Методические рекомендации по использованию многофункционального дидактического пособия "Цветная гусеница" для познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста
методическая разработка

Носевич Юлия Николаевна

Данные методические рекомендации предназначены для планирования и организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию.

Содержит описание опыта работы по созданию дидактического пособия «Цветная гусеница» и использованию  его в образовательном процессе.

Многофункциональность представленного дидактического пособия предполагает возможность использования его в работе с детьми от 1,5 до 6 лет с возможностью импровизации по ходу образовательной деятельности, смешивания и варьирования, усложнения или упрощения заданий.

Дидактическое пособие и методические рекомендации по его применению могут быть использованы воспитателями групп раннего и дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций в индивидуальных, групповых и подгрупповых формах организации образовательной деятельности, а также родителями в воспитании детей.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многофункциональное дидактическое пособие « Ц в е т н а я г у с е н и ц а » Автор: Носевич Юлия Николаевна, г. Красноярск, МБДОУ № 102, старший воспитатель высшей кв. категории

Слайд 2

Тема: «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста». Возраст целевой аудитории – 2-7 лет Цель дидактического пособия: Формирование сенсорных способностей детей через обеспечение накопления представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных качеств и свойств, предметов, которые составляют фундамент общего умственного развития, необходимый для успешного обучения в детском саду и школе.

Слайд 3

Задачи дидактического пособия для детей: Развивать и совершенствовать все виды восприятия, обогащать чувственный опыт, тактильные и кинестетические ощущения, микро- и макромоторику; Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия, качества и свойства предметов; Формировать способность к использованию сенсорных эталонов в повседневной жизни; Воспитывать бережное отношение к предметам, учить использовать предметы в соответствии с их назначением и свойствами. В раннем, младшем возрасте: способствовать накоплению представлений о цвете, форме, величине. В среднем дошкольном возрасте: способствовать формированию устойчивых, закреплённых в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между предметами; закреплять знание сенсорных эталонов; учить группировке предметов по одному или нескольким признакам; развивать аналитическое восприятие – выделять сочетание цветов, форму предметов, отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте: развивать логическое мышление (анализ, синтез); учить приемам познания окружающего мира и способам обработки полученной информации.

Слайд 4

Задачи дидактического пособия для родителей: Повышать уровень знаний по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников; Активизировать участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, в организации сенсорной среды групп. Задачи дидактического пособия для педагогов: Повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников; Создать условия для обогащения сенсорного опыта детей.

Слайд 5

Ожидаемые результаты использования дидактического пособия У детей в соответствии с возрастом: Развита мелкая моторика пальцев рук, зрительное и тактильное восприятие, внимание, память, речь; Развито умение различать и называть цвета и формы предметов; Обогащен активный словарь; Сформированы представления о цвете, форме, величине предметов, положении их в пространстве. Для родителей: Организация совместной работы с родителями по изготовлению и апробации сенсорного методического материала и дидактических игр; Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах сенсорного воспитания дошкольников. Для педагогов: Организация и обогащение в группах развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному развитию детей; Повышение педагогической компетенции педагогов в вопросах сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста; Накопление положительного опыта организации сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Слайд 6

Дидактическое пособие изготовлено из следующих материалов : экокожа (мятного, оранжевого, синего, красного, зеленого, темно-зеленого, голубого, коричневого, черного, белого и желтого цветов); синтепон или холлофайбер для наполнения звеньев; текстильная застежка (липучка) для соединения звеньев гусеницы; нитки, ножницы, трафареты большого круга (25 см) для звеньев и малого (8 см) для туфелек гусеницы, трафареты большого (для последнего звена) и маленького цветка (для рожек), прямоугольный трафарет размером 5 см * 10 см для ножек и рожек гусеницы.

