Нормы речевого развития детей раннего и дошкольного возраста
занимательные факты (подготовительная группа)

Лесанова Евгения Николаевна

В данном документе родители и педагоги могут ознакомится с нормами развития речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет)

         Одной из главных задач обучения ребенка является развитие активной и пассивной речи у него.

        Обучение ребенка (2 г.) направленно на активизацию словаря и овладение фразовой речью. По звуко-слоговой структуре словарь активизируется в следующем порядке: слова из повторяющихся слогов типа ля-ля, дя-дя, та-та, на-на, бо-бо и т.д.; звукоподражания: аф-аф, би-би и т. д.; двусложные слова с открытыми слогами типа Ната, вата, Вова, Нина, вода, рука, нога, коза, была, иди, гулять, большой и т. д.; трехсложные слова с открытыми согами: молоко, машина, корова, собака, ходила, гуляла и т. д.

       Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети учатся обращаться с просьбой («Дай то-то»; «Тетя дай то-то»), затем с предложением сотрудничества («Давай играть») и, наконец, с сообщением («Мишка. Мишка плачет») и вопросом («Где ля-ля?»).

        Развитие речи ребенка происходит в процессе ознакомления его с предметами и явлениями окружающего мира.

        Приемы обучения детей раннего возраста:

Показ предмета (игрушки) и его называние.

        Используется внезапное появление и быстрое исчезновение предмета. Берутся игрушки (мяч, мишка, кошка, кукла, машина, зайка и т. д.). Взрослый достает игрушку из-за ширмы (из коробки) и быстро прячет ее обратно.

        С целью развития речи в момент появления игрушки взрослый каждый раз называет ее, привлекая к ней внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторяется несколько раз. Важно, в момент зрительного сосредоточения, задержать игрушку над ширмой, дать ее ребенку в руки, погладить ее рукой ребенка, покачать, позвенеть и т. д.

        Необходимо использовать звучащие игрушки (погремушка, бубен, дудочка …).   Следует подавать звучащий сигнал с разных сторон, следя при этом за реакцией ребенка.

        Вызванные ответные реакции: улыбка, протягивание руки, вокализация и т. д. свидетельствуют об установлении контакта с ребенком и появлении эмоциональной формы общения (т. е. предпосылок к пониманию речи).

        Рассматривание предмета.

        Берутся знакомые игрушки после усвоения их названий. Взрослый обращает внимание на их признаки, выделение части из целого и т. д.. Надо научить понимать, что признаки, свойственные одному предмету, могут быть и у лругих предметов: «Мяч большой, мишка большой, стол большой», «Глаза есть у мишки, зайца, кошки, утки» и т. д. В силу того, что для детей раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление, им лучше называть группу предметов не обобщающим словом (овощи, фрукты), а вопросом, содержащим в себе обозначение действия: «Что мы надеваем?»; «Что растет в огороде?»; «Кто летает?».

       Необходимо обращать внимание ребенка на наличие связей и отношений между предметами: «Карандаш, бумага нужны, чтобы рисовать.»

Показ действий с предметами и их называние.

        В основе овладения детьми действиями с предметами лежит подражание взрослым. Сначала необходимо совместно выполнять действия: показав действия, взрослый берет руки ребенка в свои и ведет в нужном для совершения действия направлении (подталкивает мяч, надевает кольцо на пирамидку, вставляет грибок в отверстие и т. д.). Ребенок усваивает, что с каждым предметом можно выполнять ряд действий в определенной последовательности (куклу качать, кормить, одевать, гулять и т. д.). Постепенно переходят к отраженному выполнению действий ребенком по показу взрослого, самостоятельному выполнению действий по словесной инструкции и в свободной деятельности.

        Затем ребенок должен научиться понимать, что действие, выполняемое с одним предметом  может выполняться и с другим («Сними кольцо с пирамидки, верхний кубик – с постройки, платье с куклы, шапку – с себя» и т. д.)

В процессе выполнения действий взрослый поглаживает руку ребенка; вызывает ответную улыбку; хлопает в ладоши; гладит по голове, отмечая успех; хмурит брови; употребляет слова с мимикой («хорошо», «очень хорошо», «правильно», «так», «еще» и т. д. в сочетании с улыбкой, кивком головы или «плохо», «нет», «так нельзя», «не так» и т. д.).

