Работа с родителями в МАДОУ д/с 46
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Ольховик Алиса Витальевна

     Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_v_madou_46.docx807.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 46

E:\фото работа 15\Содружество труд\IMG_0994.JPG

Тема: «Работа с родителями в МАДОУ д/с №46»

Педагог - психолог

Ольховик А.В.

Калининград, 2018

Появление на свет ребенка с особенностями всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа. Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию паники, трагической обреченности. Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без которой оказываются не способными рационально помогать ребенку. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Все члены семьи и, в первую очередь, мать находятся в состоянии эмоционального стресса. А больной ребенок требует, между тем, повышенного внимания, особой заботы.

Родительские позиции дошкольников с ОВЗ часто демонстрируют либо полное незнание особенностей своего ребенка, либо противоречия в выборе воспитательных средств. Это обуславливает необходимость включения родителей в спектр мероприятий, которые проводит специальное дошкольное учреждение (ДОУ) для семей воспитанников.

     Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

     Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

     Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

     Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

   Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

— привлечение родителей всех воспитанников к взаимодействию со специалистами дошкольного учреждения; формирование у родителей мотивации к тесным контактам с педагогами, воспитателями, психологами с целью получения наиболее полной информации о ребенке;

— повышение психолого-педагогической грамотности родителей, сообщение им информации о том, как заниматься с ребенком дома и как его развивать вне стен-специального дошкольного учреждения;

— вовлечение родителей в коррекционно-развивающую, реабилитационную и досуговую работу с детьми.

    Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

6. Вера в чудо;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

     Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

Перед специалистами нашего учреждения на начальном этапе работы, стоит важная задача добиться взаимопонимания и взаимодействия с родителями ребенка. Поэтому мы стараются использовать разнообразные формы работы.

 Взаимодействие родителей с педагогами начинается с момента поступления ребенка в наше учреждение. Начинается сложный процесс адаптации ребенка  и его семьи к новым условиям.

Чтобы адаптация в детском саду прошла успешно и ребенок с РДА смог почувствовать себя комфортно, необходима слаженная работа всех специалистов.

Здесь важна не скорость, с которой малыш адаптируется, а успешность этой адаптации.

Так как ребенок привыкает к саду постепенно, его надо заранее готовить к серьезному изменению привычной жизни. Сначала родителям предлагается посещать только прогулки, где они вместе с ребенком играют с детьми, подробно рассказывают, как будет проходить день, какая будет воспитатель, когда его будут забирать домой.

первое время ребенка надо приводить в сад на ограниченный срок, который будет постепенно увеличиваться.

Дозированнось пребывания в дошкольном учреждении должна соблюдаться и в дальнейшем в целях избегания пресыщения ребенка, его усталости от постоянного пребывания в большой  группе, предотвращая возможных на этом фоне аффективных срывов.

В этот  период педагогом-психологом проводятся «Адаптационные встречи»  с родителями и их детьми.

Адаптационные встречи - часть комплексного психолого-педагогического сопровождения участников педагогического процесса в группе в период адаптации детей к ДОУ. Адаптационные встречи проводятся в игровой форме.  Родители вместе с детьми  знакомятся с участниками педагогического процесса, друг с другом, условиями воспитания детей в ДОУ, пространством, оснащением и оборудованием группы.

К организационным формам работы, которые используют ДОУ для осуществления непрерывной связи с  семьями воспитанников, относят: коллективные формы работы,   индивидуальные   формы   работы,   наглядную стендовую информацию.

Коллективные формы работы

В ДОУ проводятся родительские собрания, и дни открытых дверей.

В беседах с родителями дошкольников большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Особое значение придается выполнению родителями следующих правил:

— единство требований родителей и ДОУ к ребенку;

— контроль за выполнением домашних заданий;

— активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду.