Слайд 7

Области применения дидактического пособия Дидактическое пособие «Цветная гусеница» может быть использована педагогами не только для организации дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр с детьми, но и может оказать помощь в организации: непосредственно образовательной деятельности с детьми по любой из образовательных областей; совместной деятельность детей и взрослых; индивидуальной работы с детьми; сюрпризного момента.

Слайд 8

Игры с использованием дидактического пособия В методических рекомендациях к использованию дидактического пособия «Цветная гусеница» описаны основные игры и упражнения, которые педагог может объединять, варьировать и модернизировать на свое усмотрение в зависимости от: цели и задач совместной деятельности с детьми, непосредственно образовательной деятельности по той или иной образовательной области, формы организации детской деятельности, возрастной категории.

Слайд 9

Название Содержание игры/упражнения Собери гусеницу (вариант 1) Соединить звенья гусеницы между собой в произвольном порядке, учитывая начало (голову) и конец (цветок). Собери гусеницу (вариант 2) Соединить звенья гусеницы между собой заданной длины, учитывая начало (голову) и конец (цветок). Пример задания: «Собери гусеницу из 2 (3, 4, и т.д.) звеньев». Собери гусеницу (вариант 3) Соединить звенья гусеницы между собой в определенном порядке, учитывая начало (голову) и конец (цветок). Пример задания «Собери гусеницу из 2 (3, 4, и т.д.) звеньев по цветам в указанном порядке» . Пример карточки-задания: Сколько звеньев? Соединить звенья гусеницы между собой в произвольном порядке, учитывая начало (голову) и конец (цветок) и сосчитать количество звеньев. Сколько башмачков? Соединить звенья гусеницы между собой в произвольном порядке, учитывая начало (голову) и конец (цветок) и сосчитать количество башмачков. Назови цвета Соединить звенья гусеницы между собой в произвольном порядке, учитывая начало (голову) и конец (цветок) и назвать по очереди их цвета. Посчитай звенья Работа с собранной гусеницей из необходимого количества звеньев. Тренировка прямого (от головы до хвоста) и обратного счета (от хвоста до головы). Покажи где? (вариант 1) Работа с собранной гусеницей из необходимого количества звеньев. Выбирать звено нужного цвета. Пример задания «Покажи мне, пожалуйста, где звено зеленого (красного и т.д.) цвета?». Покажи где? (вариант 2) Работа с собранной гусеницей из необходимого количества звеньев. Тренировка знания частей гусеницы. Пример задания «Покажи мне, пожалуйста, где у гусеницы глазки (ротик, щечки, носик, башмачки, рожки и т.д.)?». Какой? Какая? Работа с собранной гусеницей из необходимого количества звеньев. Тренировка согласования прилагательных с существительными с помощью вопросов: - Какое звено? (круглое, красное, мягкое, гладкое и т.д.); - Какие башмачки? (маленькие, желтые, твердые и т.д.); - Какая гусеница? (длинная, яркая, разноцветная, веселая и т.д.); - Какая голова? (оранжевая, круглая и т.д.); - Какого цвета 2 (3, 4 и т.д. звено)? Какой по счету? Работа с собранной гусеницей из необходимого количества звеньев. Тренировка порядкового счета и определения цвета. Пример задания «Какое по счету звено синего (зеленого, красного и т.д.) цвета?» Сколько звеньев? Работа со звеньями гусеницы. Тренировка представления о понятии один, два, несколько/много. Примеры заданий «Дай мне, пожалуйста одно (два, несколько) звено». 1

Слайд 10

Игра «Собери гусеницу» (вариант 1)

Слайд 11

Игра «Покажи где?» (вариант 2)

Слайд 12

Игра в паре «Собери гусеницу» (вариант 1)

Слайд 13

В процессе подготовки к образовательной деятельности с использованием дидактического пособия «Цветная гусеница» каждый педагог, проявляя фантазию и воображение, может пополнять его новыми вариантами игр . Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский  сад № 102 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по социально-личностному направлению развития детей»

660028  г. Красноярск  ул. Мечникова, 41а , тел. 298-26-66,

660028  г. Красноярск  ул. Новая Заря, 33, тел. 298-48-60

Электронная почта: sad102krsk@mail.ru

Сайт: http://krasdetsad102.ru

Методические рекомендации

по использованию многофункционального дидактического пособия «Цветная гусеница» для познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста 

Автор: Носевич Юлия Николаевна,

старший воспитатель высшей кв. категории

г. Красноярск

2019 г.

Аннотация

Данные методические рекомендации предназначены для планирования и организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию.

Содержит описание опыта работы по созданию дидактического пособия «Цветная гусеница» и использованию  его в образовательном процессе.

Многофункциональность представленного дидактического пособия предполагает возможность использования его в работе с детьми от 1,5 до 6 лет с возможностью импровизации по ходу образовательной деятельности, смешивания и варьирования, усложнения или упрощения заданий.

Дидактическое пособие и методические рекомендации по его применению могут быть использованы воспитателями групп раннего и дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций в индивидуальных, групповых и подгрупповых формах организации образовательной деятельности, а также родителями в воспитании детей.

Сведения об авторе: Носевич Юлия Николаевна, старший воспитатель МБДОУ № 102, высшая квалификационная категория, тел.: 8950-999-36-23.

Оглавление

1. Введение...........................................................................................

1.1 Пояснительная записка..................................................................

1.2 Особенности развития детей раннего возраста............................

1.3 Дидактическое пособие в интерьере группы МБДОУ....................

1.4 Цель и задачи  дидактического пособия...........................................

1.5 Ожидаемые результаты использования дидактического пособия..................................................................................................

2. Содержание. Дидактическое пособие «Цветная гусеница»..............

2.1 Описание изготовления дидактического пособия.........................

2.2 Области применения дидактического пособия.............................

2.3 Игры с использованием дидактического пособия............................

3. Список рекомендуемой литературы....................................................

4

4

7

7

8

9

9

9

10

10

12

  1. Введение

1.1 Пояснительная записка

Раннее детство — особый период становления органов, систем и, прежде всего, функций мозга. Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.

В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка.

Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка.

Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.

Актуальность.

Значение сенсорного развития в раннем возрасте огромно. Именно этот период наиболее благоприятен для освоения сенсорной культуры, созданной человечеством. Мы оцениваем его словами русского писателя Л. Н. Толстого: «Разве не тогда я приобрёл всё то, чем теперь живу, и приобрёл так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».

Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. От сенсорного развития ребёнка зависит его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающих в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, от чего могут быть искажения в написании букв, в построении рисунка, возможны неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда и неточности в воспроизведении образцов движений на занятиях по физической культуре.

Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Главной целью дошкольного учреждения является «всестороннее развитие личности ребенка»: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Сенсорное развитие у детей прослеживается в различных образовательных областях (в соответствии с ФГОС ДО):

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.) .

Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности — игровой, учебной, трудовой. Игра с движением, элементами новизны, яркости, динамизма, неожиданности стала для малышей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции, общения и т. д.

Игра завершает и выражает процесс сопоставления и отделения сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств, явлений от общественно принятых эталонов.

Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал, подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру, динамике. Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. Овладению игровыми действиями и правилами способствует правильная оценка, даваемая педагогом участникам игры.

В связи с вышесказанным мною создано дидактическое пособие «Цветная гусеница» для сенсорного развития детей раннего возраста, направленного на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.). Оно может способствовать обогащению познавательной сферы ребёнка дошкольного возраста, т.к. усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее.

Дидактическое пособие актуально и помогает воспитателям расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

1.2 Особенности развития детей раннего возраста.

В раннем возрасте происходят рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. В этом возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка – носитель определённой общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения.

Выполнение роли в игре для ребенка очень важный акт. Ведь именно проигрывая роль, он берет на себя функции взрослого человека, что обогащает его социальный опыт. Возникает и развивается новая форма общения с взрослым — общение на познавательные темы.

