Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с ОНР "Осенние превращения"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект СОД логопеда, воспитателя и музыкального руководителя по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Цель СОД: систематизация знаний детей о признаках осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_konspekt_zanyatiya_dlya_ns_portal.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 комбинированного вида

Московского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по познавательно-речевому развитию

 детей старшей группы с общим недоразвитием речи

«Осенние превращения».

                     Авторы:    Учитель-логопед

                                                        Столярова Анна Леонидовна

        

        2013 год

Участники: дети старшего дошкольного возраста логопедической группы, учитель- логопед, воспитатель логопедической группы, музыкальный руководитель.

Цель: систематизировать знания детей о признаках осени.

          Задачи:

     Область «Познание»

1. Формировать элементарные представления о признаках осени через знакомство с произведениями искусства (живопись, музыка).

2.  Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

  Область «Коммуникация»

  1. Развивать связную речь.
  2. Учить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
  3. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
  4. Совершенствовать умение образовывать и использовать в экспрессивной речи существительных с суффиксами -онок, -ёнок, -ат, -ят.  
  5. Совершенствовать навык образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми предлогами .  

          Область «Социализация»

  1. Развивать умение работать в коллективе.
  2. Учить детей выражать через образ своё отношение к живой природе.

         Область «Здоровье»

  1. Развитие мелкой моторики.

         Область «Чтение художественной литературы»

  1. Развитие литературной речи, приобщение к литературному искусству.

    Область «Художественное творчество»

  1. Продолжать знакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства.

2.   Познакомить с произведениями живописи (И.И.Левитан, Ф.А.Васильев).

3.   Развивать эстетический вкус, эстетические эмоции, эстетические чувства, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

          Область «Музыка»

  1. Продолжать развивать интерес и любовь к музыке.
  2. Продолжать знакомить с творчеством композитора П.И.Чайковского (цикл «Времена года», «Октябрь»).

Используемые технологии:

     - Технология интеграции

     -Здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, ритмопластика  II уровня, физминутка, развитие дыхания)

     -Технология игрового обучения

     

             

            Используемое оборудование:

1. Музыкальный центр;

        2. Картины И.И.Левитана «Золотая осень», «Золотая осень. Слободка».

        3. Картина Ф.А.Васильева «Болото в лесу».

        4. Две картины с изображением ранней и поздней осени.

        5.Искуственные осенние веточки.

        6. Осенние листья на ленточках.

        7. Осеннее дерево.

                     8. Картинки с изображением осенних деревьев.

        9. Картинки осенних листьев.

        10. Мольберт.

        11. Фигурки диких животных, платок.

        12. Шапочки диких животных.

        13.Картонная серая туча с прикрепленными к ней с обратной стороны на ленточках конфетами.

               Предварительная работа:

  1. Рассматривание картин по теме;
  2. Наблюдение и беседа на прогулках;
  3. Разучивание пальчиковой гимнастики;
  4. Разучивание стихов по теме;

    5.Слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года», «Октябрь», беседа о характере произведения, о средствах музыкальной      выразительности.

6. Разучивание музыкальной игры, музыкально-ритмического упражнения.

ХОД СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

        Дети заходят в зал.

РЕЧЬ ПЕДАГОГА

I.Организационный момент.

Музыкально-ритмическая композиция с осенними веточками (музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года», «Октябрь»).

Беседа музыкального руководителя с детьми о композиторе П.И.Чайковском; о средствах музыкальной выразительности, о характере, настроении музыкального произведения.

II.Основная часть СОД.

Воспитатель: Не только композиторы прославляли осень, но и поэты, художники в своих произведениях не забывали про красоту, великолепие и многообразие осени. Если мы обратим внимание на эти знакомые картины, то всё это увидим в живописи.

Ребята, а кто из вас вспомнит, что такое пейзаж?

Абсолютно верно. Это осенний пейзаж. Ребята, а кто написал эту картину? Как художник назвал эту картину?

Почему художник так назвал картину?

Может кто-то вспомнит стихи А.С.Пушкина, характеризующие данную картину?

Молодцы, вы помните слова А.С.Пушкина. Какое впечатление возникает от этого пейзажа?

А какая-нибудь из картин вызывает тревожное настроение?

Это картина Ф.А.Васильева «Болото в лесу».Но мы снова с вами вернёмся к  картинам Левитана. Это «Золотая осень. Слободка». Кто может напомнить отрывок стихотворения А.Плещеева?

Молодцы, вы назвали признаки осени вместе с поэтом А.Плещеевым.

Обе картины «Золотая осень» и «Золотая осень. Слободка» написал один художник, но впечатление от картин разное.

Какое впечатление от картины «Золотая осень»?

А от картины «Золотая осень. Слободка»?

Попробуйте вспомнить строки А.Плещеева, подходящие к этой картине.

Правильно, ребята. Так сказал А.Плещеев. Есть грусть, но есть и надежда.

Мы с вами сделаем вывод: осень бывает разная. Какая?

И гуляем мы и ранней осенью и поздней.

Посмотрите пред вами две картины, на этих картинах дети тоже гуляют. На какой картине ранняя осень?

Ребята, а какая осень изображена на второй картине?

Давайте повторим, какая же бывает осень.

А сколько всего месяцев длится осень?

А как же называются осенние месяцы?

Молодцы, вы всё знаете об осени.

На фортепиано исполняется тревожная музыка.

Муз. рук-ль : Ой-ой-ой, ой-ой-ой.

Пролетел колдун лесной.

Он руками помахал,

Всех детей заколдовал.

Дети руки вверх подняли

И деревьями вдруг стали.

Детям вешаются на шею картинки с изображением осенних деревьев.

А.Л.: Ребята, вы все превратились в осенние деревья.

Расскажите о себе.

Как называются твои листья?

Как называются твои листья?

Как называются твои листья?

Как называются твои листья?

Как называются твои листья?

Как называются твои иголки?

Интересно, листья на всех деревья осенью разноцветные-жёлтые, красные, оранжевые, коричневые. А почему ты ель зелёная?

На фортепиано исполняется тревожная музыка.

Муз. рук-ль : Ой-ой-ой, ой-ой-ой.

Пролетел колдун лесной.

Он руками помахал,

Всех детей заколдовал.

Превратились детки

В листики на ветках.

Физминутка «Осенние листочки»

Листья осенние тихо кружатся

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят

Словно опять закружиться хотят.

А.Л.: Ребята, а сейчас наши пальчики будут собирать осенний букет из листьев.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Пошли пальчики гулять,

Стали листья собирать:

Красный листик, жёлтый

                                       листик…

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали?

Пять!

Наши пальчики собрали листья, а ветерок подул и их разбросал.

Упражнение на развитие дыхания «Ветер»

А.Л.: Вдруг подул ветер.

А ветер щёки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пёстрые

Подул, подул, подул.

Красный, жёлтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно,

Листьев нет – лишь ветки видно.

Д/и «Посчитаем листья»

А.Л.: Ребята, ветер подул и разлетелись листочки.

Опустились на стол. Егор, собери все жёлтые кленовые листья. Сколько у тебя жёлтых кленовых листьев?

Никита, собери все рябиновые листья. Сколько у тебя рябиновых листьев?

Вероника, собери дубовые листья. Сколько у тебя дубовых листьев?

Соня, собери берёзовые листья. Сколько у тебя получилось листьев?

Елисей, собери красные кленовые листья. Сколько у тебя красных кленовых листьев?

Марк, собери все осиновые листья. Сколько у тебя осиновых листьев?

Д/у «Осенний узор»

А.Л.: Ребята, давайте теперь  сложим на доске красивый узор из осенних листьев.

Марк, прикрепи посередине красный кленовый лист.

Соня, прикрепи над ним рябиновый лист.

Егор, под кленовым листом прикрепи дубовый лист.

Елисей, поставь справа от красного кленового листа берёзовый.

Вероника, поставь слева от красного  кленового листа жёлтый дубовый лист.

А какой лист под красным кленовым листом?

А какой лист находится над красным кленовым листом?

Упражнение «Какого листа не стало?»

Логопед убирает по очереди по одному листу.

Я буду прятать по одному листу. Какого листа не стало?

На фортепиано исполняется тревожная музыка.

Муз. рук-ль : Ой-ой-ой, ой-ой-ой.

Пролетел колдун лесной.

Он руками помахал,

Всех детей заколдовал.

Никого не пропустил

Всех в зверей он превратил.

А.Л.: Ребята, посмотрите  что это на столе под платком?

А какие это животные?

Возьмите фигурки диких животных. Кто в какое дикое животное хочет превратиться?

А кем ты хочешь быть?

Вы знаете ребята, что диких животных мы редко можем увидеть в лесу. Потому что они боятся людей и прячутся от них. К тому же у диких животных осенью много дел – они готовятся к зиме.

Мы можем увидеть только какую-нибудь часть тела животного. Вот показался хвост волка. Чей это хвост? А вот и лапы волка. Чьи это лапы?

Аналогично проводится работа с фигурками других диких животных.

Д/и «Кого не стало?»

Логопед по очереди убирает фигурки диких животных.

Кого не стало? Кто убежал в лес? А к кому убежал заяц?

Музыкальная игра

Ребята, а теперь вставайте в хоровод, давайте поиграем.

Белка сушит сыроежки

Лапкой с веток рвёт орешки

Все запасы в кладовой

Пригодятся ей зимой.

Зайка – маленький хвосток

Зайка – чёрненький глазок

Ну-ка, зайка, покружись

С нами, зайка, подружись.

Грозный, бурый мишка

Мёда детям дай.

 Мы попросим мишеньку:

Нас ты догоняй!

III.Заключительная часть СОД.

На фортепиано исполняется тревожная музыка.

Муз. рук-ль : Ой-ой-ой, ой-ой-ой.

Пролетел колдун лесной.

