Главные вкладки

    Двигательная сказкотерапия в работе психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

    Черемисина Яна Анатольевна

    Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (небольшая статья и технологическая карта занятия).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Двигательная сказкотерапия23.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Двигательная сказкотерапия в работе психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

    Черемисина Я.А., Драцкая С.И.

    1.слайд Педагогам работая с детьми необходимо находиться в постоянном тонусе, искать, привносить что-то новое, тем более, что современных малышей уже мало чем можно удивить.

    2 слайд Для детей XXI века живое общение со взрослыми или сверстниками постепенно заменяется просмотром телевизора и компьютерными играми, забываются игрушки и книжки со сказками, а запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками у них не хватает. Дети становятся малоподвижными, импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А если у ребенка есть какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии, то данные проблемы усугубляются вдвойне. Поэтому для всех и тем более для детей с ОВЗ особенно важно грамотное распределение физических нагрузок в соответствии с их психологическими особенностями.

    3 слайд Одной из новых форм работы с детьми, используемых специалистами нашего ДОУ являются двигательная сказкотерапия.

    Сказка… Значение ее в работе с детьми нельзя переоценить!

    В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте.

    Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

    4 сдайд Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. ,

    Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем.

    5 слайд В своей деятельности наши педагоги используют все виды сказок (художественные, волшебные, коррекционные.

    6 слайд Сегодня остановимся более подробно на коррекционных сказках, которые обычно используются психологами и направлены на решение определенных проблем (проблемы в режимных моментах, страхи, капризы, агрессивность, проблемы общения) у ребенка или группы детей.

    Как же работать с такими сказками?

    7 слайд Естественно, можно просто прочитать или рассказать сказку ребенку (детям), задать вопросы по содержанию. Можно предложить нарисовать иллюстрации к тексту, который прочитали, разыграть сценки из сказки, придумать разные варианты концовки.

     8 слайд В качестве еще одного метода развивающего способность ребенка к восприятию произведения мы решили рассказывать сказки детям включая в их контекст различные физические упражнения, элементы ЛФК, разминки, подвижные игры уже знакомые детям. Таким образом происходит развитие и коррекция не только эмоционально-волевой, но и физической сферы. Представленная в таком формате сказка лучше воспринимается, запоминается детям, им легче сделать правильные выводы. Причем выводы и их обсуждение можно провести уже после занятия во время переодевания детей, на прогулке, перед приемом пищи, перед сном и т.д.

    9 слайд Двигательная сказкотерапия проводится прежде всего с профилактической целью, а в качестве коррекционного воздействия по мере необходимости, в случае возникновения той или иной проблемы у ребенка или в группе детей. Подобную сказку может подготовить не только психолог, но и любой специалист и конечно воспитатель!

    Причем не обязательно использовать готовые сказочные сюжеты, их можно придумывать самим специально для детей вашей группы.

    10 слайд А сейчас мы приглашаем Вас в сказку из книги Ирины Гуриной «Стихи и сказки на все случаи жизни», которая называется «Заяц-грязнуля».


    Двигательная сказкотерапия. Технологическая карта.

    «Заяц-грязнуля» (средняя группа)

    Авторы-разработчики: Черемисина Я.А., педагог-психолог, Драцкая С.И., педагог-психолог

    Сказка

    Оборудование

    Движения

    Музыка

    Время

    Жил-был в лесу заяц. Все зайцы были как зайцы: летом серые, зимой белые. А этот и зимой и летом был одним цветом. И цвет этот был ни белый, ни серый, а просто грязный, потому что заяц никогда не умывался.

    Испачканная игрушка заяц.

    Дети сидят в кругу.

    Детям демонстрируется испачканная игрушка зайца.

    №1 Спокойная мелодия. Звуки природы.

    2 мин.

    В один солнечный денек шел зайчик по тропинке…

    Дети идут по кругу выполняя движения по тексту песни.

    №2 «Солнышко и Я»

    Тропинка петляла между деревьев. На ней лежали камни. Они были твёрдые.  Где-то был песок – сухой и приятный…  

    Модули для ходьбы.

    Дети встают и идут друг за другом по модулям.

    №3 Детская фоновая музыка. (до конца тропинки)

    1 мин.

    Тут заяц увидел, как лиса прячется в норку под сломанным деревом. Захотел он поиграть с лисой и полез за ней.

    Барьеры. Игрушка лиса.

    Подлезают под барьер.

    №4 «Три веселых зайчика и лиса».

    1 мин. 30 сек.

    - Ты кто? – спрашивает лиса.
    - Заяц, – ответил заяц.
    - Не может быть! Я никогда таких страшных зайцев не видела!  Может быть ты еж?

    - Почему?
    - На тебе солома старая, шелуха от шишек и шерсть вся свалялась, на иголки стала похожа.