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление ребенка раннего возраста развивается от наглядно-действенного (в 2-3 года) к наглядно-образному (к 4-м годам). Совершенствуются восприятие, речь, начальные формы поведения. Начинает развиваться воображение, которое наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заменителей других. Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка формируются основные сенсорные эталоны.

1.3 Дидактическое пособие в интерьере группы МБДОУ.

Предметно-пространственная среда МБДОУ является одним из основных средств, способствующих всестороннему развитию ребенка, формирующих его личность, а также одним из источников получения знаний и социального опыта, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.         

        В соответствии с ФГОС ДО, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду.

        Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

        Дидактическое пособие «Цветная гусеница» является частью развивающей предметно-пространственной среды группы и создает условия для познавательной активности детей, побуждает их к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительной деятельности.

1.4 Цель и задачи  дидактического пособия

        Цель дидактического пособия: Формирование сенсорных способностей детей через обеспечение накопления представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных качеств и свойств, предметов, которые составляют фундамент общего умственного развития, необходимый для успешного обучения в детском саду и школе.

Задачи дидактического пособия для детей:

  • Развивать и совершенствовать все виды восприятия, обогащать чувственный опыт, тактильные и кинестетические ощущения, микро- и макромоторику;
  • Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия, качества и свойства предметов;
  • Формировать способность к использованию сенсорных эталонов в повседневной жизни;
  • Воспитывать бережное отношение к предметам, учить использовать предметы в соответствии с их назначением и свойствами.

В раннем, младшем возрасте:

  • способствовать накоплению представлений о цвете, форме, величине.

В среднем дошкольном возрасте:

  • способствовать формированию устойчивых, закреплённых в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между предметами;
  • закреплять знание сенсорных эталонов;
  • учить группировке предметов по одному или нескольким признакам;
  • развивать аналитическое восприятие – выделять сочетание цветов, форму предметов, отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте: 

  • развивать логическое мышление (анализ, синтез);
  • учить приемам познания окружающего мира и способам обработки полученной информации.

Задачи дидактического пособия для родителей:

  • Повышать уровень знаний по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
  • Активизировать участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, в организации сенсорной среды групп.

Задачи дидактического пособия для педагогов:

  • Повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
  • Создать условия для обогащения сенсорного опыта детей.

1.5 Ожидаемые результаты использования дидактического пособия

У детей в соответствии с возрастом:

  • Развита мелкая моторика пальцев рук, зрительное и тактильное восприятие, внимание, память, речь;
  • Развито умение различать и называть цвета и формы предметов;
  • Обогащен активный словарь;
  • Сформированы представления о цвете, форме, величине предметов, положении их в пространстве.

Для родителей:

  • Организация совместной работы с родителями по изготовлению и апробации сенсорного методического материала и дидактических игр;
  • Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах сенсорного воспитания дошкольников.

Для педагогов:

  • Организация и обогащение в группах развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному развитию детей;
  • Повышение педагогической компетенции педагогов в вопросах сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • Накопление положительного опыта организации сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста.

  1. Содержание. Дидактическое пособие «Цветная гусеница».

2.1. Описание изготовления дидактического пособия.

Дидактическое пособие «Цветная гусеница» изготовлено из следующих материалов:

  • экокожа (мятного, оранжевого, синего, красного, зеленого, темно-зеленого, голубого, коричневого, черного, белого и желтого цветов);
  • синтепон или холлофайбер для наполнения звеньев;
  • текстильная застежка (липучка) для соединения звеньев гусеницы;
  • нитки, ножницы, трафареты большого круга (25 см) для звеньев и малого (8 см) для туфелек гусеницы, трафареты большого (для последнего звена) и маленького цветка (для рожек), прямоугольный трафарет размером 5 см * 10 см для ножек и рожек гусеницы.

