Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Шишкина Юлия Леонидовна

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой Кк

Задачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фонематический слух. 4. Закреплять умение определять место звука в слове. 5. Упражнять в составлении предложения по опорным словам. 6. Воспитывать внимание и усидчивость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_bukva_k.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Журавлик»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы

на тему:  «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

Составила: воспитатель

Шишкина Юлия Леонидовна                            

                                                           

В.Уфалей

2018г

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой Кк

Задачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фонематический слух. 4. Закреплять умение определять место звука в слове. 5. Упражнять в составлении предложения по опорным словам. 6. Воспитывать внимание и усидчивость.

Тип занятия:  изучение нового материала

Форма занятия: фронтальная

Продолжительность: 30 минут

Участники: дети подготовительной группы

Возраст: 6-7 лет

Оборудование и материалы:

Зеркала, панно букв, звуковые домики; набор картинок; пластилин; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей

Предварительная работа:

дидактическая игра «Составь предложение по опорным словам»;  рассматривание азбуки в картинках; звуковой анализ слов; разучивание физкультминутки; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

Методы и приемы работы с детьми:

1. Репродуктивный.

2. Словесный.

3. Игровой.

4. Наглядный.

5. Практический.

Структура занятия

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный

Сюрпризный момент

Мотивация

Озвучивание темы занятия

3 мин

Основной

1. Артикуляция звуков. Анализ по схеме.

2. Характеристика звуков.

    Звуковой анализ слова.

    Д/у «Кому что?»

3. Упражнение на развитие фонематического слуха. Придумываем слова, в которых спрятались звуки [к, кь]. Определяем положение этих звуков в слове.

4. Физминутка «Если нравится тебе».

5. Игра «Составь предложения по опорным словам» и выложи схему предложения

6. Гимнастика для глаз.

7. Знакомство с буквой Кк.

Аналитико-синтетическая деятельность

25 мин

Заключительный

Рефлексия

   2 мин

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это котенок. Смотрите, какой он печальный. Котенок потерял своих хозяек, сестренок Катю и Киру, и просит вас помочь ему их найти. Вы согласны?

- Давайте определим, сколько слогов в именах девочек.

Ка – тя, Ки – ра (2 слога)

- Как вы определили? (В именах  Катя и Кира по 2 гласных звука)

Педагог просит повторить первые звуки в именах девочек ([к]) и [к1])

— С этими звуками мы сегодня и будем знакомиться.

2. 1. Артикуляция звуков. Анализ по схеме.

При произнесении звука [к] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка касается мягкого нёба.

При произнесении звука [к'] губы, зубы, кончик языка в том же положении, только спинка языка касается твердого нёба.

Голосовые связки не вибрируют. Попробуйте пропеть звуки [к - кь ]. Получается? Значит…

2.  Характеристика звуков. Звуки [к—к'] — согласные, бывают твердые и мягкие.

- Перед тем, как отправиться на поиски пропавших девочек, определите последовательность звуков в слове кот и дайте им характеристику (с использованием звуковых домиков).

[к] – согласный, твёрдый – обозначим синим квадратом

[о] – гласный – обозначим красным квадратом

[т] – согласный, твёрдый – обозначим синим квадратом

 

Д/у «Кому что?»

- Котенку дали задание, в котором нужно распределить картинки для Кати и Киры. Кира  любит слова с мягким звуком Кь, а Катя – с твердым звуком К. (Называем предметы, ребята распределяют их по твердости –мягкости). (Примерный набор картинок – кисть, кимоно, киви, кегли, кеды, киндер, кепка, картина, коробка, кровать, квадрат, кукла, ковёр, корова)

 3. Сначала Котенок искал сестёр на кухне. Там мама девочек готовила обед.

Скажите, какие блюда она выбрала, в них есть звуки [к и кь]:

Салат из помидоров или капусты? (салат из капусты)

Борщ или рассольник? (Рассольник)

Макароны с котлетой или рис с рыбой? (макароны с котлетой)

А на третье – чай или компот? (Компот)

— Котенок огляделся и увидел, что на кухне очень много предметов, в названиях которых слышен звук [к]. Назовите эти предметы. (Например: кастрюля, сковорода, чашка, ложка, тарелка, холодильник, вилка, чайник, кувшин, миска, крышка, половник, банка, мойка и т. п)

Педагог (по своему выбору) предлагает определить место звука [к] в словах. Например: кувшин (начало), вилка (середина), чайник (конец).

4.Физминутка «Если нравится тебе»

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладони).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленями).

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»

Если нравится тебе,  

То другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай все.

- Дети, чтобы котенок  не грустил, давайте научим его составлять предложения со словами, в которых есть звуки К и Кь 

5. Игра «Составь предложения по опорным словам» и выложи схему предложения: Бабушка, купить, фрукты; кошка, лакать молоко; на, клумба, красивые, колокольчик; в, комната, украсить, ёлка.

- Сколько полосок выложили? (4).

Почему? (В предложении 4 слова).

Назвать 1-е, 2-е, 3-е, 4-е слово.

6. Гимнастика для глаз. (Сидя с опорой на спинку стула)

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу. (выполняем 2 раза)

7. Знакомство с буквой Кк.

Вот и нашлись Катя и Кира. Оказывается, они ходили искать свою любимую букву, и попали в плен к злому Кощею, который и прятал её. Девочки смогли обхитрить Кощея и забрали у него букву. Это буква К.

Показ буквы и размещение ее на панно букв по адресу: второй этаж (второй ряд снизу), квартира № 3 (третья клетка слева).

- На что похожа буква? (ответы детей)

- Напишите её пальцем в воздухе.

Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

- Теперь вылепите букву К из пластилина и украсьте её.

- Молодцы, ребята! Катя, Кира и их котенок говорят вам большое спасибо за помощь!

3.Итог занятия.

Сегодня мы с вами совершили очень хороший, благородный поступок – помогли котенку  найти своих хозяек. Вам понравилось наше приключение? Что интересного было? А что вызвало затруднения? С какими звуками и какой буквой познакомились? Вы молодцы, мне понравилось с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие в зимний лес".

Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями « буква», «слог», « слово», знание букв, их графических образов.Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов,...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Э».

Конспект может быть полезен для воспитателей  и логопедов подготовительных групп в обычных детских садах и в логопедических группах....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [c] и с буквой «С»

Данный конспект НОД позволит учителю-логопеду через игру познакомить детей со звуком [c] и с буквой «С»,  обучать детей звуковому анализу и синтезу слова, звукобуквенному анализу, печ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [Н], [Н’]. Буква Н, н»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [Н], [Н’]. Буква Н, н»...