Формирование сенсорных представлений у детей с проблемами в развитии.
презентация по коррекционной педагогике на тему

Киселева Алевтина Гавриловна
  Разработка многоступенчатой системы формирования сенсорных представлений у детей , основываясь на:
---Учете психофизиологических особенностей детей с проблемами в развитии
--- «Программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Екжановой Е.А. и Стребелевой Е.А.
---Личном опыте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_sensorike.pptx140.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОГКОУ Нерехтская школа – интернат viii вида Формирование сенсорных представлений у детей с проблемами в развитии. учитель - дефектолог : Киселева А.Г. г. Нерехта 2015 г.

Слайд 2

Актуальность: Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом и порой невосполнимы. Сенсорное воспитание является основой для формирования у ребенка всех психических процессов – внимания, памяти, мышления, речи и воображения. Сенсорное воспитание выступает предпосылкой для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, трудовой . Нет многоступенчатой методики формирования сенсорных представлений, учитывающей психофизиологические особенности детей с проблемами в развитии

Слайд 3

Цель данной работы: Разработка многоступенчатой системы формирования сенсорных представлений у детей , основываясь на: Учете психофизиологических особенностей детей с проблемами в развитии «Программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Екжановой Е.А. и Стребелевой Е.А. Личном опыте

Слайд 4

Основополагающие термины сенсорики : Сенсорное развитие – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) Сенсорное воспитание – это совершенствование у детей сенсорных процессов. Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов (основные цвета, геометрические формы, величина).

Слайд 5

Этапы знакомства ребенка со свойствами предметов 1-й этап – Накопление сенсомоторного опыта ( накопление ощущений на основе операций с предметами) 2-й этап – Формирование представлений о различных свойствах предметов ( ребенок учится соотносить, выбирать и группировать предметы по цвету, форме и величине) 3-й этап – Ознакомление с сенсорными эталонами и способами их использования ( усваиваются названия основных цветов и оттенков, геометрических форм и величин) 4-й этап – Развитие аналитического восприятия ( т.е. восприятия предмета как сочетания элементов, из которых он состоит, связей между этими элементами)

Слайд 6

Накопление сенсорного опыта Цель: ознакомление ребенка с качествами предметов (цвет, форма, величина) Методические приёмы и их последовательность : Взрослый показывает все действия с речевым сопровождением Ребенок действует одновременно со взрослым, по принципу « делай как я» Выполнение ребенком действий на основе устной инструкции Самостоятельные действия ребенка.

Слайд 7

Формирование представлений о свойствах Соотнесение по образцу (вычленение определенного качества на основе сопоставления объектов) Используем слова «такой – не такой», при этом размер, цвет или форму не называем. Выбор по образцу (сравнение, зрительное соотнесение и выбор объектов по определенному качеству) Используем слова «дай такой же», при этом размер, цвет или форму не называем. Группировка по основным признакам (сравнение, зрительное соотнесение и группировка объектов по определенному качеству Используем слова «все такие сюда», при этом размер, цвет или форму не называем

Слайд 8

Ознакомление с сенсорными эталонами Выбор по слову ( соединение слов-названий с конкретным качеством предмета, введение названий в пассивный словарь) Называние (закрепление названий цвета, формы, размера. Введение названий в активный словарь)

Слайд 9

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Развитие умения разбираться в сочетаниях цветов ( обучение построению цветовых сочетаний, вначале по образцу, а затем по замыслу ребенка) Развитие умения расчленять форму предметов ( раздробить предмет на отдельные элементы и определить соотношение этих элементов между собой) Развитие умения выделять отдельные измерения величины ( организация сопоставления предметов по разным измерениям)

Слайд 10

Последовательность формирования представлений о цвете Ознакомление Знание Закрепление о о з о з з з о о з о з о з

Слайд 11

Формирование представлений об оттенках цветов Рекомендуемая последовательность:

Слайд 12

Последовательность формирования представлений о геометрических фигурах Вычленение фигуры (ознакомление) Сопоставление, Знание фигуры Сравнение (проверка) (закрепление

Слайд 13

коррекционно-развивающая программа «Почувствуй этот мир» ( Система формирования сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью).

Слайд 14

Цель программы: Формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания. Обеспечение освоения систем сенсорных эталонов. Своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребёнка со словом.

Слайд 15

Направления коррекционно-педагогической работы: Развитие зрительного восприятия и внимания, подражания. Развитие слухового восприятия и внимания. Развитие тактильно-двигательного восприятия. Формирование целостного образа предмета. Развитие вкусового восприятия

Слайд 16

Прогнозируемые результаты реализации программы Дети должны научиться: Соотносить действия, изображённые на картинке, с реальными действиями Дорисовывать недостающие части рисунка Воссоздавать целостное изображение предмета по его частям Соотносить форму предмета с геометрической формой – эталоном Ориентироваться в пространстве, опираясь на схему собственного тела Дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности Использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности

Слайд 17

Описывать различные свойства предметов: цвет, форму, величину, качества поверхности, вкус Дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы Группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков Использовать обобщённые представления о некоторых свойствах и качествах предметов в деятельности Ориентироваться по стрелке в знакомом помещении Пользоваться простой схемой-планом.