        Этапы изготовления дидактического пособия:

  1. Определяемся с количеством звеньев гусеницы.
  2. Обводим с помощью трафаретов необходимое количество больших кругов для звеньев, малых кругов для туфелек, прямоугольников для ножек, 4 маленьких цветка для рожек и 1 большой цветок для последнего звена гусеницы и вырезаем их.
  3. На экокоже белого цвета рисуем и вырезаем глаза гусеницы, на черной — зрачки и нос, на красной — рот; из желтой экокожи вырезаем 2 маленьких середки для цветка и 1 большую для большого цветка.
  4. Сшиваем ножки и рожки вручную — складываем прямоугольники пополам, соединяя две стороны по 10 см и сшиваем их.
  5. Сшиваем туфельки вручную — маленький круг складываем пополам и сшиваем край полуокружности одновременно вшивая в туфельку ножку гусеницы.
  6. Сшиваем маленькие цветки для рожек вручную — к одной из сторон цветка пришиваем серединку, сшиваем две стороны цветков по краю соединения, одновременно вшивая в них рожки.
  7. К большому цветку пришиваем середку и пришиваем цветок к одной из сторон последнего звена гусеницы.
  8. К одной из сторон звена, обозначенного вами головой гусеницы, пришиваем глазки, зрачки, нос и рот вручную.
  9. К каждой стороне звеньев гусеницы, кроме тех куда пришили цветок и лицо, пришиваем текстильную застежку (с одной стороны звена липучка, с другой стороны звена крючки).
  10.  Сшиваем большие круги (звенья гусеницы) по краю соединения сторон на швейной машине, одновременно вшивая ножки гусеницы. При этом оставляем отверстие для наполнения звена.
  11.  Наполняем звенья гусеницы холлофайбером (можно синтепоном) и сшиваем отверстие вручную.
  12.  Соединяем звенья гусеницы между собой в любом порядке с помощью текстильной застежки. Методическое пособие «Цветная гусеница» готово!

 2.2 Области применения дидактического пособия

Дидактическое пособие «Цветная гусеница» может быть использована педагогами не только для организации дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр с детьми, но и может оказать помощь в организации:

  •  непосредственно образовательной деятельности с детьми по любой из образовательных областей;
  • совместной деятельность детей и взрослых;
  • индивидуальной работы с детьми;
  • сюрпризного момента.

2.3 Игры с использованием дидактического пособия

Во введении к методическим рекомендациям мы уже отмечали, что сенсорное развитие у детей прослеживается в различных образовательных областях (в соответствии с ФГОС ДО): социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии. Именно поэтому, дидактическое пособие «Цветная гусеница» предоставляет педагогу широкий спектр возможностей в работе с детьми раннего и дошкольного возраста (при усложнении заданий).

В методических рекомендациях описаны основные игры и упражнения, которые педагог может объединять, варьировать и модернизировать на свое усмотрение в зависимости от:

  • цели и задач совместной деятельности с детьми,
  • непосредственно образовательной деятельности по той или иной образовательной области,
  • формы организации детской деятельности,
  • возрастной категории.

Название

Содержание

Собери гусеницу (вариант 1)

Соединить звенья гусеницы между собой в произвольном порядке, учитывая начало (голову) и конец (цветок).

Собери гусеницу (вариант 2)

Соединить звенья гусеницы между собой заданной длины, учитывая начало (голову) и конец (цветок). Пример задания: «Собери гусеницу из 2 (3, 4, и т.д.) звеньев».

Собери гусеницу (вариант 3)

Соединить звенья гусеницы между собой в определенном порядке, учитывая начало (голову) и конец (цветок). Пример задания «Собери гусеницу из 2 (3, 4, и т.д.) звеньев по цветам в указанном порядке». Примеры карточек-заданий:

Пример 1

Пример 2

Сколько звеньев?