    №5 Под диалог героев. Звуки леса.

    Пошел заяц к ежикам.

    - Ёжики колючие в домике сидят.

    Весело катаются, щекотя ребят.

    Ёж по ручке прокатился и обратно возвратился.

    Ёж по ножке прокатился и обратно возвратился.

    Мячики – ёжики.

    Дети берут ёжики и

    катают их по телу согласно тексту.

    №6 Песенка про ёжика.

    2 мин.

    Не захотели ежики с зайцем дружить.

    Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет и пошел дальше.

    Дети складывают ёжиков в корзину.

    Уменьшение громкости предыдущей.

    30 сек.

    А навстречу ему – волк.

     

    Игрушка волк.

    П/И «Зайцы и волк».

    Дети изображают зайцев со словами:

    Скачут зайцы скок-скок-скок

     На зелёный, на лужок.

    Травку щиплют, слушают

     Не идёт ли волк.  

    По окончании слов «волк» старается поймать зайцев, а те убегают в «норки» (обручи разложенные на ковре).

    №7 Детская фоновая музыка.

    2 мин.

    - Ты кто? – спрашивает волк.
    - Заяц, – ответил заяц.

    - Не может быть, – удивился волк.

     – Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть ты крот? Ты весь в земле, вон какой черный!

    №8 Под диалог. Звуки леса.

    Решил заяц пойти искать кротов.

    - Может хоть они со мной поиграют?

    Если тоннель длинный, то:

    В норке тёплой и сухой,

    Под землёю глубоко,

    Проживает крот слепой

    Очень одиноко.

    С утра и до заката

    Роет все туннели,

    Хоть работа грязновата,

    Он доволен ею.

    Кроты тоже не узнали зайца и не захотели с ним играть.

    Обиделся заяц, но умываться не стал.

    Повалялся он по траве стряхнул старую солому, шелуху от шишек и землю и пошел дальше.

    Тоннель.

    Дети пролезают в туннель

    Та же мелодия –Звуки леса.

    1 мин.

    А навстречу ему медведь.

    Модульные круги. Игрушка медведь.

    Дети идут по модулям.

    №9 «Мишка косолапый» (до конца дорожки)

    1 мин. 30 сек.

    - Ты кто? – спрашивает медведь.
    - Заяц, – ответил заяц.
    - Не может быть, – замотал головой медведь. – Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает!

    Может быть ты лягушка?
    - Почему? – удивился заяц.
    - Потому что весь зеленый!

    №10 Под диалог. Звуки леса.

    Поскакал заяц к пруду с лягушками.

    Лягушачьи лапки.

    Дети надевают оборудование на ноги.

    Дети идут на пятках.

    №11 «Простая песенка» (Песенка про лягушат).

    2 мин. 30 сек.

    И лягушки  ускакали от зайца.

    Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет.

    Дети снимают оборудование и складывают в корзину.

    Звучит пока не уберут все за собой.

    1 мин.

    Пошел зайчик дальше и видит, на поляне играют зайцы.

    Дети повторяют движения за педагогом.

    №12 «Зайка серенький сидит…»

    2 мин.

    - Привет, – закричал заяц, выскочив на опушку. – Возьмите меня к себе поиграть.
    - А ты кто? – хором спросили зайцы.
    - Как кто? Заяц!
    - Может быть, и заяц. Только очень грязный. Тебя надо помыть, тогда будем дружить – сказали зайцы.

    №13 Под диалог. Звуки леса.

    Пришли зайцы к реке и давай в ней купаться, плескаться, мылом душистым умываться.

    Голубая вуаль.

    Игрушка заяц – чистый.

    Детей сверху накрывают вуалью.

    Дети умываются под вуалью.

    №14 «Песенка про умывание из м/ф «Маша и медведь»

    30 сек.

    Заяц посмотрел на свое отражение и сказал:
    - Какой я красивый, оказывается!

    Теперь каждое утро буду умываться!

    И вместе со всеми ребятами-зверятами поскакал зайчик играть-танцевать.

    «Песенка про умывание из м/ф «Маша и медведь» (припев)

    30 сек.

    Танец «Зарядка-Умывание» совместно со стажёрами.

    2 мин.

    Всего: 20 мин.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект "Сказкотерапия в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с речевой патологией"

    А что же такое сказкотерапия? Это метод, испульзуемый сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развитие творческих способностей....

    Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ

    Мастер-класс по сказкотерапиис элементами тренинга для педагогов...

    Элементы сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

    Все дети с ОВЗ не уверены в себе, быстро отвлекаются,  утомляются, зависимы от окружающих, не удерживают в памяти задания. Детям даётся много знаний, понятий, они не могут высидеть положенное вре...

    Коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"

    коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"...

    Коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"

    Коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"...