Синквейн
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Алена Валерьевна Чегодаева

Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные  элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»,

ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

Развитие словаря дошкольников в процессе использования художественной литературы с помощью технологии «синквейн».

 

Мастер-класс для педагогов.

Подготовила и провела:

учитель-логопед,

  Алена Валерьевна Кристя.

Заводоуковск, 2018.

СИНКВЕЙН (от французского слова «пять») - это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 г. в Росии) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

В чем же его эффективность?

  • Простота. Синквейн могут составлять все, это получается у детей с разным уровнем речевого развития.
  • Творчество. Это интересное занятие помогает самовыражению ребёнка. К синквейену можно добавить рисунок, аппликацию, любую другую поделку.
  • Речь. Активизирует и пополняет словарный запас, учит краткому пересказу.
  • Мышление. Облегчает процесс усвоения понятий; учит находить главную мысль; используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза информации.
  • Контроль и самоконтроль. Дети могут сравнивать синквейны и оценивать их.

Так как детский сад реализует готовую задачу: «Активизация работы по развитию речи и речевого творчества с использованием произведений художественной литературы».

Я предлагаю вашему вниманию технологию «синквейн», которая уже реализуется в Тюменских детских садах. В прошлом году, на областном конкурсе «Педагог года -2017», учитель-логопед детского сада № 111, Куценко Ирина Николаевна, представила эту интересную технологию. Хочу познакомить вас с технологией синквейн для расширения  семантических полей через художественную литературу.

Например, в средней группе дети знакомятся со сказкой «Лисичка со скалочкой». На примере, каких основных слов может ребенок расширить словарный запас и запомнить это произведение? Это «лисичка» - главный герой. Я считаю, что для запоминания не достаточно задействовать только слуховой и зрительный анализаторы. Лучше еще  добавить и рече-двигательный.  Итак, применяя технологию синквейна, расширяем словарный запас слова «лисичка».

  1. Кто? ЛИСИЧКА – название героя по сказке.
  2. Два слова прилагательных. Лисичка КАКАЯ? (хитрая, рыжая).
  3. Три слова глагола. ЧТО ДЕЛАЕТ Лисичка? (стучится, уносит, прячется, обманывает, убегает...)
  4. Предложение из 4 слов (допустимо 3-5), например ,я придумала такое: «Хитрая Лисичка нашла скалочку».
  5. Слово-предмет (2слова) (ассоциация): это ДИКОЕ ЖИВОТНОЕ.

 Как вы думаете, какое еще слово можно взять для обогащения словаря? Конечно, из названия сказки «СКАЛОЧКА».

  1.  Что?

СКАЛОЧКА – первый предмет, с которого началась сказка…

«Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку».

  1. Два слова прилагательных. Скалочка КАКАЯ? Деревянная, длинная.
  2. Три слова глагола. Скалочка ЧТО ДЕЛАЕТ? Раскатывает, лежит, упала (когда её нашла Лисичка, значит кто-то её потерял, у кого-то она упала).
  3. Предложение. Скалочкой раскатываю тесто.
  4. Слово-предмет (ассоциация). ПАЛОЧКА.

Кроме сказок и рассказов еще раз в месяц разучиваем стихи. Они часто у детей хранятся кратковременно. Спросите через некоторое время вспомнить… Дети НЕ ПОМНЯТ! Зрительного образа у детей при заучивании не было! А если ребенок будет разучивать с помощью СИНКВЕЙНА. Он прочувствует это стихотворение и, я уверена, что оно отложится уже в долговременной памяти!

Итак, я предлагаю стихотворение о весне «Травка зеленеет, солнышко блестит» Алексея Плещеева, которое по первому четверостишию разучивается уже во второй младшей группе. Если взять его полностью, то и в старшей группе.

Какие слова берем из этого стихотворения?

Например, ЛАСТОЧКА.

  1. Кто? Ласточка.
  2. Два слова прилагательных. КАКАЯ? Певчая, перелётная.
  3. Три слова глагола. ЧТО ДЕЛАЕТ? Прилетает, щебечет, вьёт.
  4. Предложение. Певчая ласточка прилетела весной.
  5. Ассоциация. ПТИЦА (ПЕРЕЛЁТНАЯ ПТИЦА)

Еще какое слово будет актуально для обогащения словарного запаса?

Это ВЕСНА. Дети часто путают весну и осень. Поэтому дать прочувствовать, нарисовать, подобрать картинки к слову «весна» - это будет замечательно!

  1. Что? ВЕСНА.
  2. Два слова-прилагательных. КАКАЯ? Солнечная, мокрая, грязная, зелёная

Обращаясь к стихотворению, ВЕСНА здесь представлена солнечной, зелёной, милой. Не грязной и мокрой!

  1. Три слова глагола. ЧТО ДЕЛАЕТ? Наступает, идёт, цветёт
  2. Предложение. Весной появляется зелёная травка.
  3. Ассоциация. ВРЕМЯ ГОДА.

Я еще в своей работе не реализую эту технологию пока.

Но, подводя итог, хочется отметить, что технология синквейн открывает новые возможности, помогает оптимизировать работу педагога. Использование синквейна способствует обогащению и актуализации словаря; уточняет содержание понятий.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи

Слайд 2

СИНКВЕЙН Это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 г. в Росии ) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Слайд 3

В чем же его эффективность? Простота . Синквейн могут составлять все, это получается у детей с разным уровнем речевого развития. Творчество . Это интересное занятие помогает самовыражению ребёнка. К синквейену можно добавить рисунок, аппликацию, любую другую поделку. Речь . Активизирует и пополняет словарный запас, учит краткому пересказу.

Слайд 4

В чем же его эффективность? Мышление . Облегчает процесс усвоения понятий; учит находить главную мысль; используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза информации. Контроль и самоконтроль . Дети могут сравнивать синквейны и оценивать их.

Слайд 5

Модель синквейна 1. 2. 3. 4. 5. . Существительное (тема) Два прилагательных (какой?) Три глагола (что делает?) Предложение из 4 слов. Ассоциация (слово-предмет) допустимо 3-5 слов

Слайд 6

«Лисичка со скалочкой » (сред. г р.) ЛИСИЧКА хитрая рыжая стучит убегает прячется Хитрая лисичка нашла скалочку. ДИКОЕ ЖИВОТНОЕ

Слайд 7

«Лисичка со скалочкой» СКАЛОЧКА деревянная длинная раскатывает лежит упала Скалочкой раскатывают тесто. ПАЛОЧКА

Слайд 8

Алексей П лещеев Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей… Прощебечь с дороги Нам привет скорей! Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собой… «Травка зеленеет, солнышко блестит…»

Слайд 9

«Травка зеленеет, солнышко блестит…» певчая перелётная ЛАСТОЧКА прилетает щебечет кормит Певчая ласточка прилетела весной. ПТИЦА

Слайд 10

«Травка зеленеет, солнышко блестит…» ВЕСНА солнечная зелёная наступает идёт цветёт Весной появляется зелёная травка. ВРЕМЯ ГОДА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн для дошкольников.

Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14% из них ...

Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».

Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...

Презентация для воспитателей, родителей "Что такое синквейн и как его составлять?"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное...

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

Метод синквейна в форме игры "Волшебная лесенка Синквейна".

     В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), испытывают трудност...

МЕТОД СИНКВЕЙНА В ФОРМЕ ИГРЫ «ВОЛШЕБНАЯ ЛЕСЕНКА СИНКВЕЙНА»

В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...


 

Комментарии

Фокша София Сергеевна

Занимательно и полезно.