Соединить звенья гусеницы между собой в произвольном порядке, учитывая начало (голову) и конец (цветок) и сосчитать количество звеньев.

Сколько башмачков?

Соединить звенья гусеницы между собой в произвольном порядке, учитывая начало (голову) и конец (цветок) и сосчитать количество башмачков.

Назови цвета

Соединить звенья гусеницы между собой в произвольном порядке, учитывая начало (голову) и конец (цветок) и назвать по очереди их цвета.

Посчитай звенья

Работа с собранной гусеницей из необходимого количества звеньев. Тренировка прямого (от головы до хвоста) и обратного счета (от хвоста до головы).

Покажи где?

(вариант 1)

Работа с собранной гусеницей из необходимого количества звеньев. Выбирать звено нужного цвета. Пример задания «Покажи мне, пожалуйста, где звено зеленого (красного и т.д.) цвета?».

Покажи где?

(вариант 2)

Работа с собранной гусеницей из необходимого количества звеньев. Тренировка знания частей гусеницы. Пример задания «Покажи мне, пожалуйста, где у гусеницы глазки (ротик, щечки, носик, башмачки, рожки и т.д.)?».

Какой? Какая? 

Работа с собранной гусеницей из необходимого количества звеньев. Тренировка согласования прилагательных с существительными с помощью вопросов:

- Какое звено? (круглое, красное, мягкое, гладкое и т.д.);

- Какие башмачки? (маленькие, желтые, твердые и т.д.);

- Какая гусеница? (длинная, яркая, разноцветная, веселая и т.д.);

- Какая голова? (оранжевая, круглая и т.д.);

- Какого цвета 2 (3, 4 и т.д. звено)?

Какой по счету?

Работа с собранной гусеницей из необходимого количества звеньев. Тренировка порядкового счета и определения цвета. Пример задания «Какое по счету звено синего (зеленого, красного и т.д.) цвета?»

Сколько звеньев?

Работа со звеньями гусеницы. Тренировка представления о понятии один, два, несколько/много. Примеры заданий «Дай мне, пожалуйста одно (два, несколько) звено».

В процессе подготовки к образовательной деятельности с использованием дидактического пособия «Цветная гусеница» каждый педагог, проявляя фантазию и воображение, может пополнять его новыми вариантами игр.

3. Список рекомендуемой литературы

  1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!, М.: Просвещение, 1983.;
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;
  3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет — М.: Просвещение 1995;
  4. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007;
  5. Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
  6. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
  7. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
  8. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. Раннее детство: познавательное развитие М. Мозаика – Синтез, 2003.;
  9. Сотникова В. Самые маленькие в детском саду, Линка-Пресс, 2005.;
  10.  Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М. Мозаика – Синтез, 2009-72 с.;
  11. Журнал «Обучение и воспитание: методика и практика» №11/2014 год (статья «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», И. В. Комарова Л. Л. Махина);
  12. Журнал «Детский сад. Все для воспитателя!» №8/2015 год;
  13. Журналы «Современная дошкольная педагогика. Теория и практика» №3/2012 год, «Психология, социология и педагогика» №2/2016 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей раннего и дошкольного возраста»

Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры...

Нормы речевого развития детей раннего и дошкольного возраста

В данном документе родители и педагоги могут ознакомится с нормами развития речи детей....

Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста».

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества реч...

Мастер-класс для родителей "Музыка в жизни ребенка. Музыка как средство познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста".

Все дети в разной степени от природы музыкальны, почему же не использовать этот потенциал для речевого и познавательного развития дошкольников?Главная задача взрослых — с помощью музыки помочь м...

Дидактическая игра по познавательному и речевому развитию детей раннего возраста "Темно-светло"

Даннаядидактическая игра нацелена на развитие умения сравнивать и определять время суток....

.Программа по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста в рамках образовательной области «Речевое развитие» «От «А» до «Я».

Разработанная Программа связана с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ и  является нормативно-управленческим до­кументом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим сист...