        Свидетельством понимания воспринятой речи будет появление ответной реакции (мимики, указательного жеста, взгляда, выполнения действия). Следует активно побуждать ребенка отвечать словами. Для этого необходимо использовать приемы, способствующие актуализации его речи (в их основе подражание речи взрослых):

- внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождаемое сначала называнием, а затем – вопросами: кто это? Что это? Кто спрятался?;

- просьба, предложение произнести слово;

- совместное проговаривание слова;

- отраженное произнесение слова;

- самостоятельное произнесение слова;

- договаривание слова в знакомой ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово;

- ответы на конкретные вопросы: кто это? Что это? Что делает? Какой предмет по величине (по форме, цвету)?;

- предъявление речевого образца: в ходе овладения детьми действиями взрослый должен постоянно предоставлять им образцы речевых высказываний («Будем играть.    Будем снимать колечки. Это колечко сниму я, а это – Саша. Это – я, а это – Саша».) и так до конца занятия. Постепенно включаются слова, обозначающие цвет и величину колец («Я снимаю маленькое колечко, и Саша снимает маленькое колечко. Я надеваю красное кольцо, и Саша надевает красное кольцо». И т. д..

        Надо не только комментировать свои действия и действия детей, но и задавать вопросы, побуждающие детей к ответам. Комментируя действия ребенка, взрослый должен называть его собственное имя, т. к. местоимение (ты, он) еще не осознается.

       Следует пользоваться уже развернутым описанием: «Вот зайка! Мягкий зайка, пушистый! Вот какой хороший (белый, серый…) зайка! Я поглажу зайку. Спинку поглажу. Головку поглажу. И ухо поглажу. Зайка мягкий, пушистый! Теперь Саша погладит зайку. Погладь спинку».

        Разговаривать с детьми надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их паузой.

          Необходимо побуждать детей к активной речи. Часто, умея произносить слова, они не используют их в общении. Активизация речи достигается путем включения вопросов, ответы на которые первоначально ребенок может заимствовать из только что прослушанного образца речи взрослого («Найди большое кольцо.  «Какое ты нашел кольцо?»- «Большое».) Это пример отраженной речи.

          Развивая речь ребенка необходимо разграничивать два типа задания:

1.     Задания, направленные на развитие пассивной речи, - показ предмета, манипулирование с ним. Взрослый; «Это мяч… Покажи мяч…Дай мяч… Принеси мяч…Найди мяч… Возьми мяч…»

2.     Задания, направленные на развитие активной речи, - обучение называнию предметов и действий с ними. Взрослый: «Кто это?» - «Киса». – «Скажи: Киса». – «Киса». – «Как кричит киса?» - «Мяу». Или: «Как мяукает киса (кошка)?» - «Мяу».

Не надо ждать, что ребенок сразу же повторит сказанное взрослым. Это придет постепенно. Дети не могут сразу правильно воспроизвести звуковой и слоговой состав слова. На первых порах этого и не нужно требовать. Иначе у ребенка может появиться негативное отношение к речи, что удлинит сроки появления активной речи.

Развиваем речь ребенка в возрасте 3 - 4 года

        

1.Импрессивная (пассивная)речь- это, когда ребенок понимает, но не говорит (например, показывает, выполняет просьбы)

С 3 лет (возраст, в котором ребенок уже должен выполнить данную просьбу)

1. Необходимо обогащать пассивный словарь:

а) учите детей понимать конкретные существительные: т.е. показывать по словесной инструкции предметы, части предметов, части тела

б) учите детей понимать обобщающие слова: т.е. выбирать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда» и т.д.

в) учите детей понимать действия:

-т.е. показывать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д.

-выполнять поручения по речевой инструкции (закрыть дверь, принести мяч).

С 3-4 лет

2. Учите понимать различные грамматические формы словоизменения:

а) дифференцировать (различать) единственное и множественное число существительных

«Покажи, где:

Стол-столы                    дерево-деревья

Дом-дома                       мяч-мячи

Стул-стулья                   гриб-грибы»

б) различать предложно-падежные конструкции с предлогами

С 3 лет

( с предлогами на, в, под, за)

«Положи мячик в коробку…»

С 4 лет

( с предлогами под, над, перед, около)

«Покажи, где ложка: в стакане…»

3. Учите дифференцировать формы словообразования

С3-4 лет

Понимать уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных

«Покажи, где:

Дом-домик

Ложка-ложечка

Мяч-мячик»

2. Лексика (экспрессивная (активная) речь - это,когда ребенок произносит слова, говорит самостоятель-

но)

1. Обогащайте активный словарь ребенка

а) конкретными существительными

Попросите ребенка назвать картинки по темам «Игрушки», Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др..

б) обобщающими понятиями

Назвать одним словом группу предметов:

«Игрушки», Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др..