Клубная работа. В нашем учреждении действует клуб «Содружество». Основной задачей, которого является расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений. Кроме того, на клубах не только повышается информированность родителей о ребенке, но и происходит изменение отношения родителей к проблемам ребенка и задачам его воспитания. Родители вовлекаются в обсуждение своих проблем,  обмениваются опытом, совместно вырабатывают пути разрешения существующих  конфликтов.  Мы  стараемся разнообразить формы проведения клуба «Содружество». Это и семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы, посиделки с чаепитием, театрализованные представления.

Специалисты нашего учреждения могут дать всю необходимую информацию, расчистить путь, научить, поддержать на этом пути, разрешить отдельные проблемы, но пройти его вместо близких они не могут. Это очень трудный путь, но весь наш опыт свидетельствует, что идущих по нему ждут не только трудности, но и подлинные радости – и часто мы встречаем на нем действительно счастливых людей.

Индивидуальные формы работы

Изучение родителей (лиц, их замещающих) осуществляется с целью определения причин, препятствующих гармоничному развитию ребенка в домашних условиях.

Этот блок включает психологическое изучение состава семей учащихся, внутрисемейных отношений и особенностей личности родителей детей. Залог успеха в обучении и коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии — это полная гармоничная семья, члены которой любят ребенка, внимательно относятся к его проблемам и правильно воспринимают советы и рекомендации врачей, педагогов и психолога. Поэтому при обследовании семей воспитанников специальных учреждений необходимо выявлять особенности внутрисемейной атмосферы, в которой живет ребенок с отклонениями в развитии. В процессе обследования специалисту необходимо определить: анамнестические данные и клиническая беседа заполняется протокол.

Диагностика:

— в каких семьях растут воспитанники (гармоничная, деструктивная, распадающаяся, распавшаяся, неполная, псевдосолидарная семья);

— каковы причины конфликтов или распада семей (алкоголизм, интеллектуальная неполноценность, инвалидность, наследственные заболевания кого-либо из родителей),

— каковы личностные характеристики членов семей и особенности взаимного общения, особенно тех, которые непосредственно осуществляют воспитание ребенка (жесткое доминирование одного из супругов в семье, коммуникативный барьер между отцом и аномальным ребенком, ограничение со стороны матери влияния отца на процесс семейного воспитания, «эмоциональное отвержение» отцом ребенка с отклонениями в развитии и др.).

Индивидуальные беседы и консультации у специалистов проводятся с целью формирования представлений у родителей правильных и полноценных особенностях и перспективах развития их ребенка. Подобные мероприятия позволяют родителям найти ответы у специалиста на волнующие их вопросы. Основную нагрузку при осуществлении этой формы работы несет психолог. Он использует эту форму работы для установления тесных контактов с близкими проблемного ребенка. Психолог изучает особенности внутрисемейной атмосферы, определяет характер родительско-детских отношений. Одновременно родителям сообщаются требования-рекомендации по выполнению ортопедического, речевого, коммуникативного режимов, режимов охраны зрения и остаточного слуха, развития интеллектуальных способностей.

Выполнение домашних заданий с детьми. Эта форма работы является одной из наиболее продуктивных в плане привлечения родителей к участию в коррекционно-развиваюшем процессе, а также в процессе усвоения ими элементарных дефектологических приемов. Дефектолог, логопед или воспитатель дают еженедельные задания ребенку для совместного выполнения с родителями в воскресные дни. Задания даются в специальных тетрадях. Подобная форма работы стимулирует ответственность родителей, заставляет их организовать собственное время для контактов с ребенком.

Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей проводятся с целью демонстрации отдельных приемов работы с конкретным ребенком. Подобные занятия позволяют не только ознакомить, но и научить родителей ребенка элементарным методическим приемам, необходимым для коррекции его нарушений. Одновременно этот процесс способствует развитию у родителей интереса к ребенку и его возможностям. Он также способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей.

Формы наглядной стендовой информации

Информационные стенды для родителей. На этих стендах размещается информация общего характера, которую ДОУ адресует родителям.

