Роль игры в формировании пространственных представлений у детей с проблемами речи
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Кондрашова Татьяна Михайловна

      Мы учитываем, что пространственные от­ношения сложны в силу их отвлеченности, поэтому, включая детей в игру и органи­зуя их действия, стремимся представить эти отношения наглядно: моделируем их с помощью движений руки, передвижения плоскостных фигур, изображения траекто­рий пути на плоскости. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры в формировании  пространственных представлений у детей с проблемами речи

                                                               

Усвоение пространственных представлений у  детей с проблемами речевого развития связано с трудностями, возникающими из-за дефектов восприятия, бедности наглядных и слуховых представлений, недостаточно развитой речи и ограниченного опыта игровой деятельности.  Среди разных приемов обучения пространственным представлениям наиболее эффективной является дидактическая игра. Благодаря игре, ребенок более успешно усваивает новые понятия, овладевает необходимыми действиями, стремится выразить в слове свои впечатления.

Сюжеты игр составляются с использованием знакомых детям сказок («Три поросенка», «Репка», «Три медведя» и др.). Дети активно в них участвуют.

К играм готовится наглядный материал: фланелеграф и сказочный домик

каждый ребенок получает карточку из картона  с наклеенными на ней елочками и плоскостной домик.

 Такие дидактические игры можно проводить  на занятиях  по развитию речи, познавательной деятельности, рисовании, тем более что усвоение пространственных отношений влияет на продуктивность деятельности.

Мы учитываем, что пространственные отношения сложны в силу их отвлеченности, поэтому, включая детей в игру и организуя их действия, стремимся представить эти отношения наглядно: моделируем их с помощью движений руки, передвижения плоскостных фигур, изображения траекторий пути на плоскости.

Учитель-логопед, показывая домик, объясняет:

«Ребята, этот домик не простой, он сказочный.  У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке. В густом лесу стоял домик. Он стоял в правом нижнем углу. Жила в нем мама зайчиха со своим зайчонком Коськой. Однажды Коська заболел. Мама зайчиха побежала на телеграф и дала телеграмму доктору Айболиту. Прилетел Айболит на вертолете и приземлился в верхнем левом углу. По лесу надо было идти пешком. Дороги доктор не знал и пошел прямо по верхней стороне. Дошел он до середины леса и повернул вниз. Кругом было тихо, спокойно. Айболит подумал и повернул к правой  стороне. Тут он встретил белочку. Она и показала дорогу Айболиту. Повернул доктор направо  и пошел по правой боковой стороне в нижний правый угол и пришел к домику. Вылечил Айболит зайчонка, а мама зайчиха угостила его чаем, сладостями и показала ему самую короткую дорогу к вертолету (дети обозначают и этот краткий путь). Доктор сел на вертолет и улетел. Зайчонок больше не болел, он до сих пор живет в лесу».

Дети высказывают  свое отношение к героям, говорят, чем понравилась сказка и как бы они поступили, если бы встретили заблудившегося Айболита.

Одновременно с формированием пространственных представлений следует заботиться о развитий монологической речи у детей. Передвигая домик по плоскости, они должны уметь рассказывать о своих действиях, правильно употребляя такие выражения, как правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний угол, середина. Слово помогает лучше осознать пространственные отношения. Покажем более сложный вариант игры, когда каждый ребенок называет свой сказочный персонаж, сказку, в которой он является действующим лицом, и указывает место домика на той карточке, которую он получил (домик может быть наклеен в любом углу карточки или посередине).

Мы заметили, что навыки, которые приобрели дети в игре, они способны использовать в разных видах практической деятельности, например при выполнении заданий, предусматривающих закрепление знаний о геометрических фигурах, цифрах.

Наблюдения показывают, что на занятиях по физическому  воспитанию дети более уверенно стали ориентироваться в пространстве при выполнении различных поворотов на месте и во время ходьбы, без, особых затруднений когда, например, надо двигаться  змейкой, по диагонали, налево, направо  и т. д.

         Когда дети успешно овладевают пространственными отношениями, они более уверенно чувствуют себя на занятиях, точно выполняют инструкции и  моделируют пространственные отношения по собственному замыслу.

       Систематическая целенаправленная коррекционная работа помогает с введением игровых форм обучения побуждает детей  к более активной речевой деятельности, общению, повышает у дошкольников настроение и вызывает интерес к коррекционному процессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в психическом и речевом развитии.

Учим ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться....

Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в психическом и речевом развитии.

Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в психическом и речевом развитии....

Формирование сенсорных представлений у детей с проблемами в развитии.

Разработка многоступенчатой системы формирования сенсорных представлений у детей , основываясь на:---Учете психофизиологических особенностей детей с проблемами в развитии--- «Программе «Коррекц...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в психическом развитии»

Цели занятий: научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться. Большинству детей с проблемами психического развития, свойственно нарушение равновесия между процесс...

Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в психическом и речевом развитии

Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые. Даже незначительные с...