для глаз. (Сидя с опорой на спинку стула)

    Мы гимнастику для глаз

    Выполняем каждый раз.

    Вправо, влево, кругом, вниз,

    Повторить ты не ленись.

    Укрепляем мышцы глаза.

    Видеть лучше будем сразу. (выполняем 2 раза)

    7. Знакомство с буквой Кк.

    Вот и нашлись Катя и Кира. Оказывается, они ходили искать свою любимую букву, и попали в плен к злому Кощею, который и прятал её. Девочки смогли обхитрить Кощея и забрали у него букву. Это буква К.

    Показ буквы и размещение ее на панно букв по адресу: второй этаж (второй ряд снизу), квартира № 3 (третья клетка слева).

    - На что похожа буква? (ответы детей)

    - Напишите её пальцем в воздухе.

    Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

    - Теперь вылепите букву К из пластилина и украсьте её.

    - Молодцы, ребята! Катя, Кира и их котенок говорят вам большое спасибо за помощь!

    3.Итог занятия.

    Сегодня мы с вами совершили очень хороший, благородный поступок – помогли котенку  найти своих хозяек. Вам понравилось наше приключение? Что интересного было? А что вызвало затруднения? С какими звуками и какой буквой познакомились? Вы молодцы, мне понравилось с вами работать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук А"

    Материал представляет из себя конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук А" и презентацию к ней. Будет полезен логопедам  и воспитателям логопедических групп....

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

    Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие в зимний лес".

    Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями « буква», «слог», « слово», знание букв, их графических образов.Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов,...

    Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Э».

    Конспект может быть полезен для воспитателей  и логопедов подготовительных групп в обычных детских садах и в логопедических группах....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [c] и с буквой «С»

    Данный конспект НОД позволит учителю-логопеду через игру познакомить детей со звуком [c] и с буквой «С»,  обучать детей звуковому анализу и синтезу слова, звукобуквенному анализу, печ...