Методы диагностики личностного вообразования дошкольников.
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Пятова Мария Петровна
В этой работе представлены различные методы диагностики .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект222.04 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Кемеровский государственный университет»

Центр педагогического образования

Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики

Дошкольное образование

                                                                    Проект

Методы диагностики личностных новообразовании дошкольника

Выполнил (а):

студент(ка) 3 курса,  группы ПДО 152

Пятова Мария Петровна

Кемерово2018г

Оглавлние

Введение ……………………………………………………………………………..3

  1. Теоретические подходы к исследованию основных новообразований личности дошкольника……………………………………………………………...6
  1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе……………………………………………………………..6
  2. Характеристика основных новообразований личности дошкольника…...13
  1. Организация и методика психодиагностического обследования………...18
  1. Характеристика места обследования……………………………………….18
  2. Обоснование выбора методики обследования …………………………....19
  3. Описание психодиагностической процедуры измерения личностных новообразований у детей дошкольного возраста………………………………...21
  4. Анализ результатов обследования …………………………………………24

Заключение………….………………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………………30

Приложение 1……………………………………………………………………….32

Приложение 2……………………………………………………………………….34


ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Основные направления психического развития в дошкольном детстве выделяют следующие:

Во-первых, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Во-вторых, расширяется сфера деятельности ребенка. От общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Малыш начинает играть, рисовать, конструировать, выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности, у него формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.).

В-третьих, в этот период детства интенсивно формируется познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком. Он учится не только понимать речь, но осваивает фонетику и грамматику родного языка. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность психических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.

Актуальность работы состоит в том, что дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения. На этапе приема ребенка в школу (равно как и на первых порах обучения) целесообразно диагностировать уровень психологической зрелости ребенка, но не школьной, а дошкольной, так как именно зрелый дошкольник готов к обучению в начальной школе (с точки зрения социальной адаптации и успешности усвоения знаний и навыков).

Цель - изучить, исследовать и обосновать особенности диагностики новообразований личности дошкольника.

Объект обследования является  дети – дошкольники, 25 человек из них 16 девочек, 9 мальчиков,  находящиеся на обучении и воспитании в МБДОУ №202.

Предметом обследования  является особенности и виды диагностики новообразований личности дошкольника.  

В соответствии с определенными целями, объектом и предметом в своей работе были поставлены следующие задачи:

  • осуществить теоретический анализ работ по проблеме диагностики новообразований личности дошкольника;
  • сравнить основные методологические подходы и способы измерения новообразований личности дошкольника;
  • освоить методики «Лесенка» (авторы: Т. Д. Марцинковской) и методику «Что здесь лишнее?» (автор: Чиркова В. И.);
  • продиагностировать новообразований личности дошкольника у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ№202 «Детский сад общеразвивающего вида»;
  • сопоставить полученные результаты с имеющимися тестовыми нормами;
  • составить диагностическое заключение по уровню новообразований личности  детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ№202 «Детский сад общеразвивающего вида»;
  • сообщить обследуемым результаты диагностики;
  • сравнить уровню новообразований личности  у мальчиков и девочек на выборке дошкольников в МБДОУ№202 «Детский сад общеразвивающего вида»;

Методологические основы исследования составили идеи отечественных ученых о понимании личностных новообразований дошкольников.

Теоретическая основа исследования: изучением проблемы внимания занимались следующие ученые: Л. И. Божович, Б. С. Волков, Т. А. Игнатьева и др.

Методы: анализ литературы, тестовые методики.

База исследования: МБДОУ№202 «Детский сад общеразвивающего вида»

Были обследованы 25 детей дошкольного возраста.

Структура работы:  работа состоит из  введения, двух глав, заключения, списка литературы.


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСНОВНЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

  1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе

В конце XIX и начале XX в. как в Европе, так и в Америке при изучении теоретических проблем развития психики ребенка преобладал биологизаторский подход. Представители биологизаторского направления утверждали, что судьба ребенка определяется врожденными особенностями, и объясняли развитие психики биогенетическим законом. В его основу была положена идея спонтанности (самопроизвольности) психического развития ребенка, т.е. независимости от воспитания. Воспитание они рассматривали лишь как внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс выявления некоторых природных, наследственно обусловленных психических качеств.

Американский психолог С. Холл (1844–1924), опираясь на биогенетический закон, утверждал, что каждый ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет этапы истории человеческого рода. Поэтому нужно дать ему возможность беспрепятственно изживать первобытные инстинкты. Используя большой фактический материал, С. Холл написал ряд работ о возрастных особенностях детей. Ему принадлежала идея создания особой комплексной дисциплины, куда, по мнению Холла, должны включаться психологические, физиологические, а также педагогические знания о ребенке. Впоследствии эта дисциплина, возникшая в начале XX в., получила название педология [1, с. 11].