в) глаголами (действиями)

С 4 лет

-назвать по картинкам, что делает мальчик: ест, спит, играет, рисует, пьёт, гуляет и т.д..

г) прилагательными

Названиями цветов

С 4 лет

Белый, чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый

3.Грамматический строй речи (экспрессивная речь)

С 3-4 лет

1.Учите образовывать множественноечисло имен существительных:

стол-столы                              лист-листья

кукла-                                       дерево-

ухо-                                           окно-

слон-                                         стул-

глаз-                                          воробей-

рот-                                           лев-

2.Учите употреблять существительные в косвенных падежах без предлога

Уменя есть мяч (кукла)

У меня нет

Я вижу

Я играю

3. Учите образовывать уменьшительно-ласкательную форму:        

С 4 лет

Дом-домик                       стул-

Нос-                                  рука-

Стол-                                нога-

4. Учите образовывать названия детёнышей животных

С 4 лет

У кошки- котенок

У утки-

У гуся-

У лисы-

4. Связная речь

1.Учите договаривать предложения, например, когда читаете знакомую сказку.

С 4-5 лет

2.Учите пересказывать

5.Фонематический слух

1.Учите на слух дифференцировать слова, различающиеся одним звуком. Попросите ребенка показать, где

точка-дочка

почка -бочка

коза - коса

2. Учитеповторять слоги с  «похожими» звуками с 4 лет

па-ба                               на-га

ба-на                               та-на

ва-та                                га-да

та-да                                ка-га

ма-мя                             ба-ма

6.Фонематический анализ и синтез

1. С 3 лет.

Попросите показать на картинках предметы:

Стол-стул                             косы-козы

Папа-баба                             горка-корка

Точка-дочка                         миска-мишка

2. С 4 лет.

Попросите показать собачку, когда она закричит «ррр» (из ряда звуков)

7. Слоговая структура слов

Попросите  повторять слова с различной слоговой структурой:

Дом

Снег

Крыша

Мостик

Каша

Хлеб

Кошка

Капуста, помидоры

  Нормы речевого развития детей 4-5 лет

      На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2—3 и более фраз, все чаше его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми.

     Если двух-, трехлетний малыш, не зная, как назвать тот или иной предмет, его характерный признак, иногда прибегает к жестам: «Вот такой» (разводит руками), имея в виду слона, то четырех-, пятилетний ребенок уже стремится найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), всехний (всеобщий), сердитки (морщинки), ползук (червяк), и др. Слова действительно забавны, но закреплять их в речи ребенка не стоит. Надо поправить, дать точные названия понятиям.

    У пятилетних детей очень велико тяготение к рифме. Подбирают слова, лишенные, порой, всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. На пятом году жизни большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков

[ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют верно употреблять их во всех словах. В этом возрасте они смешивают шипящие звуки со свистящими, звуки [р], [р’] — со звуками [л], [л’] (звук имеется, но не всегда верно употребляется). Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша.

    Овладение новыми звуками, однако, не обходится без трудностей. Так, четко произнося шипящие и сонорные звуки [р], [р’], [л] в слогах и часто правильно употребляя их во вновь усвоенных словах, ребенок иногда продолжает произносить их по-старому в словах, давно знакомых. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо добиться, чтобы новый звук удавался повсеместно.

   У некоторых детей овладение новыми звуками вызывает чрезмерную увлеченность ими. Малыши начинают употреблять их даже в тех словах, в которых их вовсе нет. Если, скажем, раньше ребенок не выговаривал [ш] и [ж], заменяя их на [с] и [з], то теперь он начинает их произносить, даже когда не надо: шумка (сумка),жамок (замок), жвездочка (звездочка) и др.

     В этом возрасте следует продолжать знакомство ребенка с новыми словами, приучать его точно называть качество предметов, определять, из чего они сделаны (стол, стул, шкаф—из дерева; банка, ваза, стакан—из стекла и т.д.), находить в предметах сходство и различие, знать такие временные понятия, как утро, день, вечер, вчера, сегодня, завтра; пространственные отношения: справа—слева, впереди—сзади, наверху—внизу. Для развития умения находить сходные и различные признаки в предметах можно дать ребенку такое задание: «Внимательно рассмотри два яблока. Одинаковые яблоки или нет? Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?» Ребенок обнаруживает, что одно яблоко большое, красное, с пятнышком на боку, сладкое, другое—маленькое, зеленое, кислое. Если ребенок упускает какие-то признаки, то взрослый может задать наводящие вопросы или сам назвать их.

