Главные вкладки

    Рекомендации для педагогов: Тема: «Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью подвижных игр» (2013г.)
    материал по коррекционной педагогике на тему

    Аносова Ирина Владимировна

    Рекомендации для педагогов: Тема: «Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью подвижных игр» (2013г.)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Дюймовочка»г.Вуктыл

    Методическая разработка

    Рекомендация для педагогов

    Тема: «Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью подвижных игр»

    Автор:   Аносова Ирина Владимировна

      Воспитатель  I квалификационной  категории

    2013г.

    «Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью подвижных игр»

     В дошкольном возрасте активно развивается эмоциональная сфера ребенка. Нормально развивающемуся ребенку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и эмоционально окрашенное самоощущение «Я хороший».

    На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

    В дошкольном возрасте наиболее ярко выражена потребность в фантазировании и движениях. Потребность в фантазировании удовлетворяется в сюжетно-ролевых играх, а потребность в движении наилучшим образом реализуется в подвижных играх. Помимо эффективного влияния на укрепление здоровья, повышение выносливости детского организма подвижные игры можно эффективно использовать в качестве средства развития эмоциональной сферы, самооценки дошкольника.

    Для подвижной игры с правилами характерны четко определенные границы, состязательные отношения между участниками, наличие реального результата – выигрыша, обозначающего окончание деятельности.

    Такие игры вырабатывают у детей волевые качества (выдержку, смелость, стремление преодолевать трудности), умение выслушивать замечания и в соответствии с ними корректировать свои действия, умение ориентироваться в окружающей обстановке.

    В результате создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля эмоций ребенка, что имеет огромное значение и для будущей учебной деятельности, и для полноценной жизни в коллективе.

    Педагогические условия

    организации и проведения подвижных игр.

    1. Учет индивидуальных особенностей детей.

    А) Гиперактивные дети. Они охотно принимают любую новую игру. Для них наиболее трудным оказывается выполнение правил, сдерживающих их спонтанную активность. С детьми этой группы хорошо организовать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия, либо совершать простые действия, от точности и активности выполнения которых будет зависеть результат игры.

    При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

    Б) Робкие, осторожные дети. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Ни в коем случае нельзя заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому.

    Для этих детей будут привлекательными игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости, от внимания.

    Важно в конце игры похвалить смелость, быстроту, точность движений каждого ребенка. В результате детское самоощущение проходит несколько этапов:

    1. Я хочу, но боюсь;
    2. Я попробую – вдруг получится;
    3. У меня получилось! Я хочу попробовать еще раз!
    4. Меня похвалили, значит, у меня действительно хорошо получилось;
    5. Я хочу поиграть в другие игры, вдруг я выиграю.
    6. Я выиграл, значит, я многое могу! У меня все получиться!

    В) Вялые, пассивные дети. Они не могут действовать наравне со сверстниками. даже при многократном повторении игры они из-за страха перед своей неумелостью не справляются с заданием.

    Такие дети нуждаются в личном контакте со взрослым, в его понимании, поощрении. Коллективная подвижная игра с ними не эффективна.

    Для нормального психического и личностного развития этих детей их необходимо сначала включать в игры с двумя-тремя медлительными детьми, а затем в это игровое сообщество добавлять одного-двух ровесников поактивнее. В дальнейшем надо не усложнять содержание игр, а постепенно наращивать их темп.

    1. Беседа о восприятии победы и поражения.

    В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования.

    В своем стремлении выиграть дети могут столкнуться с трудностями и неудачами. Это приводит к разочарованию, вызовет отрицательные эмоции. Поэтому целесообразно провести с дошкольниками несколько бесед на тему «Сегодня – побежденный, завтра – победитель!»

    3. Создание ситуации успеха.

    Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для достижения успеха, одним из условий развития воли и способности осознавать свои достоинства и недостатки. Чтобы повысить уровень детских притязаний, иногда необходимо прибегнуть к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый может выиграть. Это позволит обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности о общении.

    4. Поэтапный переход к подвижным играм, где важен индивидуальный результат.

    Цель первого этапа – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса подвижной игры и укрепления желания участвовать в ней.

    Цель второго этапа – функциональная: выполнение правил игры, освоение новых ролей, движение.

    Цель третьего этапа – соревновательная : ребенок должен добиться положительных результатов.

    5. Соблюдение правил игры. Чтобы помочь каждому ребенку занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:

    • Каждый ребенок имеет право участвовать в игре;
    • Желающие играть должны сообща договариваться, во что будут играть;
    • Ведущего выбирают дети с общего согласия участников игры;
    • При обсуждении кандидатур надо объяснить, почему выбирают именно этого ребенка;
    • Дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;
    • Если кому-то из участников не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине своего отказа;
    • Все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил;
    • Как ведущий, так и другие дети имеют право давать советы и расширять содержание игры с общего согласия всех участников.

    6. Педагогически грамотное распределение ролей.

    Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. При распределении ролей для педагога важно:

    • Помочь неавторитетным детям укрепить свой авторитет; неактивным – проявить активность; недисциплинированным – стать организованными; новичкам или детям, сторонящимся коллектива сверстников, - сдружиться со всеми.
    • Объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей.
    • Предусмотреть активное участие детей в игре: ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать.
    • Не использовать в игре отрицательные роли.

    Подвижные игры можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников.

    Все дело в знании методических и психолого-педагогических аспектов руководства подвижными играми и заинтересованности педагога в развитии у дошкольника социально-значимых качеств: смелости, уверенности, взаимовыручки, самоконтроля эмоций, адекватной самооценки, умения переживать поражения и добиваться победы.

    Перечисленные качества помогут ребенку комфортно чувствовать себя не только в знакомом коллективе сверстников, но и в новом школьном коллективе, где на первое место выйдет учебная деятельность, которая также требует сообразительности, уверенности в знаниях, самоконтроля, терпения, умения рисковать и преодолевать трудности.

    Литература.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Страничка педагога-психолога "Развитие эмоциональной сферы ребенка"

    Развитие эмоциональной сферы ребенка. Нормативы.  Рекомендации для родителей....

    Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью театрализованной деятельности

    Эмоциональное воспитание ребенка является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание ума.Одним из основных методов коррекции эмоциональной сферы ...

    Театральная деятельность ребенка как фактор развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

    В данной статье приводится анализ динамики развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста в исследованиях психологов. Акцентируется внимание на сложностях развития эмоциональной сферы и кин...

    Памятка "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА": РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ .

    Роль родителей в эмоциональном развитии ребенка.Главная задача взрослых, отвечающих за эмоциональное развитие ребенка, состоит не в том, чтобы научить дошкольника контролировать свои чувства и следова...

    Из опыта работы на тему «Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста».

    В последнее время наиболее актуальным является внедрение в образовательную практику в ДОУ педагогических игровых технологий.Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основн...

    Портфолио педагога по теме "Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

    Портфолио педагога по теме "Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"...

    Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи

    Из опыта работы  по  по развитию эмоциональной сферы дошкольников с помощью живописи...