Интегрированное занятие в сенсорной комнате «Путешествие в волшебный зимний лес»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Черемисина Яна Анатольевна

Представляю конспект занятия по развитию познавательной сферы и речи у детей старшего дошкольного возраста в сенсорной комнате, разработанного совместно с учителем-логопедом Головановой Н.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_volshebnyy_zimniy_les.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в сенсорной комнате по развитию познавательной сферы и речи у детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в волшебный зимний лес»

Сенсорная комната – это волшебный мир сенсорных стимулов, активно влияющих на все основные рецепторы человека, через которые он познает окружающий мир. Мозг человека в сенсорном пространстве “оккупируется” сенсорными стимулами различных модальностей (зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными). Активизируется мозговая активность человеческого организма, происходит самореализация, поддержка и развитие внутренних стимулов организма человека по цепочке: “оккупация” мозга сенсорными стимулами релаксация нормализация функций организма ключевой доступ к подсознанию доступ к ресурсам нашего организма (компенсация).

Оборудование сенсорной комнаты многофункционально, с ним могут работать специалисты самого разного профиля: врачи, социальные педагоги, дефектологи, психологи, воспитатели, инструктора ЛФК, логопеды. Именно поэтому в сенсорной комнате могут с высокой эффективностью проводиться интегрированные занятия, в ходе которых каждый специалист решает свои профессиональные задачи. При этом специалистами используется целый ряд преимуществ сенсорной комнаты: высокие мотивационные возможности оборудования к познанию; отсутствие предметной привязанности у оборудования, что создает широкие возможности для развития различных тематических сюжетов; одновременное взаимодействие релаксации и направленной коррекции; узкий спектр противопоказаний и ограничений в использовании оборудования при различных заболеваниях.

Отсутствие методических разработок, программ психолого-педагогического использования методов сенсорной стимуляции в работе с клиентами значительно расширяют поле экспериментальной деятельности специалиста, стимулируют развитие его творческого потенциала.

Задачи:

- формировать межмодальные перцептивные взаимодействия, активизировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения при восприятии зимних явлений;

- развивать произвольность познавательных процессов;

- развивать зрительное, тактильное, слуховое восприятие, аналитико-синтетическую деятельность, образную память;

- развивать умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, используя знания, полученные в процессе экскурсий, наблюдений.

- обогащать активный и пассивный словарь существительными, прилагательными, глаголами по теме «Зима»;

- продолжать развивать диалогическую форму речи;

- способствовать развитию артикуляционной мускулатуры, речевого дыхания, развитию общей и мелкой моторики;

- способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения;

- развивать операции ассоциативного мышления, воссоздающего воображения на основе упражнений в ассоциации оборудования сенсорной комнаты с зимними явлениями;

- воспитывать мотивацию к учению.

Педагог-психолог:

- Ребята, вот мы и снова в волшебной комнате! Давайте поздороваемся с волшебной птичкой – хозяйкой комнаты.

- Птичка хочет загадать вам загадку:

Дел у меня не мало

Я белым покрывалом всю землю одеваю,

Белю дома, поля

А зовут меня (зима)

- Сегодня птичка приглашает вас в волшебный зимний лес. А поможет нам в него попасть цветик-разноцветик (сухой душ). Какого цвета лепесток поможет нам попасть в зимнюю сказку? (белого). Беремся за лепестки.

Включается проектор с колесом-слайдом «Времена года».

Лети, лети лепесток в зимний сказочный лесок.

Через весну, лето и осень

Пронести нас мы попросим

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-нашему вели.

Выключается свет. Включается зеркальный шар.

- Вот мы и в лесу. Что мы видим? Падает снег.

- Давайте пройдем по заснеженным дорожкам (тактильная дорожка).

Все вокруг белым-бело

Много снега намело.

- Повторяйте движения за мной.

Снег сегодня шёл с утра

(руки вверх-вниз)

Рада снегу детвора

Снег на ветках, на дорожках

(руки вверх, руки вниз присесть)

На носу и на ладошках.

(показывают нос и ладошки)

Учитель-логопед:

- Посмотрите ребята, сколько снега кругом. Как называются снежные кучи, помните? (сугробы)

Давайте, присядем отдохнем.

- Ребята, а какой зимой снег?

- А какое солнце?

- Какие деревья зимой?

- Сейчас мы с вами вспомним, что вы знаете о зиме?

Упражнение «Приметы зимы». 

Ребята, если я называю зимнюю примету – вы хлопаете в ладоши, если нет, то хлопать не нужно, ваши ладошки отдыхают.

