коррекционная педагогика
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Дятлова Людмида Александровна

Предварительный просмотр:

«Об интегрированном воспитании и

обучении детей с отклонениями в развитии

в дошкольных образовательных

учреждениях»

Методическое письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. № 03-51-5ин/23-03

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.   В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские социально-экономические условия, особенности отечественной системы образования и полностью исключать «механическое копирование» зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В этой связи наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально-техническим обеспечением).

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников: например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т. п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития. Таким образом, даже в небольшом населенном пункте (особенно в сельской местности), имеющем всего три — пять ДОУ, может быть организовано воспитание и обучение практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно-педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным.

В соответствии с п. 5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 г. № 677, в ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Однако в настоящее время, в переходный период развития системы специального образования, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организация в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида.

Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников — дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта — умственной отсталостью в степени дебильности)* либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).

  • Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже практически находится в условиях интеграции. Кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте общеобразовательного учреждения, а также кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5-1 года.
  • Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу). Общая наполняемость смешанной группы уменьшается (в сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении).

При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:

  • осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путём создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
  • проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
  • оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы;

—        обучение родителей (законных представителей)   педагогическим технологиям сотрудничества со своим
ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.

Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т. п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития.

Вид нарушения

Количество детей в группе

Ясельная группа

Младшая — подготовительная группы

Дети

с отклонениями

Нормально

развивающиеся

дети

Дети

с отклонениями

Нормально

развивающиеся

дети

Глухие

2

8

3

8

Слабослышащие

3

8

4

8

Слепые

2

8

3

6

Слабовидящие

3

8

4

10

С амблиопией и косоглазием

5

10

5

10

Легкая форма ДЦП

4

8

4

10

Другие нарушения опорно-двигательного аппарата

6

10

6

12

С задержкой психического развития

4

10

5

12

С нарушением интеллекта

(неосложненная форма

олигофрении в степени

дебильности)

5

10

5

10

Не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в т. ч. с нарушениями эмоционально-волевой сферы)

6

12

6

12

Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия.

1. Деятельность учителя-дефектолога (логопеда, олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога).

Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Содержание его деятельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:

  • планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;
  • консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;

  • координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т. п.);
  • ведет необходимую документацию (приложение).

Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями иди занятиями в малой группе — по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут.

2.        Деятельность воспитателя.

Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя смешанной группы являются:

—        планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);

—        планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;

—        соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);

—        обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;

  • консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;
  • ведение необходимой документации (приложение).

3.        Деятельность педагога-психолога.

Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:

  •  психологическое обследование воспитанников;

участие в составлении индивидуальных программ  развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);

  •    проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
  • динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
  • проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;
  • осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
  • консультирование персонала группы;
  •   заполнение отчетной документации (приложение).


4.        Деятельность музыкального руководителя.

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе являются:

  • взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т. д.;
  • проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);
  • консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;
  • ведение соответствующей документации.

5.        Деятельность инструктора по физической культуре.

Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физического развития, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы предусматривает:

— проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;

  • планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;
  • оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
  • регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;
  • ведение необходимой документации.

6. Деятельность социального педагога.

Направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы в смешанной группе относятся:

  • осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников;
  • участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития;
  • консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье;
  • изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье;
  • взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам;
  • осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы;
  • выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;

 —        ведение необходимой документации и составление в конце учебного года аналитического отчета о работе за год.

       7.        Деятельность педагога дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования, работающего с воспитанниками смешанной группы, направлена:

  • на изучение воспитанников с отклонениями в развитии и участие (совместно с другими специалистами) в составлении индивидуальных программ развития;
  • на выявление творческих способностей воспитанников, создание условий, способствующих их развитию;
  • на проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками группы;
  • на осуществление тесного взаимодействия с другими специалистами;
  • на консультирование родителей (законных представителей) по вопросам развития творческих способностей ребенка в условиях семьи;
  • на ведение необходимой документации и представление в конце учебного года отчета о проделанной работе.

8.        Деятельность сурдотехннка.

Направлена на обеспечение технического обслуживания стационарной звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов. Сурдотехник консультирует родителей по вопросам использования звукоусиливающей аппаратуры в домашних условиях и приспособления бытовой техники к потребностям детей с нарушенным слухом.

9.        Деятельность медицинского персонала.

При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская помощь.

9.1. Врач-невропатолог.

Обследует состояние нервно-психического статуса воспитанников учреждения (группы) и при необходимости назначает лечение; следит за изменениями в состоянии здоровья воспитанников в процессе коррекционно-педагогического воздействия и дозирует допустимую для каждого воспитанника нагрузку; консультирует родителей и педагогов по вопросам сохранения психического здоровья ребенка.

9.2.        Врач-офтальмолог.

Обследует зрение воспитанников, назначает курс лечения, определяет зрительную и физическую нагрузку, дает рекомендации другим специалистам и родителям по вопросам офтальмологического лечения воспитанников и организации взаимодействия лечения с коррекционно-педагогической работой.

9.3.        Медицинская сестра.

По медицинским показаниям осуществляет лечение зрения воспитанников; совместно с другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания.

Приложение.

Перечень рекомендуемой документации для специалистов,  участвующих в интегрированном

воспитании и обучении дошкольников с отклонениями в развитии.

В настоящее время перечень необходимой документации, форма ее ведения определяются как органом управления образованием, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зависимости от реализуемой образовательной программы. Представленный ниже перечень разработан на основе многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ и систематизирован:

1. Документация учителя-дефектолога (логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога).

  1. Документация воспитателей.
  2. Документация педагога-психолога.
  3. Документация музыкального руководителя.
  4. Документация инструктора по физической культуре.

1. Документация учителя-дефектолога (логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)

  1. Личное дело каждого воспитанника.
  2. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы (учреждения).
  3. Планы (перспективные; календарные индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий).
  4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и т. д.).
  5. Тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному руководителю и т. д.).
  6. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями.

В конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.

2. Документация воспитателей

  1. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы.
  2. Планы (перспективные и календарные) фронтальных занятий.
  3. Тетрадь передачи детей.
  4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.
  5. Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной программы, реализуемой в данном учреждении).

В конце учебного года воспитатель участвует и составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.

     3. Документация педагога-психолога

В соответствии с приложением к инструктивному письму Минобразования России от 01.03.99 г. № 3 обязательными для заполнения педагогом-психологом являются:

  1. Карта психологического обследования воспитанников.
  2. План работы педагога-психолога.
  3. Заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования.
  4. Журнал консультаций педагога-психолога.
  5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку.
  6. Журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения).
  7. Программа коррекционно-развивающих занятий.
  8. Аналитический отчет о работе педагога-психолога.

При необходимости могут вводиться дополнительные формы отчетности (например, индивидуальные планы работы с семьей, журнал учета групповых форм работы, программа работы педагога-психолога с группой и т. д.).

4.        Документация музыкального руководителя

  1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
  2. План организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях, досугах, праздниках и т. п.
  3. Аналитический отчет о результатах работы за год.

5.        Документация инструктора по физической культуре.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике

Фитотерапия, аромотерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия - как элементы коррекционно-развивающей работы логопеда....

Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)

Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы ...

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике

В статье описаны некоторые нетрадиционные методы в коррекции речевых нарушений...

Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.

История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка

Материал содержит планирование работы воспитателей средней  группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей  и образовательной программы  в рамках комплексного сопровождени...

Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...