Рекомендации для педагогов: Тема: «Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью подвижных игр» (2013г.)
материал по коррекционной педагогике на тему

Аносова Ирина Владимировна

Рекомендации для педагогов: Тема: «Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью подвижных игр» (2013г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»г.Вуктыл

Методическая разработка

Рекомендация для педагогов

Тема: «Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью подвижных игр»

Автор:   Аносова Ирина Владимировна

  Воспитатель  I квалификационной  категории

2013г.

«Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью подвижных игр»

 В дошкольном возрасте активно развивается эмоциональная сфера ребенка. Нормально развивающемуся ребенку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и эмоционально окрашенное самоощущение «Я хороший».

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

В дошкольном возрасте наиболее ярко выражена потребность в фантазировании и движениях. Потребность в фантазировании удовлетворяется в сюжетно-ролевых играх, а потребность в движении наилучшим образом реализуется в подвижных играх. Помимо эффективного влияния на укрепление здоровья, повышение выносливости детского организма подвижные игры можно эффективно использовать в качестве средства развития эмоциональной сферы, самооценки дошкольника.

Для подвижной игры с правилами характерны четко определенные границы, состязательные отношения между участниками, наличие реального результата – выигрыша, обозначающего окончание деятельности.

Такие игры вырабатывают у детей волевые качества (выдержку, смелость, стремление преодолевать трудности), умение выслушивать замечания и в соответствии с ними корректировать свои действия, умение ориентироваться в окружающей обстановке.

В результате создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля эмоций ребенка, что имеет огромное значение и для будущей учебной деятельности, и для полноценной жизни в коллективе.

Педагогические условия

организации и проведения подвижных игр.

  1. Учет индивидуальных особенностей детей.

А) Гиперактивные дети. Они охотно принимают любую новую игру. Для них наиболее трудным оказывается выполнение правил, сдерживающих их спонтанную активность. С детьми этой группы хорошо организовать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия, либо совершать простые действия, от точности и активности выполнения которых будет зависеть результат игры.

При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

Б) Робкие, осторожные дети. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Ни в коем случае нельзя заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому.

Для этих детей будут привлекательными игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости, от внимания.

Важно в конце игры похвалить смелость, быстроту, точность движений каждого ребенка. В результате детское самоощущение проходит несколько этапов:

  1. Я хочу, но боюсь;
  2. Я попробую – вдруг получится;
  3. У меня получилось! Я хочу попробовать еще раз!
  4. Меня похвалили, значит, у меня действительно хорошо получилось;
  5. Я хочу поиграть в другие игры, вдруг я выиграю.
  6. Я выиграл, значит, я многое могу! У меня все получиться!

В) Вялые, пассивные дети. Они не могут действовать наравне со сверстниками. даже при многократном повторении игры они из-за страха перед своей неумелостью не справляются с заданием.

Такие дети нуждаются в личном контакте со взрослым, в его понимании, поощрении. Коллективная подвижная игра с ними не эффективна.

Для нормального психического и личностного развития этих детей их необходимо сначала включать в игры с двумя-тремя медлительными детьми, а затем в это игровое сообщество добавлять одного-двух ровесников поактивнее. В дальнейшем надо не усложнять содержание игр, а постепенно наращивать их темп.

  1. Беседа о восприятии победы и поражения.

В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования.

В своем стремлении выиграть дети могут столкнуться с трудностями и неудачами. Это приводит к разочарованию, вызовет отрицательные эмоции. Поэтому целесообразно провести с дошкольниками несколько бесед на тему «Сегодня – побежденный, завтра – победитель!»

3. Создание ситуации успеха.

Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для достижения успеха, одним из условий развития воли и способности осознавать свои достоинства и недостатки. Чтобы повысить уровень детских притязаний, иногда необходимо прибегнуть к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый может выиграть. Это позволит обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности о общении.

4. Поэтапный переход к подвижным играм, где важен индивидуальный результат.

Цель первого этапа – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса подвижной игры и укрепления желания участвовать в ней.

Цель второго этапа – функциональная: выполнение правил игры, освоение новых ролей, движение.

Цель третьего этапа – соревновательная : ребенок должен добиться положительных результатов.

5. Соблюдение правил игры. Чтобы помочь каждому ребенку занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:

  • Каждый ребенок имеет право участвовать в игре;
  • Желающие играть должны сообща договариваться, во что будут играть;
  • Ведущего выбирают дети с общего согласия участников игры;
  • При обсуждении кандидатур надо объяснить, почему выбирают именно этого ребенка;
  • Дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;
  • Если кому-то из участников не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине своего отказа;
  • Все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил;
  • Как ведущий, так и другие дети имеют право давать советы и расширять содержание игры с общего согласия всех участников.

6. Педагогически грамотное распределение ролей.

Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. При распределении ролей для педагога важно:

  • Помочь неавторитетным детям укрепить свой авторитет; неактивным – проявить активность; недисциплинированным – стать организованными; новичкам или детям, сторонящимся коллектива сверстников, - сдружиться со всеми.
  • Объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей.
  • Предусмотреть активное участие детей в игре: ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать.
  • Не использовать в игре отрицательные роли.

Подвижные игры можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников.

Все дело в знании методических и психолого-педагогических аспектов руководства подвижными играми и заинтересованности педагога в развитии у дошкольника социально-значимых качеств: смелости, уверенности, взаимовыручки, самоконтроля эмоций, адекватной самооценки, умения переживать поражения и добиваться победы.

Перечисленные качества помогут ребенку комфортно чувствовать себя не только в знакомом коллективе сверстников, но и в новом школьном коллективе, где на первое место выйдет учебная деятельность, которая также требует сообразительности, уверенности в знаниях, самоконтроля, терпения, умения рисковать и преодолевать трудности.

Литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страничка педагога-психолога "Развитие эмоциональной сферы ребенка"

Развитие эмоциональной сферы ребенка. Нормативы.  Рекомендации для родителей....

Памятка "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА": РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ .

Роль родителей в эмоциональном развитии ребенка.Главная задача взрослых, отвечающих за эмоциональное развитие ребенка, состоит не в том, чтобы научить дошкольника контролировать свои чувства и следова...

Портфолио педагога по теме "Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

Портфолио педагога по теме "Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"...

Консультация для педагогов в ДОУ "Развитие эмоциональной сферы ребенка в музыкальной деятельности"

Консультация для педагогов в ДОУ "Развитие эмоциональной сферы ребенка в музыкальной деятельности"...

Рекомендации педагогам по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Рекомендации педагогам по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи....

Консультация для педагогов на тему: «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр»

Консультация для педагогов на тему:«Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр»...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр»

Консультация для педагогов на тему:«Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр»...