Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.
консультация по развитию речи
В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему важно вовремя выявить задержку в формировании речевой функции? Дело в том, что именно дошкольный, а особенно ранний возраст наиболее значим для становления речи и поэтому необходимо контролировать, следить за развитием малыша в это время, подмечать его особенности и в случае необходимости не упустить время, когда можно начать оказывать помощь.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы
речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.
Критерий психического развития ребенка - способность говорить. Как
показывает практика, родители детей, у которых присутствует задержка развития речи, редко обращаются за помощью к врачу. Ребенка оправдывают
тем, что это временное состояние, которое обязательно пройдет, ведь «у
знакомого сын тоже начал поздно говорить и ничего страшного».
Речь – это важнейшее средство коммуникации, способное удовлетворить одну из основных человеческих потребностей – потребность в
общении. Задержка в речевом развитии не позволяет ребенку полноценно включаться в игру со сверстниками, а значит, затрудняет социализацию. Игра с другими детьми способствует формированию адекватной поведенческой линии личности, эмоциональной сферы и характера человека. Особенно негативно сказывается нехватка речевого развития на эмоционально-психологическом состоянии маленького человека.
Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о
задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные
нормы речевого развития детей раннего возраста.
Уже первый крик при родах говорит о сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в речевом развитии ребенка. Крик у
ребенка должен быть громким, модулированным (в норме на первой минуте).
Крик реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата.
Первый год жизни – это подготовительный (доречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5
мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).
В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов;
в пассивном словаре - около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно с 1,8 г. до 2,6 г. в норме происходит так называемый “лексический взрыв”, когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально.
Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда
в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует
местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). В 3 года словарный запас
возрастает примерно до 1000-1200 слов.
Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого
онтогенеза могут являться:
1) аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и
лепета, беззвучность, однотипные вокализации);
2) отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
3) неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возраст
1,5 лет;
4) невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие,
показ и т. д.);
5) отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
6) неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
7) полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи
только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
8) преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.
Почему важно вовремя выявить задержку в формировании речевой функции? Дело в том, что именно дошкольный, а особенно ранний возраст наиболее значим для становления речи и поэтому необходимо контролировать, следить за развитием малыша в это время, подмечать его особенности и в случае необходимости не упустить время, когда можно начать оказывать помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сенсорное развитие детей раннего возраста" консультация для родителей.
Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"...

Особенности речевого развития детей раннего возраста. Типичные ошибки родителей в разговоре в с детьми
Речевое развитие детей начинается еще за долго до произнесения первых слов в утробе матери. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова но бесконечное множество понятий, воззрений на ...

Нормы речевого развития детей раннего и дошкольного возраста
В данном документе родители и педагоги могут ознакомится с нормами развития речи детей....
«Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста»
laquo;Задержка языкового развития (по другой терминологии — «временная»,«простая» задержка развития речи) — это отставание в сроках усвоения языковы...
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста
Моторика - это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические,физиологические и психологические аспекты [37]. Одним из показателе...
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста ".
"Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста "....

«Влияние нетрадиционных техник рисования на речевое развитие детей дошкольного возраста» (консультация для родителей)
В данной консультации представлен материал для успешного развития речи через нетрадиуионную технику рнисования ....