Метод синквейна в форме игры "Волшебная лесенка Синквейна".
статья по логопедии (старшая группа) на тему

 

          В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, имеют бедный словарный запас, дети не умеют составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, сюжетным картинкам, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. В употреблении предложных конструкций допускают многочисленные ошибки. С трудом даются процессы чтения и письма из-за ряда особенностей формирования речи. Именно с такими недостатками речи приходят к нам в группу наши воспитанники.

Одной из главных проблем детей с ОНР, является несформированность компонентов связной речи. С целью развития связной речи детей с ОНР мы разработали методическое пособие «Волшебная лесенка Синквейна».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrova_r.yu_._rabota.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Метод синквейна  в форме игры "Волшебная лесенка Синквейна".

Петрова Р.Ю. Наумова И.А.

МАДОУ "Детский сад №342 комбинированного вида"Приволжский район г.Казань

          В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, имеют бедный словарный запас, дети не умеют составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, сюжетным картинкам, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. В употреблении предложных конструкций допускают многочисленные ошибки. С трудом даются процессы чтения и письма из-за ряда особенностей формирования речи. Именно с такими недостатками речи приходят к нам в группу наши воспитанники.

Одной из главных проблем детей с ОНР, является несформированность компонентов связной речи. С целью развития связной речи детей с ОНР мы разработали методическое пособие «Волшебная лесенка Синквейна».

Работая с детьми дошкольного возраста с заключением ОНР, мы искали такие методы и приемы работы, которые  развивали связную речь, монологическую речь, обогащали словарный запас, развивали лексико – грамматические категории речи, обучали выражать свои мысли, вырабатывали способность к анализу, развивали творческие способности детей.  Поэтому мы в своей работе стали использовать метод синквейна в форме игры «Волшебная лесенка Синквейна». В отличии от составления рассказа, этот метод требует меньше времени, но имеет более жесткие рамки по форме изложения.

Цель: Формирование и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи «Волшебной лесенки Синквейна»

Задачи:

Основные:

- развитие лексико-грамматических категорий;

- расширение и актуализация словарного запаса;

- обучение выражать свои мысли, выработка способности к анализу;

- облегчение процесса усвоения понятий и их содержание;

- согласование существительных с прилагательными и глаголами.

Коррекционные:

- развитие связной речи;

- развитие звукопроизношения;

- развитие памяти, внимания, мышления;

- развитие творческих способностей

Инновационность методической разработки: позволяет использовать форму синквейна для развития связной речи детей с ОНР, повышение речевой активности и пополнение активного словарного запаса т.е. находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, формулировать свои высказывания, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, обобщать.

«Волшебная лесенка Синквейна» - один из эффективных методических разработок для развития речи дошкольников. В чем же её эффективность и значимость?

- во – первых, её простота, могут составить все.

- во – вторых, в составлении «Волшебной лесенки Синквейна» каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

- является игровым приемом.

- Составление «Волшебной лесенки Синквейна»  используется как заключительное задание по пройденному материалу.  

- используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

- дает представление об инновационной технологии развития речи, которая развивает ассоциативное и наглядно – образное мышление.

При составлении «Волшебной лесенки Синквейна» от ребенка логопата  требуется реализация практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование «Волшебной лесенки Синквейна»  на занятиях позволяет учителю – логопеду гармонично сочетать элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельной, личностно – ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

«Волшебная лесенка Синквейна» основывается на содержательной стороне и синтаксической заданости каждой строки. Её составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Перед тем как начать составлять «Волшебную лесенку Синквейна» педагог проводит предварительную работу.

Последовательность работы:

  • Знакомство детей с опорными символами используемые для построения «Волшебной лесенки Синквейна». (начиная с третьего периода обучения, старшая группа)
  • Подбор слов – признаков к объекту. Постановка соответствующих

вопросов (графическое изображение)

  • Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки».
  • Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. («слова – предметы» + «слова – действия» , («слова – предметы» + «слова – действия» + «слова - признаки».)

«Волшебная лесенка Синквейна» - это не рифмованное стихотворение, заставляющее думать, осмысливать каждую строчку. Её особенность – это структура.

К основным правилам составления        

 «Волшебной лесенки Синквейна» относятся следующие:

1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею. (Опорный символ – пустая карточка куда подставляется картинка которую будет описывать ребенок)

2.Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет. (1 – передвигается слово – картинка которую описывает ребенок +  вторая карточка с изображением вопросительного, восклицательного знаков)

3. Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы. (1 – передвигается слово – картинка которую описывает ребенок +  вторая карточка с изображением бегущего и сидящего человечка + третья карточка – смайлики с изображением эмоций)

4.Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме. (1– передвигается слово – картинка которую описывает ребенок +  вторая карточка изображение сердечка и зачеркнутого сердечка)

5. Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. (Карточка с изображением горизонтальной линии)

Предполагаемый результат

При использовании в работе данной методической разработки логопед сможет научать детей:

-  составлять мини – описательные рассказы о предметах;

- составлять «Волшебную лесенку Синквейна» подбирая нужные слова –признаки, слова действия, и обобщающее слово и свое отношение к заданному предмету о котором ребёнку предстоит рассказать ;

- свободно рассказывать об окружающих предметах, об изученной предложенной теме;

«Волшебную лесенку Синквейна» мы использовали как завершение изученных лексических тем.

Список использованной литературы

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно – методическое. – Ростов – Н/Д; изд. Феникс, 2008.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов – Н/Д; изд. Феникс, 2011.

3. Акименко В.М.Речевые нарушения у детей.. – Ростов – Н/Д; изд. Феникс, 2008

4. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006)

5. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

"Формирование интонационной выразительности устной речи и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на основе метода "Синквейна"

Публикация в сборнике "Образование сегодня: векторы развития. Проблемы когнетивной лингвистики, речи и речевой деятельности: сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференци...

МЕТОД СИНКВЕЙНА В ФОРМЕ ИГРЫ «ВОЛШЕБНАЯ ЛЕСЕНКА СИНКВЕЙНА»

В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки...

«Использование метода синквейн в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР»

   Технология синквейн не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, а простота построения позволяет быстро п...

«Применение метода синквейн в развитии речи детей 5-7 лет».

Синквейн-слово французское, в переводе означает "стихотворение из пяти строк". Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Синквейн-это не обычное стихотворение, а стихот...

Методическая разработка по обучению детей родному языку для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе с использованием метода «Синквейн».

Методическая разработка по комплекту «Без инде  хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар» предназначена для родителей, детей, воспитателей, воспитателей по обучению татарскому языку дошкольных образоват...

Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством метода "Синквейн" и метода фокальных объектов

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по использованию метода "Синквейн" и метода фокальных объектов в развитии речи дошкольников....