Индивидуальная коррекционная работа с детьми старшей группы с задержкой психического развития
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Данный материал включает в себя все разделы индивидуальной коррекционной рабобты с детьми старшей группы с задержкой психического развития, что помогает систематизировать и облегчить работу с детьми и при заполнении документации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разделы индивидуальной коррекционной работы с детьми старшей группы.

  1. Развитие восприятия, внимания, памяти
  2. Интеллектуальное развитие.
  3. Ознакомление с окружающим миром и развитие/коррекция речи.
  4. Формирование элементарных математических представлений.
  5. Развитие мелкой моторики и формирование графических навыков.

Содержание индивидуальной коррекционной работы с детьми старшей группы

  1. Развитие восприятия, внимания, памяти
  1. Восприятие зрительное
  1. Простые и сложные цвета
  2. Форма и размер фигур(плоскостных и объемных)
  3. Соотнесение плоскостных и объемных фигур. Соотнесение объектов окружающего мира с эталонами формы.
  4. Наложенные изображения
  5. Узнавание по контуру
  6. Узнавание фигур Поппельрейтера
  7. Узнавание предмета по его части(частям)
  1. Восприятие слуховое
  1. Узнавание и различение неречевых звуков
  2. Различение тембра, высоты, силы голоса
  3. Воспроизведение ритмического рисунка
  1. Восприятие тактильное
  2. Внимание
  1. Развитие слухового внимания
  2. Развитие зрительного внимания
  3. Развитие моторно-двигательного внимания
  4. Развитие произвольного внимания
  5. Развитие объема внимания
  6. Развитие концентрации внимания
  7. Развитие устойчивости внимания
  8. Развитие переключения внимания
  9. Развитие распределения внимания
  1. Память
  1. Зрительная
  2. Слуховая

  1. Интеллектуальное развитие
  1. Пространственные  отношения
  1. Ориентировка на плоскости/на листе бумаги
  2. Ориентировка в пространстве относительно себя
  3. Ориентировка в пространстве относительно другого объекта
  4. Ориентировка по элементарному плану
  5. Понимание предложных конструкций
  6. Употребление предложных конструкций
  1. Временные отношения
  1. Времена года( признаки; названия и последовательность месяцев)
  2. Части суток
  3. Дни недели
  4. «Что раньше, что позже?»
  1. Причинно-следственные связи. Последовательность событий
  2. Лексические задачи
  3. Обобщение, классификация
  4. Сравнение
  5. Аналогии
  6. Систематизация, сериация
  7. Выделение главного признака
  8. Смысловое соотнесение
  9. Анализ, синтез
  10. Умозаключения
  11. Противоположности
  12. Прогнозирование
  13. Конструктивный праксис
  1. Конструирование по подобию
  2. Конструирование по образцу
  3. Конструирование по словесной инструкции
  4. Конструирование по замыслу
  5. Разрезные картины из 3-4-х частей(предметные)
  6. Разрезные картины из 4-х и более частей(предметные)
  7. Разрезные картины из 3-4-х частей(сюжетные)
  8. Разрезные картины их 4-х и более частей(сюжетные)

  1. Ознакомление с окружающим миром и развитие/ коррекция речи.
  1. Лексические темы.
  1. Игрушки
  2. Части тела
  3. Осень
  4. Овощи
  5. Фрукты
  6. Домашние животные
  7. Птицы(домашние и дикие; зимующие и перелетные)
  8. Дикие животные
  9. Животные жарких стран
  10. Дом. Мебель. Электрические приборы и бытовая техника
  11. Семья
  12. Посуда
  13. Одежда. Обувь. Головные уборы
  14. Зима
  15. Рыбы
  16. Магазины. Хлеб, хлебные продукты. Мясные и молочные продукты.
  17. Транспорт( наземный, водный, воздушный)
  18. Наш родной город- Москва
  19. Почта
  20. Театр. Музыкальные инструменты.
  21. Спорт
  22. Весна
  23. Профессии
  24. Детский сад
  25. Лес. Деревья. Кустарники
  26. Грибы, ягоды.
  27. Цветы(садовые, полевые; комнатные растения)
  28. Насекомые
  29. Лето

  1. Грамматический строй и словообразование.
  1. Образование множественного числа имен существительных в И.п.
  2. Образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных
  3. Образование слов с суффиксами увеличительного значения
  4. Притяжательные прилагательные
  5. Относительные прилагательные. Образование прилагательных от существительных
  6. Согласование имен прилагательных с существительными
  7. Употребление предлогов и предложных конструкций
  8. Антонимы
  9. Составление словосочетаний с противоположным значением
  10. Согласование глаголов с существительными в роде и числе
  11. Различение и употребление личных и возвратных глаголов
  12. Изменение глаголов по лицам и числам
  13. Употребление глаголов с чередованием согласных в основе(типа «махать» «машет»)
  14. Употребление приставочных глаголов
  15. Различение и употребление глаголов прошедшего времени в единственном и множественном числе
  16. Различение и употребление глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе
  17. Употребление имен существительных единственного числа в косвенных падежах

А) В.п.

Б) Р.п.

В) Д.п.

Г)Т.п.

Д)П.п.

2.18. Употребление имен существительных множественного числа в косвенных падежах:

А)В.п.

Б)Р.п.

В)Д.п.

Г)Т.п.

Д)П.п.

