"Использование дидактических игр и приёмов в решении задач коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста"
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Статья рассказывает об использовании дидактических игр в работе логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр и приёмов в решении задач коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Для детей — дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет  на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения в игре.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.

В работе  с дошкольниками имеющими речевые нарушения  учитель – логопед ставит перед собой следующие задачи:

•    Широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

•    С помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

•    При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными  речевыми расстройствами.

•    Логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.

В зависимости от того в какой момент используется игра меняется и её значение: в начале занятия игра организует, заинтересовывает ребенка; в середине – подводит к усвоению программы; в конце – носит поисковый характер.

Принципы отбора игр для логопедических занятий:

•    Игра должна опираться на программный материал;

•    Игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительный и тактильный);

•    Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр, должны быть понятны детям;

•    Пособия для игры должны быть внешне привлекательными;

•    Условия игры и количество пособий, используемых в игре, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

Работа логопеда ДОУ нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий.

В игре ребенок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен.

Дидактические игры имеют особое воспитательное значение.

Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.     Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность  к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе, без помощи логопеда.

Итак, совокупность перечисленных пробелов  в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.

В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы:  восприятие, память, внимание, мышление и речь.

Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

Применение наглядных дидактических игр при коррекции звукопроизношения у дошкольников старшего возраста с дислалией

Дидактические игры при коррекции звукопроизношенияЗа последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушением речевого развития.

Самым распространённым дефектом произношения в дошкольном возрасте считают дислалию.

Основной целью коррекционной работы при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Система коррекционной работы по воспитанию правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода и игровой форме обучения – как ведущей на ступени детства.

Запорожец А.В., оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал, что необходимо добиваться того, чтобы игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Разнообразные игровые ситуации, созданные логопедом, побуждают ребенка к своеобразному речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной деятельности. Игровые приемы освобождают детей от утомления, длительной неподвижности на логопедических занятиях, помогают чередовать виды речевой работы и повышают эффективность коррекционной работы.

Нами была предпринята попытка создания серии авторских дидактических игр, направленных на коррекцию звукопроизношения у дошкольников и апробация их.

Игры состоят из следующих компонентов.

1. Игровое поле. На нём есть, во-первых, рисунок, изображение по теме, то, что даёт возможность логопеду и родителю построить беседу, задать вопрос. Во-вторых, есть места для карточек с изображениями по теме.

2. Карточки с изображениями по разнообразным темам.

3. Вспомогательный материал. Например, карточки символы-помощники.

Кратко опишем некоторые авторские наглядные дидактические игры:

Панно «Весёлая полянка»

Цель: постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, закрепление умений определять количество слогов в слове. Учить составлять предложение по опорным словам, выполнять анализ предложения, выкладывать его графическую схему. Развивать интонационную выразительность речи и силу голоса, работа над просодической стороной речи.

«Звуковые шашки»

Цель: формирование правильного звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков; развитие звукового, слогового анализа и синтеза слов; обогащение словарного запаса; словообразование; развитие связной  речи; обобщение предметов; освоение лексико-грамматических компонентов языка; пространственной ориентации; развитие памяти, внимания, воображения.

«Волшебные фишки»

Цель: постановка и автоматизация звуков; дифференциация звуков; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, коррекции звукопроизношения.
«Речевое панно»

Цель: обобщение по лексическим темам, расширять словарный запас по темам; автоматизация и дифференциация звуков; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащение словаря; коррекция звукопроизношения; упражнение в правильном произношении отрабатываемых звуков и в четком произношении фраз; развивать пространственную ориентировку, уточнять и закреплять значение пространственных предлогов практическим путем; отрабатывать предложно-падежные конструкции; формировать навык связного высказывания с элементами творчества.

Основываясь на проведенных исследованиях, разработав и изготовив наглядные дидактические игры, а так же  используя  игры Селиверстова В.И., мы разработали систему использования игр на разных этапах коррекционной работы. Система представляет собой целое, из множества элементов – игр, составляющие единство, в то же время они не зависимы друг от друга и могут использоваться самостоятельно в достижении поставленных задач в рамках определенного временного интервала (Таблица 1).

Система использования дидактических игр в коррекционной работе

Этапы работы

Артикуляционная гимнастика

Формирование первичных произносительных умений

Формирование коммуникативных. умений и навыков

Подготовительный

-Свет мой зеркальце, скажи…-Посмотри и угадай.-Произнеси и расскажи.- «Речевое панно»- «Артикуляционная гимнастика весёлого язычка»

-Звуковичок-Узнай звук-Свет мой зеркальце, скажи…- «Веселы кубики»- «Речевое панно»

- «Артикуляционная гимнастика весёлого язычка»

-Повтори не ошибись-Спой как…- Панно «Весёлая полянка»- «Звуковые шашки»- «Веселы кубики»

- «Речевое панно»

-  «Где звук?»

Постановка

-Звуковичок-Узнай звук- Панно «Весёлая полянка»- «Звуковые шашки»- «Веселы кубики»

- «Речевое панно»

-  «Где звук?»

 

- Лошадка (р)- Самолеты (л)- Панно «Весёлая полянка»- «Звуковые шашки»- «Веселы кубики»

- «Речевое панно»

-  «Где звук?»

-Повтори не ошибись-Спой как…- Панно «Весёлая полянка»- «Веселы кубики»- «Речевое панно»

-  «Где звук?»

Автоматизация

-Помоги Тому-Помоги собрать слово-Отгадай желание- Панно «Весёлая полянка»- «Звуковые шашки»

- «Волшебные фишки»

- «Веселы кубики»

- «Речевое панно»

-  «Где звук?»

- «Веселы звуки»

- «Почтальон»

- «Веселый повар»

- Лошадка (р)- Самолеты (л)-Мягкий – твердый-Камень – вата- Панно «Весёлая полянка»

- «Звуковые шашки»

- «Волшебные фишки»

- «Веселы кубики»

- «Речевое панно»

-  «Где звук?»

-  «Веселы звуки»

- «Почтальон»

- «Веселый повар»

-Спрятавшееся слово-Цепочка слов-Договори слово-Слоговое лото- Панно «Весёлая полянка»

- «Звуковые шашки»

- «Волшебные фишки»

- «Веселы кубики»

- «Речевое панно»

-  «Где звук?»

-  «Веселы звуки»

- «Почтальон»

- «Веселый повар»

Дифференциация

-Живые слова-Поможем Черепахе-Озвучь песенки- Панно «Весёлая полянка»- «Звуковые шашки»

- «Волшебные фишки»

- «Веселы кубики»

- «Веселы кубики»

- «Речевое панно»

-  «Где звук?»

-  «Веселы звуки»

- «Гномики»

 

-Подумай, ответь-Живы звуки-Узнай звуки-Камень – вата-Превращения слов

- Панно «Весёлая полянка»

- «Звуковые шашки»

- «Волшебные фишки»

- «Веселы кубики»

- «Речевое панно»

-  «Где звук?»

-  «Веселы звуки»

- «Гномики»

-Запомни, назови-Узнай звук и покажи букву-Шифровальщики-Превращения слов- Панно «Весёлая полянка»

- «Звуковые шашки»

- «Волшебные фишки»

- «Веселы кубики»

- «Речевое панно»

-  «Где звук?»

-  «Веселы звуки»

- «Гномики»

Данную систему мы предложили использовать воспитателям, на занятиях развития речи и обучение грамоте.

Разработанные нами дидактические игры рассчитаны на работу с детьми дошкольного возраста. Обучение ориентировано в основном на дошкольников, имеющих нарушения речи.

Вместе с тем, пособия успешно могут быть использованы в работе с детьми без речевых отклонений, которые учатся читать, писать, овладевают базовыми категориями русского языка.

Оно будет полезно как специалистам-логопедам, дефектологам, воспитателям, учителям, так и взрослым, не имеющим специального образования, для занятий с ребёнком в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои  мысли, тем шире его возможности в познании о...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

Презентация к Консультации "Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники"

Мои воспитанники – дети 6 -7 лет, посещающие логопункт при МДОУ № 6 «Ягодка», имеющие различные нарушения речи.Правильная организация коррекции произносительной стороны речи – ...

Консультация "Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники"

Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности ...

Тема по самообразованию: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель коррекционной работы на 2018-2019 учебный год: воспитание у детейправильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом иуровнем развития связной речи, направленного на развитие реч...

Использование дидактической игры в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на индивидуальных занятиях

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры...