Консультация " Задержка речевого развития"
консультация по коррекционной педагогике по теме

Баранова Нелли Александровна

Как выявить ЗРР: признаки и симптомы задержки 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrr_konsult.docx272.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

Причины задержки речевого развития  у детей:

  • Нарушение слуха.      
  •  Невостребованность речи. Недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми.      
  •  Быстрый темп речи взрослого. Речь должна быть произнесена в спокойном темпе, четко и правильно.                                                                                                   
  • Генетическая предрасположенность.  В семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.
  • Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, гипоксия, внутриутробные инфекции).
  • Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.).
  • Завышенные требования к ребенку. Настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого(нельзя принуждать ребенка к высказыванию, лучше в игровой форме ненавязчиво побуждать к речи).                  
  • Алкоголизм родителей.
  • Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
  •  Билигвизм (двуязычные семья).

        

Родители, сравнивая своего молчуна двух летнего молчуна с говорящими сверстниками, могут услышать много «добрых» успокоительных советов от бабушек, соседей, знакомых. Часто начинают искать советов на форумах и в интернете и не спешат обращаться к специалистам. Давайте поговорим о том, какие мифы о задержке речевого развития Вы можете услышать.

считается, что мальчики начинают говорить позже девочек, якобы потому, что речевой центр головного мозга у них развивается медленней. На самом деле речевой центр мальчиков хоть и имеет чуть-чуть меньший объем, чем у девочек, но этот факт никак не сказывается на темпах речевого развития. Начиная говорить – девочки употребляют больше существительных, мальчики – говорят больше глаголов. Начало речи у мальчиков чаще, чем у девочек начинается с разговора «на своем языке». Мальчики могут быть менее многословными, чем девочки и употребляют меньшее количество «лишних» слов.

этот аргумент никак не является поводом для самоуспокоения, а скорее есть тревожным сигналом. Из поколения в поколение тенденция к задержке речевого развития может накапливаться и усугубляться.

 – Какой бы не был хороший детский сад индивидуально там воспитатели заниматься развитием речи вашего ребенка не будут, помимо вашего ребенка в группе еще 15-20, а то и больше детей. И надеяться на детский сад есть непростительной ошибкой.

а время все идет и идет, а ребенок все не говорит и не говорит. Родители все ждут, что малыш, не произносивший в свои два, два с половиной года ни слова в три вдруг сам начнет говорить предложениями. Такое происходит крайне редко, на самом деле речь развивается поэтапно. Скачек в речевом развитии происходит после того как с ребенком начали заниматься.

Родители отсутствие речи у ребенка объясняют ленью и особенностями характера. Если ребенок в два, два с половиной года не говорит слово мама, а общается со взрослыми при помощи жестов и если ему что-то нужно тянет руки, кричит и издает какой-то звук, то это не лень и особенность характера, а наличие у ребенка задержки речевого развития.

Так если Вы заподозрили у ребенка наличие задержки речевого развитие, не слушайте добрых советчиков и бабушек у подъезда, а обратитесь к специалистам. Обследование ребенка с подозрением на задержку речевого развития должно быть комплексным у невролога, логопеда и психолога. И не важно к кому вы обратитесь в первую очередь. Помните, чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем эффективнее она будет.

        

                             

Выполняя эти простые рекомендации Вы сможете помочь своему ребенку осваивать речьПо возможности ограничьте просмотр телевизора. Чем меньше возраст малыша, тем менее желателен просмотр телепрограмм, даже развивающих. Очень не желательно, когда ребенок играет в свои игры, а рядом работает телевизор.

  • Все свободное время говорите с ребенком, озвучивайте все действия . Говорите сами четко, правильно, доброжелательно. Ребенок должен слышать правильную речь.                                                                                  
  • Ежедневное чтение ребенку  окажет заметное влияние на его  речь и поведение,  художественная литература – мощное средство развития речи. При чтении рассматривайте иллюстрации с ребенком.                                              
  • Не говорите при ребенке о его отставании. Не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.                                                                                                          
  • Вызывайте желание подражать взрослому.  
  • На начальном этапе в развитии речи займитесь воспроизведением звукоподражаний игрушек, животных, машин.                                                                
  • Развивайте произвольную память малыша: повторяйте, что делали утром, днем , вечером и т.д.
  • Всегда хвалите ребенка за успехи. Любое речевое проявление ребенка надо поощрять, не обращая внимание на качество произношения
  • В игровой форме учите ребенка понимать соотношение предметов по размеру, по цвету, форме, количеству.                                                                      
  • Стимулируйте речевое развитие малышей путем тренировки движений пальцев рук: массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание, пальчиковая гимнастика, работа  с массажными мячиками, колечками, с мелкими предметами, тренажёрами-игрушками со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками и т.д.)                                                                        - Не перегружайте ребенка телевизионной информацией и компьютерными играми.
  • -Разучите с ребенком основной комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики.

   

        

  • Во время игры с малышом посвятите все свое внимание ему.
  • Избегайте искаженных слов, не сюсюкайте, говорите правильно. В первое время можно использовать звукоподражание, при этом говорите, например: «Это кошка. Кошка говорит – Мяу».
  • Опускайтесь на уровень с ребенком. Следите, чтобы во время общение Ваше лицо было на одном уровне с его лицом, тогда малыш будет видеть, как Вы говорите.
  • Не упускайте случая назвать любой заинтересовавший ребенка предмет.
  • Не говорите быстро, говорите простые фразы и короткие инструкции для того чтобы ребенок смог понять то, что Вы сказали.
  • Возьмите за правило рассказывать все, что Вы вместе видите и делаете, а также то, что делаете Вы сами и другие члены семьи. Для своих слов используйте простые, понятные ребенку слова.
  • Повторяйте знакомые ребенку слова и расширяйте словарь ребенка, добавляя несколько новых простых слов ежедневно. Повторяйте новые слова в конкретной ситуации по нескольку раз, это поможет малышу быстрее запомнить слово.
  •  Когда о чем-то просите ребенка, используйте простые инструкции. Например: «Дай куклу», «Брось мяч».
  • Используйте слова, которые обозначают последовательность действий, например: «сначала», «после», «затем», «в конце».
  • Рассказывайте ребенку о место нахождении предметов, например: «платье в шкафу», «мяч под стулом» это поможет ребенку освоить предлоги.
  •  Показывайте, что можно делать с предметами и вещами, рассказывайте, для чего они предназначены. Это поможет ребенку классифицировать предметы, расширит его пассивный словарь.
  • Развивайте мелкую моторику ребенка для этого: чтение потешек и коротких детских стишков сопровождайте движениями, играйте в пальчиковые игры, лепите из теста и пластилина, рисуйте карандашами и красками, собирайте мозаику.
  • И главное любите своего ребенка, отмечайте и радуйтесь любым его достижениям и не забывайте хвалить.

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"

Консультация для родителей  "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"...

Консультация "Задержка речевого развития. Причины"

Консультация адресована родителем малышей с задержкой речевого развития, а также будущим родителям....

Консультация "Задержка речевого развития"

Консультация"Задержка речевого развития"...

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога.На основ...

Консультация «Задержка речевого развития»

Консультация для родителей: «Задержка речевого развития"Речь для ребенка - важнейшее средство общения и взаимодействия с окружающими людьми, а также получения информации для познавате...