Информационные стенды находятся в каждой группе. Для систематического ознакомления родителей с содержанием коррекционно-образовательной и воспитательной работы, проводимой различными специалистами с детьми данной группы. Здесь может быть помещено краткое описание наиболее интересных игр и заданий для детей, представлены конкретные рекомендации для родителей по выполнению режимных моментов.

Лифлет-холдеры для родителей. На этих лифлетах помещается изложенная в краткой и доступной форме информация об особенностях психического развития детей, представляются рекомендации по преодолению тех или иных проблем в жизни ребенка и его семьи. (показать лифлеты)

«Настольная» информация.  Эта форма работы   используется в местах ожидания детей.

Тематические (стационарные) выставки и экспозиции с результатами творческой деятельности детей. С помощью этой формы работы родителям демонстрируются успехи детей, а также показывается, как даже при тяжелом недуге ребенка можно развить у него творческие способности. (Стенд в коридоре и комнате)

Сочетание всех форм организационной работы с семьями воспитанников ДОУ позволяет привлечь родителей к взаимодействию с детьми, активно участвовать в вопросах их развития, воспитания и социальной адаптации. Одновременно эти формы способствуют возникновению у родителей интереса к педагогической литературе и знаниям, формированию эрудиции и повышению психолого-педагогической компетентности.

Семья играет главную роль в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста. Семья в лице ее членов воздействует на ребенка постоянно и поэтому столь важно, чтобы это воздействие было благоприятным и позитивно влияло на развитие ребенка. Чем старше становится ребенок, тем в большей степени в процесс воспитания начинают включаться общественные институты (детский сад, школа). Но как бы ни было велико и значительно участие в воспитании ребенка общественных институтов, семью трудно заменить. Чем младше ребенок и чем ярче выражены у него нарушения, тем сильнее влияние его семьи. Родители несут полную ответственность за всестороннее развитие ребенка с отклонениями в развитии. Раскрытие его интеллектуального и личностного потенциала целиком зависит от тех условий (социальной ситуации развития), которые создают для этого его близкие. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется с ним его успеху и сопереживает ему при неудаче, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случае неуспеха. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность и творческий потенциал.

Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны педагогов, и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ. Первые возникают, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача – обеспечение материального существования своего чада. Негативные отношения могут произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с ДОУ родителей или их знакомых.

Другая причина конфликтов связана с тем, что педагог порой становится для родителей символом власти, контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда педагог говорит о ребенке, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причем у педагогов возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу.

Все родители разные, и к каждому нужно найти определенный подход. Некоторые педагоги «тушуются» перед родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в МАДОУ Малинском ЦРР - д/с "Чайка"

Вся воспитательно-образовательная работа должна проводиться в тесном контакте с семьей.В каждой возрастной группе расположен «Уголок для родителей», в котором располагается необходимая информаци...

Организация работы с родителями в МАДОУ "Детский сад №161" Приволжского района г.Казани

Детский сад работает по классификации форм работы с родителями, представленной Т.В.Кротовой....

Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе №10 МАДОУ Детский сад №7 пгт Серышево на 2014- 2015 учебный год.

Перспективный план работы с родителями содержит разнообразные формы  активизации взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образо...

Опыт работы с родителями по экологическому воспитанию воспитателя МАДОУ города Нижневартовска детский сад №88 «Одуванчик» Романенко Н.О.

Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый ле...

Мастер – класс «Нетрадиционные формы работы с родителями» Воспитатель МАДОУ № 38 Н.В. Кухтинова

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:·         Пока...

Перспективное планирование работы с родителями старшей группы № 17 комбинированной направленности МАДОУ «Колокольчик» на 2017-2018 учебный год

Перспективное планирование работы с родителями старшей группы № 17  комбинированной направленности МАДОУ  «Колокольчик»  на 2017-2018 учебный год...

План работы с родителями (законными представителями) старшей группы МАДОУ «Детский сад « Жаргал» на 2017-2018 учебный год

План работы с родителями (законными представителями) старшей группы   МАДОУ «Детский сад « Жаргал» на 2017-2018 учебный год...