      Детские игрушки, предметы домашнего обихода также могут быть использованы для сравнения, сопоставления и описания. Так, девочке можно предложить рассказать все, что она знает о своей кукле: как ее зовут? Какие у нее волосы, глаза? Какое на ней платье, туфли? Мальчику можно предложить описать, например, машину.

   Нередко дети путают временные понятия: вчера и завтра, утро и вечер, весна и осень. Приведенная ниже игра научит ребенка ориентироваться в таких, еще очень сложных для него понятиях.

  • «Когда это бывает». Назовите один или несколько признаков какого-нибудь времени года, а ребенку предложите определить, о каком времени года идет речь:

—    Когда дети катаются на санках? (Зимой.)

—    Когда распускаются почки на деревьях, появляются первые листочки? (Весной.)

—    Когда в лесу поспевают ягоды, можно купаться в реке? (Летом.)

—    Когда улетают птицы на юг, желтеют листья? (Осенью.)

Уточните и закрепите знания ребенка о временных и пространственных отношениях:

—    Когда заходит солнышко? (Вечером.)

—    Какой рукой ты рисуешь? (Правой.)

       Знания о пространственных и временных отношениях помогут ребенку лучше понимать речь окружающих, точнее пользоваться своей речью, правильно двигаться и действовать по указанию взрослых. Вряд ли ребенок сможет найти, например, книгу, которая лежит на верхней полке справа, если он не знает, где верх, а где низ, где правая, а где левая сторона.

      Во время самостоятельных занятий ребенка—рисования, лепки, конструирования — обратите его внимание на то, где, например, находятся те или иные предметы на его рисунке. Спросите его, где на его рисунке солнышко (наверху), дом (внизу), а где елочка по отношению к дому (слева или справа).

Указывая на размеры предметов, дети в основном пользуются словами большой, маленький и редко высокий, низкий, длинный, короткий. Приучайте ребенка наиболее точно выражать свои мысли: дом высокий — низкий, лента широкая — узкая. Учите пользоваться и прилагательными в сравнительной степени.

        Необходимо обратить внимание на грамматическую правильность речи ребенка. Проверьте, как малыш связывает слова между собой. Спросите его, какая у него кукла. «Красивая», — ответит ребенок. «А еще какая? Большая или маленькая?» — «Большая»,— говорит он. «А карандаш какой?» —« Красный, длинный». Закрепить правильное образование окончаний поможет ребенку следующая игра.

  • «Найди и исправь ошибку». Произнося фразу неправильно, согласуйте существительное с глаголом, прилагательным или употребляйте неправильное окончание: «Папа купила игрушку», «Таня спел песню», «У Кати красивый шапка». Ребенку надо найти ошибку. Спросите его: «Так можно сказать?» Ребенок должен исправить фразу и произнести ее еще раз, но уже правильно.

Несклоняемые имена существительные, например, кино, метро, эскимо и др., как правило, склоняются ребенком: «Мы были в кине, ехали в метре». Обязательно исправляйте ошибки. Иначе, они закрепятся в речи и избавиться от них в дальнейшем будет очень трудно.

     Формирование и развитие связной речи происходит прежде всего в процессе повседневного общения с взрослыми. Активизируют речь ребенка и вопросы, которые задают детям родители: «Где ты был?», «Что ты нарисовал?», «Что видел?» Ответы должны быть не только правильными и точными, но и по возможности полными.

   Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи. В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь правильно передать содержание прочитанной книги.

Вот, например, как может пересказать сказку ребенок четырех лет: «Жила-была козочка. Было у нее семеро козлят. И дом у нее был с печкой. Каждое утро уходила она в бор. Волк очень хотел съесть козляток. Но они слушали мамочку. Всегда смотрели в окно — кто там стучит. Их ни один волк никогда не съел. А козочка всех волков забодала. Вот» (В. С. Мухина «Близнецы»).

Если ваш ребенок неразговорчив, то сами вызывайте его на разговор. Спросите,  что он собирается сейчас делать, как будет строить домик, какие детали для этого ему понадобятся,

    Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу детей еще раз почитать полюбившуюся сказку. Но надо стремиться к тому, чтобы малыш не оставался только слушателем. После чтения непременно проверьте, все ли он понял, спросите его, что ему понравилось, как он оценивает поступки героев сказки или рассказа. Такие беседы помогут ребенку глубже усвоить произведение и лучше его запомнить.

         Одновременно с расширением словаря у ребенка совершенствуется и звуковая сторона речи.

  •    «Скажи, что ты слышишь». Посадите ребенка рядом с собой, предложите ему, закрыв глаза, внимательно послушать и сказать, что он слышит вокруг себя (тиканье часов, хлопанье дверей, стук посуды на кухне, шум улицы). Такую же игру можно провести в лесу, в парке. Так, в лесу ребенок может услышать шелест листьев, стук дятла по дереву, кукование кукушки.
  •    «Будь внимательным».Игра предназначена для развития у ребенкаумения слышать и различать звуки в словах. С небольшим интервалом произнесите слова: мама, сок, собака, вата, снег, коробка, телефон, сапоги,— и предложите ребенку, когда он услышит в слове звук [с], хлопнуть в ладоши. Если ребенок затрудняется выделить звук [с], то его в словах нужно произносить протяжно: с-сок, с-собака.

        Обычно на пятом году жизни артикуляционный аппарат ребенка уже достигает достаточного совершенства для того, чтобы малыш мог правильно произносить все звуки.  

        Однако у некоторых детей еще может наблюдаться вялость мышц языка, губ, нижней челюсти, это вызывает ошибки в произнесении отдельных звуков и общую нечеткость речи.  

       Поэтому тренировка артикуляционного аппарата продолжает оставаться важной задачей, для развития которого мы можем использовать артикуляционную гимнастику как эффективное средство правильного звукопроизношения.

Речевое развитие детей 5-6 лет

        Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

        Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.

        Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

        Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

        Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

        Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее, могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу — хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.

        Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Речевое развитие детей 6 - 7 лет

        7лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.
       Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

        У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение: 
1. правильно произносить все звуки языка;
2. выделять первый и последний звук в слове;
3. разделять слово на слоги;
4. определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
5. придумывать слова на заданный звук;
6. сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
7. повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
8. определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.
Важно выяснить: 
1. насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
2. насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
3. что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
4. сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
5. может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.

Учитель-логопед          Е.Н.Лесанова



Предварительный просмотр:

День викторины «Умники и умницы»

  Игра! Игра! Что же больше всего любят делать дети?! Ну, конечно же, играть! Все знания в дошкольном возрасте дети приобретают в игре. И чтобы проверить полученные знания в области обучения грамоте в подготовительной комбинированной группе 19 января прошла  викторина «Умники и умницы» в виде различных игровых заданий, которые дети выполняли в течение первой половины дня. Цель викторины: обобщение в игровой форме знаний, полученных детьми на коррекционно - развивающих занятиях.

         Перед викториной дети самостоятельно выбрали названия команд, капитанов. Первая команда «Звукарики», вторая «Знайки».

        Для детей были подготовлены интересные игровые задания. Сюрпризным моментом стало получение письма от Грамотейки.

        Дети с увлечением приступили к выполнению заданий от Граматейки.

Викторина проходила в пять туров, согласно плану, полученному от Грамотейки:

  1. « Разминка» (групповое помещение).  

В ходе, которого дети отвечали на вопросы:  

  • Из чего состоит наша речь?
  • Какие бывают звуки?
  • Как определить, сколько в слове слогов?
  • Назовите первый звук в слове.
  • Назовите слово, которое начинается на согласный твердый, звонкий звук.
  1. «Шифровальщик» (кабинет учителя-логопеда).

Каждой команде надо было расшифровать слово, зашифрованное в виде картинок. Называть каждый нарисованный предмет, определить у него первый звук  и соединить все звуки по порядку, чтобы получилось слово.

  1. «Собери предложение» (кабинет педагога-психолога) .

Из набора картинок дети  составляли  предложение и чертили его схему.

  1. Физкультпривет (физкультурный зал).

Под песню «Алфавит», дети пели и выполняли музыкально-ритмические движения.

  1. Конкурс капитанов (музыкальный зал).

В ходе тура капитаны соревновались в разгадывании загадок, ребусов.

        В конце викторины были подведены итоги.  Все участники награждены подарками от Грамотейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей раннего и дошкольного возраста»

Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры...

Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста».

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества реч...

Методические рекомендации по использованию многофункционального дидактического пособия "Цветная гусеница" для познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста

Данные методические рекомендации предназначены для планирования и организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию.Содержит описа...

Мастер-класс для родителей "Музыка в жизни ребенка. Музыка как средство познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста".

Все дети в разной степени от природы музыкальны, почему же не использовать этот потенциал для речевого и познавательного развития дошкольников?Главная задача взрослых — с помощью музыки помочь м...

«Речевое развитие детей раннего и дошкольного возраста: основные педагогические ошибки»

Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений.  Связная речь - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных...

.Программа по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста в рамках образовательной области «Речевое развитие» «От «А» до «Я».

Разработанная Программа связана с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ и  является нормативно-управленческим до­кументом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим сист...