Тучу тёмную нагнал

Как бы дождик не настал.

Выходит воспитатель, в руках несёт тучу, с прикреплёнными с обратной стороны конфетами.

Воспитатель: Чтобы тучу нам прогнать

Вы должны слова сказать.

А.Л. вместе с детьми:

Тучка, тучка, ты не злись.

В облачко ты превратись.

Воспитатель: Пусть вместо капелек дождя

          Ест конфеты детвора.

На этом наше занятие заканчивается. А мы с вами пойдём в группу и попьём чай с конфетами.

РЕЧЬ ДЕТЕЙ

-Если видишь на картине нарисована река или поле и шалаш, обязательно картина называется пейзаж.

-Эту картину написал Левитан. Называется она «Золотая осень».

-На картине голубое небо с белыми облаками. Светло, тепло, ясно. На берёзах жёлтые, коричневые листья. А трава зелёная.

-«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и золото одетые леса.»

-Хорошее, весёлое, приятное, спокойное.

-Этот пейзаж. На пейзаже очень тёмные, тяжёлые осенние тучи. Будет сильный дождь. Ветер качает деревья, срывает жёлтые листья, качает высокую траву.

-«Осень наступила,

 Высохли цветы,

 И глядят уныло

Голые кусты…»

-Радость, веселье.

-Грусть, покой.

-«Чахлая рябина

 Мокнет под окном,

 Смотрит деревушка

сереньким пятном…»

-Ранняя и поздняя.

- На этой картине ранняя осень.

На деревьях большие, жёлтые кленовые листья. Небо ясное, голубое. Дети весёлые, они собирают осенние букеты.

-На этой картине поздняя осень. Деревья уже голые, листья лежат на земле. Птицы улетают в тёплые края.

-Осень бывает ранняя и поздняя.

-Осень длится 3 месяца.

-Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Я дуб. У меня толстый могучий ствол, толстые ветки. На мне растут плоды – желуди.

-Дубовые.

- Я осина. У меня серый ствол.У меня круглые разноцветные листья, похожие на монетки.

-Осиновые.

- Я берёза. Я символ России. У меня белый ствол с с чёрными пятнами.

-Берёзовые.

-Я клён. У меня красивые разноцветные листья, похожие на ладошку.

-Кленовые.

-Я рябина. У меня резные листья и гроздья красных ягод.

-Рябиновые.

-Я ель.У меня вместо листьев иголки.

-Еловые.

-Я вечнозелёное дерево. Я зимой и летом одним цветом.

Дети кружатся на носочках через правое плечо, руки с листьями в стороны

Встают на коленки

Совершают поочерёдные движения руками вперёд-назад, листья касаются пола

Повторяют движения 1строки

В конце дети вешают листья на осеннее дерево.

«Пробегают» пальчиками по бёдрам к коленям.

Поочерёдно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому.

Поочерёдно загибают пальцы на одной руке.

Протягивают вперёд ладошки.

Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы.

Дети делают глубокий вдох носом, и с силой выпускают воздух через сомкнутые губы.

Подняв руки вверх, качаются из стороны в сторону, постепенно приседая и опуская руки.

-У меня 2 жёлтых кленовых листа.

-У меня 2 рябиновых листа.

-У меня 5красных дубовых листьев.

-У меня 2 берёзовых листа.

-У меня 5 красных кленовых листьев.

-У меня 5 осиновых листьев.

Дети прикрепляют листья на мольберт, согласно инструкции логопеда.

Дети отвечают на вопросы.

Дети закрывают глаза.

-Не стало красного кленового листа.

-Не стало берёзового листа.

-Не стало жёлтого дубового листа.

-Это лиса, волк, заяц, медведь, ёж, белка.

-Дикие животные.

Дети отвечают.

-Я хочу превратиться в лису.

-Я хочу стать медведем.

-Я хочу превратиться в белку.

-Я хочу стать волком.

-Я хочу стать ежом.

-Я хочу превратиться в зайца.

-Волчий. Волчьи.

 

-Убежал заяц. Он убежал к своим зайчатам.

-Не стало лисы. Она побежала к лисёнку.

Дети идут хороводом.

В центр хоровода выходит ребёнок в шапочке белки.

«Кулачки» с пружинкой

Руки вверх, сжимают кулачки

Кулачки прижимают к груди

Руки вперёд, разжать кулачки,

ладошки вверх

Дети идут хороводом, в центр выходит ребёнок в шапочке зайца

Пружинка

Закрыть глаза ладошками, открыть-руки в стороны

Кружение вокруг себя

Хлопки в ладоши

Дети идут хороводом, в центр выходит ребёнок в шапочке медведя

Переваливаются с ноги на ногу

Вытягивают руки вперёд, соединив их в кольцо

Грозят пальчиком правой руки

Руки вытянуты вперёд, ладони вверх

Ребёнок-медведь ловит детей.

Дети подходят к воспитателю.

Дети повторяют слова.

Дети срывают капельки-конфеты.