Слайд 18

Сроки проведения З р и т е л ь н о е в о с п р и я т и е месяц нед Восприятие формы Восприятие величины Восприятие цвета Восприятие целостного образа предмета Окт. 1. 2. 3. 4. -Знакомство с шариком -Дай такой же -Катится – не катится -Спрячь шарик -Накопление сенс . опыта (пирамидки) -Собери и разбери пирамидку -Спрячь шарик в ладошки -Спрячь игрушки -Соотнесение по образцу (такой--не такой, одной формы и размера) -Цветные кубики -Помоги Незнайке -Найди красное в комнате -Соотнесение игрушки с изображением -Стул для матрёшки -Составь гриб (из 2-х ч.) - Найди такую же игрушку в комнате Нояб. 1. 2. 3. 4. Накопление сенс. опыта (кубик) Дай такой же Спрячь кубик Подбери крышку (круг, квадрат) Накопление сенсорного опыта (матрёшки) Спрячь матрёшку Собери и разбери матрёшку Домик для матрёшки -Выбор по образцу -«Дай такой же» (одной формы и одного размера) -Найди предметы -Лото малышам (цвет) -Найди парный предмет -Найди парную картинку - Игрушки идут на праздник парами Дек. 1. 2. 3. 4. Сравнение шарика и кубика Соберём башенку Развивающее лото Игра «Почтовый ящик» Накопление сенсорного опыта (матрёшка – из 4-5) Помоги мишке и кукле Собери и разбери матрёшку Домик для разных матрёшек -Группировка по основным признакам (красный цвет) -Все такие сюда -Найди цветок для бабочки -привяжи ленточки к шарам -Разрезные картинки (2ч.) - Найди знакомую игр. - Найди своё место - Лото «У кого такой предмет» Календарно-тематическое планирование занятий по сенсорному воспитанию (1-й год обучения)

Слайд 19

Сроки проведен. Восприятие пространственных отношений Развитие тактильно-двигательного восприятия Развитие слухового восприятия Развитие вкусовой чувствительности месяц нед . Сент. 1. 2. 3. 4. Обследование Обследование Идите ко мне Бегите ко мне Обследование Обследование Тук-тук-тук (кукла) Тук-тук-тук (мишка) Обследование Обследование Спрячь шарик в ладонях «Чудесный мешочек» (найди шарик) Обследование Сладкое (конфета) Понюхаем лимон Окт. 1. 2. 3. 4. Ку-ку Возьми, положи, брось Найди свою игрушку Найди свое место Что гудит? Кто там (колокольчик) На чем играл зайка? Поиграем на пианино «Чудесный мешочек» (найди только маленькие игрушки) Найди игрушки среди шариков Узнай игрушку на ощупь Горькое – (лук) Понюхаем цветы Нояб. 1. 2. 3. 4. Возьми – кати Будь внимательным Не зевай Мишка спрятался Пошагаем под барабан Похлопаем в ладоши под бубен Какая погремушка звучит? Шагаем и танцуем (барабан и гармонь) Спрячь кубик в ладошке (большой и маленький) Найди только маленькие кубики «Чудесный мешочек» - (найди кубик) Сладкое и горькое Погладим зайку Дек. 1. 2. 3. 4. На прогулке (кук. театр) Шкафчик Куда девался мячик? Кукольный театр «Петрушкины загадки» Кто в домике живет? (звукоподражания) Пляшем быстро и медленно Клоуны Кто играл? Выбор на ощупь (из двух) Дай матрешку Дай шарик Дай машину Дай куклу Холодное (снег, лед, мороженое) Как пахнет кофе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста, как средство общего развития»

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познае...

Статья на тему: Особенности формирование сенсорных представлений у детей с задержкой психического развития

Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития, т.к. полноценное восприятие окружающего мира необходимо для успешного обучения не только в саду, но и  в школе....

программа самообразования по теме :«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».

Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».АктуальностьВ условиях реализации ФГОС  ведущ...

Особенности формирования сенсорных представлений у детей дошкольного возраста

Особенности формирования сенсорных представлений у детей дошкольного возраста...

Формирование сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений.

В данной работе представлены теоретически обоснованные и экспериментальным путем доказанные влияния  правильно подобранных дидактических игр и упражнений, на развитие сенсорных представлений, у д...

Роль игры в формировании пространственных представлений у детей с проблемами речи

    Мы учитываем, что пространственные от­ношения сложны в силу их отвлеченности, поэтому, включая детей в игру и органи­зуя их действия, стремимся представить эти отноше...