Многие педологи принадлежали к биологизаторскому направлению в психологии, и их положения строились на ложной концепции. Развитие они рассматривали только как количественное изменение. Умственное развитие понималось ими как созревание способностей, особенностей характера, интересов, склонностей, с которыми человек родился. Развитие, таким образом, это пассивное, от воли людей не зависящее вызревание, так что для каждого человека предопределен предел его развития. В этом явно выражен буржуазный характер педологии.

Значительный вклад в развитие зарубежной возрастной психологии внес немецкий психолог К. Бюлер (1879–1963). В своих работах он дает большой фактический материал по развитию восприятия ребенка, рассматривает проявления фантазии детей в игровой деятельности, анализирует особенности детского мышления и речи, их своеобразие на отдельных возрастных этапах. Однако, делая попытку создать общую теорию развития психики ребенка, К. Бюлер опирается на закономерности, заимствованные из биологии. Он выделяет определенные ступени психического развития детей: инстинкт, дрессуру, интеллект, которые проходит каждый в процессе онтогенетического развития. Одна ступень развития надстраивается над другой чисто механически [3, с. 17].

Смешение биологических и социальных показателей развития психики приводит К. Бюлера к переоценке одних фаз «Я» стадий и недооценке других. Ученый считает, что детская психология – это в основном психология младенческого возраста, когда вызревают биологические функции психики, выделяемые им как центральные в детской психологии. Социальное влияние на ритм психического развития не учитывается. Таким образом, попытка К. Бюлера исчерпать содержание детской психики только биологическими функциями является несостоятельной. Однако большой фактический материал, доступная форма изложения, обобщающий характер работ К. Бюлера создали благоприятные условия для их популярности среди психологов и практических работников.

Проблемами развития возрастной психологии занимался швейцарский психолог Э. Клапаред (1873–1940). Он придавал большое значение в поведении ребенка интересам, мотивам, потребностям. Ученый глубоко изучил особенности детского мышления, выделив ряд закономерностей, в частности положение о синкретичности (слитности) первоначальных обобщений, о соотношении осознания ребенком различия и сходства.

Э. Клапаред рассматривал развитие психики ребенка исходя из биогенетического закона, но, в отличие от С. Холла, который предписывал учителям неукоснительно изживать у детей первобытные инстинкты, он отмечал только общую логику развития сознания в онто- и филогенезе. Психические функции, по Э. Клапареду, развиваются для удовлетворения тех или иных потребностей организма. При этом сознательные акты появляются тогда, когда на пути рефлекторных актов встречаются какие-либо препятствия [12, с. 92]. Исходя из этого, Э. Клапаред дает практический совет, состоящий в том, что истинная педагогика должна направлять ту или иную деятельность ребенка лишь в том случае, если он сам чувствует в этом потребность. Характеризуя взгляды представителей биологизаторского, натуралистического, направления в психологии, А.Н. Леонтьев отмечает: «Натуралистический подход приводит их к невозможности научно объяснить действительную специфику деятельности человека и его сознания».

Родоначальником французского социологического направления в психологии принято считать социолога Э. Дюркгейма (1858–1917). По его мнению, психическое развитие–это впитывание, усвоение верований, чувств других людей. Воспринятые извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности детей. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию, которое в обществе имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается.

В целом ни биологизаторское, ни социологическое направления в психологии не смогли обеспечить правильного решения проблем психического развития. Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896–1980) является создателем женевской школы психологов по изучению интеллектуального развития ребенка. Исследование детского интеллекта он строит на основе наблюдений и изучения действий детей.

Ребенок, по мнению Ж. Пиаже, является природным существом, и в то же время с момента рождения он представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Его действия детерминируются окружающим миром. Однако ребенок не просто отвечает на внешние воздействия, но и перерабатывает их. В свою очередь, внешний мир выступает как нечто сопротивляющееся ребенку, чем вызывает его ответные действия. В результате этого ребенок начинает воспринимать среду как нечто чуждое для себя [8, с. 81].

Развитие мышления детей в теории Ж. Пиаже делится на досоциальный и социальный периоды. Первоначально у ребенка имеется ряд особенностей, отличающих его эгоцентрическое мышление от рационального мышления взрослого человека, что определяется биологическими свойствами детской природы. Социализируется детское мышление с шести – семилетнего возраста под влиянием авторитета взрослых, принуждения, сотрудничества [14, с.  105].

Прогрессивный французский психолог А. Баллон (1879–1962) диалектически решает проблему стадиальности психического развития. Он показывает возникновение, чередование и взаимозависимость различных стадий детского развития. Каждая из них, по мнению ученого, есть результат количественных и качественных изменений. Он выделяет следующие стадии онтогенетического развития ребенка:

В психологической науке А. Баллон известен, прежде всего, как психолог детства. И это не случайно. Центральная тема его научной деятельности – это ребенок в норме и патологии в преддошкольном, дошкольном и школьном возрастах; это простые и сложные психические процессы и свойства ребенка в диалектике их развития или недоразвития; это ребенок в учении и игре, в семье и коллективе товарищей. Изучение детской психики связано у А. Баллона с практическими задачами обучения и воспитания. Теоретический анализ проблемы исследования показал, что в зарубежной психологии основные теории психического развития детей в дошкольном возрасте (Фрейд, 1991; К.Г. Юнг, 1995; А. Адлер, 1995; Э. Эриксон, 1968; К. Хорни, 1950; Г. Олпорт, 1961; Р. Сирс, 1943; В. Штерн, 1997), можно разделить на две группы в соответствии с позицией авторов в решении центральной проблемы онтогенеза: что преимущественно определяет развитие человека – природа или воспитание. Соответственно, первая группа зарубежных концепций может быть условно объединена в рамках биогенетического подхода к оценке движущих сил и источника развития психики в онтогенезе, который признавал наследственность основной детерминантой развития. Вторая группа теорий, объединившихся вокруг идеи признания определяющей роли воспитания и внешних факторов среды (поведения матери, условий жизни, культурных факторов) в качестве главных факторов психики и поведения, относится к социогенетическому подходу. Я разделяю тезис о том, что формирование целостной человеческой личности как индивидуальности не может быть сведено к закономерностям развития одного иерархического уровня. Индивидуальные особенности, на каком бы уровне они не проявлялись, не являются рядоположенными признаками, они находятся в сложной, иерархически соподчиненной системе отношений.

В России еще в 60-х гг. XIX в. рядом видных ученых (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Д. Юркевич, Н.Х. Вессель) был поставлен вопрос о широком комплексном междисциплинарном (психологическом, физиологическом, медицинском и др.) изучении ребенка и научных основах руководства его развитием.

Так, Н.И. Пирогов одним из первых обратил внимание на то, что дело воспитания имеет не прикладной, а философский смысл – воспитания человеческого духа, Человека в человеке. Он настаивал на необходимости признания, понимания и изучения своеобразия детской психологии.

Проблемы развития дошкольника в советский период разрабатывали многие выдающиеся детские психологи – Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович,

А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина, Брушлинский А.В. и др.

Так, А.Н. Леонтьев отмечал, что важнейшим психическим новообразованием, возникающим к концу данного возраста, является соподчинение мотивов.

Л.И. Божович, развивая эту мысль, подчеркивала, что у детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Вместе с тем, во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие, т.е. опосредованные по своей структуре, мотивы. У дошкольника они опосредуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях [16, с. 77].

Особую роль в развитии личности играет возникновение воли как способности к управлению поведением. Как было отмечено выше,

Д.Б. Эльконин связывал произвольность поведения с соподчинением мотивов и возникновением первичных этических инстанций.

В.С. Мухина связывала возникновение воли:

1) с развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания);

2) установлением отношения между целью действий и их мотивом;

3) возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий. (В.С. Мухина, 1981)

Анализ теоретических исследований показал, что точка зрения, идущая от Э. Дюркгейма, согласно которой лишь один какой-то уровень человеческой психики (коллективные представления, например) рассматривается как социальный, личностный, оставляя за скобками интеллект, мышление и другие стороны развития индивида как личности, для отечественной психологии неприемлема.

Так, Л.С. Выготский подчеркивал, что было бы наивно понимать социальное только как коллективное. Социальное присутствует и там, где есть только один человек и его личные переживания. Завися от предметно-социальной и культурной среды, которая опосредует его отношения к самому себе, человек как личность изменяет эту среду и тем самым – самого себя.

Именно поэтому личностный принцип, сформулированный в работах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., требует исследовать психические процессы и состояния как процессы и состояния личности, потому что в ходе онтогенеза происходит, как отмечал Б.Ф. Ломов, «превращение психических процессов в психические свойства его личности».

Пристальное внимание Брушлинского А.В. к макроаналитическому методу познания психического было обусловлено стремлением к изучению целостной, единой психики человека: сложных действий с объектами, нравственных поступков, гуманистической направленности личности и т.п.

Д.Б. Эльконин, анализируя умственное развитие ребенка как самостоятельный процесс, в то же время рассматривал его как составляющую часть процесса формирования личности. Он убедительно показал, что новообразования психического развития детерминируют и сами детерминируются характером развития деятельности ребенка, тесно связываясь с его целями, мотивами.

Между тем, современные данные отечественной психологии и нейропсихологии теоретически и экспериментально показывают, что,

– во-первых, человеческая психика не есть результат или прямое продолжение естественного развития элементарных форм поведения и психической жизни животных;

– во-вторых, психические функции человека формируются прижизненно, путем усвоения им социального опыта, а сам процесс усвоения – это специфическая форма психического развития, свойственная лишь человеку.

Д.Б. Эльконин (1971) называл разрыв между процессами умственного развития и развития личности существенным недостатком в рассмотрении психического развития ребенка. Он выдвинул гипотезу, согласно которой в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической. Закон чередования, периодичности разных типов деятельности гласит, что за ориентацией в системе отношений следует ориентация в способах употребления предметов. Между этими типами возникают противоречия, которые и становятся причиной развития. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может появиться новых мотивов.

Весьма продуктивным в русле решаемых нами задач является, на мой взгляд, рассмотрение личности в русле современных достижений когнитивной психологии.

Так, в работах Н.И. Чуприковой (1995) сформулирован один из общих законов умственного развития – закон системной дифференциации. Данный закон распространяется не только на интеллект, а имеет более широкий радиус действия. Он определяет и развитие специальных способностей, что экспериментально доказано в ряде диссертационных исследований (Т.А. Юшко, 1997, В.И. Завалина, 1998, И. А Логанова, 2001 и др.), выполненных под руководством Т.А. Ратановой [10, с. 65].

Таким образом, несмотря на многообразие теоретических подходов к проблеме общего психического развития ребенка в дошкольном возрасте, в рамках отечественной психологической науки имеются как теоретические, так и экспериментальные предпосылки для постановки исследовательской проблемы о характере взаимосвязи познавательного развития и новообразований личности детей дошкольного возраста.

  1. Характеристика основных новообразований личности дошкольника

Дошкольное детство – большой и ответственный период психического развития ребенка. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и закладывается фундамент познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка. К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики ребенка носят латентный характер. С одной стороны, некоторые нежелательные проявления оказываются преходящими, временными и постепенно, по мере взросления ребенок теряет их, а с другой стороны, именно к концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей [10; 6]. Более того, многочисленные факты свидетельствуют о том, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем возрасте, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас невозможным [13, с. 88].

В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии:

1) чрезвычайно возрастает познавательная активность

2) развивается восприятие;

3) наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления;

4) происходит становление смысловой памяти,

5) развитие произвольного внимания;

6) значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. В трудах А.В. Запорожца отмечается, что у дошкольников появляется возможность выполнения действий по словесной инструкции, усвоения знаний на основе объяснений, но только при опоре на четкие наглядные представления [6, с. 77];

7) появляются новые виды деятельности:

– игра – первый и основной вид совместной деятельности дошкольников;

– изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность ребенка;

– элементы трудовой деятельности.

Каждый вид деятельности ставит определенные задачи перед восприятием, мышлением, речью и личностью ребенка и требует определенного уровня их развития. Продуктивная деятельность способствует не только развитию восприятия и представлений ребенка. Она также требует развития моторики, зрительно – двигательной координации, развития мышления, анализа объекта, выделения главного, воображения, оперирования образами-представлениями. Продуктивная деятельность оказывает также большое влияние на развитие личности ребенка, требует умения сосредоточиться на задаче, доводить начатое дело до конца [11, с. 12];

8) происходит интенсивное развитие личности ребенка. Начинается развитие воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества.

Итак, выше было отмечено, что в дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка чрезвычайно возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети-дошкольники проходят через возраст «почемучек». Основой познания для ребенка дошкольного возраста является чувственное познание – восприятие, наглядное мышление.

Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. Развитие восприятия в дошкольном возрасте идет путем: совершенствования перцептивных действий, усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (геометрических форм, цветов спектра, мер веса, величин, времени, системы фонем родного языка, звуковысотного ряда и т.п.) [4, с. 55].

В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой умственной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу – статусу школьника. Ниже приводится краткая характеристика основных психологических новообразований детей дошкольного возраста (табл. 1).

Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре.

Для достижения поставленной цели нами были подобраны и обоснованы психодиагностические методики, направленные на изучение самооценки дошкольников.  

Таблица 1

Краткая характеристика методик, применяющихся для диагностики локуса контроля [7, с. 56]

Назва-ние методи-ки.

Ее автор (авторы)

Теория, в рамках которой создана данная методика.

Метод

Возрастные ограниче-ния. Тестовые нормы

Данные о валидности,

надежности

Литератур-ные источники, в которых опубликова-на данная методика или имеется информация о ней

Примеча-ния

(например, достоинства или недостатки методики; шкалы и т.д.)

Рекомен-дуемая сфера примене-ния

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Название:

методики «Лесенка». Автор: Т.Д. Марцинковской

Метод:

опросник личностный

Стандартизация опросника прово-дилась его авторами на на выборке из 100 дошкольников

Подтверждая валидность , его авторы указывают на связи шкал опросника с другими особенностями личности (например, с некоторыми факторами опросника

Марцинковская Т.Д. « Диагностика психического развития детей», Москва, 1997г.

Клиническая психо-диагнос-тика, семейное консультирование, изуче-ние эффективности социаль-но-психо-логического тре-нинга и группо-вой психо-терапии

2

Название:

Опросник

Методика «Нелепицы» Автор: Немов Р. С.

Преднозначен для оценки уровня развития, работоспособности и интеграции; получения данных, касающихся сферы взаимоотношения с окружающимся миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Тест преднозначен как для взрослых, так и для детей. Может проводиться как в группе, так и индивидуально

Данная диагностика соответствует данному возрасту.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.

Представление о себе, коммуникабельность, образ тела,  патология развития, интеллект

Клиническая психо-диагнос-тика, семейное консультирование, изуче-ние эффективности социаль-но-психо-логического тре-нинга и группо-вой психо-терапии

Таким образом, можно видеть, что в дошкольном возрасте появляются новые виды деятельности ребенка. Однако ведущей и наиболее специфичной для этого периода является сюжетно-ролевая игра, в которой зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности дошкольника.


2  ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

  1. Характеристика места обследования

Личностные новообразования дошкольника – произвольность, самосознание (рефлексия, самооценка, образ Я), иерархия мотивов, этические инстанции, комплексы готовности к школьному обучению.

Целью нашего обследования являлось изучение  особенностей личностных новообразований дошкольника. В исследовании принимали участие 25 детей старшего дошкольного возраста, 6-7 лет, которые являются воспитанниками МБДОУ№202 «Детский сад общеразвивающего вида».

Для достижения поставленной цели нами были подобраны и обоснованы психодиагностические методики, направленные на изучение самооценки дошкольников.  

Обследование детей  проводилось с 1 ноября 2017 по 25 ноября 2017 г.

Выборка: 25 человек, средний возраст от 6 до 7 лет, из них 9 мальчиков и 16 девочек.

Таблица 2.1

Выборка обследуемых

№ п/п.

Ф.И.

Пол

Возраст

Состав семьи

1

Катя М.

ж

6

дошкольник

2

Даня З.

м

6

дошкольник

3

Виолета К.

ж

7

дошкольник

4

Ольга К.

ж

6

дошкольник

5

Карина Р.

ж

7

дошкольник

6

Марина П.

ж

6

дошкольник

7

Вадим В.

м

7

дошкольник

8

Виталий А.

м

6

дошкольник

9

Никита В.

м

6

дошкольник

10

Руслана Я.

ж

7

дошкольник

11

Кирилл Ф.

м

6

дошкольник

12

Анжела Г.

ж

7

дошкольник

13

Татьяна Б.

ж

6

дошкольник

14

Даниил В.

м

6

дошкольник

15

Юля С.

ж

6

дошкольник

16

Юля К.

ж

6

дошкольник

17

Настя Х.

ж

6

дошкольник

18

Владислав Д.

м

6

дошкольник

19

Артем П.

м

7

дошкольник

20

Андрей М.

м

6

дошкольник

21

Карина Ф.

ж

6

дошкольник

22

Владислава Б.

ж

6

дошкольник

23

Елизавета З.

ж

7

дошкольник

24

Елена М.

ж

6

дошкольник

25

Кристина К.

ж

6

дошкольник

Обследования включало в себя несколько этапов:

  • выявление структурных компонентов и уровней самооценки детей;
  • определить особенности проявления самооценки у детей дошкольного возраста;
  • определить связь самооценки и ведущей деятельности детей.

Дети которые приняли участия в обследовании - это активные, общительные дети, хорошо справляющиеся с поставленными перед ними задачами. Семьи данных испытуемых являются благополучными.

  1. Обоснование выбора методики обследования

  1. Описание методики «Лесенка» (По Т.Д. Марцинковской) представлена в таблице 1.1.

Данная методика основана на оценивании детьми своих личностных качеств, таких как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества. Методика позволяет определить высоту самооценки детей, ее устойчивость или противоречивость, а также адекватность представлений ребенка о самом себе.

 Методика является модификацией техники шкалирования, представленной в графической форме.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка, как общего отношения к себе.

Материал: нарисованная лесенка, фигурка человечка из картона, протокол, ручка.

 Методика проводится индивидуально. Сказочный герой является вспомогательным звеном, возможностью убедиться, что ребенок понимает инструкцию, что от него хотят, а также может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Но эти данные можно использовать и для отдельного исследования о том, кто сейчас является для детей образцом положительного или отрицательного поведения.

Ребенку показывают рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка― мальчика или девочки, (в зависимости от пола тестируемого ребенка) которую можно двигать по лесенке.

  1.  Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль для детей от 5 лет. ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

10 баллов (очень высокий уровень развития) – если за отведённое время ребёнок заметил все нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть.  

8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок заметил и отметил  все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.

6 – 7 баллов (норма) – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3 – 4 из них не успел до конца объяснить.

4 – 5 баллов (средний уровень развития) – заметил все нелепицы, не успели объяснить 5 – 7 нелепиц.

2 – 3 балла (низкий уровень развития) – не успел заметить 1 – 4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло.

0 – 1 балл (очень низкий уровень развития) – за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше 4 из имеющихся нелепиц.

10 баллов - очень высокий.

  8-9 баллов - высокий.                                                            

 4-7 баллов - средний.                                          

2-3 балла - низкий.                                                    

0-1 балл - очень низкий.

Наглядный материал к данным методикам представлен в Приложении 1.

  1. Описание психодиагностической процедуры измерения личностных новообразований у детей дошкольного возраста

Обследования было проведено в 2 этапа.

Первый этап включал в себя установление наблюдения за поведением экспериментальной группы, беседа с самими испытуемыми экспериментальной группы.

Второй этап включал исследование проявление самооценки при помощи методики «Лесенка».

Затем  обработка полученных данных, изучение особенностей проявления самооценки.

Методики «Лесенка» (По Т.Д. Марцинковской). Методика проводится индивидуально. Сказочный герой является вспомогательным звеном, возможностью убедиться, что ребенок понимает инструкцию, что от него хотят, а также может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Но эти данные можно использовать и для отдельного исследования о том, кто сейчас является для детей образцом положительного или отрицательного поведения.

Ребенку показывают рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка― мальчика или девочки, (в зависимости от пола тестируемого ребенка) которую можно двигать по лесенке.

Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и сказочного героя и дается инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, - тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже - еще хуже, а на самой нижней ступеньке ― самые плохие ребята. На какую ступеньку ты себя поставишь? Почему? А кого из сказочных героев или героев из мультиков ты поставишь на самую верхнюю ступеньку? Почему? Кого на самую нижнюю? Почему?»

Ребёнку предлагают лесенку из семи ступенек, где верхняя ступенька-позитивная оценка, нижняя-негативная.

Просят отметить крестиком на каждом отрезке своё место «среди всех людей» по уровням, соответственно «здоровья (здоровый-больной)», «ума (умный-глупый)», «характера (хороший-плохой)», «счастья (счастливый-несчастный)», «красоты (красивый-некрасивый)», «доброты (добрый-злой)». Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворённость – «счастье» и частные самооценки – «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта». Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням. Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребёнка. После выполнения этого задания ребёнок отмечает условным обозначением своё место по уровням позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребёнка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку - ребёнок защищён психологически, эмоционально благополучен. Можно добавлять или изменять названия уровней. Методика используется для сопоставления её результатов с оценкой данного ребёнка со стороны семьи и воспитателей д/с.

Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение взрослого. В случае необходимости следует повторить его. По мере ответов ребенка воспитатель фиксирует названые позиции в протоколе. Беседа с одним ребенком занимает 7-10 минут.

Диагностирование методикой «Нелепицы» (Немов Р. С.) оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

  1. Анализ результатов обследования

Результаты, полученные в данном исследовании, представлены в таблице 2.2 и 2.3.

Таблица 2.2

Результаты по методике «Лесенка»

№ п/п.

Ф.И.

пол

возраст

Место

1

Катя М.

ж

6

5

2

Даня З.

м

6

1

3

Виолета К.

ж

7

1

4

Ольга К.

ж

6

1

5

Карина Р.

ж

7

2

6

Марина П.

ж

6

1

7

Вадим В.

м

7

1

8

Виталий А.

м

6

2

9

Никита В.

м

6

1

10

Руслана Я.

ж

7

3

11

Кирилл Ф.

м

6

1

12

Анжела Г.

ж

7

1

13

Татьяна Б.

ж

6

1

14

Даниил В.

м

6

1

15

Юля С.

ж

6

1

16

Юля К.

ж

6

3

17

Настя Х.

ж

6

1

18

Владислав Д.

м

6

2

19

Артем П.

м

7

2

20

Андрей М.

м

6

1

21

Карина Ф.

ж

6

2

22

Владислава Б.

ж

6

1

23

Елизавета З.

ж

7

1

24

Елена М.

ж

6

2

25

Кристина К.

ж

6

1

Номер ступеньки соответствует количеству баллов. Чем меньше номер ступеньки, тем выше уровень самооценки.

Распределение данных по этой методике представлено на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. - Распределение выбора детей по методике «Лесенка»

А) на первое место себя определили 16 детей, что составляет 64% от выборки;

Б) на второе место – 6 детей, что составляет 24% от выборки;

В) на третье место – 2 детей; что составляет 8% от выборки;

Г) на пятое место – 1 ребенок, что составляет 4% от выборки.

Таблица 2.3

Результаты по методике «Нелепицы»

№ п/п.

Ф.И.

пол

возраст

Баллы

1

Катя М.

ж

6

10

2

Даня З.

м

6

9

3

Виолета К.

ж

7

10

4

Ольга К.

ж

6

4

5

Карина Р.

ж

7

7

6

Марина П.

ж

6

10

7

Вадим В.

м

7

6

8

Виталий А.

м

6

7

9

Никита В.

м

6

10

10

Руслана Я.

ж

7

8

11

Кирилл Ф.

м

6

8

12

Анжела Г.

ж

7

10

13

Татьяна Б.

ж

6

6

14

Даниил В.

м

6

7

15

Юля С.

ж

6

10

16

Юля К.

ж

6

8

17

Настя Х.

ж

6

10

18

Владислав Д.

м

6

7

19

Артем П.

м

7

10

20

Андрей М.

м

6

9

21

Карина Ф.

ж

6

8

22

Владислава Б.

ж

6

10

23

Елизавета З.

ж

7

8

24

Елена М.

ж

6

10

25

Кристина К.

ж

6

7

Рис.2.2. - Распределение выбора детей по методике «Нелепицы»

В таблице 2.4 представлены обобщенные данные методикам.

Таблица 2.4

Результаты дескриптивной статистики по обследованию

 Параметры

 Методика «Нелепицы»

 Методике «Лесенка»

Среднее

8,36

1,56

Стандартная ошибка

0,34

0,19

Медиана

8,00

1,00

Мода

10,00

1,00

Стандартное отклонение

1,68

0,96

Дисперсия выборки

2,82

0,92

Эксцесс

0,03

6,03

Асимметричность

-0,74

2,27

Интервал

6,00

4,00

Минимум

4,00

1,00

Максимум

10,00

5,00

Сумма

209,00

39,00

Счет

25,00

25,00

Наибольший(1)

10,00

5,00

Наименьший(1)

4,00

1,00

Уровень надежности(95,0%)

0,69

0,40

 

Рис 2.3 - Результаты дескриптивной статистики по обследованию

При анализе результатов, прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок себя поставил сам. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые лучшие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе.

Хотя в этом возрасте у ребенка только формируется устойчивая самооценка, мы можем говорить о неадекватно завышенной самооценке, особенно, если ребенок не может обосновать свой выбор.

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что практически у всех детей в данной выборке (96%) достаточно высокая самооценка. Уже само это является, как было сказано выше, позитивным признаком, хотя, исходя из этих данных, мы не можем судить ни о сформированности и устойчивости, ни о причинах именно такой самооценки, поскольку не изучались данные о взаимоотношениях в семье, а также не проводились повторные исследования уровня самооценки. Также можно говорить о необходимости выяснения причин заниженной самооценки у испытуемого №1 и, по возможности, ее коррекции.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленной целью в данном исследовании были решены следующие задачи:

Рассмотрены подходы к изучению основных новообразований личности дошкольника.

Проанализировав психологическую литературу, были выявлены особенности влияния игровой деятельности на новообразования личности дошкольника.

В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память. Расширяются познавательные интересы ребенка и складывается абрис детского мировоззрения. Развивается произвольное поведение и личное самосознание ребенка.

Было проведено обследования. Целью обследования являлось изучение  особенностей личностных новообразований дошкольника. В исследовании принимали участие 25 детей старшего дошкольного возраста, 6-7 лет, которые являются воспитанниками МБДОУ№202 «Детский сад общеразвивающего вида».

Для достижения поставленной цели нами были подобраны и обоснованы психодиагностические методики, направленные на изучение самооценки дошкольников.  

Обследование детей  проводилось с 1 ноября 2017 по 25 ноября 2017 г.

Выборка: 25 человек от 6 до 7 лет, из них 9 мальчиков и 16 девочек.

Обследования включало в себя несколько этапов:

  • выявление структурных компонентов и уровней самооценки детей;
  • определить особенности проявления самооценки у детей дошкольного возраста;
  • определить связь самооценки и ведущей деятельности детей.

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что практически у всех детей в данной выборке (96%) достаточно высокая самооценка. Уже само это является, как было сказано выше, позитивным признаком, хотя, исходя из этих данных, мы не можем судить ни о сформированности и устойчивости, ни о причинах именно такой самооценки, поскольку не изучались данные о взаимоотношениях в семье, а также не проводились повторные исследования уровня самооценки. Также можно говорить о необходимости выяснения причин заниженной самооценки у испытуемого №1 и, по возможности, ее коррекции.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И Божович - СПб., Питер, 2014. – 211 с.
  2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/ Под редакцией Д.И. Фельдштейна - М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. – 321 с.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Воронеж, 2015. – 148 с.
  4. Волков, Б.С. Волкова Н.В. Детская психология. От рождения до школы [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова - СПБ.: Питер, 2014. – 128 с.
  5. Игнатьева, Т.А. Развитие ребенка. Психические, физические, интеллектуальные способности [Текст]/ Т.А. Игнатьева - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
  6. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст]/ Р.Р. Калинина - СПб.: Речь, 2013. – 274 с.
  7. Ольшанская, Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания [Текст] Е.В. Ольшанская - М.: Первое сентября, 2014. – 273 с.
  8. Семаго, Н., Семаго, М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н. Семаго, М. Семаго - СПб.: Речь, 2013.
  9. Смирнова, Е.О. Детская психология. Учебник для вузов [Текст]/ Е.О. Смирнова - М.: Владос, 2014.  – 181 с.
  10. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества Учебник для студентов психолого - педагогических факультетов вузов [Текст]/ В.С. Мухина - М.: Институт практической психологии, 2015. – 324 с.
  11. Марютина, Т.М., Стефаненко, Т.Г., Поливанова, К.Н. Психология развития: Учебник для студентов высших психологических и педагогических заведений [Текст]/ Под редакцией Т.Д. Марцинковской.-М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
  12. Лаврова, Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного возраста: Учебное пособие [Текст]/ Г.Н. Лаврова - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2015. – 326 с.
  13. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. -М.: Академия, 2013. – 384 с.
  14. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник [Текст]/ Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. «Роспедагенство» 2016. – 178 с.
  15. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 2013. – 321 с.
  16. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избр. психол. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Воронеж, 2015. – 297 с.


Приложение 1

Тест Т.Д. Марцинковской для детей, с помощью которого исследуется уровень самооценки.

Материал:
Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция:
Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). И ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспитательница?

Тестирование:
Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Обработка результатов:
Ступенька 1 – завышенная самооценка
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Эта очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

тест лесенка

Методика «Нелепицы»

Ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

http://azps.ru/tests/pozn/figna.files/image002.jpg


Приложение 2

Результаты по методике «Лесенка»

№ п/п.

Ф.И.

пол

возраст

Место

1

Катя М.

ж

6

5

2

Даня З.

м

6

1

3

Виолета К.

ж

7

1

4

Ольга К.

ж

6

1

5

Карина Р.

ж

7

2

6

Марина П.

ж

6

1

7

Вадим В.

м

7

1

8

Виталий А.

м

6

2

9

Никита В.

м

6

1

10

Руслана Я.

ж

7

3

11

Кирилл Ф.

м

6

1

12

Анжела Г.

ж

7

1

13

Татьяна Б.

ж

6

1

14

Даниил В.

м

6

1

15

Юля С.

ж

6

1

16

Юля К.

ж

6

3

17

Настя Х.

ж

6

1

18

Владислав Д.

м

6

2

19

Артем П.

м

7

2

20

Андрей М.

м

6

1

21

Карина Ф.

ж

6

2

22

Владислава Б.

ж

6

1

23

Елизавета З.

ж

7

1

24

Елена М.

ж

6

2

25

Кристина К.

ж

6

1

Результаты по методике «Нелепицы»

№ п/п.

Ф.И.

пол

возраст

Баллы

1

Катя М.

ж

6

10

2

Даня З.

м

6

9

3

Виолета К.

ж

7

10

4

Ольга К.

ж

6

4

5

Карина Р.

ж

7

7

6

Марина П.

ж

6

10

7

Вадим В.

м

7

6

8

Виталий А.

м

6

7

9

Никита В.

м

6

10

10

Руслана Я.

ж

7

8

11

Кирилл Ф.

м

6

8

12

Анжела Г.

ж

7

10

13

Татьяна Б.

ж

6

6

14

Даниил В.

м

6

7

15

Юля С.

ж

6

10

16

Юля К.

ж

6

8

17

Настя Х.

ж

6

10

18

Владислав Д.

м

6

7

19

Артем П.

м

7

10

20

Андрей М.

м

6

9

21

Карина Ф.

ж

6

8

22

Владислава Б.

ж

6

10

23

Елизавета З.

ж

7

8

24

Елена М.

ж

6

10

25

Кристина К.

ж

6

7