 Солнце светит, но не греет. Начинает таять снег.  Дует холодный ветер.  На ветках деревьев появляются почки и зеленеют листочки. Часто идет снег. Реки покрыты льдом. С юга возвращаются перелетные птицы.  Люди одеваются тепло. Часто идет холодный дождь. Дети катаются на коньках, на санках, на лыжах. Листья на деревьях желтеют и опадают. В лесу поспевают грибы и ягоды.

- А какие зимние игры, забавы вы знаете? (Лепить снеговиков, крепость, катание на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, валяться в снегу).

- Давайте мы сейчас поиграем в снежки!

Игра «Снежки» (массажные ежики).

Один, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, белый, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем

И друг с другом поиграем.

Кладут мячики в корзинки.

Педагог-психолог:

Игра «Зимние забавы».

- Представьте, что вы лепите снежки и бросаете друг в друга. Но не забывайте при этом уворачиваться от снежков, которые летят в вас.

Играют под веселую музыку.

Упражнения в сухом бассейне.

 Посмотрите какой сугроб. Прыгнем в него! Ах, как много снега! Поиграем?

Упражнения: «Полежали на животе, на спине» (по очереди), «Спрятали руки в снег», «Спрятали ноги в снег», «Подбрасываем снежки», «Сидя на бортике поднимаем ногами снежки», «Рисуем на снегу».

Ребята, мы теперь все в снегу, как настоящие снеговики.

Упражнение «Снеговик».

Дети встают, разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки и в течении нескольких секунд удерживают заданную позу. Психолог говорит:

- А теперь представьте, что выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять. Упражнение повторяется несколько раз, дети постепенно расслабляются, опускают руки, обмякают и приседают на корточки.

- Какие мышцы у нас были, когда снеговики были ледяные? (Напряженные) .

- А когда снеговики растаяли, что с нашими мышцами стало? (Расслабленные) .

Упражнение «Отряхнулись!»

Дети имитируют «отряхивание снега» с головы, плеч, рук, ног, обуви.

- Нам нужно отряхнуть снег и со спины. (Дети встают в круг спинами друг к другу и «отряхивают» спины.

Включается пучек фибероптических волокон с боковым точечным свечением «Звездный дождь»

– Посмотрите как красиво блестит переливается снег!

– Сплетем по одной снежинке (дети плетут из 1–2 нитей снежинки разными способами). Какой она формы? Что случится со снежинкой, если она упадет на ладошку? (Растает, потому что боится тепла.)

Учитель-логопед:

Давайте пока снежинки не растаяли поиграем с ними.

Игра «Снежинка».

Дети                                                      Движения

Кружатся снежинки

В воздухе морозном                 Кружатся на носочках

Падают на землю

Кружевные звёзды                    Показывают руками плавное падение снежинок, медленно              

                                                приседают

Вот одна упала

На мою ладошку                    Встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку

Ой, не тай снежинка

Подожди немножко                    Бережно покрывают снежинку на ладони другой ладошкой.

Давайте ребята мы на неё подуем, чтобы она не растаяла

(Упражнение на дыхание со снежинками)

1.        Снежинка в правой руке перед собой, вдыхаем носиком, выдыхаем (дуем) на снежинку – 2-3 раза

2.        Повернулись вправо – вздохнули носом, выдохнули через рот – 2-3 раза

3.        Повернулись прямо, переложили в левую руку снежинку – вдох через нос, выдох – через рот – 2-3 раза

4.        Повернулись влево – вдох через нос, выдох – через рот – 2-3 раза.

5.        Повернулись прямо положили медленно снежинки на ковёр.

(Включается панно «Бесконечность».)

– Посмотрите, ребята, еще одно зимнее чудо. На какие зимние явления похожи эти звездочки? (Снежинки, мороз, салют, узоры на стекле, снег искрится.)

– Как мы называем это явление, когда падают снежинки с неба? (Снегопад.). А если – снегопад с ветром? (Метель, пурга, вьюга, буран.)

– Как люди спасаются от мороза? (Надевают шубы, шапки, валенки, варежки….)

– А теперь закончите мое предложение:

– Зимой часто падает белый, пушистый …(снег).

– На земле, деревьях и кустах много белого, пушистого … (снега).

– Мы рады белому, пушистому … (снегу).

– Земля покрылась белым, пушистым … (снегом).

Педагог-психолог:

Включается зеркальный шар.

А снег все идет!

Психогимнастика «Снегопад».

- Представьте, что идет снег и снежинки

Легли вам на правую щеку – надуйте ее,

Легли вам на левую щеку – надуйте ее,

Легли на лоб – пошевелите бровями,

Легли на нос – поморщите нос,

Легли на веки – поморгайте глазами и откройте их.

Снегопад закончился!

Упражнение с прибором динамической заливки света.

 Чудеса в нашем волшебном зимнем лесу продолжаются. Посмотрите, на нашем небе появилось чудо! Это прекрасное, завораживающее зрелище называется северным сиянием. Это явление природы можно увидеть только на севере. Темное небо вдруг озаряется разноцветными всплесками, невероятной красоты цвета плавно перетекают между собой.  А что оно вам напоминает? (Радугу). Да, только радуга состоит из капелек воды, а северное сияние из снежинок.

Учитель-логопед:

- Долго мы гуляем по лесу. Замерзли?

Впереди какая-то избушка. Давайте зайдем погреемся.

 Можем мы сразу проходить в комнаты? Конечно, нет. Что мы забыли сделать? Верно, раздеться. Снимем теплую одежду. Расскажите, какую? (Ответы детей)

- Можно проходить в комнату. (Включается Воздушно-Пузырьковая колонна)

А в комнате у нас стоит аквариум с рыбками, они зимой не спят, в аквариуме всегда теплая вода. Давайте сядем возле него посмотрим на рыбок, вспомним лето и нам станет тепло, хорошо.

Включается ионизатор с подсветкой VITEK.

- У нас горит камин. Он похож на маленькую печку, внутри которой горит огонь, он освещает и греет всю комнату. Сядем возле него на наши кресла и будем смотреть на пламя. Какой огонь? Тепло вам?

- Давайте послушаем музыку. Если слушать внимательно, то вы почувствуете, как спокойно и тепло у камина, как потрескивает огонь.

Педагог-психолог:

Включается панно «Звездное небо».

Вот и подошло к концу наше путешествие по волшебному зимнему лесу. Устали! Сейчас мы с вами отдохнем. Ложитесь поудобнее. В какое время суток могут гореть звезды?

Релаксационное упражнение.

Вечером, ночью. Сейчас представим чудесную морозную ночь. На темном небе зажигаются звездочки. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствие охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги. Тихо – тихо падает снег. Снежинки мягкие и немного холодные. Вообразите, что вы легкие и нежные снежинки. Ваше тело тоже легкое – легкое, как будто оно снежное. Тихо похрустывает на морозе снег. Не слышно ни звука. Только тихо падают на землю снежинки. Вам Вот и пришла пора возвращаться назад. Гаснут звезды. Вставайте, нам с вами нужно возвращаться назад. Наше настроение становится бодрым и веселым, улыбнитесь. Вы полны сил и энергии.

 Вспомните, каким образом мы оказались в волшебном зимнем лесу, что мы для этого сделали?

Лети, лети лепесток в детский садик ты дружок

Через весну, лето и осень

Пронести нас мы попросим

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-нашему вели.

Учитель-логопед:

Включается свет.

Рефлексия.

Давайте вспомним, где мы сегодня с вами побывали? Что интересного видели? Что больше всего понравилось, запомнилось?

Педагог-психолог:

А теперь попрощаемся с волшебной птичкой и скажем ей спасибо за путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса в сенсорной комнате "Путешествие в волшебную комнату"

В конспекте описан ход ознакомительного занятия в сенсорной комнате...

Коррекционно- развивающее занятие в сенсорной комнате "Путешествие по волшебной комнате"

Восстановление эмоционального состояния ребенка в условиях сенсорной комнаты...

Мультимедийная разработка занятия в сенсорной комнате "Путешествие на волшебную лужайку"

Продолжать знакомство детей с интерактивной средой сенсорной комнаты, формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием. Устанавливать доверие между психологом и детьми, создавать благопр...

Конспект занятия в сенсорной комнате педагога-психолога «Волшебное морское путешествие» по профилактике детской обидчивости для обучающихся среднего и старшего возраста

Способность к сочувствию и сопереживанию, коммуникативные навыки. способность взаимодействовать в группе - вот основная цель занятия, которое способствует также решению таких задач: умение давать...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в волшебный зимний лес»

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в волшебный зимний лес»Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы пр...

Конспект занятия в сенсорной комнате: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ»

Конспект занятия в сенсорной комнате: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ»Задачи :Знакомство детей с сенсорной комнатой;развитие познавательной сферы;развитие тактильной чувствительности;обуче...

Подгрупповое логопедическое занятие в сенсорной комнате "Путешествие в волшебную комнату" с детьми младшей группы

Ознакомительное занятие логопеда в сенсорной комнате с детьми младшей группы...