2.20. Образование имен существительных с помощью суффикса-ниц-

2.21. Образование с помощью суффиксов слов, обозначающих названия лиц по роду их занятий

2.22 Согласование количественных числительных с существительными

2.23. Образование имен прилагательных и наречий в сравнительной и превосходной степени

2.24. Притяжательные местоимения( согласование с именами существительными)

2.25. Образование сложных слов путем сложения основ

2.26. Образование имен прилагательных путем сложения основ: числительное +  существительное

2.27. Образование однокоренных слов.

3. Связная речь.

3.1  Составление предложений по демонстрируемому действию

3.2. Составление предложений по сюжетной картине

3.3. Составление предложений по предметной картине

3.4. Составление предложений с последующим распространением их второстепенными и однородными членами.

3.5. Окончание предложений опорным картинам и без картинок.

3.6. Составление предложений по данному слову

3.7. Составление предложений из данных слов(3-4 слова, последовательность слов нарушена) по опорным картинам.

3.8. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами, словосочетаниями.

3.9. Составление рассказа по сюжетной картине с помощью вопросов.

3.10. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

3.11. Отбор картин своей серии по начальной картине. Установление последовательности событий и составление рассказа.

3.12. Описательный рассказ по плану-схеме.

3.13. Описательный рассказ на основе собственных наблюдений( «Узнай на вкус»)

3.14. Ответы на вопросы по прочитанному рассказу, исправление деформированного текста того же рассказа

3.15. Составление рассказа для деформированного текста(3-4 предложения)

3.16. Составление рассказа по опорным словам

3.17. Придумывание конца к данному рассказу

3.18. Пересказ м опорой на сюжетную картину

3.19. Пересказ с опорой на фигуры или предметные картинки.

3.20 Выборочный пересказ

3.21. Пересказ в лицах(инсценировка)

3.22 Пересказ по цепочке

3.23. Пересказ без опоры.

4. Фонетическая сторона речи.

4.1. Различение и воспроизведение слов, близких и отличных по звуковому составу.

4.2. Подбор рифмы.

4.3. Дифференциация слогов.

4.4. Выделение гласного звука в звуковом потоке.

4.5. Выделение согласного звука в звуковом потоке.

4.6. Определение начального звука в словах.

4.8. Определение начального и конечного звука в словах.

4.9. Определение наличия/отсутствия данного звука в словах

4.10. Определение позиции звука в слове( начало – середине - конец).

4.11. Звуковой анализ слогов и односложных слов без стечения согласных звуков.

4.12. Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов.

4.13. Синтез односложных слов без стечения согласных

4.14. Подбор слов на заданный звук

4.15. Слоговой анализ слов

4.16. Подбор слов с заданным количеством слогов

4.17. Выделение в словах первого и последнего слогов.

4.18 Слоговой синтез слов.

4.19. Изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков/ слогов

4.20. Дифференциация гласных и согласных звуков.

4.21. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков

  1. Формирование элементарных математических представлений
  1. Счет прямой и обратный до 10.
  2. Счетные операции( пересчитывание, отсчитывание, присчитывание)
  3. Количественные отношения(увеличение, уменьшение, сравнение, уравнивание)
  4. Соотнесение цифры, числа и количества
  5. Порядковый счет
  6. Элементарные арифметические задачи
  7. Состав числа
  8. Геометрические фигуры и их свойства
  9. Геометрические тела(шар, куб, конус, цилиндр, призма, пирамида) и их свойства
  10. Сравнение по величине
  1. Длина
  2. Ширина
  3. Высота
  4. Объём(вместимость)
  1. Измерение
  1. Длины
  2. Ширины
  3. Высоты
  4. Объёма(вместимости)

  1. Развитие мелкой моторики и формирование графических навыков
  1. Манипуляция с мелкими предметами
  1. «Золушка»
  2. Мозаика
  3. Клубок
  4. Шнуровка
  5. Нанизывание пуговиц, бусин
  6. Волчок
  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Графические навыки
  1. Обводка по контуру
  2. Штриховка
  3. Прямые линии( горизонтальные и ветикальные) в ограниченном пространстве
  4. Волнистые линии
  5. Линии в ограниченном пространстве с изменением направления( слева направо, сверху вниз и т.п.)
  6. Волнистые линии различных конфигураций
  7. Дорисовывание рисунка по его части
  8. Воспроизведение рисунка по клеткам
  9. Дорисовывание рисунка по его части(по клеткам)
  10. Графический диктант( по клеткам)
  11. Рисунок по инструкции
  12. Наклонные прямые и пунктирые линии
  13. Узор из линий различных конфигураций
  14. Петлеобразные линии различных конфигураций
  15. Узор с сохранением ритма
  16. Короткие и длинные наклонные линии
  17. Палочки с закруглением вверху и внизу
  18. Овалы
  19. Полуовалы
  20. Палочки с петлей внизу и вверху
  21. Узоры( работа с линейкой- спирографом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»

Конспект занятия по  коррекционной ритмике  для детей  старшей группы с задержкой психического развития  по лексической теме: «Продукты питания»Представляемый материал поможет пров...

Индивидуальная коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития

В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.) убедительно показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода...

Коррекционная-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье раскрывается проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, формы и методы коррекционного воздействия, а также принцыпы воспитания и обучения детей с проблемами в развитии....

Консультация «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития».

В настоящее время, в связи увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педа...

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Необходимость использования информационнокоммуникативных технологий в коррекционной работе, бесспорно. Для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ИКТ - помощник в повышении актив...

Коррекционно-развивающее занятие для старшей группы с задержкой психического развития по теме «Сад-огород. Дифференциация овощей и фруктов»

На данной странице представлен конспект занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития. Конспект занятия включает в себя: организационный момент, основную и заключительную части. М...

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР.

В статье описывается коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития....